Важнейшим направлением деятельности начальника
органа внутренних дел, которое непосредственно влияет на эффективность
воспитательной работы, является забота о кадрах. Данное направлена включает в
первую очередь обеспечение социально-правовой защити личного состава. Особое
внимание уделяется сотрудникам, ставшими инвалидами, получившими ранения при
выполнении служебных задач, а также семьям погибших сотрудников. При этом надо
учитывать то, что в соответствии с приказом МВД России N 426 -1996 г. усилен
спрос с тех руководителей, которые не уделяют должного внимание данному
вопросу.
В своей повседневной практической деятельности
начальник органа принимает все меры к созданию необходимых условий для труда и
быта сотрудников: строительству и ремонту служебных помещений, открытии комнат
отдыха для дежурного наряда, функционированию спортивных залов и тиров или их
аренде, организации обеспечения в полном объем личного состава всеми видами
довольствия, в соответствии с законодательством содействует предоставлению
сотрудникам жилья, реализации в полном объеме социальных льгот, гарантий и
компенсаций.
Это направление деятельности также охватывает
создание необходимых условий для повышения квалификации кадров, учебы
сотрудником в вечерних и заочных образовательных учреждениях.
Не меньший воспитательный заряд несут и решения,
принимаемые начальником органа по кадровым вопросам: перемещение сотрудников по
службе, выдвижение их на вышестоящие должности, включение в резерв для
выдвижения, представление к присвоению очередных специальных званий ими
обоснование их задержки, проведение аттестации личного состава.
Деятельность руководителя по созданию здорового
морально-психологического климата в коллективе включает в себя семь основных
направлений:
1. Становление правильных служебных отношений,
при которых обеспечивается полнота проявления трех статусов каждого сотрудника;
- гражданского - соблюдение его прав личности,
общественного достоинства, гарантированных Конституцией и законами Российской
Федерации;
- служебного - четкая регламентация прав и
обязанностей сотрудника, использование его в соответствии с квалификацией,
справедливая оценка деловых и личностных качеств, ибо на практике, чем не coвершеннее
система оценок, тем меньше развивают работники энергию дня дела и тем больше
тратят ее на "подход" к начальнику;
- личностного - обеспечение признания в
коллективе, удовлетворенность своими неформальными отношениями в коллективе.
2. Формирование общественного мнения, которое
подобно регулятору поведения людей используется руководителем как средство
устранения отсталых и вредных для общего дела групповых и индивидуальных
взглядов и настроений.
3. Создание позитивного
эмоционально-психологического настроения в коллективе.
Личные настроения сотрудников, как правило,
зависят от: определения перед каждым из них ближайших и отдаленных перспектив в
служебной деятельности, удовлетворения насущных интересов и потребностей,
четкой организации службы, создания атмосферы благожелательности и
взаимоподдержки; отсутствия грубости, бестактности, хамства в межличностных
отношениях.
В этой связи необходимо всегда помнить, что,
поданным социологических исследований, на каждую минуту конфликта ввиду
грубости и нетактичного поведения руководителя приходится 20 минут последующих
переживаний у каждого подчиненного, во время которых, естественно, никакая
работа не ладится.
4. Формирование и развитие традиций, которые, по
мысли А.С. Макаренко, являются для коллектива социальным клеем, скрепляющим его
в единое целое.
5. Стимулирование и мотивация служебной
деятельности.
6. Личный пример, который проявляется в
соблюдении законов, организованности и дисциплине. Он должен сочетать
деловитость и требовательность с внимательным и душевным общением.
Чтобы овладеть искусством общения, с людьми,
руководителю необходимо уважать личное достоинство подчиненных, знать
особенности их характера и темперамента, быть сдержанным, терпеливым,
внимательным и тактичным, иметь разносторонние интересы и высокий профессионализм.
Подчиненные ценят простоту общения руководителя, но не прощают примитивного и
упрощенного подхода к себе.
7. Опора в воспитательной работе на общественные
объединения сотрудников.
В создании здорового морально-психологического
климата в коллективе существенное значение имеет организация правовой помощи
сотрудникам, привлекаемым к ответственности за действия при исполнении
служебных обязанностей или пострадавшим во время службы.
Всю работу с личным составом в органе внутренних
дел начальник проводит, опираясь на помощь своего заместителя по кадрам,
который в силу своего должностного статуса призван профессионально заниматься,
организацией и проведением воспитательной работы с сотрудниками. Примерный
перечень основных функциональных обязанностей заместителя начальника по кадрам
в области воспитательной работы определен приказом МВД России N 420 -1993 г. К
их числу относятся:
- анализ качественного состава кадров и
всестороннее изучение их на практике;
- организация профессиональной подготовки личного
состава и собственное участие в проведении занятий;.
- организация аттестации личного состава;
- анализ состояния дисциплины и законности,
подготовка предложений по их укреплению;
- принятие мер по реализации прав и гарантий
социальной защиты личного состава;
- организация и проведение воспитательной,
культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы среди сотрудников;
- знания нужд и определение мер по улучшению
условий жизни и деятельности личного состава на основе изучения запросов и настроений
сотрудников;
- установление и укрепление связей с
общественными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой
информации;
- рассмотрение писем, жалоб и заявлений на
деятельность и поведение сотрудников, осуществление приема подчиненных, а также
граждан по вопросам, касающимся работы с кадрами, и принятие мер по устранению
выявленных недостатков.
Свою работу по формированию у сотрудников
высоких профессиональных и нравственных качеств, мобилизации их на повышение
результативности оперативно-служебной деятельности, укреплению
морально-психологического климата, дисциплины и законности среди личного
состава заместитель начальника по кадрам планирует в особом разделе плана
работы органа в целом. В нем наряду с мерами по улучшению качественного состава
кадров, совершенствованию отбора кандидатов на службу, закреплению кадров,
повышению их профессионального мастерства, формированию резерва на выдвижение и
организации работы с ним включаются конкретные мероприятия по выполнению
руководящих документов МВД России по работе с личным составом; организации и
проведению индивидуальной воспитательной работы, наставничеству; укреплению
дисциплины и законности среди личного состава; государственно-правовому
информированию и проведению занятий в системе общественно-государственной
подготовки; организации профессионально-нравственного 1и
героико-патриотического воспитания; обеспечению культурного досуга и развитию
физкультурно-оздоровительной работы среди личного состава; взаимодействию с
общественными .объединениями; обеспечению социально-правовой защиты сотрудников
и членов их семей.
В работе по выполнению плановых мероприятий
заместитель начальника по кадрам опирается прежде всего на начальствующий
состав, имеющий в своем подчинении сотрудников, наставников, руководителей
органов общественной самодеятельности и общественных opганизаций,
которых с полным основанием Можно условно назвать педагогическим коллективом
горрайлиноргана. Заместитель оказывает им помощь, добивается единства,
согласованности и преемственности в воспитательной работе. Обучает их (особенно
младший начальствую-щий состав) практике организации различных мероприятий,
использованию отдельных форм и методов индивидуальной культурно-просветительной
и спортивно-массовой работы, прививает воспитателям ответственность за
порученное дело, руководит их самообразованием и саморазвитием.
Основное внимание в своей деятельности
заместитель начальника органа внутренних дел по кадрам уделяет руководителям
служб и подразделений. Именно от их повседневной деятельности по воспитанию
подчиненных во многом зависят эффективность решения оперативно-служебных задач,
состояние морально-психологического климата, уровень дисциплины и законности
среди личного состава.
Содержание данной управленческой деятельности заместителя
начальника по кадрам включает в себя:
а) определение целей и задач воспитательной
работы для каждого руководителя службы, подразделения, разработку и доведение
до них четких критериев оценки уровня воспитательной работы в подразделении;
б) анализ уровня воспитанности различных
категорий личного состава, сотрудников отдельных служб и подразделений,
выявление причин возникновения и путей преодоления просчетов в воспитательной
работе;
в) планирование воспитательной работы с
руководящим составом;
г) инструктирование начальников служб и
подразделений по вопросам организации, и проведения воспитательной работы с
подчиненными, оказание им необходимой методической и практической помощи,
создание необходимых условий, обеспечивающих их успешную воспитательную
деятельность;
д) организацию и осуществление обучения
руководящего состава методике проведения воспитательной работы, основам
педагогики и психологии, повышению своего педагогического мастерства;
е) организацию обмена опытом работы начальников
и командиров по обучению и воспитанию подчиненных, изучение и распространение
положительного опыта этой деятельности;
ж) доведение до руководителей информации о
состоянии дел в коллективе, о требованиях руководящих документов МВД России по
вопросам воспитательной работы, проведение собеседований с этой категорией
должностных лиц по их знанию и выполнению;
з) принятие мер по укреплению авторитета
руководителей, особенно из числа младшего начальствующего состава, в первую
очередь путем оказания им доверия, недопущения мелочной опеки в работе;
и) осуществление систематического контроля за
воспитательной работой начальников служб и подразделений (особенно
индивидуальной), организация заслушивания отчетов руководителей, имеющих
подчиненных, на оперативных совещаниях при начальнике органа внутренних дел,
ведение учета результатов этой деятельности;
к) внесение предложений начальнику
органа об обоснованности дисциплинарной практики руководящего состава.
Средства и формы воспитательной работы, которые
могут быть использованы руководящим составом служб и подразделений, весьма
многообразны. Среди них можно выделить:
- проведение в разнообразных формах
индивидуальной воспитательной работы с подчиненными. При этом особое внимание
обращается на лиц, склонных к совершению проступков, имеющих упущения в
служебной деятельности, молодых сотрудников;
- тщательный подбор наставников, их
инструктирование, оказание помощи в воспитании и обучении молодых сотрудников,
контроль за этой работой;
- систематический контроль за деятельностью подчиненных
и оптимальное использование дисциплинарных мер воздействия к ним;
- проведение занятий в системе
общественно-государственной подготовки;
- выступление с лекциями, беседами, докладами по
различным Проблемам служебной деятельности, укреплению дисциплины и законности,
соблюдению профессионально-нравственных норм Кодекса чести;
- оказание помощи подчиненным в решении
разнообразных вопросов служебной и общественной деятельности, обеспечения
необходимых условий труда и быта.
Приоритетным направлением совершенствования
оперативно-служебной деятельности, укрепления дисциплины и законности в органах
внутренних дел является обучение руководителей всех уровней формам и методам
воспитания сотрудников, организации работы с личным составом.
На местах в органах внутренних дел прошел
апробацию ряд направлений и форм учебы руководящего состава, отвечающих реалиям
современного периода, требованиям руководящих документов МВД России. Среди них
в первую очередь можно назвать организацию работы постоянно действующих семинаров
руководящего состава по проблемам воспитания подчиненных, организации их
социально-правовой защиты, укрепления морально-психологического климата в
коллективах. Подобные семинары (школы) именуются по-разному и охватывают
различные категории руководящего состава (в том числе и заместителей
начальников органов внутренних дел по кадрам). Их главное предназначение -
обучить слушателей наиболее эффективным приемам, способам и методам воспитания
сотрудников, ознакомить с научными рекомендациями и позитивным опытом работы в
этой сфере.
Только в течение года в УВД Воронежской области
в подобных семинарах проходят обучение руководители 5-7 служб, в УВД
Владимирской области - до 20 разовых семинаров с различными категориями
руководителей (от начальников органов до младших командиров строевых
подразделений), во время которых детально разбираются вопросы
индивидуально-воспитательной работы, морально-психологической подготовки,
социально-правовой защиты сотрудников. В УВД Чукотского автономного округа в
силу региональной специфики организуются полугодовые учебно-методические сборы
руководящего состава горрайорганов внутренних дел. По окончанию сборов
слушатели сдают зачеты и нормативы по боевой, служебной и физической
подготовке, результаты которых напрямую влияют на установление для этих лиц
размеров должностных окладов. В МВД Республики Коми руководителей обучают
непосредственно в органе, учреждении, подразделении внутренних дел. Для этой
цели из состава аппарата МВД формируются рабочие группы для выезда и проведения
на местах инструктивно-методических занятий с руководителями, в том числе и по
овладению эффективными приемами воспитания личного состава. Усилия руководства
УВД Ульяновской области направляются на внедрение системы "воспитание
воспитателей". При этом главное внимание уделяется обучению среднего звена
- начальников отделений, караулов, постов, командиров строевых подразделений, а
также актива общественных объединений сотрудников органов внутренних дел.
Важной формой работы, направленной на обучение
руководителей методам воспитания подчиненных, является стажировка вновь
назначенных руководителей органов (учреждений) и их заместителей по кадрам в
отделах (отделениях) по работе с личным составом (воспитательной работе)
кадровых аппаратов МВД, УВД, УВД.
В одних МВД, УВД введен порядок приема экзаменов
на персональной ЭВМ для вновь назначенных на должность руководителя opгaна
внутренних дел по знанию ими нормативно-правовых актов в работе с личным
составом, форм и методов воспитания сотрудников, в других подобные зачеты
принимаются не только от лиц, прошедших стажировку, но и периодически от всего
руководящего состава.
Действенным направлением работы с руководителями
является повышение их роли и ответственности за уровень воспитания подчиненных
в коллективе. Организаторская деятельность по решению данного вопроса
реализуется через:
а) внесение в функциональные обязанности
руководителей всех уровней положений о личном участии и ответственности за
состояние воспитательной работы среди подчиненных.
Практически во всех МВД, ГУВД, УВД, УВДТ
подобные дополнения и уточнения внесены в должностные инструкции и
функциональные обязанности руководящего состава всех уровней. Так, в УВД
Красноярского края несколько изменили критерии оценки деятельности руководителя
органа (учреждения). Руководителю не стали ставить в вину большое число
дисциплинарных взысканий в подчиненном коллективе в случае, если нарушения
выявлены руководящим составом органа, по ним приняты адекватные проступку меры
воздействия и при этом не допущено среди личного состава чрезвычайных
происшествий по вине сотрудников, а также сокращается число грубых
дисциплинарных нарушений, в том числе и случаев пьянства;
б) усиление ответственности руководителей за
состояние дисциплины и законности, результативность воспитательной работы среди
личного состава.
За состояние воспитательной работы,
морально-психологический климат в коллективе, личное участие в организации и
проведении этой работы на уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ руководители
систематически отчитываются на коллегиях, оперативных совещаниях при
заместителе начальника органа по кадрам, в аттестационных комиссиях. На уровне
ГРОВД, ЛОВД, подразделений ГПС введены ежемесячные отчеты начальников служб и
отделений о работе с кадрами на оперативных совещаниях при начальнике органа,
подразделения либо также в аттестационном порядке;
в) совершенствование стимулирования служебной
деятельности руководящего состава;
г) использование научных методик по изучению
личностных качеств руководителей.
Как правило, анкетирование и тестирование
проводятся при комплексном и контрольном инспектировании органа, подразделения.
Помученная информация способствует более объективной оценке профессиональной
подготовки, организаторских способностей, воспитательных, коммуникативных и
моральных качеств руководителей. В УВД Курской области течение 1999 г. были
проведены исследования по определению рейтинга руководителей Обоянского,
Кореневского, Суд-жанского, фатежского и Золотухинского ГРОВД. Ранее подобные
социологические опросы были проведены в большинстве ГРОВД УВД Архангельской
области. Подобный подход позволил сформулировать практические рекомендации
конкретным должностным лицам по корректировке их управленческой и
воспитательной деятельности.
Повышение ответственности руководителей за
состояние воспитательной работы осуществляется и путем:
- отчетов на общих собраниях сотрудников. В УВД
Тамбовской области практикуются отчеты руководящего состава УВД на общих
собраниях личного состава об оперативно-служебной деятельности, решении
кадровых и финансовых вопросов. Аналогичные отчеты начальников практикуются и в
горрайорганах внутренних дел;
- проведения встреч с различными категориями
личного состава. Периодические встречи первых руководителей органов, учреждений
и подразделений, кадровых аппаратов с молодыми сотрудниками,
воинами-интернационалистами, офицерами Вооруженных Сил, перешедшими на службу в
органы внутренних дел, позитивно воспринимаются личным составом, способствуют
формированию здорового морально-психологического климата в коллективе, позволяют
своевременно отслеживать и оценивать изменения в настроениях сотрудников,
хорошо знать "болевые" проблемы личного состава и оперативно
принимать меры к их разрешению.
Итак, вышеназванные формы и методы
воспитательной работы при условии соблюдения комплексного подхода к их
проведению способствуют повышению роли руководителей всех уровней в воспитании
личного состава. Последнее, в свою очередь, положительно сказывается на
результатах оперативно-служебной деятельности, укреплении дисциплины и
законности среди личного состава органов внутренних дел.
Заключение
Воспитательная работа - это
важнейшая составная часть всей управленческой, организаторской деятельности в
органах внутренних дел. Ее постоянное, целенаправленное проведение с личным
составом с учетом специфики отдельных категорий сотрудников является тем
главным внутренним резервом, который способен значительно повысить
эффективность всей оперативно-служебной деятельности.
Работа с людьми в современных
условиях призвана помочь сотруднику правильно ориентироваться в жизни,
добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности, сформировать
у него любовь к своему Отечеству, уважительное, доброжелательное отношение к
гражданам, высокие профессионально-нравственные качества, внутреннюю потребность
соблюдать Закон.
Конкретная программа
совершенствования воспитательной работы в органах внутренних дел определена в
Концепции кадровой политики МВД России, Директиве МВД России N 1 от 19 июня
1996 г. "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным
составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации". Эти
документы требуют от каждого руководителя активного личного участия в
воспитании подчиненных, творческого, инициативного подхода к использованию
различных форм и методов индивидуальной и массовой воспитательной работы. Успех
этой деятельности немыслим без постоянного анализа эффективности проводимых
мероприятий, точного определения ближайших и долгосрочных перспектив в работе с
людьми, четко налаженной системы контроля за воспитанием сотрудников.
В работе с личным составом органов
внутренних дел сегодня еще много нерешенных проблем, недостатков. Главные из
них - это неумение и нежелание руководящего состава заниматься работой с
подчиненными, формализм при ее проведении, отсутствие индивидуального подхода к
сотрудникам.
Данное пособие подготовлено в
соответствии с заданием Управления воспитательной работы Главного управления
кадров и кадровой политики МВД России. Полагаем, что творческий подход к
освоению и осмыслению изложенного в нем материала руководителями, сотрудниками
кадровых и воспитательных аппаратов поможет им ознакомиться с основами теории
воспитательной работы, современными требованиями к ее проведению, положительным
опытом данной деятельности, накопленным в органах внутренних дел, избежать
ошибок и упущений в будущей практической работе по воспитанию личного состава.
Список использованных
источников
Основные законодательные и
нормативные акты, регулирующие воспитательную работу в органах внутренних дел
1.
Об основах государственной службы РФ. ФЗ. 2000
2.
О милиции. Закон РФ. 1999
3.
О высшем и послевузовском профессиональном
образовании. ФЗ. 2002
Нормативные правовые акты Президента Российской
Федерации
1.
Положение о милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации.
2.
О мерах по укреплению дисциплины в системе
государственной службы.
Нормативные правовые акты МВД России
1.
О состоянии и мерах совершенствования
воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
2.
О неотложных мерах по улучшению работы с личным
составом Министерства внутренних дел РФ
3.
О состоянии работы с кадрами и кадровой политике
в системе МВД России
4.
Кодекс чести рядового и начальствующего состава
органов внутренних дел
5.
О мерах по совершенствованию организации работы
городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на
транспорте
6.
Положение о наставничестве в органах внутренних
дел
7.
О неотложных мерах по укреплению дисциплины и
законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России
8.
О мерах по обеспечению законности в органах
внутренних дел и укреплению собственной безопасности
9.
Концепция воспитательной работы с курсантами и
слушателями образовательных учреждений МВД России
10.
О героико-патриотическом воспитании личного
состава органов внутренних дел и внутренних войск МВД России
11.
О культуре поведения в обращении с гражданами
12.
Методические рекомендации по организации и
планированию индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел
13.
Об организации системы государственно-правового
информирования личного состава МВД России
Литература
1.
Организация работы с личным составом
горрайлиноргана в современных условиях. Управление МВД России воспитательной
работы ГУК и КП. Академия управления России. 2001
2.
Понятие, сущность и методы
информационно-аналитической работы в ОВД. – М., 2003
3.
Воспитательная работа с личным составом органов
внутренних дел. Управление МВД России воспитательной работы ГУК и КП. Академия
управления России. В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт. 2000
Страницы: 1, 2, 3, 4
|