| Показатели физического развития детей дошкольного возраста |
Показатели физического развития детей дошкольного возраста
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ
РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
Известно, что физическое
развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем
состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожденных
особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и
формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в
частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников,
так как техника и методы антропометрических измерений требуют определенных
знаний и практических навыков.
Измерение детей первого года
жизни проводится в положении лежа
горизонтальным ростомером. Ребенок укладывается на спину таким образом,
чтобы голова плотно прикасалась макушкой к поперечной планке ростомера. Голова
устанавливается в положении, при котором
нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной
вертикальной плоскости. Помощник плотно фиксирует
голову ребенка. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой
руки на колени ребенка. Правой рукой подводят подвижную планку ростомера
плотно к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Расстояние между неподвижной и
подвижной планкой будет соответствовать росту ребенка.
Измерение роста у детей старше
года проводится в положении стоя ростомером. Ребенок становится на площадку
ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении,
касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и
затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается
в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся
в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без
надавливания.
Определение массы тела у детей
раннего возраста проводится на весах с
максимально допускаемой нагрузкой до 20кг. Вначале взвешивается пеленка.
Она кладется на лоток весов, так, чтобы края пеленки не свешивались с лотка.
Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками
на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую
часть лотка ягодицами, ножками на узкую часть. Помещать ребенка на весы и
снимать с них можно только при закрытом коромысле весов, стоя не сбоку, а
прямо со стороны коромысла весов. Показания веса отсчитывают с той стороны
гири, где имеются насечки или вырезка
(нижнюю гирю необходимо помещать только в имеющиеся на нижней, шкале
насечки). После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка
необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки.
Взвешивание
детей до одного года в дошкольных учреждениях проводится
каждые 10 дней, от 1 до 3 лет — один раз в месяц.
Измерение
окружности груди производится сантиметровой прорезиненной
лентой в состоянии спокойного дыхания (паузе, а детей старших возрастов при
вдохе и выдохе). Лента накладывается сзади — под углами лопаток, а спереди —
на уровне нижнего края сосков.
Помимо антропометрических
измерений отмечается тонус мышц, тургор тканей, характер жироотложения и т. д.
Определять толщину подкожножирового слоя
следует не на одном каком-либо участке, а в различных местах (на груди —
между соском и грудиной, на животе — на уровне пупка, на спине — под лопатками,
на конечностях — на наружной поверхности бедра и плеча, на лице — в области
щек). В зависимости от толщины подкожножирового
слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира.
Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение
подкожножирового слоя.
Определение тургора мягких тканей
проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и
всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом
воспринимается ощущение сопротивляемости или упругости, называемое тургором.
Если тургор снижен, то при сдавливании определяется ощущение вялости или
дряблости.
Тонус мышц определяется при
помощи пассивного сгибания
и разгибания верхних и нижних конечностей.
По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а
также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. У здоровых детей тонус и масса
мышц на симметричных местах должны быть одинаковыми.
Эти
описательные признаки оцениваются по выраженности как «малая»,
«средняя», и «большая».
Индивидуальная оценка
физического развития базируется на сопоставлении
его антропометрических данных с регионарными нормативами, разработанными
методом регрессивного анализа. Использование нормативных или дентальных
таблиц позволяет дать дифференцированную характеристику физического, развития
ребенка и выделить, детей, нуждающихся в постоянном контроле и консультации
специалиста.
Отставание в физическом
развитии может быть обусловлено рядом
причин, которые необходимо выявить врачу дошкольного учреждения. Определенное значение имеет
наследственно-конституциональный фактор. Чаще причиной
неудовлетворительного физического развития
являются хронические инфекции и интоксикаций, в первую очередь
ревматизм, тонзиллогенная кардиопатия, хронический пиелонефрит, гипотиреоидный
нанизм. О нанизме можно говорить лишь в том случае, если показатель роста более
чем на 10% ниже стандарта.
Детальное обследование ребенка
позволяет выявить особенности его кожи, лимфатического аппарата, костной
системы. У детей дошкольного возраста может быть выявлен сколиоз или воронкообразная
грудная клетка. Своевременное обнаружение этой патологии предотвращает развитие
инвалидности в будущем. Все дети с подозрением на патологию
опорно-двигательного аппарата, должны быть направлены на консультацию к
ортопеду, показана корригирующая гимнастика.
возраст
|
мальчики
|
девочки
|
пульс
|
дыхание
|
а/д
|
|
|
вес
|
рост
|
вес
|
рост
|
1 год
|
11,5-13,8
|
82-87
|
11,7-13,5
|
80-87
|
120-125
|
35
|
|
|
|
2 год
|
12-14
|
85-92
|
11,8-14,0
|
82-90
|
110-115
|
|
|
|
|
3 год
|
13,8-16
|
92-99
|
13,6-16
|
91-99
|
105-100
|
28
|
|
|
|
4 год
|
15,8-18,5
|
98-107
|
14,5-17,5
|
95-108
|
100-106
|
|
80-104
40-60
|
|
|
5 лет
|
17,6-21,7
|
105-116
|
16,9-19,9
|
98-112
|
100
|
|
80-109
40-60
|
|
|
6 лет
|
19,6-24,2
|
111-121
|
18,8-23,8
|
111-116
|
90-96
|
26
|
80-109
40-60
|
|
|
7 лет
|
21,6-28,2
|
118-139
|
21,8-27,4
|
118-129
|
85-90
|
|
80-109
40-70
|
|
|
8 лет
|
|
|
|
|
80-87
|
|
80-109
40-70
|
|
|
9 лет
|
|
|
|
|
80-85
|
|
85-114
45-74
|
|
|
10 лет
|
|
|
|
|
78-75
|
20
|
90-119
50-70
|
|
|
12 лет
|
|
|
|
|
75-72
|
|
90-119
50-70
|
|
|
13 лет
|
|
|
|
|
72-82
|
|
95-117
53-73
|
|
|
14 лет
|
|
|
|
|
72-76
|
17
|
95-117
53-73
|
|
|
|
возраст
|
пол.
|
Уровень
физического развития
|
Высокий
|
Выше
среднего средний
|
Ниже среднего
|
низкий
|
1
|
2
|
3
|
4
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
Масса тела
|
|
|
|
3г.
|
мал..л
|
18,7>
|
18,6-17,3
|
17,2-14,1
|
14,0-12,6
|
12,5<
|
|
|
дев.
|
18,5>
|
18,4-16,9
|
16,8-13,8
|
13.7-12,4
|
12,3<
|
|
3г.
|
мал..
|
19,1>
|
19,0-17,8
|
17,4-14,7
|
14,6-13,1
|
13,2<
|
|
6мес.
|
дев.
|
18,7>
|
18,6-17,7
|
17,6-14,2
|
14,6-13,3
|
12,9<
|
|
4г.
|
мал.
|
19,6>
|
19,5-18,3
|
18,2-15,3
|
14,1-13,0
|
13,8<
|
|
|
дев.
|
18,9>
|
18,8-17,5
|
17,4-14,7
|
15,2-13,9
|
13,5<
|
|
4г.
|
мал..
|
21,2>
|
21,1-19,7
|
19,6-16,0
|
14,6-13,6
|
14,3<
|
|
6мес.
|
дев..
|
20,4>
|
20,3-18,3
|
18,2-15,7
|
15,9-14,4
|
14,1<
|
|
5лет
|
мал..
|
22,9>
|
22,8-21,0
|
20,9-16,8
|
15,6-14,2
|
14,8<
|
|
|
дев.
|
21,9>
|
21,8-20,2
|
20,1-16,6
|
16,7-14,9
|
14,9<
|
|
5лет
|
мал..
|
23,9>
|
23,8-22,1
|
22,0-18,1
|
16,5-14,9
|
16,1<
|
|
6міс.
|
дев.
|
23,8>
|
23,7-21,8
|
21,7-17,6
|
18,0-16,2
|
15,5<
|
|
6лет
|
мал..
|
25,0>
|
24,9-23,2
|
23,1-19,5
|
17,5-15,6
|
17,5<
|
|
|
дев.
|
25,9>
|
25,8-23,5
|
23,4-18,6
|
19,4-17,6
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|