Таблица
1
|Возраст
(в |Масса тела | | |
|годах)
|по | | |
|
|отношению к| | |
|
|стандарту | | |
|8
|+ 10 |+ 15 |+ 5 |
|9
|+ 10 |+ 15 |+ 5 |
|10
|+ 10 |+ 15 |0 |
|11
|+ 5 |+ 10 |0 |
|12
|+ 0 |+ 5 |0 |
|13**
|0 |0 |0 |
Примечание:
* - цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок, т. к.
различия в значении диастолического давления при изменении стандартной и
возрастной манжетками несущественны.
**
- у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры
артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не
отличаются.
Артериальное
давление измеряется общепринятым способом - сидя, на правой руке, после
10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности рекомендуется
3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего измерения.
Выявление
нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуального
инструментального исследования.
Тест
для выявления нарушений осанки. 8
Данное
тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и включает осмотр
ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2).
Таблица
2
Тестовая
карта для выявления нарушений осанки
|1.
Явное повреждение органов движения|Да Нет |
|связанное
с врожденными пороками, | |
|травмой,
болезнью | |
|2.
Голова, шея отклонены от средней |Да Нет |
|линии:
плечи, лопатки, бедра | |
|установлены
несимметрично | |
|Грудная
клетка “сапожника”, |Да Нет |
|“деформированная”
| |
|4.
Чрезмерное уменьшение или |Да Нет |
|увеличение
физиологической кривизны | |
|позвоночника:
шейного лордоза, | |
|грудного
кифоза, поясничного лордоза | |
|5.
Чрезмерное отставание лопаток |Да Нет |
|6.
Чрезмерное выпячивание живота |Да Нет |
|Нарушение
осей нижних конечностей |Да Нет |
|(О-образное,
Х-образное) | |
|8.
Неравенство треугольников талии |Да Нет |
|9.
Вальгусное положение пятки или |Да Нет |
|обеих
пяток | |
|10.
Явное отклонение в походке |Да Нет |
Обследование
проводится в следующем порядке:
Осмотр
в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение
головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии -
это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с
вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть
одинаковыми по форме и равными по величине).
Осмотр
сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота,
выступление лопаток, форма спины.
Осмотр
со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов
лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная,
нормальная).
В
конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления
возможных нарушений в походке.
В
процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается
оценка выявленных нарушений осанки:
·
нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы
·
некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра -
положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера
включительно
·
значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы
(один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному
направлению к ортопеду.
Тест
для выявления истинного сколиоза.
К
истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией, или
поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки позвонков
уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя выпуклость,
видимую при наклоне туловища.
Основным
приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со сгибанием
позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища проводится медленно,
при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза
определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик
в поясничном отделе.
Для
более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в двух
положениях: спереди и сзади.
При
осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка от
себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах
позвоночника.
Тест
для выявления плоскостопия – плантография
Выявление
предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского
Данный
тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х классов.
Обычно
обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным диагностическим
таблицам Сивцева-Головина, выявляет в основном наличие уже развившейся
патологии зрения. Тест А. А. Малиновского позволяет выявить детей с
предрасположенностью к миопии.
Выявление
предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского включает 2 исследовательских
этапа.
·
определение остроты зрения (по общепринятой методике)
·
выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой зрения.
Методика
обследования: после определения обычным способом остроты зрения, к глазу
ребенка с нормальной остротой подносится линза, сила которой соответствует
средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота
зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам, ребенок сидит на стуле на
расстоянии 5 м от таблицы (каждый глаз обследуется раздельно, при закрытом
щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы + 1,0 Д в детской
оправе, с расстоянием между оптичес
Оценка
результатов:
t
ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10 строчку таблицы - тест
отрицате
t
ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9-10 строчки или
вообще их различить - тест положительный (усиление возрастной рефракции -
предмиопическое состояние)
Дети
с предмиопией рассматриваются как “группа риска” по миопии, т. к. у них в 80
раз чаще, чем у остальных, развивается миопия. Эти дети должны направляться к
офтальмологу для особого наблюдения и периодического контроля. Обследование
тестом Малиновского проводит медсестра детского учреждения. Детям с
отрицательным тестом Малиновского исследование остроты зрения в школе можно
проводить 1 раз в 3 года, т. е. в 4-7-10 классах. Тест для выявления нарушений
цветового зрения (для школьников).
Нарушения
цветоощущения играет роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик и др.),
причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у мальчиков.
Для
исследования цветового зрения используются специальные полихроматические
таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружков различных цветов, но одинаковых
различают лица с нормальным цветовым зрением.
Для
использования используются только I-XIII
полихроматические таблицы (первая серия - основная). Исследование проводится
при естественном освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь -
лицом к окну). Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 сек.
каждая.
Оценка
результатов: неправильное различие даже отдельных таблиц - аномалия цветового
зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.
Исследование
цветового зрения проводится в 4-м классе школы в преддверии профориентационного
выбора.
Лабораторные
скрининг-тесты для выявления скрининг-протеинурии и глюкозурии.
Белок
и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с помощью
специальных диагностических реактивных полосок, по изменению окраски которых
судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в моче.
Все
дети со следами белка в моче направляются на дополнительное обследование для
выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче на консультацию к
эндокринологу.
Повышение
качества и информативности медосмотров достигается также предварительным
проведением всем детям лабораторных исследований: общего анализа крови и кала
на яйца глистов (не более, чем за 2-3 недели до осмотра), но на сегодняшний
день эти рекомендации носят лишь пожелательный характер.
В
программу медосмотров школьников включается функциональная проба
сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее
тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и
спортом. Детям 8-10 лет с виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет
25 приседаний, мальчикам 12-14 лет - 30 приседаний за 30 секунд.
В
зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают
благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы.
Благоприятной
реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от исходного уровня,
увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное увеличение пульсового
давления на 20-35 мм и восстановление всех показателей в течении 2-3 минут.
Неблагоприятной
реакцией считается значительное (более 70%) учащение пульса, уменьшение
систолического и пульсового давления по сравнению с исходным уровнем, либо
резкое увеличение систолического давления (на 25-40 мм и более) на фоне
повышения диастолического, при замедленном восстановительном периоде. Снижение
частоты пульса и систолического давления в период восстановления (2-3 мин. )
ниже исходных данных, также рассматривается как неблагоприятная реакция.
3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и
подростков. Критерии и группы здоровья.
Комплексная
оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от 19 января 1983
“О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому
населению в городах”, дается на основании учета результатов медицинского
осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев
здоровья:
-
наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень
их клинических проявлений;
-
функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой,
дыхательной, кровеносной, нервной и др. резистентность организма, проявляющаяся
количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко
времени медосмотра год;
-
уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.
В
соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа
здоровья.
Таблица
3.
Распределение
обследуемых по группам здоровья
|Груп|Хроническая
|Функциональное |Резистентность|Физическое и |
|па
|патология |состояние основных|и реактивность|нервно-психич|
|
| |систем и органов |организма |еское |
|
| | | |развитие |
|1
|Отсутствует |Без отклонений. |Острые |Хорошее |
|
| |Единичный кариес |заболевания за|(нормальное),|
|
| |зубов |предшествовавш|гармоничное |
|
| | |ий наблюдению |физическое |
|
| | |период |развитие. |
|
| | |отсутствовали |Нервно-психич|
|
| | |или протекали |еский статус |
|
| | |эпизодически, |соответствует|
|
| | |легко |возрасту |
|2
|Отсутствует |Наличие |Заболеваемость|Нормальное |
|
| |функциональных |частые и |(1 ст. ) |
|
| |отклонений
|продолжительны|ухудшенное
(2|
|
| |(пониженное |е острые |ст. ) |
11
|
| |содержание |заболевания с |плохое (3ст. |
|
| |гемоглобина, |последующим |) или общая |
|
| |гипертонические и |затяжным |задержка |
|
| |гипотонические |реконвалесцент|(4ст) |
|
| |реакции и т. д. |ным периодом –|физ. развитие|
|
| |Кариес зубов - |вялость, | |
|
| |субкомпенсированна|повышенная |нормальное |
|
| |я форма, аномалия |возбудимость, |или нерезко |
|
| |прикуса |нарушение сна |выраженное |
|
| | |и аппетита, |отставание |
|
| | |субфебрилитет |нервно-психич|
|
| | |и т. д. |еского |
|
| | | |развития. |
|3
|Наличие |Наличие |Заболеваемость|Все степени |
|
|хронической |функциональных |- редкие, |ФР. |
|
|патологии в |отклонений в |нетяжелые по |Нормальное |
|
|стадии |патологически |характеру |или с нерезко|
|
|компенсации, |измененной системе|течения |выраженным |
|
|врожденных |органа без |обострение |отстаиванием |
|
|дефектов развития|клинических |основного |нервно-психич|
|
|органов и систем |проявлений, |хронического |еское |
|
| |функциональных |заболевания |развитие |
|
| |отклонений в др. |без |нормальное
|
| |органах и |выраженного |или отстает |
|
| |системах. Кариес |ухудшения | |
|
| |зубов - |общего | |
|
| |декомпенсированная|состояния и | |
|
| |форма. |самочувствия. | |
|
| | | | |
| | | |Редкие |
|
|
| | |интеркуррентны| |
|
| | |е заболевания | |
|4
|Наличие |Наличие |Заболеваемость|Все степени |
|
|хронической |функциональных |- частые |физического |
|
|патологии в |отклонений |обострения |развития. |
|
|стадии |патологически |основного |Нервно-психич|
|
|субкомпенсации |измененного |хронического |еское |
|
|врожденных |органа, системы и |заболевания |развитие |
|
|дефектов развития|других органов и |редкие и |нормальное |
|
|органов и систем |систем |частые острые |или отстает |
|
| | |заболевания с | |
|
| | |нарушением | |
|
| | |общего | |
|
| | |состояния и | |
|
| | |самочувствия |
|
|
| | |после | |
|
| | |обострения или| |
|
| | |с затяжным | |
|
| | |реконвалесцент| |
|
| | |ным периодом | |
|
| | |после | |
|
| | |интеркуррентно| |
|
| | |го заболевания| |
|5
|Наличие тяжелой |Резко выраженные |Заболеваемость|Все степени
|
|хронической |или врожденные |- частые |физического |
|
|патологии в |функциональные |тяжелые |развития. |
|
|стадии |отклонения |обострения |Нервно-психич|
|
|декомпенсации или|патологически |основного |еское |
|
|тяжелого |измененного |хронического |развитие |
|
|врожденного |органа, системы, |заболевания, |нормальное |
|
|порока, |др. органов и |частые острые |или отстает |
|
|предрешающих |систем |заболевания | |
|
|инвалидность | | | |
|
|индивидуума | | | |
Дети
I
группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для
профилактических медосмотров здоровых детей.
Дети
II
группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые
для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования
у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени
резистентности.
Часто
болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и
относятся ко II группе здоровья, в периоде
реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30.
Дети
III,
IV,
V
групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания
определяется специальными методическими указаниями (М. 1968, 1974, Харьков,
1982; Фрунзе, 1985).
По
результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической
подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы,.
регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания. Медицинская
характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При выведении
медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:
-
может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными программами
по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и какие?
-
нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной целью
(корригирующей гимнастикой и т. д. )?
-
может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в
тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.
Таблица
4
Группы
для занятий по курсу физического воспитания
|Наименова|Допускаемые
мероприятия |Медицинская |
|ние
| |характеристика группы |
|группы
| | |
|Основная
|Занятия по программе |Лица без отклонений в |
|
|физического воспитания в |физическом развитии, |
|
|полном объеме |состоянии здоровья, а |
|
|Сдача норм БГТО, ГТО I, |также лица с |
|
|ГТО II ступени |незначительными |
|
|последовательно. |отклонениями в состоянии |
|
|Занятия в одной из |здоровья, но с |
|
|спортивных секций (общей |достаточной физической |
|
|физической подготовки, |подготовленностью. |
|
|легкой атлетики, | |
|
|гимнастики и др. ), | |
|
|участие в соревновании по | |
|
|одному виду спорта. | |
|Подготови|1.
Занятия по программе |Лица, имеющие |
|тельная
|физического воспитания при|незначительные отклонения|
|
|условии более постепенного|в физическом развитии и |
|
|прохождения их с отсрочкой|состоянии здоровья без |
|
|сдачи контрольных |достаточной степени |
|
|испытаний и норм БГТО, ГТО|физической |
|
|I ступени на срок до 1 |подготовленности. |
|
|года, сдача норм ГТО II | |
|
|ступени с особого | |
|
|разрешения врача. | |
|
|2. Занятия в секции общей | |
|
|физической подготовки. | |
|Специальн|Занятия
по особой |Лица, имеющие |
|ая
|программе или по отдельным|значительные отклонения в|
|
|видам государственных |состоянии здоровья |
|
|программ, причем срок |постоянного или |
|
|подготовки удлиняется, а |временного характера, не |
|
|нормативы снижаются |мешающие выполнению |
|
| |обычной программы |
|
| |производственной работы, |
|
| |но являющиеся |
|
| |противопоказанием к |
|
| |занятиям по |
|
| |государственным |
|
| |программам в общих |
|
| |группах. |
Запрещать
занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях, когда он
сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния здоровья ребенка
врач после консультации со специалистами назначает конкретные виды упражнений,
определяет их продолжительность и осуществляет систематическое наблюдение за
реакциями и здоровьем детей. 13
Литература
1.
Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко - М. - Медицина - 1980 -
с. 41-115
2.
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП - под ред. В. Н. Кардашенко
- М., Медицина - 1983 - С. 7-51
Страницы: 1, 2, 3
|