Меню
Поиск



рефераты скачать Паломнический туризм

Паломнический туризм

ОГЛАВЛЕНИЕ


Ведение………………………………………………………………………2

1.Основные формы религиозного туризма………………………………..4

         1.1. Паломнический туризм……………………………………………..4

         1.2. Познавательные туры религиозной направленности …..………...9

2.Особености организации религиозных туров в России…………………12

3.Перспективы развития религиозного туризма в РФ…………………….23

         3.1. Концепция развития религиозного туризма……………………….23

         3.2. Сегментация туристского рынка……………………………………26

3.3.Примерная программа познавательных туров религиозной направленности  на Валаам……..……………………………………….30

Выводы и рекомендации ……………………………………………………35

Библиографический список………...……………………………………….38



ВВЕДЕНИЕ.


Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако,  в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе междуна­родного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломни­ческие и экскурсионные поездки по святым местам и религиоз­ным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных цере­мониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влия­ет на формирование самосознания и стереотипов поведения лю­дей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и  познавательные туры религиозной направленности.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствова­лись средства транспорта и связи. У людей появилось больше воз­можностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям наро­дов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, насту­пившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни че­ловечества в последние несколько десятилетий.

Паломников интересует непосредственное участие в религиоз­ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове­дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло­ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вто­ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.

Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускают­ся в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обыч­ной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по свя­тым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные про­блемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и сис­тему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

Объектами привлечения религиозных туристов являются свя­тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле­ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи­ми в определенное время года. При международных поездках ту­ристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформирова­лись фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

   Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать основные формы религиозного туризма;

-выявить специфику организации паломнических туров;

-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.

1.  ОСНОВНЫЕ формы РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.


Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом­нический туризм,  религиозный туризм экскурсионной направлен­ности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Религиозный туризм и его разновидности представлены раз­личными формами.


1.1.          П а л о м н и ч е с к и й  т у р и з м.


В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. Паломничество pilgrimage хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с па­ломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей по­буждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение чело­века к действительности. Психологические особенности паломни­ков очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глу­боко религиозный человек с уже сложившейся системой ценно­стей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

 Можно выделить различные виды паломничества. По числу уча­стников и признаку семейной принадлежности различают инди­видуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжи­тельности можно обозначить паломничества длительные и корот­кие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимо­сти от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые па­ломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они ос­танавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обыч­но невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, при­родные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто па­ломничества бывают приуроченными к определенным праздни­кам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников по­слушать пасхальную проповедь Папы римского.

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком.  Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.

Сегодня возродилась  традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням.

Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины. 

Трудно найти статистические данные о численности православ­ных паломников в России. По имеющейся информации, в год внут­реннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Воз­можно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процент­ная доля невелика.

Одним из возможных путей развития современ­ного паломничества являются молодежные мобиль­ные лагеря паломнической направленности. Эта фор­ма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи.

Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедить­ся, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.

История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

1.2. П о з н  а в а т е л ь н ы е   т у р ы  р е л и г и о з н о й 

н а п р а в л е н о с т и.


В рамках  познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных цент­ров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиоз­ные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, прини­мают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

В познавательных используются име­ющиеся элементы туристской инфраструктуры - гости­ницы и т.д. Познавательные туры  религиозной направленности в отличие от па­ломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комби­нированных туров, в которых экскурсионная составляющая явля­ется лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму бли­зок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немно­гочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различ­ные культовые предметы, найденные в том числе благодаря архео­логическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследовате­ли направляются в центры существующих религий, страны и ре­гионы с богатыми религиозными традициями. В Рос­сии имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Япо­нии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопо­тамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности  заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного  тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного  включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения.  Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.