Понятие эстетической культуры
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина:
Эстетическая культура сотрудников ОВД
РЕФЕРАТ
по
теме : «Понятие эстетической культуры»
Подготовил:
Преподаватель
кафедры
Рубцов П.И.
Белгород
2008
План
Вступительная часть
1. Понятие искусства. Отличие
искусства от науки
2. Предмет и виды искусства
3. Основные этапы процесса
художественного творчества
Заключительная часть (подведение
итогов)
Литература:
I.
Основная
1.
Андреев
А.П. Место искусства в познании мира. – М., 1980.
2.
Столович
Л.Н. Жизнь, творчество, человек. – М., 1985.
II.
Дополнительная
1.
Бесклубенко
С.Д. Природа искусства. – М., 1982.
2.
Ванслов
В.В. Что такое искусство. – М., 1988.
3.
Филиппьев
Ю.А. Что и как познает искусство. – М., 1976.
Введение
Изучение курса
«Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел» невозможно без
рассмотрения сущности искусства и художественного творчества как процесса
порождения произведений искусства.
Ранее мы говорили
о том, что искусство входит в качестве составной части в предмет эстетики как
науки. Кроме того, рассмотрение эстетических представлений различных
исторических периодов невозможно без адекватного понимания сущности искусства.
Да и эстетическое сознание, рассмотренное нами ранее, включает в себя в
качестве обязательного элемента представления об искусстве.
Относительно
художественного творчества также можно отметить его важность в системе явлений
и процессов эстетического плана. Рассмотрению искусства и художественного
творчества и будет посвящена наша лекция.
Вопрос №1. Понятие искусства. Отличие искусства от науки
Искусство — вид духовного освоения
действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие
его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по
законам красоты.
В отличие от других сфер общественного сознания и
деятельности (науки, политики, морали и т.д.), искусство удовлетворяет
универсальной потребности человека — восприятию окружающей действительности в
развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически
человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий
объективного мира как конкретного целого, предполагающей развитое творческое
воображение.
Исторически искусство развивается как система
конкретных его видов (музыка, литература, архитектура, изобразительное
искусство и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем
богатстве. Раз возникнув, искусство формирует, совершенствует проявившуюся в
нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой,
реализуется в любой сфере социальной деятельности и познания — и в науке, и в
политике, и в быту, и в непосредственном труде. Благодаря своеобразию своей
видовой сущности, И. объединяет в себе все те формы общественной деятельности и
познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и
к самому себе.
Именно этим определяется специфика искусства, его
уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство
включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности,
отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его
воздействия на жизнь поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого
смысла претензию искусства на какую-то исключительность, кроме той, что
диктуется его видовой сущностью (в частности, бессмысленным оказывается тезис «искусство
для искусства»). С другой стороны, оказывая преображающее воздействие на все
общественные сферы и институты, искусство сохраняет присущие ему особенности и
относительную самостоятельность. Вопрос «что такое искусство?» является
предметом философско-методологических споров между сторонниками
материалистической и идеалистической эстетики. Последняя издавна пытается
свести сущность искусства к «чистой форме», лишенной какой-либо связи с
практическими интересами общественного человека, прежде всего с политикой и
идеологией.
Важнейшая эстетическая закономерность — связь
искусства с действительностью — предстает в идеалистических концепциях в
искаженном, ложном свете.
Современная эстетика исходит из идеи единства
социологических, гносеологических и эстетических закономерностей искусства как
особой формы общественного сознания. Тем самым оказывается возможным дать
научно обоснованное, соответствующее реальной истории развития художественной
деятельности и сознания объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой
культуры.
Основной «клеточкой» искусства, предметно
воплощающей в себе его особенности и закономерности, является художественный
образ, где действительность предстает в форме всеобщей индивидуальности
предмета, факта, человека, события. Обладая способностью «менять нашу точку
зрения на предмет» (Гегель), искусство силой творческого воображения
преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты.
Процесс свободного формирования предметного мира
в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного
эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов
искусства. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и
явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувство, мысль
и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к
действительности.
Соотношение искусства и науки. Искусство и наука
— два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг
с другом на протяжении всей истории культуры. Искусство и наука сближаются тем,
что отражают действительность и познают ее, различаются же они по истокам и по
своему предмету, по способу отражения мира и по психологическим механизмам, по
социальным функциям и законам развития. Сложность и изменчивость
взаимоотношений между искусством и наукой объясняют крайнюю разноречивость
теоретического осмысления их связи и различий — от фактического их
отождествления, сводившего их различия только к форме познания,
абстрактно-логической у науки и картинно-образной у искусства (Гегель,
Белинский, представители гносеологической трактовки искусства в советской
эстетике), до их абсолютного противопоставления (романтизм,
субъективно-идеалистические и формалистические направления в эстетике XX в., Р. Гароди и др.).
Марксизм наметил диалектическое решение данной проблемы, различив два способа
освоения человеком мира, теоретический и практически духовный, связан с первым
научное познание, а со вторым — мифологическое, художественное, религиозное
отражение реальности.
Действительно, если художественное творчество
вырастает из мифологического сознания первобытного человека со свойственной ему
нерасчлененностью объекта и субъекта, синкретичностью мышления, переживания и
воображения, то наука порождается трудовой практикой, в которой возникают и
потребность в знании объективных закономерностей природы, и удовлетворяющая эту
потребность способность абстрагирования объективного от субъективного.
Если предметом научного познания оказалась,
следовательно, объективная реальность, а его продуктом — отражающая ее
объективная истина, то предмет художественного освоения — объективный мир в его
неразрывной связи с духовностью субъекта, т.е. мир ценностей.
Если решение научной задачи требует отделения
абстрактно-логических операций мышления от игры фантазии и эмоциональных
реакций психики, то познавательная ориентация И. на мир ценностей может
обеспечиваться только целостно-недифференцированными действиями переживания —
фантазирования — мышления.
Художественное освоение мира осуществляется
образным мышлением, а научное — абстрактным, понятийно-логическим, в силу чего
отношения искусства и науки следует понимать как взаимно дополнительные, а не
как связь однородных и лишь внешне различающихся форм отражения.
Если функция науки — опосредствовать добываемыми
ею знаниями совершенствование материального производства, а затем и
социально-организационной деятельности и процесса социализации индивида, то
главная функция искусства — целенаправленно расширять жизненный опыт человека,
дополняя его иллюзорным опытом жизни личности в созидаемой искусством
«художественной реальности», и таким способом формировать, развивать,
совершенствовать духовный мир человека в его многосторонней целостности — в его
мировоззренческом, нравственном, гражданственно-политическом, эстетическом
содержании.
Все эти различия объясняются тем, что природа
науки чисто познавательная, а искусство включает познание в многогранную
структуру своих эстетических отношении к действительности — познавательных, оценочных,
творчески-созидательных, игровых.
Наконец, если наука, как и техника, развивается,
поднимаясь с более низкой ступени на более высокую, то в истории искусства,
действуют иные законы, рождающиеся из сопряжения познания и ценностного
осмысления мира. Поэтому искусство каждой эпохи продолжает жить в последующие
времена, ценимое именно в силу его неповторимости. Прогресс в истории искусства
оказывается не абсолютным, а относительным, поскольку достижения, обретаемые на
каждом новом этапе его развития, противоречиво связаны с невосполнимыми
утратами.
Взаимоотношения искусства и науки исторически
изменчивы и культурно обусловлены: они обратно пропорциональны связям искусства
и религии и непосредственно зависят от авторитета науки в культуре, от роли,
которую она играет в общественном развитии. Вот почему особенно близкими и
разносторонними эти связи оказываются в художественной культуре XIX—XX вв. Есть основание
полагать, что они будут расширяться и углубляться в дальнейшем. Вместе с тем
контакты искусства и науки зависят от особенностей как различных областей
научного знания, так и видов искусства.
Связь с наукой художественной литературы —
искусства слова, работающего теми же средствами, что и наука, несравненно более
тесная, нежели музыки, а у архитектуры — более близкая, чем у скульптуры. С
другой стороны, обществознание, гуманитарные науки соприкасаются с искусством
более органично, чем естествознание и науки технические, ибо главным предметом
художественного познания является человек, человеческие отношения, жизнь
человека в обществе. В целом же взаимоотношения искусства и науки могут
расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут, разумеется, к
подавлению специфических законов художественного освоения действительности и ее
научного познания.
Вопрос
№2. Предмет и виды искусства
Особое место, занимаемое искусством в культуре,
определяет и его специфическое "поведение", его роль в жизни человека
и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход позволяет
вычленить в той целостно-разносторонней его активности пять аспектов, исходя из
уже известной нам структуры бытия "природа — общество — человек —
культура": функциональные отношения искусства по отношению к природе, к
обществу, к человеку, к культуре и к... самому себе как специфическому
культурному явлению.
Рассмотрим же особенности каждой из этих
функциональных ориентации искусства.
1. Функции искусства в его отношении к человеку
Начну анализ с того, какова роль искусства в
жизни человека — центральном векторе данной функциональной системы.
Поскольку человеком является и индивид, и вид —
человеческий род, человечество, постольку проблема отношения искусства к
человеку имеет два масштаба — исторический и биографический. Анализ
исторического процесса формирования художественной потребности человечества
позволил определить ее как потребность очеловечивания человека, отрыва его от
исходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическими
и утилитарными практическими нуждами. Изучение первобытного искусства, места,
занимаемого им в жизни древнейшей общины, и роли, которою оно там играло,
показало, что искусство действительно с самого начала одухотворяло,
облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первых
порах духовные потенции.
Но и в дальнейшем, на протяжении всей истории
культуры, степень приобщенности к искусству характеризовала общий уровень
духовности, эмоциональной "чувствительности", эстетической
восприимчивости людей, их способность не ограничиваться удовлетворением одних
только физиологических и утилитарных потребностей. Это дает нам основание
утверждать, что функция искусства по отношению к человеку как таковому — это
развитие его духовного потенциала, его — в буквальном смысле слова — очеловечивание.
Разумеется, не одно искусство решает эту задачу,
но и все "инструменты" духовной культуры, особенность же искусства
состоит здесь в том, что в отличие от всех других видов деятельности,
формирующих человеческое сознание односторонне (наука, например, развивает
мышление, мораль — нравственное сознание, политическая деятельность —
социальные взгляды, религия — отношение к трансцедентному), искусство развивает
духовность человека всесторонне — целостно — в единстве мыслей, чувств, воли,
воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного,
гражданственно-политического отношения к миру, в единстве его сознания и
самосознания. Таким образом, функция искусства по отношению к "человеку
вообще", т.е. к человечеству, не является чисто эстетической, но состоит в
его целостном духовном возвышении, которое включает в себя как необходимый, но
частный "момент развитие эстетического сознания на всех его уровнях —
эстетической потребности, способностей эстетического восприятия, эстетического вкуса
и эстетической установки.
Тем более, что потребность в искусстве отдельно
взятой личности является прежде всего эстетической, поскольку выражает
стремление человека испытывать радость, удовольствие, наслаждение от
совершенства художественных творений. Значение данной потребности столь велико,
что индивиду (как каждый хорошо знает по собственному опыту) вообще не нужны те
области и произведения искусства, общение с которыми не доставляет ему
удовлетворения, и общество не считает себя вправе вторгаться в эту интимную
сферу отношений личности к искусству — не может обязать меня ходить в
филармонию или в музей, если это не вызывается моей внутренней эмоциональной
потребностью. Следовательно, первая функция искусства по отношению к личности —
удовлетворять эту ее потребность, доставлять ей высокие эстетические радости, а
тем самым — оказывать мощное обратное воздействие на данную потребность,
развивать ее и совершенствовать.
И все же было бы поверхностным сводить
художественную потребность личности к эстетической. Научный анализ обнаруживает
в нашем отношении к искусству потребность иного рода, менее явную, как бы
скрытую в глубинах психики индивида и порождающую поэтому столь же глубинное,
незаметное непосредственному взору наблюдателя направление функционирования
искусства. Оно отвечает более или менее осознанному стремлению человека к
духовному самоопределению, к обретению своего самосознания, к утверждению своей
неповторимой индивидуальности, в котором проявляется диалектика приобщения
личности к социальному целому и ее обособления в рамках этого целого.
Нарушение данного процесса ведет либо к
стандартизации, обезличиванию людей, либо к распаду социальных связей между
ними. Искусство активнейшим образом помогает приобщать человека к человеку и
одновременно предоставляет возможность каждому из них "находить"
себя, "обретать" себя и утверждать себя как неповторимую человеческую
индивидуальность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|