Существует три группы финансовых показателей, которые
позволяют оценить жизнеспособность предприятия:
1)
прогноз доходов и расходов на первые 2 года;
2) прогноз
денежной наличности за тот же период;
3) балансовый отчет фирмы на
текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед
(балансовый план).
Прогноз расходов и доходов предприятий строится на
основе данных об ожидаемом объеме спроса.
Прогноз денежной наличности должен показать
способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены
начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием
объемов и сроков.
Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию
фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет),
пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами.
Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм.
Вся эта информация отражается в бизнес-плане.
Бизнес-план должен учитывать реальные условия
инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается
получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на
предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в
том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию
проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов,
уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы
кредитной суммы.
2.3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Состав бизнес-плана
1. Титульный лист.
2. Резюме.
3. Цели и задачи.
4. Описание вида деятельности, продукции (работы или
услуги).
5. Анализ рынка.
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Управленческий персонал.
9. Источники и объём требуемых средств.
10. Юридический план
11. Оценка риска
12. Финансовый план.
Все разделы бизнес-плана должны
корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может
привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько
вариантов бизнес-плана.
Следует отметить, что каждый руководитель должен
составлять бизнес-план в зависимости от особенностей развития его фирмы и
,исходя из личной оценки достаточности представляемого материала, чтобы убедить
инвестора в целесообразности вложения денег именно в данный проект. Одно из
главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который
обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана.
Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку
предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей
финансового плана.
3.ЭЛЕМЕНТЫ
БИЗНЕС-ПЛАНА
3.1. ТИТУЛЬНЫЙ
ЛИСТ
Титульный лист бизнес-плана является визитной
карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, содержит
информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и
его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством
фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса,
сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования
проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные
средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном
листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и
финансовом плане.
3.2.РЕЗЮМЕ
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его
текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум
специальных терминов.
Работа над этим
разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного
произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не
станут смотреть.
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам
фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной
реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления
бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.
В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном
порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому
направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению
устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения,
включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются
ответственные лица.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме,
а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
3.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Здесь должен быть приведен анализ идеи. Необходимо проанализировать
факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательности. Как они будут
развиваться в дальнейшем?
Не стоит забывать об иерархии планирования.
План должен раскрывать цели и задачи предприятия.
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИДЕИ
(SWOT-АНАЛИЗ)
SWOT - аббревиатура английских слов:
Strenth - сила
Weafness - слабость
Oportunitis - возможности
Troubles - угрозы
Этот анализ также называют ситуационным
анализом. Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики идеи, которые
могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать
воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь необходимо
рассмотреть следующие факторы:
-
организационные (
-правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);
-
маркетинговые (место
расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем
продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);
-
технические
(производственные фонды: состояние и ресурсы);
-
финансовые (наличие
собственных средств);
-
кадровые (навыки и
профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям
предпринимателя).
Возможности и угрозы - это те характеристики, которые находятся вне
контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем. Здесь
необходимо учесть следующие факторы:
- экономическая среда (государственная поддержка малых форм, налоговое
законодательство);
- социально-культурная среда;
- технологическая среда;
- демографическая среда.
Возможности:
- повысить профессиональный уровень;
- есть вероятность получить новый продукт;
- использование новых материалов, нового сырья;
- благоприятная налоговая и кредитная политика.
Угрозы:
- таможенное оформление;
- появление конкурентов (но может быть и сильной стороной).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Успех в мире
бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
Понимания
состояния дел на данный момент;
Ясного
представления того уровня, которого предприниматель собирается достичь;
Планирование
процесса перехода из одного состояния в другое.
Проанализировав и
оценив идею, тем самым можно определить свое состояние (сильные и слабые
стороны, возможности и опасности) на данный момент.
Закончив оценку,
необходимо приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из
2х этапов. Во-первых, необходимо установить, какой именно бизнес ведётся -
задача более трудная, чем может показаться на первый взгляд, и затем определить
главные, количественно определенные цели на перспективу, отражающие стремления
в бизнесе, и определить те, которые из них реально достижимы.
Решив проблему с
целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого
необходимо выработать стратегию и сформулировать оперативные планы.
Формулировка цели
бизнеса должна, прежде всего, содержать основные направления деятельности
фирмы. Они очерчивают границы бизнеса, определяемые его сильными и слабыми
сторонами.
Формулировка
основных направлений вашей деятельности должна быть, с одной стороны,
достаточной узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать
внимание на главном, а с другой стороны - охватывающей достаточную область,
чтобы оставить простор для роста.
В конечном
счете, здесь должно содержаться нечто такое, что коренным образом отличало бы
предпринимателя от его конкурентов. Также нужно включить сюда определенные
элементы, отражающие то, каким хочет видеть свой бизнес предприниматель в будущем.
Эти элементы могут включать в себя рост, прибыльность, какие-то другие показатели.
Они должны передавать некий образ бизнеса, к которому и он сам и его работники
могли бы стремиться.
3.4. ПРОДУКТ (УСЛУГА)
Основная часть бизнес-плана состоит:
Описание продукта или услуги, которую предполагается предложить
будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В этом случае
необходимо четко и лаконично ответить на вопросы:
а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству
продукт (услуга);
б) его особенности и отличительные качества, которые позволят
предпочесть его товарам (услугам) конкурентов;
в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих
особенности проектируемого товара (услуги), технологии;
г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с
помощью новых технологий (фотографии, рисунки);
д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и
затрат, которых потребует его производство;
е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая
единица товара;
ж) характеристика качества товара, преимущества его дизайна,
упаковки;
з) организация сервиса товара (если это техническое изделие)
3.5.. АНАЛИЗ РЫНКА
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые
гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих
покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким
образом, раздел бизнес - плана, посвященный рынку и маркетингу, часто является
наиболее трудным для написания.
Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц
машинописного текста.
Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:
- определение типа
данных, которые нужны;
- поиск этих данных;
- анализ данных;
- реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу
предприятию.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей
стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить,
скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов -
социальных, национальных, культурных, климатических, а главное - от экономических,
в т.ч. от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов,
темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного
назначения и т.д.
Второй этап - оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли
рынка, которую в принципе можно надеяться захватить и соответственно той
максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать.
В итоге такого
анализа можно, в конце концов, определить примерное количество клиентов за
месяц, на которое можно рассчитывать.
Но чтобы их получить реально, нужен третий этап,
третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить,
сколько реально можно продать (выручить за оказание услуг) в конкретных
условиях деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен,
который необходимо установить, а главное - как этот показатель может изменяться
месяц за месяцем.
Естественно, что при этом нужно собрать информацию и о своих возможных
конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж.
Поэтому необходимо
ответить на следующие вопросы:
Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
Много ли внимания
и средств они уделяют рекламе?
Их продукция:
основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.
Какой уровень цен
на их продукцию? Какова их политика цен?
Оценивать своих
конкурентов нужно предельно трезво. Но не бояться их, а указывать те пробелы в
их стратегии или качественных характеристиках товаров, которые открывают для
вас реальный шанс добиться успеха.
Ну и, естественно, четвертый этап – это реализация мероприятий,
позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.
3.6.ПЛАН
МАРКЕТИНГА
Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным
Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.
Для того, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных,
предприятию необходимо иметь план маркетинга. Этот план должен показать, почему
клиенты будут покупать производимую продукцию.
Маркетинг
применяется при следующих условиях:
1.
Насыщение рынков товарами,
т.е. при превышении предложения над спросом. «Рынок покупателя».
2.
Острой конкуренции,
усиление борьбы за покупателя.
3.
Свободных рыночных
отношений, т.е. возможностей без административных ограничений выбирать рынки
сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.
4.
Полной самостоятельности
фирмы в выборе целей, задач, управления, структур, окладов. В распределении
средств по статьям бюджета и т.д.
При реализации плана маркетинга необходимо основываться на следующих
принципах:
1.
Принцип понимания
потребителей.
Основан на учете
потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если фирма
ориентирована только на прибыль, а не на понимание потребителей и его потребностей.
2.
Принцип «Борьба за
потребителей»
Реализуется
воздействием на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества
товара, реклама, сервис, дизайн, цена и т.д.)
Суть этого принципа –
борьба за потребителя, а не сбыт товаров. Товары и услуги в данном случае – лишь
средство для достижения цели, а не сама цель.
3.
Принцип «Максимального
приспособления производства к требованиям рынка»
Данный принцип
состоит в том, чтобы вся деятельность фирмы основывалась на знании
потребительского спроса и его изменений в перспективе. Он ставит производство
товаров и услуг в функциональную зависимость от запросов рынка и требует
производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.
При
определении стратегии маркетинга необходимо исходить из 5 возможных концепций
маркетинговой деятельности:
1.
Концепция
совершенствования производства (производственная).
Утверждающая, что товары и услуги фирмы найдут сбыт на рынке, если они
будут широко распространены и доступны по ценам. Руководство фирмы, избравшему
эту концепцию деятельности необходимо отдать стратегический приоритет
совершенствования производства (снижению производственных издержек) и повышению
эффективности функционирования каналов распределения.
2. Концепция совершенствования товара.
Утверждает, что на
рынке найдут сбыт товары и услуги, отличающиеся наивысшим качеством, лучшими
характеристиками и эксплуатационными показателями.
Руководству
фирмы, избравшему эту концепцию необходимо свои усилия скоординировать на
совершенствование товаров путем его модификации и разработки новых моделей.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая).
Утверждает,
что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные
усилия на сферу сбыта и стимулирование продаж.
4.
Концепция маркетинга
(потребительская).
Утверждает, что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма
правильно определит нужды и потребности целевых рынков и удовлетворит их более
эффективно и продуктивно, чем конкурент.
5.
Концепция
социально-этического маркетинга.
Состоит в применении концепций маркетинга с учетом одновременного
выполнения услуг, удовлетворения потребностей покупателей товаров и общества в
целом.
Страницы: 1, 2, 3
|