Характеризуя эту функцию искусства — быть
эстетическим регулятором собственного развития, — нужно отметить две ее
существенные особенности. Первая состоит в том, что другие функции искусства
требуют от него постоянного обновления, самоизменения в соответствии с
непрерывно обновляющимся жизненным его содержанием, тогда как саморегуляция
художественного движения выражается в равнении на классику, в освоении уже
имеющегося профессионального опыта; отсюда — вечное противоречие между
запросами современности и традициями классики, между тем, что искусство должно
сделать, и тем, что оно умеет делать. Вся мировая история художественного
развития показывает, как сталкивались и нередко весьма ожесточенно боролись
друг с другом эти две тенденции — традиционалистская и инновационная,
стабилизирующая и революционизирующая, удерживающая творчество на путях, уже
опробованных и исхоженных, и влекущая к открытиям еще неизведанных путей.
Чем резче любая из этих тенденций
противопоставлялась другой, тем более опасные последствия это имело для
искусства, — об этом убедительно говорит, с одной стороны, опыт академизма,
консервативно-эпигонского по отношению к классике прошлых эпох, а с другой —
опыт Модернизма, порвавшего со всеми традициями художественной культуры и
алчущего "абсолютной новизны". Оптимальным для развития искусства
является, несомненно, диалектическое единение традиционности и новаторства,
опора на прошлое при соответствии духу современности — не случайно
антимодернистский поиск такой связи с классическим наследием оказывается в наши
дни, как мы увидим в дальнейшем, одной из характерных черт постмодернизма.
Вторая особенность рассматриваемой нами функции искусства состоит в том, что
влияние одного этапа его развития на другой, одной национальной школы на
другую, одного современного течения на другое имеет эстетический характер.
Именно это отличает передачу опыта в сфере художественной практики от передачи
опыта в сфере научной деятельности, или технической, или педагогической, или
медицинской, равно как и от тех влияний, которые оказываются на искусство
извне, — из сферы философии или политики, религии или техники. Влияние
искусства на самое себя не может проявляться в прямых внеэстетических —
идеологических или технических — воздействиях, ибо каждая эпоха предлагает ему
свое духовное и материальное содержание, оно реализуется поэтому на том уровне
художественной деятельности, на котором внеэстетическое переливается в
эстетическое, выражая этим специфику художественного творчества. Наиболее яркий
пример — обращение искусства начала XX в. к первобытной художественной культуре в сфере
музыки и танца, живописи и скульптуры: очевидно, что ни Пикассо, ни
основоположники джаза не восстанавливали языческое и магическое мировосприятие
древнего негритянского искусства, но осваивали и развивали его эстетическую
структуру.
6. Динамика взаимоотношений функций искусства
Обобщая все вышесказанное, следует отметить
прежде всего, что множество функций искусства — не простой конгломерат, не
хаотический "набор" различных его назначений, а сложнорорганизованная
многоуровневая система, в которой действуют и координационные, и
субординационные связи разных конкретных функций.
Будучи сложно-иерархически организованной,
система эта обладает способностью, сохраняя внутреннюю целостность, изменять в
довольно широких пределах соотношение своих компонентов. Этот динамизм системы
функций искусства обнаруживается в целом ряде направлений.
Во-первых, в каждой области художественной
деятельности, в каждом виде, роде и жанре искусства — в зависимости от его
внутренней структуры — соотношение разных функций, складывaeтся по-своему: в одних
случаях искусство обладает большей способностью изменятъ природу (скажем,
"зеленая архитектура"), в других — большей способностью
организовывать социальные действия (скажем, культовая или военная музыка), в
третьих — большей способностью формировать сознание личности (например,
поэзия); поэтому полнота функциональных отношений искусства может быть
реализована только всем богатством его видовых, родовых и жанровых форм. Отсюда
и следует крайне важный для нашей художественной культуры практический вывод —
необходимость развивать все области художественной деятельности человека, ибо
только их единство способно обеспечить искусству выполнение его великой роли в
жизни и развитии человечества.
Во-вторых, структурные изменения системы функций
искусства прослеживаются в его историческом движении; в традиционных культурах
главенствующей становится функция социализации индивида; в культуре
инновационно-креативного типа, развивающейся на Западе в новое время, — его
индивидуализации; в буржуазно-индивидуалистической культуре — функция
эстетически-гедонистическая; в культуре тоталитарных государств — социально-организационная.
В результате разные области искусства развиваются неравномерно, в зависимости
от того, как то или иное их соотношение соответствует строению данной
функциональной системы (подробнее об этом в последней части нашего курса).
В-третьих, в одну и ту же эпоху и в пределах
одной и той же области искусства соотношение его функций варьируется в
зависимости от идейно-эстетических позиций, от творческого метода, лежащего в
основе художественной деятельности. Так, сторонники "искусства для искусства"
в XIX в. сводили
значение искусства к замкнутому, изолированному от других сфер культуры
художественному "самовоспроизводству", а критический реализм исходил
из сознательного устремления к активнейшему воздействию искусства на человека,
на жизнь общества, на состояние культуры.
Ныне человечество нуждается в том, чтобы
искусство более или менее равномерно реализовывало весь ансамбль своих функций,
все шире распространяя свое благородное воздействие и на человека, и на
общество, и на природу, и на культуру, и на процесс собственного
самосовершенствования. Именно в этой полноте, разносторонности и относительной
равномерности воздействия — залог дальнейшего успешного развития художественной
культуры.
Выявление
общих закономерностей художественного освоения человеком мира позволяет перейти
к анализу особенностей их проявления в разных его модификациях, ибо
"искусство" — это всего лишь собирательное понятие для множества
весьма различных конкретных способов художественного творчества.
Теперь попробуем оценить значение искусства в
жизни человека не с точки зрения его отдельных функций, а в целом. На вопрос о
том, зачем необходимо человеку искусство, есть множество ответов. «Искусство
исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого
разукрашивания погасших, потускневших представлений...», — полагал Ф. Ницше
(Ницше Фридрих. Человеческое, слишком человеческое. — Сочинения в 2-х тт., т.
1, М., 1990, с. 325.).
А вот что думал по этому поводу известный
французский философ и поэт Жан Гюйо: «Самая возвышенная цель искусства —
заставлять биться человеческое сердце» (Энциклопедия мысли. Сборник мыслей,
изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм и т. п. философов, ученых,
писателей, художников, государственных деятелей и др. всех времен и всех
народов в алфавитном порядке. Киев, 1918 (Репринтное издание, 1993), с.157.).
Можно сказать, что в целом искусство есть
дополнение, обогащение, развитие и углубление реального опыта человека опытом
воображаемой жизни, опытом других людей — творца художественного образа, его
персонажей.
Наш собственный реальный опыт всегда ограничен
«свершившимся», искусство же безгранично раздвигает его как в пространстве, так
и во времени, позволяет прожить множество жизней, переноситься из одной
исторической эпохи в другую, побывать в самых неожиданных, а по условиям
собственной реальной жизни порою и в просто немыслимых ситуациях! Искусство как
бы останавливает для нас время, дает возможность переноситься в любые
обстоятельства — от жизни доисторического мальчика до рабочего дня современного
менеджера!
При
этом, все, что хоть раз уже появилось в искусстве и зарекомендовало себя, как
подлинно художественная ценность, уже не уходит из этого мира — в отличие,
например, от сферы научно-технической, где устаревшие модели, несовершенные системы
попросту уступают место другим качественно более совершенным. В искусстве же
процесс созидания эстетических ценностей в каком-то смысле напоминает процесс
впадения рек в огромное море. Ни одна из его ценностей не пропадает, они
становятся частицами общего «моря эстетических приобретений» человечества и в
любой момент могут быть востребованы как новым поколением, новой социальной
системой, так и любым индивидом каждой исторической эпохи. И в этом состоит
важное, непреходящее значение искусства как «вечного» источника эстетического
опыта человечества.
Структура искусства
Охарактеризовав искусство как некую эстетическую
ценность, необходимо обратить внимание и на его структуру. Искусство
представляет собой целостную систему, включающую целый ряд разнообразных
взаимодействующих друг с другом сложных элементов. Одной из важных проблем
эстетики сегодня является необходимость классификации видов искусства,
объяснения их многообразия и взаимодействия различных видов искусства друг с
другом.
Это многообразие видов искусства всегда
фиксировалось в истории художественной культуры, предпринимались различные
попытки дать ему объяснение. Так, например, И. Кант полагал, что это
многообразие обусловлено множественностью способностей субъекта, Д. Дидро
объяснял его различием изобразительных и художественных средств отражения
человеком природы, Гегель — внутренней дифференциацией Абсолютной идеи,
марксизм — многообразием общественной практики, богатством самого мира и
формирующейся в ходе практики универсальности человека.
При этом в эстетике не раз фиксировалась
неравномерность развития видов искусства, выдвижение на передний план то
одного, то другого из них (например, театра — в эпоху Французской революции XVIII столетия,
песенного творчества — в гражданскую войну в России, телевидения — в XX столетии и пр.).
Сложной проблемой классификации видов искусства
является поиск ее основания. И.Кант, например, клал в основу предлагаемой им
классификации способ выражения эстетической идеи, Гегель рассматривал виды
искусства как ступени развития самосознания, эстетика марксизма исходит при
классификации искусств из принципа объективного значения произведений
искусства, их связи с действительностью, обусловленностью их общественной
практикой, то есть, из различий, которые определяют структуру и форму самого
искусства, а не только способов его восприятия.
Рассматривая искусство как систему, можно
выделить несколько критериев классификации его видов. Вот некоторые из них.
1. По характеру (способу) бытия произведений
искусства
В этом случае можно говорить о делении искусств
на:
а) пространственные, обладающие определенными
пространственными характеристиками (размеры, объем, вес и пр.), к которым можно
отнести, например, живопись, архитектуру, скульптуру;
б) временные, чье существование определяется
«временем их исполнения» (например, музыка, художественное чтение, танец). Разумеется,
даже с этой точки зрения существуют виды искусства, которые как бы объединяют в
себе существенные признаки первых двух и могут быть определены, как
в) пространственно-временные (например, театр,
кино, цирк).
2. По способу создания образов (семиотический
критерий):
а) изобразительные, в которых носители
эстетических ценностей выступают в формах, адекватных реальности — живопись,
скульптура, графика;
б) выразительные, в которых целью является
непосредственная передача эмоций, чувств в специфически образной форме
(архитектура, дизайн, декорум, музыка).
Отдельные виды искусства могут содержать и те и
другие моменты, как, например, литература, в которой используются
изобразительные средства (описания ситуаций, портреты действующих лиц и пр.)
наряду с выразительными (анализ психологических состояний героев и пр.).
3. По способу контакта с неэстетическими сферами
действительности:
а) прикладные, несущие в себе не только
эстетическое, но и утилитарное значение (архитектура, декорум, риторика);
б) неприкладные, в которых преобладает чисто
эстетическое начало (музыка, поэзия).
Современная жизнь характеризуется мощным
вторжением прикладных функций в неприкладные виды искусства. Так, музыка
нередко используется для оживления «монотонности» отдельных производственных
процессов, придания большей праздничности массовым зрелищам (например,
спортивным) и др. Ряд методик обучения, в частности, иностранным языкам,
включает в себя использование музыки, как средства, позволяющего лучше
подготовить человека к восприятию новой информации, создать более благоприятный
фон для ее усвоения.
4. По способу донесения образа до объекта:
а) исполнительские, требующие художника, артиста,
как бы стоящего между произведением искусства и читателем, слушателем (музыка,
хореография, вокал, театр и пр.);
б) неисполнительские, которые могут
восприниматься реципиентом непосредственно (литература, живопись).
Но и здесь существует известное взаимопроникновение.
Например, художественное чтение, экскурсионное обслуживание в музеях и пр.
Таким образом, искусство выступает как сложная,
динамическая система, отражающая в себе богатство, многообразие как самого
мира, так и возможностей его эстетического освоения человеком. Здесь очень
важно иметь в виду, что единство видов искусства представляет собой такую
органическую целостность, которая базируется на общности природы каждого из
этих видов.
Вопрос
№3. Основные этапы процесса художественного творчества
1. Художественное творчество как
специфическая деятельность. Иерархия творческих предрасположений
Художественное творчество — загадочный процесс.
Кант говорил: «...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых
начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить
совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и
предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать,
как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем
богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может
научить этому никого другого. Итак, в научной области величайший изобретатель
отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от
того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается
специфически»[1]. Художники
нового времени порой отдают себе отчет в некоторых моментах психологии
творчества, но и сегодня в этих процессах еще многое остается непостигнутым.
А.С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске
каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и
молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже
вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? —
Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту
впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею
волею...»[2]. Всесторонне
исследуя общечеловеческие аспекты человеческой деятельности и искусство как ее
высшую форму, эстетика не может обойти своим вниманием процесс художественного
творчества и психологические его механизмы.
Основатель «аналитической психологии» швейцарский
психолог К. Юнг отмечал, что психология в своем качестве науки о душевных
процессах может быть поставлена в связь с эстетикой[3]. Последнее свидетельствует о наличии
пограничной зоны между этими науками, в исследование которой свой вклад
призвана внести и эстетика, обретающая качество психологии искусства.
Некоторые теоретики полагают, что художественная
гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ломброзо писал: «Какой бы
жестокой и мучительной ни выглядела теория, отождествляющая гениальность с
неврозом, она не лишена серьезных оснований...»[4]. Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр:
«Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей
разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам
и неразумным страстям»[5]. Однако, по
справедливому суждению Н.В. Гоголя, «искусство есть водворенье в душу
стройности и порядка, а не смущенья и расстройства»[6]. Это суждение относится и к воздействию
произведения на воспринимающую искусство публику, и к процессу творческого
мышления художника. Болгарский исследователь М. Арнаудов верно подчеркивает,
что нормальная логика — основа творческих достижений, не следует ставить под
сомнение психическое равновесие избранных творческих натур[7].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|