Наилучшим выходом
является первый вариант. Обратимся к макрохарактеристикам нашей экономики и
нашего банковского рынка (рисунок 1). Здесь явно бросается в глаза огромный
разрыв по ВВП. Преодолеть этот разрыв невозможно, если мы при этом имеем
аналогичный разрыв и по характеристикам банковского рынка. На международном политическом
поле не может быть мощной державы без развитой экономики.
В равной степени
не может быть развитой экономики без мощной национальной банковской системы.
Приоритетом номер
один должна стать задача обеспечения экономики России необходимыми объемами
финансовых ресурсов – в первую очередь, долгосрочными кредитами. Для этого надо
вернуть в банковский оборот средства пенсионных и социальных фондов, привлечь
средства из неофициального, наличного и оффшорного оборота в банковскую сферу.
Кроме того, требуется стимулировать развитие фондового рынка и рынка
производных финансовых инструментов, расширить инфраструктуру банковского
рынка, развивать в равной мере крупные, средние и малые банки.
В 2006 году отношение банковских активов к ВВП
выросло по сравнению с 2005 годом с 45 до 49%. В течение этого периода активы
российских банков увеличивались в среднем за месяц на 300 млрд. руб., или на
2,5%, собственные средства – на 30 млрд. руб., или на 2%. Если в начале года
сумма банковских активов составляла 10 трлн. руб., то к его концу, по оценке
автора, она превысила 13,5 трлн. руб.
Если сравнивать
динамику по банковской системе с динамикой роста ВВП, то можно сделать вывод.
Чтобы преодолеть многократный разрыв по ВВП, надо обеспечить опережающий,
ускоренный прирост по активам, капиталу и другим параметрам банковской системы.
Это можно сделать только при условии того, что у нас будет специальная государственная
программа. В тоже время необходимо дать возможность банкам развиваться в
направление саморегулирования. Это тема является одной из самых актуальных.
Необходимо развивать инструменты рефинансирования, вырабатывать меры
обеспечения стабильности банков.
Рисунок 1 – Объем
ВВП России и других стран
Рисунок 2 – Капитал банков России и других
стран
Рисунок 3 – Активы банков России и
других стран, млрд. долл.
Рисунок 4 – Структура источников
финансирования инвестиционных проектов российских предприятий
Рисунок 5 – Кредиты предприятиям по
срокам погашения
Рисунок 6 – Структура источников
кредитов нефинансовым предприятиям
В нашей стране
3,2 банковских отделения приходится на 100 тысяч человек, для открытия филиала
банка, нужно потратить не менее 100000 долларов и около года времени, чтобы
получить разрешения всех регулирующих и контролирующих органов.
В Канаде, где на
те же 100 тысяч человек приходится в 20 раз больше банковских отделений, когда
вы открываете филиал или дополнительный офис, можно регистрировать его в
явочном порядке. Но если вы решите закрыть филиал, то должны получить разрешение
регулирующего органа. Зеркально противоположная ситуация, и она логична, поскольку
при закрытии вы лишаете ваших клиентов удобства в получении услуги. А система
там работает на развитие и на расширение спектра услуг для потребителей.
Надзорный орган в Канаде организован и финансируется самими кредитными
организациями, а не регулятором и не из средств бюджета.
В наступающем году в условиях активного роста
спроса на кредиты со стороны населения и реального сектора бизнеса у банков
может обостриться проблема ограниченности ресурсов. Во-первых, темпы
роста депозитов населения заметно уступают темпам роста его кредитования. Так,
в 2006 году, по предварительной оценке автора, основанной на данных Банка
России, доля депозитов в совокупных пассивах российских банков сократилась с
28% до менее чем 27%. Во-вторых, средства предприятий не могут в полной мере служить
для банков основным источником ресурсов. Несмотря на высокую долю в пассивах,
они на три четверти состоят из вкладов до востребования.
В этой ситуации источником пополнения
ресурсной базы российских банков могут стать иностранные инвестиции – как
прямые, так и в виде кредитов (см. рисунок). Их несомненным преимуществом
является долгосрочность, а недостатком – зависимость от конъюнктуры мирового
финансового рынка: есть риск оттока капитала по независящим от российской
экономики причинам, например в случае кризиса на развивающихся рынках, схожих
по характеристикам с российскими.
Из двух доступных форм выхода на рынок – через
приобретение действующих местных банков и путем
создания дочерних финансовых структур – банки-нерезиденты, скорее всего,
предпочтут первую.
Так, в 2006 году французская банковская группа
Societe Generale приобрела 20% акций Росбанка, к австрийской банковской группе
Raiffeisen перешел Им-пэксбанк. В результате такой экспансии через три – пять
лет банки, контролируемые нерезидентами, будут занимать, по оценке автора, до
25% активов и капитала российского банковского сектора. Скорее всего,
большинство из них будут специализированными на потребительском или ипотечном
кредитовании, инвестиционных услугах, что соответствует типичной модели
интеграции, выработанной в процессе проникновения нерезидентов в банковские
системы развивающихся стран. В дальнейшем, после вступления России в ВТО,
приток иностранного капитала в российскую банковскую систему увеличится.
Растущая активность иностранных банков на
российском рынке выражается как в участившихся покупках отечественных банков,
так и в активном выходе в российские регионы посредством развития региональных
сетей. В условиях возросшей конкуренции для российских банков становится важным
четкое позиционирование, понимание, в какой нише следует работать, чтобы быть
конкурентоспособным.
Рисунок 7 -
Иностранные активы и пассивы российских банков
2.3 Банковский маркетинг как основа
банковской конкуренции
Информация – это
важнейший ресурс, необходимый для успешного развития бизнеса. Если компания
выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей
деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность
ее работы – это значит, что компания нуждается в сборе и анализе маркетинговой
информации.
Основным приемом банковского маркетинга является
общение с клиентурой, обеспечение рентабельной деятельности и достаточного
размера дивидендов по акциям банка, предоставление клиентам преимуществ и
уникального сервиса по сравнению с другими кредитно-финансовыми организациями,
материальная заинтересованность служащих банка в его успешной деятельности. При
достижении этих целей можно выделить активный и пассивный маркетинг.
Активный маркетинг включает
систему следующих мероприятий:
¾организацию
активной рекламы при помощи почтовой и телефонной связи, а также телевидения
¾проведение
разовых мероприятий, в частности презентаций и конференций, на которых
происходит процесс непосредственного изучения потребительских оценок качества и
полноты продуктового ряда;
¾анализ потребностей
потенциальных клиентов в процессе личного общения;
¾организация
дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности; проведение
анкетирования среди клиентов и опроса населения.
К пассивному маркетингу относятся
публикация в прессе информации о банковских услугах и экономических
показателях, разработка эмблемы и «девиза» коммерческого банка и т.д.
Довольно перспективным направлением является
выпуск кредитных карт.
В 2004 – 2005
годах происходит рост доли кредитных карт. За этот год показатель увеличился на
2,6 и составил 6,2%, превысив среднероссийский уровень (4,4%). Стабилизация
экономической ситуации и увеличение доходов населения оказывают положительное
влияние на развитие рынка потребительского кредитования. При этом принятые
поправки к Налоговому кодексу, позволяющие устанавливать льготный период,
должны повысить привлекательность кредитных карт для населения.
Рисунок 8 – Динамика развития инфраструктуры,
предназначенной для осуществления операций по оплате товаров и услуг с
использованием платежных карт.
Одна из целей банковского маркетинга –
привлечение новых клиентов, которые до этого не пользовались услугами банка и
предложение новых услуг для уже имеющихся клиентов.
Люди, обращающиеся в банк для совершения одного
вида операций, являются потенциальными покупателями дополняющих и смежных видов
услуг.
Рисунок 9 – Структура банковских карт,
эмитированных на территории Курской области
Например, если клиент покупает у банка дорожные
чеки или получает иностранную валюту, ему следует предложить услуги по
страхованию от несчастного случая во время зарубежной поездки. Целью
банковского маркетинга является поиск наиболее выгодных (существующих и
будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.
Этот процесс предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и
способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации
планов.
Мы провели маркетинговое исследование в городе
Курск, чтобы определить банк, пользующийся наибольшим спросом у населения и
определить степень влияния рекламы на потенциальных клиентов.
Опрос проводила по следующим возрастным
категориям:
1. 18 – 25
2. 26 – 45
3. 46 – 65
4. 66 и старше
Количество респондентов: 250 человек, с уровнем
дохода от 500 рублей до 8500 тысяч рублей в расчете на 1 человека.
Таблица 3 – Процентное
соотношение полученных данных
№
вопроса
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
№
ответа
|
1
|
51,1
|
71,2
|
81,3
|
45
|
63
|
60,1
|
18,3
|
75
|
13,3
|
2
|
11
|
2,1
|
10
|
12
|
1,2
|
26,4
|
15,8
|
1,5
|
10,9
|
3
|
6,5
|
7
|
8,7
|
10
|
0,2
|
13,5
|
5,1
|
6
|
3,7
|
4
|
2,5
|
4,7
|
|
1,3
|
0,7
|
|
0
|
5,1
|
0
|
5
|
15,3
|
0,9
|
|
17
|
1,3
|
|
6
|
1,1
|
3
|
6
|
6,4
|
8,6
|
|
7,1
|
8,6
|
|
4
|
6,2
|
2,3
|
7
|
2,5
|
3,5
|
|
3
|
25
|
|
0
|
2,1
|
0
|
8
|
1,3
|
2
|
|
1,5
|
|
|
0
|
-
|
0
|
9
|
0,6
|
|
|
0,3
|
|
|
0
|
3
|
0
|
10
|
0,4
|
|
|
0,5
|
|
|
0,2
|
|
0
|
11
|
0,5
|
|
|
0,2
|
|
|
0
|
|
0
|
12
|
0,3
|
|
|
0,5
|
|
|
0,3
|
|
0
|
13
|
1,2
|
|
|
1,2
|
|
|
47,2
|
|
66,8
|
14
|
0,3
|
|
|
0,3
|
|
|
0
|
|
0
|
15
|
0,1
|
|
|
0,1
|
|
|
3,1
|
|
0
|
16
|
0
|
|
|
0
|
|
|
0
|
|
0
|
На основе проведенного исследования можно
сделать вывод: 51,1% курян доверяет Сбербанку России, считают его самым известным
и надежным. На втором месте с большим отрывом Банк Москвы – 15,3%.
Внешторгбанку отдали предпочтение 11%, Курскпромбанк – 6,5%, Балтийскому банку
6,4%. Остальные банки набрали менее 2,5%. У 81,3% респондентов есть счет в
банке, а 18,7% отказались сказать или у них его нет. 60,1% с удовольствием
выбирают выгодные условия, интересно, что 26,4% респондентов при возможности
не хотят менять свой банк на более выгодные условия, так как их устраивает
стабильность. С логотипами знакомы 5,1%, а многие из 94,9%, которые не знакомы
с ними, даже не знают что это такое. Внимание жителей города Курск более всего
привлекает телевизионная реклама 71,2%. Щитовая реклама способна привлечь 8,6%
опрошенных, реклама в газетах и журналах может заинтересовать 7% респондентов.
Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных, реклама
на транспорте - 4,7% курян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 3,5%
респондентов. 2,1% куряне обращают внимание на рекламу по радио. На рекламу в
Интернете, обращают внимание по 0,9% опрошенных. Остальные 2% участников опроса
затруднились с ответом. Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является
наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных
клиентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|