Меню
Поиск



рефераты скачать Понятие воспитательной работы. Роль и место воспитательной работы в системе работы с кадрами

Воспитательными аппаратами МВД, ГУВД, УВД, УВДТ практикуется составление обзоров и аналитических справок по различным направлениям работы с личным составом. В них излагается довольно широкий спектр вопросов и проблем этой деятельности, например; о состоянии транспортной дисциплины среди личного состава; о правовой защите личного состава; о результатах изучения общественного мнения о деятельности милиции, морально-психологического климата в служебных коллективах; об организации работы с молодыми сотрудниками; о действиях сотрудников в экстремальных условиях и пр.

Необходимо отметить такой вид информационно-аналитического документа, в котором освещается позитивный опыт воспитательной работы среди личного состава. На местах предметом изучения, обобщения и внедрения передового опыта являются наиболее актуальные проблемы воспитания личного состава, в частности: только в 1999 г. в УВД Липецкой области обобщен и распространен положительный опыт заместителя командира ОМОН по кадрам подполковника милиции В.С. Рулева, в УВД Воронежской области - опыт деятельности психолога Острогожского ГРОВД А.И. Помогалова, в УВД Читинской области -опыт работы совета наставников Ингодинского РОВД, в УВД Мурманской области - работа женсоветов.

Важным направлением деятельности воспитательных аппаратов является их участие в комплексных инспектированиях органов и подразделений внутренних дел, проведении контрольных и целевых проверок состояния работы с личным составом, выполнения требований ведомственных актов. В ходе проверок сотрудники воспитательных аппаратов оказывают практическую и методическую помощь проверяемым руководителям, проводят инструктивные семинары и показные занятия, участвуют в разработке планов устранения недостатков и реализации предложений по совершенствованию воспитательной работы. Кроме того, выявляется и обобщается положительный опыт воспитания личного состава, укрепления дисциплины и морально-психологического климата в коллективах.

Комплексное инспектирование горрайорганов и подразделений, проведенное в 1999 г. в УВД Воронежской области, позволило изучить стиль руководства, профессиональный уровень, организаторские способности руководителей органов и подразделений, оценить роль заместителей начальников органов по кадрам в служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел в новых условиях. По итогам инспектирования были даны конкретные рекомендации.

Еще одним из актуальных направлений деятельности воспитательных аппаратов является их участие в подготовке сводных отрядов, направляемых в "горячие точки" России. Как правило, оно включает в себя: I

- отбор лиц, направляемых в зону экстремальных условий, по специальным методикам, в том числе психологические тестирования с последующей выдачей рекомендаций (психологических паспортов) командирам отрядов для проведения целенаправленной индивидуальной воспитательной работы;

- обучение командируемых, которое, как правило, проводится стационарно в учебных центрах МВД, УВД, УВДТ по специально разработанной программе, использование в ряде мест возможностей военно-учебных заведений Министерства обороны. Для командируемых разрабатываются и выдаются на руки специальные памятки для действий в чрезвычайной обстановке, все они снабжаются топографическими картами района чрезвычайного положения;

- безусловное обеспечение личного состава сводных отрядов ; расположенным денежным и вещевым довольствиями, средствами индивидуальной защиты, а семей - установленными государством льготами и Компенсациями, а по возвращении оказывается материальная помощь, в том числе и за счет спонсоров;

- поддержание постоянной связи между отрядами, находящимися •е зоне чрезвычайного положения, и командируемыми органами и подразделениями, а также родственниками сотрудников. Как правило, для субъективного освещения в средствах массовой информации хода выполнения боевой задачи сводными отрядами, а также информирования семей сотрудников в зону особых условий командируются представители пресс-центров МВД, УВД;

- оказание морально-психологической поддержки личному составу •в период службы в особых условиях. В этой связи наиболее действенной формой являются поездки делегаций в "горячие точки" для вручения государственных наград отличившимся бойцам, передачи посылок Кт родных и близких, гуманитарной помощи от сослуживцев, видеозаписей с обращением родителей, жен, детей, сослуживцев. По оценке командированных, такие встречи оказывают позитивное влияние на укрепление морально-психологического состояния личного состава. Именно так оценили бойцы сводного отряда УВД Брянской области приезд в 1999 г. в зону боевых действий на Северном Кавказе начальника Управления В.А. Фесунова.

Необходимо иметь в виду то, что морально-психологическое состояние командируемых в значительной степени зависит от их эмоционального настроя. Поэтому совершенно правильно поступают в УВД Алтайского края, Брянской, Ярославской областей, где проводятся торжественные ритуалы в связи с проводами и встречами сотрудников-участников боевых действий в зонах вооруженных конфликтов.

Действенность воспитательного процесса в органах и подразделениях внутренних дел прямо зависит от ряда обстоятельств. С одной стороны, значительным резервом для совершенствования деятельности воспитательных аппаратов является приведение их организационно-штатной структуры и численности в соответствие с возложенными на них задачами и объемом деятельности. На местах вышеназванная проблема решается путем внедрения в практику опыта вневедомственной охраны и государственной противопожарной службы, создавших воспитательно-кадровые аппараты (отделения, группы) в наиболее крупных подразделениях, введения в крупных горрайорганах внутренних дел ведением должностей заместителей начальников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности по кадрам.

С другой стороны, в ряде МВД, УВД получили апробацию новые Формы работы, активизирующие деятельность воспитательных аппаратов, повышающие уровень и состояние работы с личным составом. Так, в УВД Красноярского края налажено ежемесячное подведение итогов воспитательной работы среди горрайорганов, в МВД Кабардино-Балкарской Республики ежегодно (на основе специального положения) проводится смотр на лучшую организацию работы с личным составом среди горрайорганов, строевых подразделений, пожарных частей.

В УВД Ульяновской области в коллективах органов внутренних дел используют такую форму воспитательной работы, как "кадровые дни". При их подготовке и проведении был решен ряд организационных вопросов. Во-первых, установлен их правовой статус в системе форм работы с кадрами. Во-вторых, проведение подобных мероприятий стало планироваться на квартал с обязательной предварительной проверкой вопроса, выносимого на обсуждение или заслушивание. В-третьих, их проведение в коллективах органов и подразделений осуществлялось под жестким контролем сотрудников кадрового и воспитательного аппаратов УВД и при их активном участии.

Одновременно в арсенала организаторской деятельности по активизации воспитательной работы до сих пор продолжают оставаться проверенные временем формы и методы, в том числе и такие, как заслушивание отчетов сотрудников воспитательных аппаратов на оперативных совещаниях, очередное и внеочередное их аттестование.

В организации воспитательной работы широкое распространение получило проведение социологических исследований по изучению личного мнения сотрудников ГРОВД, строевых подразделений, которые позволяют выявить факторы, отрицательно влияющие на состояние служебной подготовки и дисциплины, формирование здорового морально-психологического климата в коллективах. Результаты исследований в дальнейшем используются при подготовке материалов на заседания коллегий, оперативных совещаний.

В течение 1998-1999 гг. в Забайкальском УВДТ проводилось комплексное изучение личного состава. Результат этой работы был рассмотрен на заседании коллегии, где принят перспективный план улучшения морально-психологического климата в органах и подразделениях.

Таковы основные направления деятельности воспитательных аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и наиболее распространенные формы их работы.


2.3. Участие начальника ОВД в планировании воспитательной

работы и ее проведении


В любом деле успех предопределяется людьми, их профессиональной подготовленностью, умением и желанием качественно трудиться, неукоснительно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.

В этой связи руководителю органа внутренних дел, чтобы повысить продуктивность оперативно-служебной деятельности, необходимо, прежде всего, наладить систему работы с личным составом, заняться совершенствованием профессионально-нравственных качеств сотрудников, укреплением дисциплины и законности.

Директива МВД России N 1 от 19 июня 1996 г. о коренном улучшении работы с личным составом предписывает руководящему составу органов внутренних дел "считать проведение повседневной работы с подчиненными частью управленческой деятельности, приоритетным направлением, оказывающим непосредственное влияние на конечные результаты в укреплении правопорядка и борьбы с преступностью. Особое внимание обращается "на состоянии работы с личным составом в основном звене системы МВД России - горрайлинорганах внутренних дел.

Социологические исследования показали, что любой опытный руководитель 60-70% времени тратит на работу с людьми. Вместе с тем из оценок подчиненных явствует, что высокими воспитательными качествами обладает лишь один из пяти руководителей.

Основными методами воспитательного воздействия руководителя на личность, коллектив выступают: во-первых, слово (умение ярко, убедительно, аргументировано и эмоционально довести до сотрудников идею, задачу, информацию); во-вторых, умение высказанное сочетать с практическим осуществлением на практике, т.е. в деле; в-третьих, личный пример начальника во всех сферах его деятельности - службе, соблюдении требований дисциплины и законности, норм профессиональной этики, дисциплинарной практике, заботе о подчиненных и пр.

В наиболее общем виде требования к личности руководителя-воспитателя следующие;

а) наличие определенных теоретических познаний в области педагогики, психологии личности и коллектива, социальной психологии, знание об эффективных формах и методах коллективной и индивидуальной работы с сотрудниками;

б) умение практически организовать воспитательный процесс в служебном коллективе;

в) высокая нравственная культура для налаживания личностных неформальных отношений с подчиненными и членами их семей, разрешения межличностных противоречий и конфликтов;

г) умение делать правильные воспитательные выводы из складывающихся отношений в коллективе органа, подразделение.

Ответственность за состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом горрайлиноргана внутренних дел возложена на руководителя. Его прямой служебной обязанностью являются организация и проведение работы с личным составом, участие в воспитании подчиненных.

Ведущая роль организатора всей работы с личным составом принадлежит первому руководителю органа внутренних дел. Начальник решает задачи, связанные с воспитанием личного состава через заместителя по кадрам, кадровый и воспитательный аппарат, руководителей служб и подразделений. В работе с личным составом он также опирается на общественные объединения сотрудников, действующие в органе внутренних дел.

Участие руководителя в воспитании подчиненных осуществляется по трем основным направлениям: организация непосредственно воспитательной работы и личное в ней участие, забота о подчиненных, создание здорового морально-психологического климата в коллективе.

Алгоритм деятельности начальника органа внутренних дел по организации целенаправленного воспитательного процесса включает в себя:

- анализ морально-психологического климата в коллективе, состояния дисциплины и законности среди сотрудников и принятие исчерпывающих мер по их укреплению, в том числе и систематическое планировании данной работы;

- обеспечение участия всех руководителей служб и подразделений в воспитании подчиненных путем определения приоритетных задач на конкретном временном этапе; постановки их перед подчиненными руководителями; организации их обучения методике воспитательной paботы, основам педагогики и психологии; осуществления контроля за состоянием и эффективностью работы с личным составом; регулярного заслушивания отчетов нижестоящих начальников и командиров на оперативных совещаниях;

- организацию индивидуальной воспитательной работы с личным составом при помощи целенаправленного руководства и контроля за ее проведением подчиненными руководителями, а также личного участия в ней, в первую очередь со своими заместителями, начальниками служб и подразделений;

-  использование наставничества в профессионально-нравственном формировании личности молодого сотрудника. Начальник органа внутренних дел вместе со своим заместителем по кадрам должен закрепить приказом за каждым молодым сотрудником наставника, организовать их обучение, осуществлять контроль за их работой, заслушивать отчеты наставников, поощрять лучших из них за эффективную деятельность по подготовке нового пополнения;

- принятие мер по созданию системы соблюдения сотрудниками дисциплины и законности. Это одна из важнейших задач руководителя любого уровня управления, за которую в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов предусмотрена их личная ответственность;

- осуществление взвешенной и разумной дисциплинарной практики. Право поощрять и наказывать подчиненных - это действенное воспитательное средство в руках начальника. Поощрение способствует развитию активности, инициативы сотрудников, стимулирует у них уверенность в своих силах, а взыскание - повышает ответственность подчиненных за результаты служебной деятельности, соблюдение порядка и дисциплины. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, порядок их применения, права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению взысканий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкцией по его применению. Руководитель органа внутренних дел не только сам обязан руководствоваться этими требованиями, но и обеспечить их строгое соблюдение подчиненными начальниками служб и подразделений. Ему предоставлено право отменить, смягчить взыскание, объявленное нижестоящими руководителями, или наложить более строгое взыскание в пределах своей компетенции; - организацию информирования личного состава по вопросам внутренней и внешней политики государства, тенденциям развития общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране изменений в действующем законодательстве, новых правовых и ведомственных нормативных актов, состоянии оперативно-служебной деятельности и личного участия в ней; - планирование и проведение различных воспитательных мероприятий. Начальник органа внутренних дел заботится о создании условий ли их проведения, содействует внедрению новых, эффективных форм воспитательной работы. Важнейшее воспитательное значение имеет и го участие в проведении торжественных ритуалов, конкурсов профессионального мастерства, в различных культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. На формирование у личного состава высоких профессиональных и нравственных качеств положительное воздействие оказывает профессиональная подготовка, за организацию которой в органах внутренних дел отвечает руководитель. В приказе по органу внутренних дел определяется порядок организации и проведения занятий по текущей служебной, физической и боевой подготовке, утверждается расписание занятий, формы и методы инструктажа руководителей групп, контроля за проведением занятий, успеваемостью сотрудников. Первый руководитель, как правило, принимав личное участие в проведении занятия с сотрудниками, зачисленными в резерв кадров на выдвижение, с молодыми сотрудниками. Особое внимание при этом обращается на повышение эффективности воспитательного воздействия всех видов занятий;

- осуществление взаимодействия с общественными организациями и органами общественной самодеятельности - судами чести, советами наставников, ветеранов, профсоюзными организациями, различными ассоциациями (участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, воинов-интернационалистов и т.п.). Последние при отлаженной системе взаимодействия вносят существенный вклад в воспитания личного состава.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующими нормативными актами МВД России начальник органа направляет деятельность судов чести, советов наставников. Он утверждает планы их работы, нацеливает усилия этих формирований на укрепление дисциплине воспитание сотрудников, повышение их профессионального мастерства. Своевременно информирует актив общественности о задачах, стоящих перед коллективом и морально-психологическом климате в нем. Оказывает содействие в проведении мероприятий (обеспечение явки личного состава, предоставление помещений, транспорта и т.п.), учитывает их мнение в работе с личным составом.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.