Особое место в налоговом законодательстве
отведено ответственности коммерческих банков за
нарушение ими возложенных на них налоговыми законами обязанностей.
В частности, за открытие банком счета
налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет
в налоговом органе или при наличии у банка решения налогового органа о
приостановлении операций по счетам этого лица на коммерческий банк налагается
штраф в размере 10 тыс. рублей.
Кроме того, в случае несообщения банком
налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или
индивидуальным предпринимателем с этого банка взыскивается штраф в размере 20
тыс. рублей.
При нарушении банком установленного срока
исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбора с банка
взыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый день
просрочки.
Если же банк совершил действия, создавшие
ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении
которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк
налагается штраф в размере 30 % непоступившей в результате таких действий
суммы налогов.
В том случае, если у банка имеется решение налогового
органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил
его поручение на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф
в размере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручением
налогоплательщика, но не более суммы задолженности налогоплательщика в бюджет.
Неисполнение банком в установленный срок
инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика
при наличии на нем достаточных денежных средств суммы налога или сбора, а также
пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый день
просрочки.
В случае непредставления коммерческим банком по
мотивированному запросу налогового органа справки по операциям и счетам
организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в установленный Кодексом срок с банка
взыскается штраф в размере 20 тыс. рублей.
Так же, как и с налогоплательщика, взыскание
налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда.
3.
Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов.
3.1
Теоретическая
база для обжалования неправомерных действий налоговых органов.
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет
право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия
или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или
налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Акты ненормативного характера — это акты, имеющие
индивидуальный характер (относящиеся к конкретным налогоплательщикам,
налоговым агентам, а не к неопределенному кругу лиц), и содержащие обязательные
предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущие определенные
юридические последствия. К таким актам относятся: постановления о взыскании
налога, акт налоговой проверки, требование об уплате налога и др.
Нормативные правовые акты налоговых органов
могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Акты налоговых органов, действия или бездействие
их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на
одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых
органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и
индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового
заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным
законодательством. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных)
налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими
лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем
подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с
законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных
органов и их должностных лиц.
Жалоба на акт налогового органа, действия или
бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый
орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда
налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе
могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по
уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица,
подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим
должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме
соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или
вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее
отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее
лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый
орган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в вышестоящий
налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в те же сроки.
Жалоба налогоплательщика рассматривается
вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не
позднее месяца со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового
органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить
жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить
дополнительную проверку;
3) отменить решение и прекратить производство по
делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение. По итогам
рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых
органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе
вынести решение по существу.
Решение налогового органа (должностного лица) по
жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение 3 дней со дня
его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого
акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Если налоговый орган (должностное лицо),
рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые
акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый
орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта
или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается
руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым
органом.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых
органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются
и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным
процессуальным законодательством и иными федеральными законами.
3.2
Судебная
практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий
(бездействия) налоговых органов.
Арбитражными судами был рассмотрен ряд дел,
заявляя по которым истцы, заявляя требования о возмещении убытков, в
обоснование указанных требований ссылались на то, что убытки возникли у них из-за
несвоевременного возмещения НДС из бюджета.
По данной категории дел арбитражные суды указывали
на отсутствие доказательств наличия у истцов убытков в связи с несвоевременным
возмещением НДС из бюджета и причинно-следственной связи между заявленными
истцами суммами убытков и бездействием налоговых органов по возврату из бюджета
сумм НДС.
Пример 1: 000 «К» обратилось в арбитражный суд с иском о
взыскании с МНС России убытков, причиненных истцу в результате
несвоевременного возмещения НДС налоговым органом.
Решением арбитражного суда
в удовлетворении исковых требований было отказано.
При этом арбитражный суд
указал, что сумма, заявленная истцом в качестве убытков, была уплачена им
контрагенту в связи с несвоевременным возвратом денежных средств по договору
займа и не является убытками, то есть расходами, которые лицо произвело для
восстановления своего нарушенного права.
Истец представляет собой
лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которая согласно ст. 2
ГКРФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, истец
должен заключать хозяйственные договоры с учетом своего финансового положения
и возможности его исполнить.
Обязанность возврата
из бюджета уплаченного НДС, установленная п.3 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 №
1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», не является договорным условием, в
результате неисполнения которой возникли убытки.
С учетом
изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что между затратами истца о
договору займа, которые были произведены истцом, и бездействием налогового
органа по возврату НДС причинно-следственной связи не имеется и заявленная
истцом сумма не является убытками истца, возникшими по вине налогового органа.[5]
Необходимо также обратить внимание на достаточно
распространенную ситуацию, когда юридическими лицами и предпринимателями без
образования юридического лица в числе требований о возмещении убытков,
причиненных неправомерным взысканием сумм налогов и налоговых санкций в бюджет
в результате действий налоговых органов, органов налоговой полиции, а также
должностных лиц указанных органов, предъявляются требования о начислении
процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, взысканные
налоговыми органами и органами налоговой полиции (ст. 395 ГК РФ).
Незаконность удовлетворения подобных требований
разъяснена в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и
Пленума ВАС РФ ОТ01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с
применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где
указано, что поскольку гражданское законодательство может быть применено к
указанным правонарушениям, если только это предусмотрено законодательством (ст.
2 ГК РФ), а ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным
законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими
денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и
физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами,
то при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего
бюджета этих сумм не подлежат применению нормы (ст. 395 ГК РФ), регулирующие
ответственность за неисполнение денежного обязательства.
Пример 2:
ТОО «О» обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС России и МНС
России о взыскании убытков.
В обоснование своего требования истец указал, что
неправомерное списание с его расчетного счета денежных средств повлекло
возникновение у него убытков. Основанием для списания в бесспорном порядке
денежных средств послужил акт документальной проверки и принятое на основании
его решение, которым с истца была взыскана недоимка по налогу на прибыль и НДС,
специальному налогу и т.д., соответствующие пени и штрафы. Данное решение
истцом не оспаривалось.
Решением арбитражного
суда в иске ТОО было отказано.
Постановлением
апелляционной инстанции арбитражного суда решение оставлено без изменения.
Арбитражный суд апелляционной
инстанции указал на то, что оснований для взыскания процентов за пользование
чужими денежными средствами на основании с ст. 395 ГК РФ не имеется, поскольку
ни налоговым, ни гражданским законодательством не предусмотрено начисление
процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, взысканные
налоговыми органами
с юридических или физических лиц в виде санкций. Суд апелляционной инстанции,
исследовав вышеуказанный акт и решение налогового органа, решил, что истец
не доказал вину налогового органа, наличие причинно-следственной связи между
неправомерными действиями (бездействием) со стороны налогового органа и
причиненными убытками, а также размер понесенных убытков.[5]
В настоящее время достаточно часто физические и юридические лица
обращаются в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с исками о возмещении
произведенных ими расходов на оплату услуг адвокатов, определяя данные расходы
как убытки, причиненные в результате действий налоговых органов (органов
налоговой полиции).
Сложившаяся практика рассмотрения судами данной категории дел показывает,
что при принятии решений суды исходят из того, что расходы, произведенные
налогоплательщиками по оплате квалифицированной юридической помощи при
разрешении споров с налоговым и органами не являются убытками, а
следовательно, возмещению не подлежат.
Указанная точка зрения нашла свое отражение в
практике рассмотрения споров ВАС РФ.
Пример 3: Арбитражным
судом было рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя Т. о
возмещении убытков, вызванных привлечением для участия в судебных заседаниях
работников юридической фирмы.
Арбитражный суд, отказывая истцу в удовлетворении исковых
требований, указал, что оплата оказанных юридической фирмой услуг относится к
нормальной хозяйственной деятельности истца, а поэтому понесенные истцом
расходы, связанные с исполнением договоров на оказание юридических услуг, в
контексте ст. 15 ГК РФ могут считаться убытками.[5]
Таким образом, расходы, понесенные организацией
(индивидуальным предпринимателем) на оплату услуг адвокатов по договорам, не
относятся к общегражданским убыткам, подлежащим возмещению на основании ст. 15
ГК РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье
право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления
нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а
также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского обо рота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно абзацу первому п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические
лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем
интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе
договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий
договора.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 2 ГК РФ
предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, заключение организацией (индивидуальным
предпринимателем) договоров на представительство интересов в суде является
выражением его свободного волеизъявления, оплата услуг адвоката входит в
нормальный хозяйственный риск предпринимательской деятельности, равно как определение
стоимости данных услуг.
Кроме того, в соответствии с абзацем шестым подпункта
«и» п. 2 Положения о составе затрат организация вправе включить затраты по
оплате юридических услуг, оказанных адвокатами, в себестоимость продукции
(работ, услуг), если в штате данной организации отсутствовала должность юриста
(юридический отдел).
Поскольку вопрос о возмещении убытков должен быть
разрешен в зависимости от правовой оценки действий (бездействия) налоговых
органов и органов налоговой полиции, в результате которых налогоплательщику
были причинены убытки, следующим подлежащим доказыванию при рассмотрении в суде
дела о возмещении убытков обстоятельством (элементом доказывания) является
неправомерность действий указанных органов.
Наравне с вышеперечисленными элементами, подлежащими доказыванию
по данной категории дел, имеется такой элемент, как причинно-следственная
связь между причиненными налогоплательщику убытками и неправомерными действиями
(бездействием) налоговых органов или органов налоговой полиции, а также
должностных лиц указанных органов. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от
30.07.1996 № 5059/94 среди иных оснований к отмене судебных актов по делу и
направлению дела на новое рассмотрение указал на отсутствие исследования
надлежащим образом вопроса о наличии причинной связи между действиями
налоговой инспекции и возникновением убытков.
В связи с изложенным, при заявлении требований о
возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов,
должностных лиц указанных органов, необходимо привлекать в качестве ответчика
Минфин России.
Заключение
Анализ правовой основы
регулирования налоговых отношений позволяет сделать вывод, что данные отношения
регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую
не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и
уплаты налогов, прав, ответственности и обязанностей субъектов налогового
права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов.
Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся
данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так
называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой
ответственности, например, некоторые составы правонарушений российским
законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным
участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.
Привлечение налогоплательщика к налоговой
ответственности затрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей,
организаций. Оно касается таких важных институтов как право заниматься
предпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлечения
налогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутации
налогоплательщика. Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная
процедура в законе напрямую зависит и соблюдение этих прав. А налоговое
законодательство ещё не так совершенно как хотелось бы.
Но не всё так
мрачно, следует помнить, что налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас
оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо
обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые
пробелы в законодательстве будут восполнены, на смену большого количества
разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов,
придёт окончательный вариант Налогового кодекса.
Список использованной литературы
1.
Перов
А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М,
2002.
2.
Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – М.: Международный
центр финансово-экономического развития, 2001.
3.
Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 15
августа 1999 г.- М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.
4.
Короткова
Л.А., Ковалевская Д.Е. Обжалование актов, действий (бездействия) налоговых
органов и их должностных лиц. Налоговый вестник, №6 2001г. – с.188.
5.
Короткова
Л.А., Ковалевская Д.Е. Судебная практика: некоторые аспекты возмещения вреда,
причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов и органов
налоговой полиции. Налоговый вестник, №8 – с.189, №9 – с.176.
6.
Дмитриева
Н.Г. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
[1] Перов А.В., Толкушкин
А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.с157
[2]Там же
[3] Перов А.В., Толкушкин
А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002 с.157
[4] Там же
[5] Перов А.В., Толкушкин
А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002 с.161
[6] Перов А.В., Толкушкин
А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002 с.162
Страницы: 1, 2, 3
|