Значительна роль социального
работника, как защитника личных прав граждан в оказании помощи последним, в
поручении законного возмещения для восстановления финансового положения при нанесении
ущерба здоровью человека вследствие нарушении его прав со стороны должностных
лиц или организации. Реализуя меры ответственности, как способ защиты личных
прав граждан, социальная работа решает не только компенсационную задачу в
интересах потерпевшего, но и репрессивную в отношении того, кто причинял вред,
а также превентивную задачу, предостерегая от совершения правонарушений в будущем.
Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации
дополнительных прав, предоставляемых законодательством отдельным категориям
граждан, или льгот. Законодательно закрепленные льготы выполняют важные
социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального
равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям,
женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом
поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом. К таким
относятся, например: льготы рабочим, служащим, успешно и добросовестно
выполняющим свои трудовые
обязанности,
льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погибших
военнослужащих, льготы для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут
быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах
государства и общества. Это льготы, устанавливаемые шахтерам, металлургам,
железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц уволенных с воинской службы, и
их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования вида
деятельности, в котором заинтересовано общество и государство. Например, льготы
для совмещающих работу с обучением и др.[25,41].
Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по
вопросам социального развития, социальной защиты и помощи населению являются непременным
условием юридически грамотного осуществления социальной работы по полноценной
реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной
работы развивается и законодательная база. Только за последние годы принят
целый ряд законов, имеющих основополагающее значение для организации и
наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других
учреждений социальной защиты населения, особенно в условиях распространения рыночных
отношений в экономике [37,106]. Так, с 14.02.2003 года вступил в силу
Федеральный закон РФ «О внесении дополнений и изменений в закон «О занятости
населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24.11.1995 г., Федеральный закон «Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195 от
10.12.1995 г., Постановление правительства Российской Федерации «О
первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи
семье», 15.12.2001г. вступил в силу новый Федеральный Закон «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 17.12.2001 г. был принят новый
Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [28,1] и др.
Однако процесс нормативно-правового обеспечения системы социальной защиты и
организации социальной работы с населением еще далек от завершения. Это
обстоятельство нацеливает практиков и ученых на необходимость усиления
исследовательского аспекта в социальной работе, на всестороннюю апробацию
имеющейся нормативно-правовой основы и активное ее совершенствование и развитие
[37,106].
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из
которых вытекают все другие права и обязанности личности, является
правосубъектность граждан. «Каждый человек, констатирует статья о Всеобщей декларации
прав человека, - где бы он ни находился, имеет право на признание его –
правосубъектности». Это положение имеет принципиальное значение, как для
правоохранительных органов, так и для специалистов социальной работы.
Правосубъектность - это социально-правовое состояние
человека, которое характеризует официально признанную способность лица быть
субъектом права. Иными словами, правосубъектность - это право человека иметь
права и выполнять юридические обязанности. Следовательно, правосубъектность
является важнейшим компонентом правового статуса гражданина [1,81].
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособностъ.
Правоспособность - это способность иметь права и
обязанности, предусмотренные нормами права. Она возникает с момента рождения
человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди.
Дееспособность - это способность гражданина своими
действиями приобретать права и создавать для себя юридические, обязанности,
нести ответственность за противоправные действия или бездействие. Такими
качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания,
способные действовать разумно. Лица же, не способные в силу своего возраста или
в силу психических недостатков действовать осознанно, признаются
недееспособными или ограниченно дееспособными.
Гражданская дееспособность в полном объёме возникает
с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. С
этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять
свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Права и охраняемые
законом интересы несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет защищаются в
суде их родителями, усыновителями или попечителями с применением самих несовершеннолетних.
Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет считаются полностью не дееспособными и
их права в суде защищаются их представителями [1,81].
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.63) заключение трудового
договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет; в случаях получения
основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным
законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица,
достигшие возраста 15 лет; с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя)
и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с
учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не
причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения [35,41].
Поэтому закон признает работающих несовершеннолетних дееспособными по делам,
возникающим из трудовых правоотношений [24,73].
Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По
Семейному кодексу Российской Федерации вступать в брак разрешается по
достижении 18-летнего возраста. Однако при наличии уважительных
причин органы местного самоуправления по месту жительства,
желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в
брак лицам, достигшим возраста 16 лет [29,309], поэтому дееспособность граждан
по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени
вступления брак.
В уголовном и административном законодательстве дееспособность
рассматривается как способность правонарушителя понимать общественную опасность
содеянного, отдавать себе отчёт за совершённые действия и способность нести за
них юридическую ответственность. К уголовной ответственности могут быть
привлечены лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной
ответственности лишь за совершение особо тяжких преступлений, указанных в ст.
10 УК РСФСР: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших
расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, особо злостное или
злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного,
общественного или личного имущества граждан, повлекшие тяжкие последствия
хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, а также
умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда [24,45].
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к
моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К несовершеннолетним в
возрасте от 16 до 18 лет меры воздействия применяются комиссиями по делам
несовершеннолетних, кроме особых случаев, предусмотренных законом [26,6].
Федеральными законами «О
государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном
страховании», «О трудовых пенсиях» предусмотрен переход на принципиально новый механизм
назначения и выплаты различных видов
пенсий. Проводится разделение пенсий, выплачиваемых по государственному
пенсионному обеспечению, и трудовых пенсий [35].
Федеральный закон «О трудовых
пенсиях» устанавливает новый порядок расчета выплаты трудовых пенсий. По ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении» будет рассчитываться пенсионное
обеспечение граждан, военнослужащих, инвалидов, получивших увечье в горячих
точках, участников ВОВ и др.
Главный положительный момент закона о трудовых пенсиях в том, что
работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном объеме и что повысился
размер социальных пенсий отдельным категориям пенсионеров (инвалиды 1 группы и
дети-инвалиды).
В старой схеме начисления пенсии существовал простой принцип
распределения: все пенсионеры получали свое содержание поровну. Главное отличие
новой пенсионной системы от старой в том, что новая пенсия состоит из трех
частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть – это отправная
точка, страховая - это денежное возмещение по достижении пенсионного возраста,
накопительная – это те средства, которые поступают на лицевой счет человека в
течение всей его трудовой карьеры.
Преимущества пенсионной реформы – каждый гражданин сможет
проследить поступления своих денежных средств на индивидуальные пенсионные
лицевые счета, т.е. платит за работника работодатель или нет [9,2].
§2 Специфика социальных проблем людей,
проживающих в Норильском регионе.
Норильский промышленный (НПР), включающий города-спутники Норильск,
Талнах, Кайеркан, Оганер - территориально расположен на севере Красноярского
края, на юге Таймырского полуострова. Граница городов приближается к 70-му
градусу северной широты. Норильск входит в пятерку самых северных городов на
планете.
Климатические особенности Крайнего Севера характеризуются суровой
зимой, длящейся 268 суток, низким температурным режимом (среднегодовая
температура - 9,6°С), продолжительной полярной зимой - 45 суток, частыми
магнитными бурями резкими перепадами атмосферного давления, жестким космическим
излучением.
НПР - комплекс городов с 219,05 тысяч человек (данные на
01.01.2003 г.), представляющих более 90 национальностей.
Основной вид деятельности – горно-металлургическое производство.
По данным статистического управления единого муниципального образования «город
Норильск» на 01.01.2003 год численность детей до 18 лет составляет 60,07 тысяч
человек: из них до 7 лет – 18,522 тысяч, от 7 лет до 16 лет – 30,035 тысяч, от
16 лет до 18 лет – 11,513 тысяч; пенсионеров - 28,615 тысяч, инвалидов (старше
18 лет) - 3,996 тысяч, рабочих и служащих - 61,6%, студентов - 1,8 %,
безработных - 0,4 %.[17,1].
Необходимо отметить довольно высокий
образовательный ценз норильчан, во многом превышающий общероссийский
показатель.
Налицо тенденция занятости инженерно-технических работников на
рабочих местах. Причин тому несколько. Во-первых, приезжающие в регион
специалисты не всегда могут получить работу согласно своему образованию,
во-вторых, приоритетность нелепых установок на обеспечение материальных благ
для себя и своей семьи заставляет многих выбирать более высокооплачиваемые в
сравнении с инженерными рабочие специальности [17,1].
На сегодняшний день ограничивается механический прирост населения. Из
других регионов в НПР приехали в 2001-м году 4807 человек (в 2000 году – 3038),
в том числе из стран СНГ – 266 (это лишь те, кто по закону оформил свое
проживание в Норильске). В 2000-м году из стран содружеств к нам приехали 712
человек.
Покинули город в 2001 году 4747 жителей (в 2000-м – 6500).
Браков зарегистрировано в 2001 году 2045 (в 2000-м – 1908),
разводов – 1989 (в 2000-м – 1539).
В 2001 году умерли 1719 человек.
К концу 2000-го года средний доход норильчан равнялся 14 тысячам
725 рублям. В 2001-м – доход вырос до 15556 рублей. В Красноярском крае доход
равняется 4100 рублям.
В 2001 году родились 2500 младенцев (на 251 больше, чем в 2000-м)
[6,1].
Единственный регион в России, где рождаемость превышает
смертность, - Таймырский АО. За последние годы рождаемость на Таймыре постоянно
растет. По качеству обслуживания Норильский родильный дом не идет ни в какое
сравнение с роддомами на «материке». И все это бесплатно [10,2].
НПР входит в число самых экологически неблагополучных районов
России. По данным Центра социологических исследований значительная доля
вредных выбросов в атмосферу – почти 99% - приходится на Норильскую горную
компанию (комбинат).
Зона гибели окружающей среды в НПР растянулась уже до двухсот
километров. Объем расположенных вокруг Большого Норильска свалок, которые не
соответствуют нормам эксплуатации, в 8 раз превышает площадь селитебной зоны.
На здоровье населения более всего сказывается влияние
загрязненного воздуха. В год в атмосферу выбрасывается почти 2 млн. тонн
вредных веществ, среди которых преобладают оксид азота, никель, кобальт, фенол
и прочие ингредиенты. Причем прослеживается тенденция к их увеличению. А с ней
– и возрастание заболеваний, прежде всего, легочных, сердечно-сосудистых
органов, эндокринной системы, кожи.
Экологическая программа ЕМО «Город
Норильск» была разработана в 2001 году. Но по ряду причин большинство пунктов
так и не были реализованы, хотя деньги на это имелись.
Депутаты оценили работу МУ «Экология»
как «неудовлетворительную».
На 2002 год под программу было выделено 800 млн. рублей.
Проект программы, рассчитанной на 5 лет, представили и сотрудники
НТУ ГМК. Специалисты подсчитали, что предотвращение загрязнений для ГМК более
выгодно, нежели борьба с ними. Начавшаяся реконструкция производства позволит
ликвидировать наиболее устаревшие и экологически опасные объекты и внедрить
самые современные технологии добычи руды, обогащения и металлургии, с
исключением или утилизацией вредных отходов. Кроме того, программа включает
блок вопросов и по другим проблемам – улавливанию серы, реконструкции очистных
сооружений, мусоропереработки и т.д.[7,2].
Согласно диагностическим, психолого-педагогическим исследованиям,
проведенным Заполярным центром социальной педагогики и коллективами
экспериментальных площадок (исследования проводились в ноябре-декабре 1993
года, влияние полярной ночи ощущают 33% опрошенных, раздражение, сонливость она
вызывает у 35%, лили» у 8% опрошенных в возрасте от 20 лет и выше (до 50 лет),
полярная ночь не вызывает отрицательных эмоций.[17,2]
Медики отмечают, что первые необратимые изменения в состоянии здоровья,
выражающиеся в основном в форме метеопатии, возникают при среднем сроке 8-9
лет, нарушения интеллекта -12-13 лег, необратимые процессы в организме 17-21
год [17,2].
В первые 3-5 лет проживания на Севере наблюдается превалирование острых
заболеваний и патологий, связанной с психоэмоциональным напряжением (острые и
инфекционно-воспалительные, инсульты, алкогольные отравления, травмы), в
последующие годы отмечается рост хронических процессов. 49% респондентов
отметили в семье наличие хронических больных.
Физическое
развитие детей замедленно, массово проявляется отставание от норм
интеллектуального развития детей к школьному возрасту. До 80% и более рожденных
здесь детей имеют отклонения в развитии или предрасположенность к хроническим
заболеваниям [27,5]. 79% опрошенных родителей
отмечают жалобы ребенка (детей) на свое здоровье. 72% связывает ухудшение
здоровья ребенка с жизнью на Севере, свое здоровье как «плохое» оценивают 10%
детей [24,3].
Заметно «помолодели» взрослые
болезни: гипертония, сердечная недостаточность, которые все чаще встречаются у
детей.
И здесь не только сказывается влияние
климатических и экологических факторов. По данным исследований Заполярного
Центра социальной педагогики норильская школа не сориентирована на специфику
Заполярья. Программы, курсы, разрабатываемые на «материке» автоматически
переносятся в практику учебно-воспитательной работой образовательных учреждений
без обоснованной корректировки и адаптации в соответствии со спецификой
региональных условий.
Зачастую
происходит количественное расширение учебных курсов в лицеях, гимназиях,
колледжах экспериментальных школах и классах, приводящие в условиях 5-дневной
учебной недели к увеличению количества уроков в 1-4 классах до 6, 4-9-х - до 7
и в старших классах до 8 и более [34,5].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|