Полномочия представителя должны быть
документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Законными представителями
налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять
указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Действия (бездействие) законных представителей
организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями
(бездействием) этой организации.
Законными представителями
налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в
качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается
физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком
представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными
органами, органами государственных
внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями
налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов,
органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи,
следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации
осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в
порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный
представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои
полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности,
приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским
законодательством РФ.
2. Ответственность налогоплательщиков
за нарушение налогового законодательства.
2.1
Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы
привлечения к ответственности.
Налоговым кодексом России существенно изменены
действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за
налоговые нарушения. Эти нормы применялись в условиях отсутствия ясного и
четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости и
расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. Поэтому при
подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном
снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за
налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов
составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было
фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются
в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко
фиксированной сумме.
Принципиально новым в Налоговом кодексе является
и то, что впервые в российской налоговой практике дано достаточно четкое
определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым
правонарушением является виновно совершенное противоправное, т. е.
в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие
налогоплательщика „за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие
меры ответственности (ст. 106 НК РФ). [2]
Налоговая ответственность – это
применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения
уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам,
содействующим уплате налога.[2]
Основополагающими принципами привлечения к
ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в
основном налоговом законе страны, являются следующие:
— ни один налогоплательщик, будь то юридическое
лицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, не может быть
привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как
по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;
— к налогоплательщику не могут быть повторно
применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же
нарушения налогового законодательства;
— ответственность за действия, предусмотренные
Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом, наступает только в том
случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством Российской Федерации;
— привлечение налогоплательщика — юридического
лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать
его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от
административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами
Российской Федерации;
— в случае привлечения налогоплательщика к
ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобождается
от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;
— налогоплательщик не может считаться виновным в
нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не
установлена решением суда, вступившим в законную силу;
— на налогоплательщика не может быть возложена
обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового
правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих
о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении,
возложена на налоговые органы;
— все сомнения в виновности налогоплательщика в
совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу России
всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Принципиально новым моментом при определении меры
ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика,
совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное
правонарушение и совершенное по неосторожности.
Умышленным считается такое
правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер
своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление
их вредных последствий.[2]
В то же время признается совершенным по неосторожности
такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер
возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.[2]
В зависимости от вины должностных лиц налогоплательщика,
действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется
и вина организации-налогоплательщика.
2.2
Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности.
НК РФ установлены определенные обстоятельства,
при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за
нарушение налогового законодательства. Суть этих обстоятельств состоит в
следующем:
Во-первых, вину налогоплательщика
исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия
или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
Во-вторых, не подлежат
ответственности те действия налогоплательщика, приведшие к нарушению
налогового законодательства, которые являются следствием»выполнения письменных
разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных
налоговым органом, или другими уполномоченным государственным
органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции.
И, наконец, в-третьих, действия,
содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком
— физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при
котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или
руководить ими вследствие болезненного состояния, также исключают его вину.
Применение того или иного размера финансовых
санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств,
смягчающих или же наоборот отягчающих предусмотренную в законе ответственность
за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим ответственность
за совершение налогового правонарушения, является, в частности, совершение
правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств,
а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной,
служебной или иной зависимости.[2]
Обстоятельством, отягчающим ответственность,
является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12
месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за
аналогичное правонарушение.[2]
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из указанных
смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается
не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен
Налоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа
увеличивается в два раза.
Если налогоплательщик совершил не менее двух
налоговых правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое
такое правонарушение в отдельности.
Налоговый кодекс установил и период времени, в
течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с
налогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявление
налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шести
месяцев.
2.3
Виды
налоговых правонарушений и система налоговых санкций.
Основные виды нарушений налогового
законодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение приведены
в табл. 1.
Таблица 1
Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового
законодательства
№ п/п
|
Виды налоговых
правонарушений
|
Налоговая санкция
|
1
|
2
|
3
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
Нарушение срока
подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии
признаков налогового правонарушения
Нарушение срока
подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней
Осуществление
предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
Осуществление
предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении
трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый
учет)
Нарушение срока
представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в
банке
Непредставление в
установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой декларации:
- при нарушении
срока представления декларации до 180 дней
- при нарушении
срока представления декларации более 180 дней
Грубое нарушение
учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных
документов, регистров бухучёта; систематическое несвоевременное или
неправильное отражение в учёте и отчётности хозяйственных операций, денежных
средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых
вложений):
- совершённое в
течение одного налогового периода
- совершённое в
течение более одного года
- повлекшее
занижение дохода
Нарушение правил
составления налоговой декларации (несвоевремен-
ное и
неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной
суммы налога)
Неуплата или не
полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или
неправильного исчисления налогов:
- выявленные
налоговым органом при выездной проверке
- совершённые
умышленно
незаконное
воспрепятствование досту-
пу должностного
лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в
помещение налогоплательщика
Несоблюдение
порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен
арест
Непредоставление
в срок налогопла-
тельщиком
документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
|
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
10% полученных за
этот период доходов, но не менее 20 тыс. рублей
20% доходов,
полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
5 тыс. рублей
5% суммы налога,
подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц, но не более 30%
указанной суммы и не менее 100 рублей
30% суммы налога,
подлежащего уплате, и 10% суммы налога за каждый полный и неполный месяц,
начиная со 181 дня
5 тыс. рублей
15 тыс. рублей
10% суммы
неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей
5 тыс. рублей
штраф в размере
20% неуплаченной суммы налога
штраф в размере
40% неуплаченной суммы налога
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
50 рублей за
каждый непредставленный документ
|
Источник: В.Г. Пансков Налоги и
налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.2001. –с.154.
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с
принятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видов
правонарушений, за совершение которых на налогоплательщика налагаются штрафные
санкции. Все эти виды нарушений присутствовали в налоговом законодательстве,
действовавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти
правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или
неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало
практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое
правонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая в
настоящее время система налоговых санкций, применяемых к налогоплательщику,
существенно дифференцирована и в значительной степени смягчена.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня
применяется, — это 40 % суммы неуплаченного налога за умышленное занижение
налогооблагаемой базы или неправильное исчисление налога. До принятия
Налогового кодекса за неправомерное( уменьшение налогов взималась
сумма, равная 100 % суммы сокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога
за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому
налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном
нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время
размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.
Налоговым кодексом кроме ответственности
непосредственно налогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушение
законодательства и для других участников налоговых отношений.
В частности, за
невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей налагается
штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
В случае, если эксперт, переводчик или специалист
отказываются от участия в проведении налоговой проверки, они могут быть
наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо
ложного заключения штраф составляет одну тысячу рублей.
2.4
Ответственность
коммерческих банков.
Страницы: 1, 2, 3
|