Меню
Поиск



рефераты скачать Паломнический туризм

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый  и открытый , так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету.  Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.


2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.


Религиозный туризм является составной частью современной туристской инду­стрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туропера­тором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель­но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож­но выделить следующие четыре сектора.

1. «Размещение». Это совокупность средств размеще­ния — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприя­тия питания на транспорте и т.д.

    3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

-    культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

-    природные объекты — святые источники, колодцы, горы,
водоемы (реки, пруды), рощи;

-    небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположе­ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра­вославном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей оп­ределенной религиозной конфессии, в котором проводятся куль­товые и иные мероприятия, собирающие большое число палом­ников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные уч­реждения и (или) административные органы религиозных орга­низаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учиты­вая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и ре­лигиозным центрам, пользуются услугами предприятий обществен­ного питания. Это могут быть:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православно­го поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже зна­ем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

         Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсион­ную поездки, используют различные средства транс­порта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются:

1) авиационный, 2) желез­нодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (реч­ной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной час­ти маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной сторо­ны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пеще­ры) труднодоступны для большинства или всех средств транс­порта.

Разработка туристского продукта, т.е. создание и организа­ция путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчи­ков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путеше­ствия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Програм­ма тура — расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это:

1. Изучение спроса на туристском рынке и определение базо­вых составляющих тура.

2. Расчет стоимости и установление цены тура.

3.  Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке

На первом этапе происходит создание концепции тура, изуче­ние основных тенденций в паломническом туризме и экскурси­онном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предпола­гаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскур­сионного показа (при экскурсионной поездке) — культовые со­оружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложе­ние с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны их транс­портная доступность, степень развитости инфраструктуры, каче­ство услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых меро­приятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские право­славные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а Духовные Учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд нему­сульман.

После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними кон­такт и начинает переговоры. Таким образом, когда более опреде­ленными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.

Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (за­траты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскур­сионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (за­траты по менеджменту туристской организации — арендные пла­тежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организаци­онных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчерк­нуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное — служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы.

Продвижение турпродукта на туристском рынке — система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирова­ние сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существу­ют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как производителям, так и покупателям. Это отно­сительная простота процесса продажи (не требуются посредни­ки), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать не­обходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков.

Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника меж­ду производителем и потребителем. Турист приобретает отдель­ные услуги или туры у посредника. Посредники владеют инфор­мацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить са­мостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара

В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направ­ленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познава­тельных интересов туристов. К ним относятся разработка и вне­дрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.

Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут — определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршру­те указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие марш­рута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на марш­руте.

В религиозном туризме очень важна концепция рекламы. Посещение тех или иных религиозных центров, святых мест сопряжено с глубокими ду­шевными чувствами и переживаниями людей, в первую очередь паломников. Поэтому важны этические стандарты в рекламе ту­ров религиозной тематики. Информация должна быть представле­на в корректной форме и благопристойных выражениях, никоим образом не оскорбляющих чувств верующих. Она должна поме­щаться в авторитетных изданиях с хорошей нравственной репута­цией.

Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение  имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки,  музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания ).

Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной.

В индуизме, право­славии и католицизме, других конфессиях получили развитие пе­шие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ри­туальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них

Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.

Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

     По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля).

Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные. "Ближние", например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.).

     Весьма популярны у паломников 2-3-дневные поездки в монастыри: в первую очередь в Оптину пустынь, к мощам Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь, в Нилову пустынь на озере Селигер, в Псково-Печорский монастырь.

Поездки в монастыри Болгарии (Рильский, Роженский монастыри, монастырь Аладжа и др.) носят по преимуществу индивидуальный характер. На болгарском направлении, это связано с тем, что группу на 9-дневную поездку по Болгарии (с посещением Стамбула и Трои) можно собрать лишь в канун пасхальных празднеств.

 Паломничества в Италию, в Бари (приуроченные обычно к "Николе Вешнему" и "Николе Зимнему" - 22 мая и 19 декабря) предлагаются в автобусном варианте.

При практической организации поездок паломников-мусульман для участия в хадже или умре следует учитывать следующее. Каждая страна мира, где существуют организованные общины му­сульман, имеет свою квоту на участие в хадже. Такую квоту имеют не только страны, в которых мусульмане составляют большинство, но и другие, например, Германия, Россия. Поэтому каждая страна сможет отправить лишь определенное количество паломников.

Причиной упорядочения (по сути — ограничения) числа уча­стников хаджа является ограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравии также стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей.

В мечетях вывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджем проводятся занятия, на которых па­ломникам объясняют правила и особенности организации пред­стоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой, расска­зывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. Саудовская Аравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20 — 30 % поездок на хадж — бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, при этом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей, едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей или организаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом. Существуют благотворительные фонды, работаю­щие с мусульманскими общинами и распределяющие эти поезд­ки. Например, в мусульманском духовном учебном заведении мо­гут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошо учатся, в качестве поощрения.

Российские туристы отправляются в паломнические и экскур­сионные поездки в страны Востока. У них вызывает интерес ду­ховное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Не­пала, Шри-Ланки, Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями ду­ховных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитатив­ные практики и школы и т.д. Большинство туристов отправляется в поездки, организованные ими самими без посредничества тур­фирм. Такие туристы отправляются в самостоятельную поездку часто на несколько месяцев с довольно длительным пребыванием в одном или нескольких монастырях, ашрамах и т.д. Часто в их программе происходят спонтанные изменения, когда на месте ме­няются планы, и это влияет на маршрут поездки и длительность пребывания в тех или иных местах. Если такие туристы отправи­лись в поездку с помощью российской туристской фирмы, то она оказывает им поддерж­ку во время их пребывания в Индии и помогает преодолевать труд­ности и решать проблемы, если они возникают.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.