Понятие и конституционно-правовые основы института гражданства
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Правовые основы
Российского государства
на тему: ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО -
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
Выполнил: студент гр. 5201 Ситников И.А.
Проверил: В.Н. Лисица
Новосибирск 2007
Оглавление
Введение
……………………………………………………………… 4
1. Понятие гражданства
…………………………………………….. 6
2. Конституционно – правовые
основы гражданства
2.1.
Развитие
законодательства о гражданстве………………..14
2.2.
Правовая
основа гражданства на современном этапе……18
2.3.
Международно-правовое
регулирование вопросов
гражданства………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………....40
Введение
Тема гражданства в нашей стране приобрела исключительную актуальность.
Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России,
затрагивающего судьбы миллионов людей, объединение государств в союзы стали
предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в
нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой
личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся
права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство
является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой
конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных
Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его
прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в
дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении
формах.
Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С
одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав
индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства.
Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики
гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав
личности и интересов общества и государства.
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд
актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических,
экономических, социальных и иных форм организации государственной и
общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции
страны и развитием отношений с другими странами и народами.
Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период
формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали
неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения
Россией реального суверенитета.
Предметом данной работы является изучение института гражданства, его
конституционно правовых основ, нормативно – правовых актов, регламентирующих
вопросы гражданства в России и на международном уровне.
1. Понятие гражданства
В Конституции Российской Федерации кроме
заключенных в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства
государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления,
немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы
правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита
прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".[1] Основы правового статуса
человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и
личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование
отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием,
которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные
права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме
того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания
благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской
Федерации, находящимися за её пределами.
Вопросы подданства и гражданства поднимались в работах ряда
дореволюционных российских ученых. Так, Н.О. Куплеваский следующим образом
формулировал сущность подданства: "Подданством или гражданством называется
постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством,
основанная на обязанности "верности" и "подчинения".[2] Одно подчинение не составляет
еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в
ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге
каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию
государства, отличает подданнические отношения от других случайных
отношений"
Ф.Ф. Кокошкин рассматривал эти вопросы применительно к населению как
главному элементу государства. Он исходил из того, что люди, которые входят в
состав государства, являются прежде всего субъектами, с которыми государство
связано известными юридическими отношениями. Поскольку государство является
субъектом прав, то это предполагает наличие других субъектов, по отношению к
которым оно имеет права и обязанности. Такими субъектами и являются люди,
населяющие государственную территорию. Государство имеет по отношению к ним
права и обязанности точно так же, как и они по отношению к государству.[3]
Ф.Ф. Кокошкин отмечал, что в широком смысле слова подданными или
гражданами являются все лица, находящиеся на государственной территории. Все
они подчиняются государственной власти и состоят в юридических отношениях с
ней, не исключая и иностранцев, живущих в пределах государства. Но из всей
массы граждан в этом широком смысле слова выделяются подданные или граждане в
собственном смысле слова. Они состоят по отношению к государству в более тесных
отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права
и обязанности, каких не имеют эти последние. К подданным в узком смысле слова
не относятся прежде всего иностранцы, т.е. подданные другого государства,
пребывающие на государственной территории. Их называют "временными"
подданными.[4]
Применительно к населению как к элементу государства рассматривал вопросы
подданства и А.А. Жилин. Он был не согласен с теми учеными, которые полагали,
что различие между подданными и иностранцами заключается в том, что связь
первых с государством имеет юридический, а вторых - фактический характер,
усматривал фактический характер связи иностранцев с государством в том, что
отношения иностранцев к государству обусловливаются простым фактом пребывания
их на территории государства, а также в том, что эти отношения могут быть во
всякое время свободно прекращены государством путем высылки иностранцев из
пределов государственной территории.[5]
А.А. Жилин полагал, что отношения государства к иностранцам во всех
цивилизованных государствах нормируются правом и суть отношения юридические.
То, что они возникают в зависимости от известных фактических условий и более
или менее свободно могут быть прекращаемы волею государства, делает их, по
мнению А.А. Жилина, лишь менее устойчивыми, но не лишает их правового
характера.
В.В. Сокольский рассматривал вопросы подданства и гражданства с точки
зрения народа как элемента государства. Он исходил из того, что слово "народ"
употребляется в двояком смысле - этническом и политическом. Народ в этническом
смысле есть совокупность лиц одного происхождения и одной культуры,
нравственное и духовное единение которых выражается главным образом в единстве
языка, обычаев и весьма часто в единстве религии. Народ в политическом смысле
есть совокупность всех лиц, состоящих членами данного государственного союза,
составляющих личный элемент государства
В отличие от Ф.Ф. Кокошкина и В.В. Сокольского Н.М. Коркунов рассматривал
вопросы подданства в рамках учения о субъектах государственного права. Он
подчеркивал, что в отличие от подданного, у которого с государством юридическое
отношение, у иностранца - только фактическое. Нахождение иностранца в пределах
государства всегда остается только фактом и никогда не составляет для него
права. Государство не обязано его терпеть на своей территории. Раз пребывание
его оно находит для себя почему-либо неудобным, оно может его во всякое время
удалить, и с удалением его прекращаются всякие отношения к государству.
Напротив, отношение подданного к государству - юридическое, складывающееся из:
1) права подданного находиться в пределах государства и 2) права государства
оказывать ему защиту и в пределах других государств. Этим правам соответствуют
обязанности: со стороны подданного - обязанность подданнической верности, со
стороны государства - обязанность при всяких условиях терпеть подданного на
своей территории и пускать его в свои пределы. "Эти права и обязанности, -
писал Н.М. Коркунов, - непременно предполагаются подданством. Все другие права,
гражданские и публичные, не составляют необходимой принадлежности
подданства".[6]
К этому основному различию, заключающемуся в том, что только подданные
имеют юридическую связь с государством, имеют право находиться в нем, Н.М.
Коркунов добавлял еще различие в правах. Он отмечал, что, во-первых,
иностранцам обыкновенно не предоставляется политических прав, а только одни
гражданские права и, во-вторых, и гражданские права предоставляются им с
некоторыми ограничениями.
Согласно самым распространенным в советской литературе определениям
гражданство рассматривалось как: 1) правовая связь физического лица и
социалистического государства; 2) политико-правовая связь личности и
социалистического общества; 3) принадлежность лица к социалистическому
государству; 4) правоотношение между лицом и государством.
С.С. Кишкин отмечал терминологическую двойственность понятия гражданства,
включающего гражданство как формальную принадлежность к государству и
гражданство как активное участие в политической и общественно-хозяйственной
жизни страны. По его мнению, иностранец, проживающий на территории РСФСР для
трудовых занятий и принадлежащий к рабочему классу, а равно к не пользующемуся
чужим трудом крестьянству, является гораздо более гражданином, чем какой-нибудь
самый прирожденный гражданин, лишенный избирательных прав
Рассматривая гражданство с юридической точки зрения, как весьма общую и
формальную категорию, С.С. Кишкин считал, что гражданство есть личная связь
индивида с государством, обусловливающая возможность определяемости данного
лица всеми элементами правовой и политической системы страны. Он полагал, что
проблема гражданства есть, по существу, не столько юридическая, сколько
проблема политическая.
А.М. Турубинер понимал под гражданством принадлежность какого-либо лица к
определенному государству, влекущую за собой распространение на данное лицо
всех законов, регулирующих положение граждан этого государства
С его точки зрения, в то время как власть государства распространяется на
иностранцев лишь тогда, когда они проживают на его территории, на граждан
власть государства распространяется и тогда, когда они находятся за границей.
Что касается граждан, находящихся за границей, то они пользуются
дипломатической защитой своего государства.
По мнению В.Н. Дурденевского, сущность состояния гражданства состоит в
том, что гражданство есть сочленство в государстве. Это устойчивая правовая
общность лица с данным государством, дающая возможность участия во власти
государства и не ограниченная его пределами. Это общность: ибо гражданство
существует и исчезает вместе с данным государством. Это общность устойчивая:
она в принципе бессрочна и не ограничена пространственными рамками; она следует
за гражданином и в открытое море, и в другое государство и расторгается лишь в
виде исключения, обычно продолжаясь до смерти. Эта общность правовая - на
гражданина распространяется действие законов государства
В начале 60-х годов прошлого столетия при определении гражданства вместо
формулы "принадлежность лица к государству" все чаще стала
использоваться формула "правовая связь лица с определенным
государством".
Так, Д.Л. Златопольский подчеркивал, что гражданство не есть какое-либо
право или совокупность прав. Оно является необходимым условием, определяющим
правовой статус гражданина, влекущим распространение на него правовых норм
данного государства.[7]
Гражданство означает вполне определенную, устойчивую связь лица с государством,
имеющую известные правовые последствия. Прежде всего оно определяет правовое
положение лица внутри государства. Это означает, что данное лицо, являясь
гражданином государства, обладает теми основными правами и обязанностями,
которые закреплены в конституции и составляют основу его правового положения.
Именно потому, что данное лицо является гражданином определенного государства,
оно обладает политическими, имущественными, трудовыми, жилищными, семейными и другими
правами, а также имеет обязанности, закрепленные в законах и других актах
государственных органов.
Однако гражданство, указывал Д.Л. Златопольский, определяет правовое
положение лица не только внутри, но и вне государства, в международном общении.
Это означает, что гражданин данного государства, находясь вне его пределов,
имеет право на дипломатическую защиту своих прав и законных интересов со
стороны органов государства, гражданином которого он является.
Таким образом, делал вывод Д.Л. Златопольский, гражданство есть
устойчивая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое
положение не только внутри государства, но и вне его, в международном общении.
Эта правовая связь, подчеркивал он, не ограничена пространственными пределами
данного государства и является бессрочной; как правило, она возникает
одновременно с рождением человека и продолжается до его смерти.
Основной целью определения гражданства является прежде всего
формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от
всех других лиц, проживающих на территории данного государства. В качестве
такого признака законодатель, как, впрочем, и многие исследователи этого
вопроса, предлагают сегодня правовую связь лица с государством, выражающуюся в
совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В своей совокупности граждане России образуют многонациональный народ
Российской Федерации. Народ, в отличие от населения страны, - категория
политическая, так как он является носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации. Поэтому принадлежность к народу и
выражает сущность российского гражданства. В принципе существование государства
зависит не от существования гражданства, а от существования индивидов,
подчиненных его правопорядку. Однако именно граждане придают каждому
государству его специфические черты, отличающие его от любого другого
государства.
В силу всего вышесказанного наиболее правильным представляется определять
гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую
правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав
и обязанностей. Такое определение в полной мере соответствует тем смысловым
значениям, в которых сегодня обычно употребляется термин
"гражданство".
На самом деле возникновение гражданства связано с возникновением правовых
категорий, относящихся к территориальному верховенству, которые, как правило,
появляются гораздо позже, чем любое из известных нам античных государств.
Разумеется, существование гражданства вытекает из государственной организации
общества. Оно является юридическим оформлением состава населения государства.
Без такого оформления гражданства не существует, а существует лишь население,
являющееся "придатком" соответствующей территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|