В-четвертых,
обеспечить сохранность поголовья птицы. Для эффективной работы птицеводческих
хозяйств важнейшее значение имеет своевременное и полное проведение
ветмероприятий. В условиях открытости российского рынка существует реальная
угроза заноса в страну особо опасных инфекционных болезней птиц, имеющих распространение
за рубежом. Система ветеринарного надзора должна быть в состоянии обеспечить
проведение качественного контроля и осуществление непрерывного
эпизоотологического мониторинга, располагать современными диагностическими
тест-системами, возможностью широкого внедрения в ветеринарную практику новых
методов диагностических исследований.
В-пятых, следует
углубить переработку птицеводческого сырья, расширить ассортимент и повысить
качество выпускаемой продукции, так как серьезным тормозом на пути увеличения
производства яиц являются сезонные сбои в реализации и недостаточная разработка
техники и технологии их комплексной переработки на продукты пищевого,
медицинского и технического назначения. В основном яйца перерабатываются в
яичный порошок и меланж. Достаточно отметить, что доля яичных продуктов в общем
объеме производства яиц лишь 7%, а меланж (замороженный и пастеризованный)
выпускается исключительно по заявкам потребителей. Пока на единственной в
стране птицефабрике «Белореченская» Иркутской области внедрена современная
линия выпуска жидких яиц в асептической упаковке, отвечающей современным
требованиям к этому продукту. Такая консервация позволяет, не снижая
качественных показателей, обеспечить экономичную их поставку в отдаленные
северные регионы. По-видимому, это направление необходимо всемерно развивать.
Не случайно в мировой торговле яйцами и яйцепродуктами доля экспорта жидкого
яйца в последние годы постоянно возрастала, и в 2001г. она составила свыше 15%
ее общего объема (3, с.20).
В-шестых, освоить
современные методы маркетинга, сбыта и рекламы. Бесперебойная работа
сельскохозяйственных товаропроизводителей в значительной степени зависит от
четко отлаженной устойчивой и своевременной реализации производимой продукции,
что связано с изучением рынка, ценовой политикой. Без службы маркетинга трудно
представить себе работу по реализации продукции. Чтобы занять прочное место на
рынке птицепродуктов, необходимо изучать спрос населения с учетом его
платежеспособности, уровня реализационной цены, наличия товаров конкурентов.
Система маркетинга должна способствовать налаживанию обратной связи с
покупателями. При этом без рекламы не обойтись. Здесь одинаково важны выбор
места для ее реализации, оригинальность подачи материала, достоверность
информации о качестве продукции. Вкладывая деньги в рекламу, дизайн упаковки,
предприятие создает предпосылки для возрастания спроса на свою продукцию.
Создание разветвленной сети торговых точек, оптовых складов и собственных
фирменных магазинов – гарант наращивания объемов производства продукции
птицеводства.
В-седьмых,
улучшить социальные условия работников птицеводческих предприятий.
Экономический кризис, охвативший птицеводство, отрицательно сказался и на
развитии социальной инфраструктуры. Из-за резкого сокращения капитальных
вложений в социальную сферу значительно ухудшились социально-бытовые условия
работников птицеводства. Средняя заработная плата в птицеводстве на 30% ниже
средней заработной платы по Российской Федерации. При этом интенсивность труда
на птицефабриках остается крайне высокой, а условия труда далеко не всегда
отвечают нормативным требованиям.
В
сложившейся обстановке следует сделать упор на повышение конкурентоспособности
продукции птицеводства, рост объема ее реализации, максимальное использование возможностей
для наращивания производственного потенциала отрасли, сокращение
непроизводительных затрат, увеличение финансовых поступлений. В связи с этим
необходимо проводить в отрасли работу:
- по
совершенствованию методов управления, формированию в регионах птицеводческих
холдингов, акционерных обществ, активно влияющих на развитие птицеводческого
подкомплекса, развитию интеграционных связей с зернопроизводящими хозяйствами,
предприятиями комбикормовой промышленности и другими организациями, участвующими
в технологической цепочке;
- устойчивому
обеспечению птицеводческих хозяйств ветпрепаратами, проведению своевременного и
полного комплекса ветмероприятий;
- привлечению
инвесторов для ускоренного развития птицефабрик и создания современных
мощностей по переработке птицеводческой продукции;
- укреплению
экономики и повышению жизненного уровня работников птицеводческих хозяйств.
1.3.
Совершенствование материальное стимулирование работников птицеводческих
предприятий
Установление в
экономике рыночных отношений требует от товаропроизводителей постоянного поиска
путей, направлений на повышение эффективности производства. Это обусловлено
наличием конкуренции, а также свободным ценообразованием, которое складывается
под влиянием спроса и предложения. Поиск мер, направленных на снижение
себестоимости продукции, может осуществляться по многим направлениям,
обеспечивающим повышение эффективности использования ресурсов. Одним из них
является эффективное применение мер материального стимулирования работников в
переходный период.
Динамика рынка
требует, чтобы мотивация труда была напрямую связана с результатами
производственной и маркетинговой деятельности предприятия, то есть зависела бы
от того, несколько успешно работает предприятие на рынке, как успешно оно
реализует произведенную продукцию. Поэтому дополнением к основной оплате труда
на любом предприятии должна быть эффективная система материального
стимулирования работников. Она призвана выполнять две функции: (14, с.38)
во-первых,
материальное стимулирование должно нацеливать работников на выполнение важных
производственных, экономических или качественных показателей, направляя их
деятельность в русло решения наиболее значимых в данный период времени и на
данном участке производства проблем, способных повысить производительность
труда;
во-вторых,
материальное стимулирование должно дополнительно оплачивать те стороны
деятельности, которые трудно учесть или оценить обычными методами. Это
относится к таким личностным характеристикам работника, как добросовестность,
обязательность, высокое качество выполнения технологии или указаний
специалиста, профессионализм и т.д.
В материальном
стимулировании работников можно выделить два самостоятельных направления:
премирование по результатам труда и материальное поощрение. Премирование должно
осуществляться за достижение отдельным работником (индивидуальная форма
премирования) или трудовым коллективом (коллективная форма премирования)
определенных производственных показателей. При этом размеры премирования
заранее оговариваются, утверждаются администрацией предприятия по согласованию
с профсоюзной организацией и доводятся до исполнителей в виде Положения о
премировании. Здесь же могут быть оговорены условия, при которых работник
лишается премии либо полностью, либо размер начисленной премии уменьшается на
определенную величину.
При организации
премирования необходимо учитывать размер премии, а точнее, соотношение премии с
основной оплатой труда. Это вызвано тем обстоятельством, что в проблеме
стимулов существует так называемый порог заинтересованности (минимальный размер
премии), опускаться ниже которого нельзя, иначе теряется сам смысл
премирования. Исследования показывают, что порогом заинтересованности можно
считать премию в размере 12% к заработной плате. Поэтому минимальный общий
размер премии следует устанавливать на уровне 12-15% к заработной плате.
Материальное
поощрение существенно отличается от премирования. Прежде всего, оно может
осуществляться не за выполнение каких-либо определенных показателей, а
назначаться лучшему работнику по профессии, цеху и т.д. Кроме того,
материальное поощрение не обязательно выражается в денежной форме, а может
выдаваться в виде памятного подарка, путевки, определенных социальных льгот или
преимуществ и т.д. Как и в премировании, оно может быть индивидуальным и
коллективным. Чтобы материальное поощрение было достаточно эффективным, оно
должно быть объективным при оценке и выявлении лучших работников и достаточно
гласным(22, с.42).
При организации
премировании на птицеводческих предприятиях необходимо определить:
-максимальный
размер премии;
- значимость
подразделений в достижении конечных результатов;
- количественные
и качественные показатели, размеры премирования по подразделениям;
- сроки
премирования.
Максимальный
размер премии должен устанавливаться с учетом экономических возможностей
птицеводческих предприятий, самым тесным образом он должен быть связан с
рентабельностью и массой прибыли. Максимальный размер премии лучше
устанавливать в процентах к заработной плате. Такой подход позволит более
точно определить возможный фонд премирования, используя при этом нормативный
или фактический фонд заработной платы. Минимальный размер премии не должен быть
ниже порога действия стимула, что есть менее 12-15% заработной платы работника.
Максимальный размер премии может превышать порог стимулирования в 3-4 раза. При
этом очень важно, чтобы сама премия не превышала размера заработной платы. Это
необходимо для того, чтобы не принижать роль основной оплаты труда.
Для каждого
подразделения необходимо разработать 2-3 показателя, характеризующие конечные
результаты производства, основные стороны его деятельности, а также конкретные
значения (параметры) этих показателей, которых необходимо добиться, чтобы
получить премию. Тогда такая система премирования станет простой и понятной.
Она будет более эффективной, поскольку предусматривает премирование за
определенный и достаточно высокий результат. Размеры премирования по каждому
показателю определяются исходя из максимального размера премии, количества
показателей, а также значимости каждого показателя.
Показатель
премирования следует устанавливать для отдельных категорий работников, служб,
подразделений и т.д., выполняющих однородные профессиональные функции. При этом
показатели должны отражать главные результаты работы исполнителей. Размер
премии устанавливается в виде определенного процента к заработной плате за
достижение конкретного производственного результата по каждому показателю.
Общий размер премии по всем показателям не должен превышать установленного на
предприятии максимального размера премии для данной категории работников. В
Положении о премировании следует также указать, что начисленная по показателям
премия может быть снижена за нарушение работником трудовой или технологической
дисциплины.
Таким образом,
применяемые системы премирования работников птицеводческих предприятий могут
быть эффективны и дать свои положительные результаты только в том случае, если
они учитывают конечные результаты производства, конкретные количественные и
качественные показатели, уровень технологической и трудовой дисциплины,
производительность труда. Но при этом должно быть оптимальное количество этих
показателей и условий премирования(15, с.73).
Глава
2. Организационно-экономическая характеристика птицефабрики «Елховская»
2.1.Местоположение,
размеры, специализация птицефабрики «Елховская»
Птицефабрика
«Елховская» является специализированным предприятием – яичного направления,
расположенное в районном центре в г. Барыше в км от областного центра г.
Ульяновска.
Птицефабрика
работает по замкнутому технологическому циклу, используя при этом в основном
птицу Голландской породы «Ломан-Браун». На птицефабрике занимаются
производством товарного яйца, выращиванием ремонтного молодняка и производством
инкубационного яйца. Так же на предприятии имеется яйцесклад и убойный цех.
Показатели,
характеризующие размеры птицефабрики «Елховская» приведены в таблице 1.
Из данных таблицы
1 можно сделать вывод о том, что стоимость валовой продукции в сопоставимых
ценах 1994г. за исследуемый период уменьшилась на 9,9% и в 2001г. составила
1413 тыс. руб. Также сократилась стоимость товарной продукции, которая в 2001г.
исчислялась суммой в 11349 тыс.руб. Валовой доход в 2001г. составлял 1858
тыс.руб., а в 1999г. и 2000г. имел отрицательное значение. Общая земельная
площадь птицефабрики «Елховская» составляет 343га, в том числе 280га
сельскохозяйственные угодий.
Основные средства
основной деятельности птицефабрики представлены зданиями, сооружениями,
оборудованием, стоимость которых за 1999-2001г.г. уменьшилось на 6,8% и
составила 19243 тыс. руб.
Таблица 1
Показатели
размера сельскохозяйственного производства на птицефабрике «Елховская»
Показатели
|
1999г.
|
2000г.
|
2001г.
|
2001г.
в % к 1999г.
|
Стоимость
валовой продукции в сопоставимых ценах 1994 года, тыс.руб.
|
1568
|
2116
|
1413
|
90,1
|
Стоимость
товарной продукции в фактических ценах реализации, тыс.руб.
|
11906
|
11244
|
11349
|
95,3
|
Валовой
доход, тыс.руб.
|
-13
|
-860
|
+1858
|
+1871п.
|
Площадь
земли, га
|
343
|
343
|
343
|
100,0
|
в
том числе с.-х. угодий
|
280
|
280
|
280
|
100,0
|
Среднегодовая
численность работников, занятых в с.-х. производстве, чел.
|
97
|
79
|
80
|
82,5
|
Среднегодовая
стоимость основных средств производства основной деятельности, тыс.руб.
|
20638
|
20510
|
19243
|
93,2
|
Энергетические
мощности, л.с.
|
6077
|
5554
|
5826
|
95,9
|
Поголовье
скота и птицы, усл. гол.
|
812,0
|
843,8
|
1293,3
|
159,3
|
Численность
работников, занятых в сельскохозяйственным производстве сократилось на 17
человек. Поголовье скота и птицы в условных головах увеличилось на 59,3% и в
2001 г. составило 1293,3 условных голов.
Таким образом,
показатели, приведенные в таблице 1 говорят о том, что птицефабрика «Елховская»
является средним птицеводческим предприятием.
Далее необходимо
изучить производственное направление и специализацию птицефабрики. Уровень
специализации определяется долей основной отрасли в структуре товарной
продукции. Данные о производственном направлении птицефабрики «Елховская»
представлены в таблице 2.
Как видно из
таблицы 2 основную долю в структуре товарной продукции занимает продукция
яичного птицеводства. На её долю в 2001 г. приходилось 73% всей суммы выручки.
На долю мяса птицы приходилось 13,3%. Отсюда
Таблица 2
Состав и
структура товарной продукции птицефабрики «Елховская»
Отрасли
и виды товарной продукции
|
1999г.
|
2000г.
|
2001г.
|
тыс.
руб.
|
в
% к итогу
|
тыс.
руб.
|
в
% к итогу
|
тыс.
руб.
|
в
% к итогу
|
Мясо
птицы
|
1095
|
9,7
|
1787
|
15,7
|
1585
|
13,3
|
Яйца
|
8726
|
77,6
|
8639
|
76,2
|
8695
|
73,0
|
Прочая
продукция животноводства
|
41
|
0,4
|
40
|
0,4
|
109
|
0,9
|
Продукция
животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде
|
612
|
5,4
|
266
|
2,3
|
1057
|
8,9
|
Итого
продукция животноводства
|
10474
|
93,1
|
10732
|
94,6
|
11446
|
96,1
|
Продукция
подсобных производств и промыслов
|
197
|
1,8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Продукция
переработки покупного сырья
|
9
|
0,1
|
-
|
-
|
25
|
0,2
|
Товары
|
548
|
4,9
|
367
|
3,2
|
201
|
1,7
|
Работы
и услуги
|
16
|
0,1
|
250
|
2,2
|
234
|
2,0
|
Всего
по предприятию
|
11244
|
100,0
|
11349
|
100,0
|
11906
|
100,0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|