Паломнический туризм
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение………………………………………………………………………2
1.Основные формы религиозного туризма………………………………..4
1.1. Паломнический туризм……………………………………………..4
1.2. Познавательные туры религиозной направленности …..………...9
2.Особености организации религиозных туров в России…………………12
3.Перспективы развития религиозного туризма в РФ…………………….23
3.1. Концепция развития религиозного туризма……………………….23
3.2. Сегментация туристского рынка……………………………………26
3.3.Примерная программа познавательных туров религиозной
направленности на Валаам……..……………………………………….30
Выводы и рекомендации ……………………………………………………35
Библиографический список………...……………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ.
Посещение святых мест издавна представляло собой
одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно
связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской
власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не
сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под
музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как
объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых
объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами
поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть
культурного наследия и объекты туризма.
Необходимо отметить что, религиозный туризм
играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди
отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и
религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться,
совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и
стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во
многих случаях — одним из важнейших.
Религиозный туризм является составной частью современной
индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В XX в. бурно развивалась индустрия туризма,
совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей
посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться
к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно
предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим
в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние
несколько десятилетий.
Паломников интересует непосредственное участие в
религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма
уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым
местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок
для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.
Религиозные туристы и в первую очередь паломники
пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто
большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их
проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами:
помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную
школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.
Объектами привлечения религиозных туристов
являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены
культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время
года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные,
визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались
фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов
и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: -проанализировать основные формы религиозного туризма; -выявить специфику организации паломнических туров; -рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.
1.
ОСНОВНЫЕ формы РЕЛИГИОЗНОГО
ТУРИЗМА.
Религиозный туризм — это самостоятельный вид
туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический
туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях
выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и
экскурсанты. Специализированные
туры рассчитаны как минимум на три
дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого.
Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).
Религиозный туризм и его разновидности
представлены различными формами.
1.1.
П а л о м н и ч е с к и й т у р и з м.
В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон
вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и
открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки
не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание
посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих
поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного
человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на
пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для
привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам
малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость
определить искомое понятие. Паломничество pilgrimage — хождение или путешествие к святым
местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной
форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее
время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются
специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в
отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут
определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные
цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя
оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.
Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам.
Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений
и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с
религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому
паломничеству.
Эта разновидность религиозного туризма представляет собой
совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями.
Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым
местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.
Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва,
причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную
внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное
совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши
обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и
физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение
святому месту, храму, мощам.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к
действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы.
Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся
системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни:
кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и
нравственных целей.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их
духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об
истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения,
святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со
святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность
побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе
духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль.
Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и
культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения
прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые
здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до
18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на
утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в
качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность
познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями
России.
Можно выделить различные виды
паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности
различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности
можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским
православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более
10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые
паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и
качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются
на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во
время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице.
Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во
время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.
Паломничества связаны с посещением определенных
мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты -
горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к
определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной
храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого
святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь
Папы римского.
Паломничество на
Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей
христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество
по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.
В паломничество
обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим
паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не
имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили
плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох,
котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для
воды.
Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних
церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба,
ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет
свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням.
Православное
паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде
всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий
Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом
службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько
монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью
трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы
паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в
формирующихся группах составляют женщины.
Трудно найти статистические данные о численности
православных паломников в России. По имеющейся информации, в год внутреннее
паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти данные
требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно
участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика.
Одним из возможных
путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма
паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития
молодежи.
Участники мобильных паломнических
лагерей имеют возможность
познакомиться с различными жизненными
укладами, убедиться, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является
членом единой Церкви.
История паломничества русских людей к святым местам имеет
много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества.
В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий
за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться,
имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в
нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам
является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в
Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении
святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном
совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.
1.2. П о з н а в а т е л ь н ы е т у р ы р е л и г и о з
н о й
н а п р а в л е н о с т и.
В рамках познавательных туров религиозной
направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых
туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые
и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения,
принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных
мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе
представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.
В познавательных используются имеющиеся элементы
туристской инфраструктуры - гостиницы и т.д. Познавательные туры религиозной
направленности в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к
религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети.
Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в
которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для
паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным
культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники,
так и экскурсанты.
С точки зрения туристских центров религиозному
туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны,
но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное
наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе
благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так
и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в
центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными
традициями. В России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии.
Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия,
Центральная Америка.
Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как
минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников
прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение
(благословение) настоятеля монастыря.
Различие паломнических поездок и религиозных туров
экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда
исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного
маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.
Если для группы религиозно-экскурсионного тура
размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в
ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке
качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные
усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение.
Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не
только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест
(источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма
или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и
паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и
объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая
поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют
различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно,
экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей
обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и
рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.
Страницы: 1, 2, 3
|