Бизнес-план и его функции
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики
Филиал в г. Минске
Кафедра
экономики и информатики
Курсовая работа
по дисциплине «ОСНОВЫ БИЗНЕСА»
Тема: «БИЗНЕС-ПЛАН
И ЕГО ФУНКЦИИ»
Выполнил
студент I курса Минец
Наталья Владимировна
Руководитель Олехнович
Галина Ивановна
МИНСК
СОДЕРЖАНИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ
2
2СОСТАВЛЕНИЕ
БИЗНЕС-ПЛАНА
4
3.ЭЛЕМЕНТЫ БИЗНЕС
- ПЛАНА 9
3.1.Титульный
лист
9
3.2.
Резюме
9
3.3.Цели и
задачи
10
3.4.Продукт
(услуга)
12
3.5.Анализ
рынка
12
3.6. План
маркетинга
14
3.7.Производственный
план
18
3.8.Управленческий
персонал
18
3.9.Источники и
объем требуемых средств
19
3.10. Юридический
план
19
3.11. Оценка
риска 20
3.12. Финансовый
план
21
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.ВВЕДЕНИЕ
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно
представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и
интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко
рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного
успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,
постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков,
положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые
положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и
для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и
обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в
достижении поставленных целей.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и
зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо
аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих
инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
Бизнес - план призван помочь:
а) новому поколению
предпринимателей;
б) опытным
руководителям действующих предприятий в конкурентной борьбе;
в) получить
национальные и иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики и отдельных
ее отраслей.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1.
Для внешнего
использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне,
например, инвесторам.
2.
. Для внутреннего
пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами.
Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Важность серьёзного подхода к составлению бизнес-плана заключается в
следующем:
1.
Сегодня всё большее число
людей включаются в предпринимательскую деятельность, в своём большинстве мало
представляющие о её сути. Многие из них никогда не руководили каким-либо
коммерческим предприятием и не всегда чётко представляют себе решение тех
многочисленных проблем, которые на каждом шагу ставит им жизнь;
2.
Начал резко меняться сам
облик экономической модели в связи с началом массовой приватизации,
акционирования. Новые условия вводят в действие новые законы экономической
жизни, доселе нам неизвестные;
3.
Любое коммерческое
действие требует соединения в единую систему четырёх факторов: природы, которая
даёт человеку материалы, сырьё и т.п., людских сил (физических и умственных),
предпринимательской инициативы и денег, которые и двигали бы эту систему. Но
денег, как правило, у начинающего предпринимателя много не бывает, их можно
взять в кредит в банке, а при существующем экономическом кризисе отечественной
экономики, - у иностранного инвестора. Но взять эти деньги можно лишь при
условии хорошего обоснования заявки и уверенного доказательства того, что
полученные деньги принесут прибыль как самому предпринимателю, так и тому, кто
ему их даёт
Решению всех этих задач и призван помочь
бизнес-план, главными целями которого являются:
Изучение рынка сбыта
планируемого выпуска продукции или оказания услуг по их количеству и
количественным особенностям;
Анализ предполагаемых
затрат на изготовление продукции или оказание услуг, сопоставление планируемых
цен с ныне действующими и возможными в будущем, определение потенциальной
доходности коммерческого предприятия;
Всесторонний анализ
предполагаемого хода событий в планируемом деле, изучение возможных трудностей
и путей их преодоления;
Выделение ряда показателей,
по которым можно будет характеризовать ход начатого дела.
Любой бизнес имеет
свои особенности, следовательно, не может существовать некоего
"стандартного" плана, приемлемого во всех случаях. Существует пять
испытанных принципов составления любого бизнес-плана. Он должен быть:
-
Ясным;
-
Кратким;
-
Логичным;
-
Правдивым;
-
Подтверждаться цифрами.
Правда,
иногда, чтобы адекватно раскрыть суть проблемы, его делают достаточно
пространным, но в то же время, чтобы у читающего не ослабевал интерес, не следует
его чрезмерно перегружать. Большинство проектов должны быть ограничены 10-20
страницами.
2.СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.
2.1.НАЗНАЧЕНИЕ
БИЗНЕС-ПЛАНА.
Бизнес-план - это документ, который описывает все
основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех
проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих
проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще
вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты
сил и средств?
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными
требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие
проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться.
Бизнес-план является комплексным документом, который
обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих
проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных
мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и
неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых
проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.
Для создания и реализации проекта требуются
ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.
Если проект создается и реализуется в конкурентной
среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана.
В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается
технико-экономическим обоснованием.
В успешном завершении проекта заинтересованы все его
участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную
информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:
- руководитель проекта и команда - долю в полученной
прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму
заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;
(владелец- заказчик) - доходы от реализованного
проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы и в конечном
итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;
- органы власти - налоги со всех участников, а также
решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на
территории которого реализуется проект;
- потребители - товары и услуги;
- инвесторы - возврат вложенных капиталов с
процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной
стратегической зоне хозяйствования;
- другие заинтересованные стороны - удовлетворение
своих экономических и неэкономических интересов.
Наилучший способ оценить свои шансы на успех -
планировать и придерживаться назначенных ориентиров. План убережет от
коммерческой деятельности, обреченной на провал.
План снабдит необходимой информацией тех, кто
заинтересован в объективной оценке бизнес - проекта, в особенности, если
необходимо внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть
быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство
кредиторов.
Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что
он:
- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в
условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должна развиваться фирма;
- служит важным инструментом обоснования для получения
финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана
настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы
отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится
известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со
стороны. Включаясь в работу лично, руководитель фирмы как бы моделирует свою
будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил
обеспечить успех проекту и двинуться дальше?
Следует отметить, что бизнес-план - документ
перспективный и составлять его для первого года рекомендуется в помесячной
разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно
ограничиваться годовыми показателями.
2.2.ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА.
Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана,
необходимо собрать всю исходную информацию.
Необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги),
который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет
продаваться и почему люди это покупают. Надо помнить, что люди покупают не
просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ,
разрешая свои потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в
себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым
комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на
данный продукт и место его реализации.
Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том,
что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения (сегменты).
Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам.
Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствии с этими
требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю
своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным
обстоятельством при этом будет определение покупателей - каковы их запросы и
как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания
запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции
и услуг.
Необходимые данные можно получить, обратившись в
соответствующие организации, а можно провести собственные исследования.
Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций,
правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация.
Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать
те положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать
информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и
перспективах роста.
Производственная информация включает определение
производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию
оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у
производителей аналогичной продукции.
В современном быстро меняющемся мире технологические
аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности,
так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить
задачу лучше и с меньшими затратами. Некоторые технологические процессы могут
привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг,
другие - позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же
работу.
При сборе производственной информации необходимо
обратить внимание на следующие вопросы:
- производственные операции:
необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке,
выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то
какие и кому;
- сырье и материалы: составить список
всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса
и ориентировочные цены;
- оборудование: составить спецификацию
всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить,
можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
- помещения: определить потребность в
производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;
- накладные расходы: расходы на покупку
инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за
электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату
управленческого персонала и т.д.
Имущество фирмы - помещения, машины,
оборудование, транспортные средства - может дать представление о том
потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения
без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения
новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества,
его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно
следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию,
технологически отвечающую уровню современных требований.
Финансовая информация необходима для всесторонней
оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации
потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько
денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть
текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить
необходимые средства (выпуск акций, займа и т.п.).
Страницы: 1, 2, 3
|