1.5 Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений
Банковская конкуренция - понятие
достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки.
Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной
борьбы.
Основной уровень - конкуренция между
коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и
специализированные. Раньше между этими видами существовала чёткая грань.
Во-первых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались
законодательные ограничения. Во-вторых, прибыли банков от отдельных специализированных
операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах
становилась необязательной.
Необходимо отметить, что в банковском
деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает
концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами,
другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически подпадают под власть
более сильных конкурентов. Происходит слияние банков. Число банков сокращается,
но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объём операций. В каждой
стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются
огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.
Конкуренция наблюдается как между
отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У
последних всё более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к
объединению банков. Крупные финансовые операции - разных акционерных обществ -
всё чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения
между несколькими ведущими банками.
Централизация банковского капитала
проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в
росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это
банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.
Существуют несколько форм банковских
объединений.
Банковские картели - это соглашения,
ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между
ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения
одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы
- соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных
финансовых операций.
Банковские тресты - это объединения,
возникающие путём полного слияния нескольких банков, причём происходит
объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны - это объединение
многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под
финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их
акций.
В конкурентной борьбе крупные банки
имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими
возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать
свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие,
которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью
филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего
не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций
относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет
крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчётных
и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство
крупных банков ещё более усиливается из-за широкого применения компьютеров и
другой вычислительной техники.
В борьбе с банками-аутсайдерами
банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с
помощью рекламы, путём открытия своих филиалов в районе деятельности
аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных
льгот. Борьба за клиентуру ведётся и между самими банковскими объединениями;
каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.
Наряду с соперничеством между
коммерческими банками в современных условиях всё более серьёзную конкуренцию
они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов
(страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные
фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны
нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной
промышленности и другие.).
Помимо этих трёх уровней, на
некоторых из них можно выделить два подуровня:
¾ индивидуальная конкуренция, при
которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;
¾ групповая конкуренция, при которой в
качестве конкурентов могут выступать группы родственных кредитных институтов.
Примерами могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в
Германии, проводящие согласованную рыночную политику.
2 Аналитический обзор банковской
конкуренции в РФ
2.1 Характеристика банковской
конкуренции
Под банковской
конкуренцией следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи
и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших
возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного
удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей
прибыли в данных условиях.
Одной из
существенных характеристик современной банковской конкуренции в России является
то, что на рынке функционируют, с одной стороны, частные кредитные организации,
нацеленные на достижение прибыли, с другой стороны – кредитные организации с
государственным участием, номинально ориентированные на развитие экономики, а
фактически преследующие те же цели максимизации дохода. Причем последние
используют в качестве основного пассива средства федерального бюджета, но
совершают при этом операции обычного универсального коммерческого банка,
получая тем самым неоспоримые конкурентные преимущества в формировании своей ресурсной
базы.
Подобный
антиконкурентный вектор развития банковской системы страны, на наш взгляд, не
способствует эффективной деятельности кредитных учреждений. Следовательно, в
создавшихся условиях целесообразно принять определенные меры в отношении сложившейся
системы коммерческих банков с государственным участием в целях придания динамизма
развитию рынка банковских услуг в целом.
Государство может
иметь собственные специализированные кредитные организации для обеспечения
реализации, например, приоритетных национальных проектов и различных
государственных программ экономического развития. Вместе с тем данные государственные
кредитные организации не должны концентрироваться на универсальной деятельности,
присущей обычным кредитным институтам. Современные же банки с государственным
участием выполняют функции, характерные для частных кредитных структур, при
этом последние вступают с ними в неравную конкурентную борьбу на кредитном рынке.
Пример – снижение ставок по кредитам, объявленное с начала сентября Сбербанком
России, когда практически все коммерческие банки были вынуждены также снижать
процентные ставки.
Сфера
деятельности кредитных организаций с государственным участием должна
определяться задачами государства и находиться вне состязательности банковских
учреждений, но в случае необходимости любой специализированный банк с
государственным участием может действовать как классический «оптовый банк»,
привлекая участников рынка банковских услуг на конкурсной основе для выполнения
отдельных государственных программ и проектов социально-экономического
развития, стимулируя формирование конкурентных отношений на рынке банковских
услуг, но не являясь при этом непосредственным соперником частных кредитных
организаций.
В этом случае
участниками конкурентных отношений на рынке банковских услуг будут являться:
¾
самостоятельные
частные кредитные организации и их филиалы (в том числе дочерние банки
иностранных кредитных организаций);
¾
небанковские
кредитные организации (в пределах операций, определенных лицензией Банка
России).
При этом основная
цель их деятельности – обеспечение лучших по сравнению с конкурентами
возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного
удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей
прибыли в данных условиях.
Целесообразным
видится использование возможности применения графических методов разведочного
анализа данных, учитывая их высокую информативность. С помощью диаграммы Тьюки
можно наглядно представить распределение разных показателей одной выборки,
имеющих близкие масштабы и описывающих различные характеристики объекта
исследования. При этом данная диаграмма отражает распределение приоритетов компонентов
социально – экономической ситуации. Расчет производился по Центральному федеральному
округу РФ (ЦФО).
В качестве
исходных данных для разведочного анализа используются рассчитанные по методике
Департамента банковского регулирования и надзора Банка России следующие
показатели обеспеченности Центрального федерального округа банковскими услугами
(без учета Москвы и Московской области):
¾
Индекс
развития сберегательного дела (депозиты на душу населения к доходам) (ИРСД);
¾
Индекс
финансовой насыщенности региона банковскими услугами (по объему выданных
кредитов) (ФНбуК);
¾
Индекс
институциональной насыщенности региона банковскими услугами (по численности
населения) (ИИНбу);
¾
Совокупный
индекс развития банковской конкуренции (СИРБК).
Рассчитанные
индексы в значительной мере коррелируют между собой. Для выявления силы связи
между рассматриваемыми индексами используем корреляционный анализ.
В соответствии с
данными, приведенными в таблице 2, можно сделать вывод, что имеется сильная
связь совокупного индекса развития банковской конкуренции в регионе с индексами
институциональной насыщенности банковскими услугами, финансовой насыщенности по
объему выданных кредитов и индексов развития сберегательного дела в регионе
(коэффициенты корреляции – 0,761; 0,811 и 0,799 соответственно).
Проведенный
корреляционный анализ позволяет построить экономико-математическую модель в
виде множественной линейной регрессии, описывающей зависимость совокупного
индекса развития банковской конкуренции YR от трех предикторов – индексу финансовой насыщенности
региона банковскими услугами (по объему выданных кредитов) – Х1,
индекс развития сберегательного дела (депозиты на душу населения к доходам) – Х2,
Индекс институциональной насыщенности региона банковскими услугами (по
численности населения) – Х3:
Таблица
2 - Корреляционная матрица индексов (коэффициент Пирсона, уровень значимости)
Индекс
|
ИИНбу
|
ФНбуК
|
ИРСД
|
СИРБК
|
Индекс институциональной насыщенности
региона банковскими услугами (ИИНбу)
|
Коэффициент
|
1,000
|
0,247
|
0,302
|
0,761
|
Значение
|
-
|
0,357
|
0,256
|
0,348
|
Индекс финансовой насыщенности
региона банковскими услугами (по объему выданных кредитов) (ФНбуК)
|
Коэффициент
|
0,247
|
1,000
|
0,461
|
0,811
|
Значение
|
0,357
|
-
|
0,072
|
0,000
|
Индекс развития сберегательного
дела (ИРСД)
|
Коэффициент
|
0,302
|
0,461
|
1,000
|
0,799
|
Значение
|
0,256
|
0,072
|
-
|
0,000
|
Совокупный индекс развития банковской
конкуренции (СИРБК)
|
Коэффициент
|
0,761
|
0,811
|
0,799
|
1,000
|
Значение
|
0,348
|
0,000
|
0,000
|
-
|
YR = b0 b1 Х1 + b 2X 2 + b3 X3 (1)
Коэффициенты b1, b 2, b3 разработанной множественной линейной регрессии
(1) являются коэффициентами эластичности совокупного индекса развития банковской
конкуренции по финансовой насыщенности региона банковскими услугами (по объему
выданных кредитов), развитию сберегательного дела (депозиты на душу населения к
доходам), институциональной насыщенности банковскими услугами соответственно.
Выборочные
коэффициенты линейной корреляции предикторов не превышают 0,5, значит, эффекта
мультиколлинеарности не наблюдается.
Проведенный с
использованием пакета анализа данных SPSS регрессионный анализ обеспеченности регионов ЦФО банковскими услугами
позволил получить следующее уравнение линейной регрессии (2):
YR = 0,314X1+0,355X2+0,230X3 (2)
Данное уравнение
характеризуется высоким значением коэффициента детерминации (0,959), то есть три
предиктора, включенные в регрессионную модель, объясняют 95,9% изменчивости
совокупного индекса развития банковской конкуренции в регионе. Кроме того,
коэффициенты регрессии статистически значимы на достаточно высоком уровне.
Критерий Фишера, равный 94,160, свидетельствует о значимости полученной модели.
Из полученной
эконометрической модели следует, что степень развития банковской конкуренции в
Центральном федеральном округе характеризуется следующими коэффициентами
эластичности: 0,314 – по развитию сберегательного дела, 0,355 – по финансовой насыщенности
экономики территории банковскими услугами по объему выданных кредитов и 0,230 –
по институциональной насыщенности территории банковскими услугами.
Это означает, что
прирост на 1% объема депозитов на душу населения к доходам населения в среднем
определяет повышение интенсивности банковской конкуренции на 0,314%. Увеличение
на 1%объема выданных кредитов на единицу ВРП в среднем определяет повышение
интенсивности банковской конкуренции на 0,355%, а рост количества кредитных
институтов на душу населения на 1% ведет к увеличению конкуренции на рынке
банковских услуг в целом на 0,230%.
2.2
Сравнительная характеристика российских банков с зарубежными
С учетом
потребностей нашей экономики, а также процессов интеграции России в мировое
экономическое сообщество, с учетом раскрытия нашего внутреннего финансового и
банковского рынков для внешнего капитала должен быть дан ответ на вопрос: намерены
ли мы сохранить, а в дальнейшем укреплять национальную банковскую систему, сделать
ее способной обеспечивать страну необходимыми финансово-кредитными ресурсами.
Масштабы и
параметры, которые сегодня характеризуют наш финансовой рынок, никак не могут
отвечать потребностям экономики и политическим амбициям нашей страны. Но решать
эту проблему можно разными путями.
Первый вариант –
это укреплять собственную экономическую мощь.
Другой вариант –
пойти по пути ряда восточно-европейских стран, лишившихся собственных
банковских систем, и в последующем неизбежно потерять экономический суверенитет
и не только его.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|