Часть 3 ст. 9 АПК РФ раскрывает принцип
состязательности в аспекте участия арбитражного суда в процессе, а именно:
арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность:
•осуществляет
руководство процессом;
•разъясняет
лицам, участвующим в деле, их права и обязанности;
•предупреждает
о последствиях совершения или не совершения ими процессуальных действий;
•оказывает
содействие в реализации их прав;
•создает
условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления
фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных
правовых актов при рассмотрении дела.
Вернемся теперь к рассмотрению новой
процессуальной обязанности для участников арбитражного процесса, закрепленной в
ч. 3 и 4 ст. 65 АПК РФ. Представляется, что указанные нормы следует
рассматривать в качестве важной новеллы, которая существенно изменила концепцию
обязанности доказывания. Часть 3 ст. 65 АПК РФ содержит правило о том, что
каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые
оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими
лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не
установлено АПК, А в ч. 4 данной статьи установлено, что лица, участвующие в
деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица,
участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.[[6]]
Правила, закрепленные в ч. 3, 4 ст. 65 АПК,
являются логическим продолжением правил состязательности, изложенных в ст. 9
АПК. В частности, в ч. 2 ст. 9 АПК установлено, что лица, участвующие в деле,
вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.
Представляя доказательства, лицо, участвующее
в деле, выполняет, таким образом, возложенную на него обязанность доказывания.
Исполняя правила, установленные ч. 3,4 ст. 65 АПК, лицо также осуществляет
обязанность по доказыванию, действует в строгом соответствии с нормами АП К,
которые возложили на лицо обязанность раскрыть свои доказательства до начала
судебного заседания.
Следовательно, используя терминологию закона,
указанную обязанность участвующих в деле лиц можно назвать «бременем раскрытия
доказательств». Данная обязанность характеризуется следующими признаками:
1)
бремя раскрытия доказательств возлагается налицо, которое несет обязанность
доказывания;
2)
другие лица, участвующие в деле, вправе быть ознакомленными с доказательствами
лица до начала судебного заседания;
3)
лицо вправе ссылаться в судебном заседании только на те доказательства, с
которыми другие лица уже ознакомлены;
4)
лицо, не исполнившее обязанности по раскрытию доказательств, несет риск не
совершения им этого процессуального действия (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В заключение следует еще раз отметить, что
принцип состязательности, являясь функциональным принципом арбитражного
процесса, во многом определяет сущность всего процесса доказывания. Поэтому
стороны в арбитражном процессе занимают активную позицию, на них возлагается
обязанность обоснования своей правовой позиции, раскрытия и представления суду
доказательств.
3.3. Организационные
(судоустройственные) принципы арбитражного судопроизводства
Принцип осуществления правосудия только
судом – правило, согласно которому реализация полномочий,
отнесенных к ведению органов судебной власти, может осуществляться только
судами, созданными в соответствии с законом.
В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется
только судом. Система арбитражных судов функционирует на основании Федерального
конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и
Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Субъектами осуществления правосудия являются судьи арбитражных судов,
наделенные полномочиями в соответствии с Федеральным конституционным законом «О
судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ «О статусе судей Российской
Федерации», и арбитражные заседатели, наделенные полномочиями по осуществлению
правосудия в соответствии с Федеральным законом «Об арбитражных заседателях
арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
Только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие по делам в сфере
хозяйственной юрисдикции, отнесенной к его ведению.
Третейские суды, хотя и разрешают экономические
споры, не входят в судебную систему страны, следовательно, правосудие не
осуществляют. Они осуществляют именно третейское экономическое правосудие.
Внешне это проявляется в том, что свои решения арбитражный суд провозглашает
именем Российской Федерации, чего третейский суд делать не вправе.[[7]]
Принцип сочетания коллегиального и единоличного
рассмотрения дел – правило, согласно которому в
зависимости от категории дел и ряда других критериев разбирательство дела в
арбитражном судопроизводстве производится судьей арбитражного суда единолично
либо арбитражным судом в коллегиальном составе. Если арбитражный судья рассматривает
дело единолично, он действует от имени суда. Это же относится и к случаям
рассмотрения дел коллегиально, когда в состав суда, рассматривающего дело,
должно входить трое или другое нечетное количество судей; все они при
рассмотрении дел пользуются равными правами.
коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном
суде первой инстанции осуществляется двух вариантах — в составе трех судей или
судьи и двух арбитражных заседателей. В соответствии ст. 3 ст. 17 АПК
арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей
рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и
иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о
рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием
арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее, чем за один
месяц до начала судебного разбирательства. И оно может быть заявлено при каждом
новом рассмотрении дела. В свою очередь, суд обязан при; подготовке дела к
судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.
И если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей
удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для
рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в
установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и
заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного
разбирательства. Но если сторона в этот срок не заявит о выбранной кандидатуре,
суд вправе определить ее самостоятельно.
Важно, что ходатайство о рассмотрении дела с
участием арбитражных заседателей и заявление о выбранной кандидатуре
арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в таком же порядке, как и
другие заявления и ходатайства участвующих в деле лиц. Одновременно
установлено, что при рассмотрении заявления о выбранной кандидатуре
арбитражного заседателя суд обязан проверить обстоятельства, при которых данный
кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении
конкретного дела. Наличие этих обстоятельств является основанием отказа в
удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной
кандидатуры арбитражного заседателя. В таком случае суд предлагает
соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в общем порядке.
Стоит здесь повторить, что при рассмотрении
дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи, что
судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов,
возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными
процессуальными правами, но арбитражный заседатель не может быть
председательствующим в судебном заседании.
Если арбитражный судья рассматривает дело
единолично, он действует от имени суда. Это же относится и к случаям
рассмотрения дел коллегиально, когда в состав суда, рассматривающего дело,
должно входить трое или другое нечетное количество судей; все они при
рассмотрении дел пользуются равными правами.
Закон прямо и однозначно устанавливает, что все
дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются
коллегиально.
Как формируется состав суда для рассмотрения
конкретного арбитражного дела? Ответ на этот вопрос закреплен в ст. 18 АПК, где
указано, что этот состав формируется с учетом нагрузки и специализации судей в
порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе
разбирательства. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом
суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда, а замена судьи
или одного из судей возможна в случае: заявленного и удовлетворенного в
установленном порядке самоотвода или отвода судьи; длительного отсутствия судьи
ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе. Но После замены судьи рассмотрение
дела начинается сначала.
Вопросы, возникающие при рассмотрении дела
судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов, при
этом никто из
судей не вправе воздержаться от голосования, а судья — председательствующий в
заседании — голосует последним. В то же время судья, не согласный с мнением
большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменной форме
особое мнение, которое — в особом конверте — приобщается к делу, но не
оглашается.
Закон прямо не указывает на недоступность
особого мнения судя другим судьям, участвующим в коллегиальном рассмотрении
данного дела, не говоря уж о председателе того судебного состава, в который
входит эта «тройка» судей, председателя судебной коллегии, в которую входит
этот состав, и председателя данного арбитражного суда, Но если и этим лицам
особое мнение судьи недоступно, то для кого оно пишется? Для вышестоящей
судебной инстанции? Бесспорно, что институт особого мнения судьи в арбитражном
процессе законодателем недоработан, да и теоретическое его обоснование
оставляет желать лучшего — практике остро необходим ясный и отчетливый
процессуальный режим особого мнения арбитражного судьи (арбитражного
заседателя) по рассмотренному в арбитражном суде делу.[[8]]
Принцип независимости судей - правило, правило по
которому постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их
деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой
ответственность, установленную законом.
Судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции РФ и
федеральному закону. При этом гарантии независимости судей арбитражных судов
устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.
Принцип независимости отражен в ст.120 Конституции РФ и представляет
собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают
судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на
нормативных актах определенного уровня. Данный принцип имеет
международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст.6 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Законом установлена уголовная ответственность
за вмешательство в деятельность арбитражных судов при разрешении споров, угрозу
по отношению к судье, его оскорбление; установлена административная
ответственность за проявление неуважения к суду, непринятие мер по определению
суда, невыполнение иных указаний суда или судьи; установлены гарантии
неприкосновенности судей и др. . Есть и еще одна грань принципа независимости
арбитражного судьи. Даже в тех случаях, когда спор разрешают трое судей (либо
один профессиональный судья и два арбитражных заседателя) и их мнение о решении
не совпадает, каждый из них сохраняет независимость: решение принимается по
мнению большинства судей, а третий, не согласный с ним, излагает письменно
свое особое мнение, прилагаемое к решению. Это же относится и к мнению судьи
вышестоящей арбитражно-судебной инстанции.
Наконец, арбитражный судья независим и от
мнения, точки зрения средств массовой информации, которые не должны пытаться
воздействовать на судью ни при рассмотрении им конкретного дела, ни при
вынесении судебного акта.
Принцип обязательности судебных актов арбитражного суда - правовой базой этого принципа служат ст.7 Закона «Об арбитражных судах в
Российской Федерации», ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации. Никакой иной орган и должностное лицо не вправе не только изменить или
отменить судебный акт арбитражного суда, но даже в своих действиях исходить из
предложений, что этот акт неверен и незаконен. Неисполнение судебных актов, а
также не выполнение требований арбитражных судов влечет за собой, установленную
законом ответственность.
Нужно отметить, что термин «судебный акт» —
сравнительно новое, применяемое лишь с 1995 г. собирательное понятие, включает
в себя понятия «решение», «определение» и «постановление» — или Формы судебных
актов. Так, судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при
рассмотрении дела по существу, именуйся решением. Судебные акты, принимаемые
арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам
рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты,
принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам пересмотра
судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями. Все же иные
судебные акты арбитражных судов; принимаемые в ходе судопроизводства, именуются
определениями.
3.4. Функциональные
(судопроизводственные) принципы арбитражного судопроизводства
Принцип равенства перед законом и арбитражным судом организаций и
граждан - правило, в соответствии с которым арбитражное
правосудие осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо
от каких - либо признаков и критериев.
Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую – либо из
сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и ст.7
Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Согласно нормативным предписаниям правосудие в арбитражном суде осуществляется
на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места
нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан – независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Обеспечение равной судебной защиты всем лицам, участвующим в деле,
является одной из процессуальных обязанностей суда. [[9]]
Принцип гласности судебного разбирательства –
правило, согласно которому разбирательство дел в арбитражных судах – открытое.
Принцип гласности является конституционным (ч.1 ст.123 Конституции РФ)
Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в
следующих случаях:
- если открытое разбирательство дела может привести к разглашению
государственной тайны;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
- при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и
ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной
охраняемой законом тайны.
При разбирательстве в закрытом судебном заседании присутствуют лица,
участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – эксперты,
свидетели и переводчики.
АПК допускает слушание дела в закрытом заседании — в случаях, если
открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной
тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при
удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на
необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом
тайны. При этом о Разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится
определение — в отношении всего судебного разбирательства или его части.
Но в любом случае разбирательство дела в закрытом судебном заседании
осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных судах, а
судебные акты арбитражным судом объявляются публично. Вместе с тем важно
учесть, что разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую,
служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность,
установленную федеральным законом.
Таким образом, принцип гласности обусловливает
правовые возможности свободного доступа в зал судебных заседаний всех желающих
граждан, их право делать письменные заметки по ходу судебного заседания и т.д.
Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки
по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи.
Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания
арбитражного суда по радио и телевидению допускаются только с разрешения судьи
— председательствующего в судебном заседании. Такие грани принципа гласности
реализуются не только непосредственно в процессе судебного заседания, но и при
оглашении судебного акта; не только в заседании суда первой инстанции, но и в
апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при рассмотрении дел
по вновь открывшимся обстоятельствам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|