Найденыш, находящийся на территории договаривающегося государства,
поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой
территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2).
Рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на
территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на
территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован,
в зависимости от обстоятельств (ст. 3).
Если гражданин договаривающегося государства родился вне пределов
территории этого государства, закон этого государства может обусловить
сохранение гражданства этого государства по истечении одного года после
достижения им совершеннолетия проживанием в это время на территории этого
государства или регистрацией в соответствующих органах.
Любой договор между договаривающимися государствами, который
предусматривает передачу территории, должен включать постановления, которые
гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи.
В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., записано, что она не
применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые
государства проводят или делают между гражданами и негражданами. Ничто в ней не
может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения
законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности,
гражданства или натурализации, при условии, что в таких постановлениях не
проводится дискриминации в отношении какой-либо определенной национальности
(ст. 1).
Участники Конвенции обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию
во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без
различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в
особенности в отношении осуществления, в частности, таких прав, как права на
свободу передвижения и проживания в пределах государства: права покидать любую
страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну; права на
гражданство (ст. 5).
Исключительно важную роль в регулировании вопросов гражданства играет
Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.
Следует сказать, что Совет Европы рассматривает вопросы, касающиеся
гражданства, на протяжении более чем 30 лет. В 1963 г. была открыта для
подписания Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об
исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства.
В основу главы I Конвенции 1963 г. положена идея, которая в то время
пользовалась широким признанием во многих западноевропейских странах. Она
сводилась к тому, что множественное гражданство является нежелательным и что
его следует в максимальной степени избегать. Статья 1 этой Конвенции
предусматривает, в частности, что граждане, добровольно приобретшие другое
гражданство, утрачивают свое прежнее гражданство и, в случае отсутствия
соответствующей оговорки, лишаются права на его сохранение.
Тем не менее в Конвенции 1963 г. признается, что множественное
гражданство возникает, в частности, тогда, когда гражданство другого
государства-участника приобретается автоматически или когда государство,
которое не является участником главы I Конвенции, допускает множественное
гражданство в иных случаях. Поэтому в главу II, которая может быть принята
государством-участником, даже если оно не приняло главу I, включены положения о
выполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства, с тем
чтобы освободить лиц с множественным гражданством от выполнения своей воинской
обязанности более чем в одном государстве-участнике.
Европейская конвенция о гражданстве, принимая во внимание многочисленные
международные документы, касающиеся гражданства, множественного гражданства и
безгражданства; признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует
учитывать законные интересы как государств, так и отельных лиц; желая
содействовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся
гражданства, а также их закреплению во внутреннем законодательстве и желая
максимально сократить число случаев безгражданства; желая исключить
дискриминацию в вопросах, касающихся гражданства; отмечая различные подходы
государств к вопросу о множественном гражданстве и признавая, что каждое
государство вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими
будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет другое
гражданство; признавая, что желательно найти надлежащие пути преодоления
последствий множественного гражданства, в частности в том, что касается прав и
обязанностей лиц с множественным гражданством; учитывая желательность того,
чтобы лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, выполняли
свою воинскую обязанность только в одном из этих участников; учитывая
необходимость содействия международному сотрудничеству между национальными
органами, отвечающими за вопросы гражданства, устанавливает принципы и правила,
касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую
обязанность в случаях множественного гражданства, которым должно
соответствовать внутреннее законодательство государств-участников.[13] В ней указывается (ст. 3), что
каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто
является его гражданином. Это законодательство признается другими
государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям,
международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам в отношении
гражданства.
В Конвенции устанавливается (ст. 4), что правила каждого
государства-участника, регулирующие гражданство, основываются на следующих
принципах:
a) каждый человек имеет право на гражданство;
b) следует избегать безгражданства;
c) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;
d) ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином
государства-участника и иностранцем, ни изменение одним из супругов во время
пребывания в браке гражданства не влекут за собой автоматически последствий для
гражданства другого супруга.
Устанавливается (ст. 9), что каждое государство-участник, в случаях и на
условиях, предусмотренных его внутренним законодательством, способствует
восстановлению его гражданства бывшими гражданами, на законном основании
постоянно проживающими на его территории.
В Конвенции рассматриваются процедуры, касающиеся гражданства.
Важную роль в регулировании вопросов гражданства играют также
двусторонние и многосторонние договоры и соглашения России с другими
государствами.
К числу такого рода документов относится Меморандум от 28 марта 1994 г.
"Об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и
правовым статусом граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на
территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно
проживающих на территории Российской Федерации".
Важную роль в регулировании вопросов гражданства играет Соглашение между
Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и
Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26
февраля 1999 г. (вступило в силу 4 ноября 2000 г.).
Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. о гражданстве
предусматривает равноправие между гражданами двух государств, а также посвящен
специфическим правам граждан договаривающихся государств как граждан Союза.
Согласно ч. 1 ст. 13 Устава полномочия Союза и его органов направлены на
обеспечение равенства политических и социально-экономических прав граждан. Для
этой цели Союз наделен полномочиями обеспечить равенство прав граждан Союза в
получении всех видов образования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате
труда и других областях (п. "б" ч. 1 ст. 15); равные права в
социальной сфере предусмотрены ст. 10, а в экономической - ст. 9"л"
Устава.
Союз наделен полномочиями обеспечить права граждан России и Беларуси как
граждан Союза (п. "а" ч. 1 ст. 15).
В Уставе закреплено право граждан Союза свободно передвигаться и
постоянно проживать в пределах территории договаривающихся государств с
соблюдением правил, установленных законом этих государств в отношении отдельных
районов и местностей (п. "а" ч. 3 ст. 18).
Согласно ст. 14 Договора граждане государств-участников являются
одновременно гражданами Союзного государства. В Союзном государстве признаются
и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым
принципам и нормам международного права.
Российской Федерацией заключен также и ряд других международных
соглашений, в которых рассматриваются вопросы гражданства.
Заключение
Рассмотрев конституционно
– правовые основы института гражданства Российской Федерации, можно сделать
вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы
правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции
Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно
гражданство.
Конституционно-правовой
институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала,
определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их
взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов
правового статуса личности.
В нашей стране
вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение
суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой,
нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего
на территории бывших союзных республик.
Все более
тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон
подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией,
Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о
создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют
своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и
свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам
без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными
нормами о правах человека.
Наиболее важный
принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - права
двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.
Но в то же время
государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы
избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий.
Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из
острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной
практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных
договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего
благоприятствования.
Занятая
Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического,
демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими
факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым
юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его
открытости для всех сограждан, разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих
приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться
её юрисдикцией.
В этом отношении
подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом
судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением,
прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также
процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам
гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона
заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный
механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.
Действующая
Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации -
являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы,
регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в
совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на
признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого
государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические,
социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации
как основополагающие принципы правового демократического государства.
Развитие
института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим,
повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в
России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее кризисным в
политическом плане настоящем.
Не на должном уровне
развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего
зарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции
Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и
покровительство за ее пределами.
Таким образом,
государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции
Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с
гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого,
государство должно вести политику, направленную на поддержание не только
общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем
создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных
договоров.
Итак, гражданство
является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого
следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только
государства, но и человека.
1.
Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Центральная избирательная
комиссия РФ, 1993.
2.
Европейская
конвенция о гражданстве
3.
Конвенция
об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств –
участников Содружества независимых государств (заключена в Москве 19.01.1996
г.)
4.
Федеральный
закон от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
5.
Федеральный
закон от 18.07.2006 № 109 – ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации».
6.
Авакьян
С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.
7.
Гражданство
и свобода передвижения. М.: БЕК, 1994.
8.
Кутафин
О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.
9.
Варлен М.
Новые аспекты института Российского гражданства// Законность, № 12, 2002.
10.
Головастикова
А.Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве
1991 и 2002 годов // Законодательство и экономика, 2005, № 5
11.
Кобец
П.Н. Особенности конституционно – правового статуса иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества
// Конституционное и муниципальное право. № 1, 2004.
12.
Маликов
М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство
и право, 1997, № 8. – с. 21-24.
[1] Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 года. Ст. 2 – М.: Центральная избирательная
комиссия РФ, 1993
[2] Кутафин
О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004. с. 3
[3] Кутафин О.Е. Российское
гражданство. М.: Юристъ, 2004. с. 4
[4] Там же. С. 4
[5] Кутафин О.Е. Российское
гражданство. М.: Юристъ, 2004. с. 5
[6] Кутафин О.Е. Российское
гражданство. М.: Юристъ, 2004. с. 8
[7] Кутафин О.Е. Российское
гражданство. М.: Юристъ, 2004. с. 10
[8] Авакьян С.А. Гражданство
Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.
[9] Головастикова А.Н.
Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и
2002 годов // Законодательство и экономика, 2005, № 5
[10] Варлен М. Новые аспекты
института Российского гражданства// Законность, № 12, 2002.
[12] Варлен М. Новые аспекты
института Российского гражданства// Законность, № 12, 2002.
[13] Европейская конвенция о
гражданстве
Страницы: 1, 2, 3, 4
|