4) сформировать идеальную модель сотрудника
органов внутренних дел как государственного служащего и
определить степень соответствия сотрудников органов внутренних дел идеалу
модели профессии;
5) привести корпус государственных служащих
органов внутренних дел к мировому уровню и стандартам,
дающим возможность работать с различными международными
организациями по предупреждению и раскрытию преступлений.
Вопрос № 3. Функции государственной
службы в системе МВД России, и их классификация.
Под функциями государственной службы
следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению
соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Функции являются конкретными направлениями
организующего воздействия на специфические
государственно-служебные отношения, возникающие в процессе
создания государственной службы и деятельности государственных служащих.
Выделяют следующие общеправовые функции
- регулятивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную,
интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).
Регулятивная функция - обусловленное социальным назначением
направление правового воздействия, выражающееся в установлении
позитивных правил поведения, предоставления субъективных
прав и возложения юридических обязанностей на субъекты права
в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам
общества, государства и граждан.
Наиболее характерными элементами
осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством
норм права праводееспособности (правосубъективности) граждан;
закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции
государственных органов, в том числе и компетенции должностных
лиц; установление правового статуса юридических лиц;
определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и
прекращение правоотношений; установление конкретной правовой
связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение
оптимального типа правового регулирования применительно к
конкретным общественным отношениям.
Охранительная функция - это обусловленное социальным назначением направление правового
воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических,
политических, национальных, личных отношений, их
неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному обществу.
Специфика охранительной функции состоит
в следующем:
во-первых, она характеризует право как
особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их
волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической
ответственности;
во-вторых, она служит информатором для
субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под
охрану государством посредством правовых предписаний:
в-третьих, она является показателем
политического и культурного общества, гуманных
начал, содержащихся в праве.
Способ охраны очень часто зависит от
развитости общества, от его политической сущности.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если
ее сравнивать с правоохранительной деятельностью
государства. Если охранительная функция права - это
действия самого права, то правоохранительная деятельность государства,
во-первых, является материальной гарантией
соблюдения требований права, поскольку это действия специальных учреждений
(МВД, прокуратуры, суда, арбитража) по охране права;
во-вторых, это действие не самого права, а
внешнего по отношению к нему фактора;
в-третьих, охранительная функция направлена
на охрану общественных отношений, а правоохранительная
деятельность - на охрану самого права.
Государственная служба в органах внутренних дел в охранительной функции права направлена на установление и поддержание определенного правого режима в государстве с помощью различных законных мер обеспечения.
Обеспечительная функция права
нацелена на то, чтобы стоящие перед государством
задачи, функции в конечном итоге были выполнены. Для этого государство
задействует различные органы Министерство внутренних дел России, исходя из
своего правового статуса, возглавляет сложную систему органов внутренних дел.
Коммуникативная функция направлена на обеспечение социально полезного накопления
целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри
государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях ее реформирования.
Что касается социальных функций
права, то они в самом общем виде представляют собой комплексное воздействие на
сложившиеся сферы общественных отношений. Так, экономическая функция права
влияет на экономические отношения, т.е. экономическую сферу. Политическая
функция права - на политическую сферу. Воспитательная функция права - на
духовную сферу. Экологическая - на экологическую сферу.
Государственная служба в органах
внутренних дел как правовой институт, а в целом и государственная служба
Российской Федерации в области социальных функций
права осуществляет реализацию целей и функций государства
применительно к сферам общественных отношений.
В основу формирования государственной службы
в органах внутренних дел положено два момента. Первый
связан с объективными (практическая реализация функций права и государства), а
второй с субъективными (подготовленность к службе, интеллектуальные способности, соблюдение дисциплины и т.д.) предпосылками становления этой государственной службы. Исходя из предпосылок
формирования государственной службы в органах внутренних
дел, сфер ее реализации и содержания трудовых операций можно
предположить следующую классификацию функций данной службы: общие, основные
и обеспечивающие.
К общим функциям государственной
службы в органах внутренних дел можно отнести те, которые, на наш взгляд,
характерны для системы управленческих взаимоотношений:
планирование, предвидение, организация, регулирование,
руководство, контроль, координация, учет, информационная.
1) Планирование - эта функция
занимает центральное место в механизме государственной
деятельности и государственно-служебных отношений. Для ее
выполнения от государственных служащих требуется знание объективных законов развития гражданского общества, международного и национального законодательства, а также целей, задач, средств достижения планируемого процесса. В этой функции подчеркиваются сроки и способы реализации
конкретных программ, в том числе направленных на совершенствование
государственно-служебных отношений. Ей присуща разработка
общей концепции развития и реформирована не только государственной службы в
органах внутренних дел, но государственного управления в сфере защиты прав и
свобод человека и гражданина, охраны правопорядка,
обеспечения общественной безопасности. Достижение органами внутренних дел
намеченных целей и выполнение поставленных задач возможно только при научно
обоснованном планировании.
2) Предвидение - данная функция отображает будущее состояние органов внутренних дел в осуществлении
государственного управления и государственной службы этих органов. Она может отображать и изменения, которые могут произойти в
данных объектах. Ей свойственно нести
и информационный материал о тех событиях,
которые могут наступить. Предвидеть - значит давать опережающую возможную картину действительности. В
предвидении различают три формы: предсказание,
прогноз, предположение.
Предсказание - однозначное утверждение о будущем состоянии того или иного объекта
или наступление какого-либо события.
Прогноз
вырабатывается на научной основе и звучит не столь категорично.
В нем отражается наиболее вероятное состояние объекта
или возможность наступления события, однако, допускается, что объект может
оказаться и в ином состоянии или прогнозируемое событие не произойдет.
Предположение представляет собой описание одного или несколько возможных вариантов
(гипотезе) будущего состояния интересующих нас
объектов.
3) Организация
как функция предполагает создание
упорядоченности в системе управления
государственной службой в органах
внутренних дел, осуществление
различных мер (на законной основе) по
реализации концепций, планов, решений, связанных с государственно-служебными отношениями, формирование
устойчивых
начал в государственной службе,
которые могли бы влиять на существенные
отношения с целью выполнения поставленных задач перед органами внутренних дел,
обеспечение необходимого воздействия субъекта управления на объект управления,
установление на базе принципов государственной службы в органах внутренних дел ее структуры с четким распределением
должностных полномочий служащих.
4) Регулирование связано с непосредственным осуществлением
действий организационного характера в области государственной службы органов внутренних дел, которые влекут установление,
изменение или прекращение государственно-служебных отношений. С той целью допускается использование различных методов,
форм и способов государственного управления и государственной
службы. Эта функция обеспечивает нормальный режим во
взаимоотношениях между различными элементами системы государственной службы. Регулирование способствует разработке нормативных актов и
различных рекомендаций по
совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел.
5 )Информационная функция включает многие моменты, но как правило, они имеют
одну направленность, которая связана с обеспечением
деятельности органов внутренних дел. Без соответствующей информации нельзя принять решение,
связанное с эффективностью
управления силами и средствами органов внутренних дел. Эта функция органически связана с
управлением. Для осуществления своей управленческой деятельности органы
внутренних дел используют различную информацию, подготовленную сотрудниками:
экономическую, криминологическую, статистическую, криминалистическую,
социологическую, демографическую, экологическую и т.д.
6) Руководство - это функция по установлению общих начал и
направлений осуществления государственной службы для органов внутренних дел и
государственной службой в органах и подразделениях МВД России исходят от
стратегии и тактики, общих государственно-служебных отношений, сложившихся в
стране, и устоявшейся структуры управления в системе органов внутренних дел.
7) Контроль как функция государственной службы в органах
внутренних дел проявляется:
а) в оценке фактического состояния этой службы на предмет
соответствия (несоответствия) ведомственной базы государственно-служебных
отношений принятым общим законодательным актам, регламентирующим эти отношения
в российском обществе;
б) в анализе различных отклонений в ходе исполнения правовых норм
государственной службы в органах внутренних дел с целью выработки общих
подходов к решению задач, направленных на достижение не только промежуточных,
но и конечных результатов в данной области;
в) в выявлении положительного опыта реализации государственно-служебных
отношении, как на федеральном, так и на региональном уровнях, обеспечивающего
эффективность в реализации всех сторон правового статуса сотрудников, для его
распространения и подготовки предложений по совершенствованию правовой базы
этих отношений.
8) Координация - это функция, с помощью которой достигается
согласованность всех кадровых аппаратов внутренних дел различных уровней
управления с целью выполнения поставленных задач в области государственной
службы.
9) Учет как функция - это сбор сведений обо всех сторонах
проявления института государственной службы в органах внутренних дел путем
регистрации, сравнения, обобщения и сопоставления конкретных показателей.
Посредством данной функции происходит информирование о состоянии, достижении и
выполнение конкретных правовых норм, регламентирующих государственно-служебные
отношения в этих органах. Эту функцию можно рассматривать как центральную
(основную), влияющую на все другие функции государственной службы с целью их
успешной реализации.
Основные функции государственной службы в органах внутренних
дел способствуют реализации тех направлений деятельности этих органов, которые
в пределах своих полномочий осуществляют государственное управление в
отведенной им сфере. Положение о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации оговаривает более 40 узловых функциональных аспектов своей деятельности.
В качестве примера можно привести некоторые:
- определение основных направлений по защите прав и свобод
человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности,
обеспечения общественного порядка, общественной безопасности;
- осуществление анализа состояния правопорядка и преступности и подготовка
предложений по усилению борьбы с криминогенными проявлениями;
- организация и непосредственное осуществление
оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производство
дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к
компетенции органов внутренних дел;
- осуществление мер по борьбе с коррупцией, терроризмом,
контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств;
- обеспечение охраны важных государственных объектов, особо
важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по
договорам;
- организация лицензионной деятельности;
- рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб
граждан, а также публикаций и сообщений средств массовой информации по вопросам
деятельности органов внутренних дел.
Обеспечивающие функции государственной службы в
системе МВД России способствуют реализации общих и основных функций.
Среди них можно выделить следующие:
- осуществление мер по обеспечению защиты жизни, здоровья, чести,
достоинства и имущества сотрудников, обеспечение системы собственной
безопасности;
- разработка и реализация федеральных программ кадрового
обеспечения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации
государственных служащих;
- организация материально-технического, информационного,
юридического, финансового обеспечения органов и подразделений МВД России и
личного состава;
- создание новых структурных подразделений, проведение
реорганизационной работы, перераспределение прав и обязанностей между органами
и персоналом;
- формирование новых форм связи и автоматизированного управления.
Вопрос № 4. Принципы государственной службы в органах внутренних
дел Российской Федерации. Понятие и классификация
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с
признаками государственной службы, закрепленными в Федеральных законах «О
системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной
гражданской службе Российской Федерации», а также в «Положении о службе в
органах внутренних дел Российской Федерации».
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с
принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и
гражданина, гуманизма. Гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников
органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и
управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за
труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и
квалификации.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской
Федерации» (статья 3) установлены следующие принципы государственной службы:
1.
Федерализм.
2.
Законность.
3.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
4.
Равный доступ к государственной службе.
5.
Единство правовых и организационных основ государственной службы,
предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации
государственной службы.
6.
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.
7.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному
контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных
служащих.
8.
Профессионализм и компетентность государственных служащих;
9.
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в
их профессиональную служебную деятельность.
Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной
службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Федерации.
Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при
осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные
нормативные правовые акты о государственной службе.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное
действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляет собой
новое явление в российском законодательстве. Права личности являются высшей
ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную
законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие
права и законные интересы граждан.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции.
Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу
не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в
зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к
государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской
Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом
о виде государственной службы.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное
закрепление единого подхода к организации государственной службы как на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в
законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для
замещения должностей государственной гражданской службы и должностей
муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке
и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных
служащих.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному
контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных
служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования
государственной службы. Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат
обязательному опубликованию.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет
первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей
государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным
служащим своих должностных обязанностей постоянно по приобретенной профессии за
регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее
знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере
деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их
профессиональную служебную деятельность как государственных органов и
должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для
обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов
коррупции и принятия незаконных решений.
К принципам государственной службы следует также отнести
общепризнанные основополагающие правила поведения, законодательно закрепленные
в нормативных актах, регулирующих отдельные направления деятельности органов
внутренних дел.
Кроме названных ранее, можно также отметить Указ Президента
Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения
государственных служащих».
В нем предусмотрено, что в целях повышения доверия общества к
государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и
эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных)
обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе, всем лицам,
замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные
должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности,
если это не противоречит правовому статусу, рекомендуется придерживаться
следующих принципов:
- исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на
высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы
государственного органа;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание
деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
- осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и
подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного
органа;
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или
социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны
граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному
исполнению должностных (служебных) обязанностей;
- соблюдать установленные законом ограничения для государственных
служащих;
- соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность
какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий
или иных общественных объединений;
- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила
делового поведения;
- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами
и представителями организаций;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов
России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в
объективном исполнении государственным служащим Должностных (служебных)
обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб
его репутации или авторитету государственного органа;
- при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда
личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение
должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному
руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или
урегулирование данного конфликта интересов,
- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на
деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц,
государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в
отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не
входит в его должностные (служебные) обязанности;
- соблюдать установленные в государственном органе прав, ла
публичных выступлений и предоставления служебной информации;
- уважительно относиться к деятельности представителей средств
массовой информации по информированию общества о работе государственного
органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке
содействие в получении достоверной информации.
Государственный служащий, наделенный организационными
распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим,
также призван:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта
интересов;
- не допускать случаев принуждения государственных служащих к
участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
Заключение
В настоящее время наиболее приоритетным направлением развития
кадровой работы в органах внутренних дел Российской Федерации является
качественное улучшение системы подготовки и воспитания кадров.
В целях упрочения духовно-нравственных основ службы в органах
внутренних дел, воспитания у сотрудников гражданственности, патриотизма,
неукоснительного соблюдения законов и этических норм будет создаваться
качественно новая система образовательно-воспитательной работы среди личного
состава. Особое внимание в работе предлагается уделять
индивидуально-воспитательной работе руководителей подразделений и сотрудников
воспитательных аппаратов, укреплению дисциплины, формированию
морально-психологической устойчивости и поддержанию здорового психофизического
состояния личного состава.
Важным по-прежнему остается и дальнейшее совершенствование
нормативной правовой базы кадровой работы, включая разработку и внедрение
нового порядка и условий прохождения службы в органах внутренних дел. Не менее
актуальным является создание оптимальной системы научно-аналитического и
информационного обеспечения регулирования кадровых процессов в системе МВД.
Реализация приоритетных направлений кадровой позволит обеспечить
создание организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для
формирования высокопрофессионального кадрового корпуса ОВД, способного
эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД обществом и
государством.
Литература:
1.
Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями
и дополнениями, внесенными законами РФ в 1999г.).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О
системе государственной службы Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4.
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об
утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
5.
Приказ
МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке
применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
6.
Овсянко
Д.М.Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие.- М.: Юристъ,
2005.
[1] См. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст.
2063.
[2] См.: ч. 2 ст. 1 и ч. 6 ст. 8 Федерального Закона «О системе
государственной службы Российской Федерации».
[3] См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
[4] См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
[5] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. 18 апреля 1991. № 16. Ст. 503.
Страницы: 1, 2, 3
|