- Создание условий для удовлетворения
потребностей туристов в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья,
приобщении к российским культурным ценностям.
- Повышение престижа России, Москвы,
Подмосковья, Одинцово и Одинцовского района как мировых центров туризма и
отдыха, повышение привлекательности туризма как сферы международного
предпринимательства и делового сотрудничества.
- Повышение уровня и качества жизни жителей
Одинцовского района, его социально-культурного уровня (решение проблем
занятости населения, повышение культурного и профессионального уровня,
улучшение бытовой и социально-культурной инфраструктуры района)
- Оптимизация структурной перестройки
хозяйства района (укрепление материальной базы, развитие соответствующих
отраслей экономики
- Сохранение и возрождение объектов
культурного и природного наследия района.
- Пополнение районного бюджета (ежегодный
прирост валютной выручки – 1 млрд долларов по России, ежегодное увеличение
туристского потока – 14-15%, приток в районную экономику иностранного
капитала).
Роль туризма в экономической, социальной и
культурной жизни страны трудно переоценить. Наличие богатого культурного и
природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее
экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском
рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в
области развития туризма (по данным ВТО, поступления Испании от туризма за 1991
г. достигли 19 млрд долл. США).
Правительство РФ признает приоритетными
направлениями государственное регулирование туристской деятельности и
поддержку развития внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
{23}
Поэтому, каждый закон, постановление, каждая новая
программа, концепция – это шаг вперед в развитии туристской индустрии. И эта
программа не исключение. Очень важно, что администрация Одинцовского района
понимает необходимость развития туризма, ведь район обладает весьма и весьма
благоприятной базой для создания масштабного туристского комплекса и на
сегодняшний день туристско-рекреационные ресурсы используются далеко не в
полной мере.
Программа «Одинцовский район - подмосковный центр
международного туризма» - важный шаг в развитии туристской индустрии в районе.
Программа направлена на решение первых и самых главных задач: создание
правовой, организационной и экономической среды для дальнейшего формирования
туристской структуры, а именно, создание координационной, управленческой и
финансовой структур – фундамента, и распределение полномочий. Далее, уже эти
функциональные единицы должны начать поиск, разработку и внедрение
инновационных программ, направленных на восстановление и развитие ресурсов
района.
Оценив туристско-рекреационный, экономический и
историко-культурный потенциал, проанализировав перспективный туристский поток и
рассмотрев программу «Одинцовский район - подмосковный центр международного
туризма и отдыха» я разработала ряд своих предложений, направленных на развитие
туризма в районе и объединила их в программу. Данная программа является
логичным продолжением рассмотренной программы и представляет из себя ряд
наиболее простых краткосрочных мероприятий, не требующих серьезных
капиталовложений и направленных на развитие туристской индустрии.
ПРОГРАММА:
В сфере общественного питания:
- организация летнего питания под открытым
небом – в красивом месте; вблизи туристских достопримечательностей, возможно,
организовать частное предприятие питания, предлагающее обычные недорогие блюда,
приготовленные на грили. Гастрономическое предложение должно быть очень
разнообразным по видам, качеству и ценам. Для подобного проекта потребуется
минимальные инвестиции, которые скоро себя окупят;
- буфеты в музеях, позволяющие получить
дополнительный товарооборот, помимо платы за входной билет;
- стилизованные киоски вблизи туристских
достопримечательностей, предлагающие блюда и напитки местного изготовления.
В сфере размещения:
- организация мини-гостиниц на 20-30 человек
по принципу пансионов, построенных в пределах частного сектора (например, в г.
Одинцово); а также вдоль трасс федерального значения
- построение кемпингов;
- налаживание работы с туроператорами и
турагентствами
- создание домашних страничек в Интернет с
достоверной информацией, красочными фотографиями, ценами (на такой страничке
можно было устраивать небольшое анкетирование посетителей)
- ввести периодическое анкетирование
отдыхающих с целью выявления положительных результатов и пожеланий
В сфере музеев:
- перераспределение времени работы (увеличение
за счёт week-end и компенсация издержек за счёт рабочих
дней, когда приток туристов невелик);
- увеличение производства и качества сувенирной
продукции, с включением в продажный ассортимент продукции народных умельцев;
- кооперация с домами отдыхов, туристическими
фирмами или другими музеями через размещение рекламных плакатов, сувениров и т.
п.
- организация и проведение особых праздников, связанных
с музеем.
Важно при выполнение такой данной программы
постоянно анализировать мнение посетителей, посредством проведения регулярных
опросов.
В сфере социо - культурной жизни:
-Разнообразная летняя культурная программа является
ещё одним способом получения средств для туризма.
-Культурные мероприятия (музыка, фольклор,
фестивали) должны проводиться вблизи от туристских достопримечательностей, в
выходные дни.
-Тесная взаимосвязь с туристско-рекреационными
учереждениями, взаимореклама
Необходимо:
- осуществить поддержку всех видов и жанров
современной культуры, создать условия для широкого доступа всех социальных
слоёв населения к культурным ценностям района;
- укрепить материально-техническую базу
муниципальных учреждений культуры;
- сохранять и развивать народное и
художественное творчество;
- развивать систему дополнительного
образования в сфере культуры;
- обеспечить сохранение и реставрацию
памятников историко-культурного наследия, наполнение библиотечных и музейных
фондов.
Изготовление сувениров:
Исследования показали, что туристы охотно используют
возможность приобрести сувениры, чтобы осталось постоянное напоминание.
Сувениры должны быть связаны с особенными достопримечательностями и
изготовлены в районе. Это в первую очередь даёт возможность существовать малым
предприятиям. К сувенирной продукции могут относиться как почтовые карточки,
справочники, путеводители по музею, так и более дорогие изделия, вплоть до
предметов искусства. Возможна также продажа типичных изделий, произведённых в
районе, которые могут к тому же иметь практическую пользу. Соответствующие
предприятия должны регулярно продавать свою продукцию или приглашать желающих
на предприятие на экскурсию или фабричную распродажу.
Для экономического успеха очень важны рекламная и
маркетинговая стратегии:
Сначала необходимо создать единый логотип, а так же
рекламный лозунг, которые будут присутствовать на всех рекламных мероприятиях и
во всех брошюрах. В центре рекламной линии при этом, конечно же, находится
главная туристская достопримечательность района, '' магнит'' для
посетителей.
При проведении рекламной компании наиболее
действенными представляются следующие виды рекламы:
- сувенирная продукция с изображением местных
достопримечательностей или сделанная в уникальном стиле;
- брошюры и буклеты;
- реклама на транспорте и рекламных щитах;
- размещение рекламных плакатов в местных
рекреационных учреждениях;
- участие в выставках и кооперация с
московскими и подмосковными фирмами.
При создании маркетинговой программы необходимо:
1.
Оценить имеющийся
туристский потенциал с позиций привлекательности для туристов;
2.
Установить цель развития
туризма в районе: какой вид туризма и почему нужно развить? Какое значение
должен иметь туризм в муниципальной политике?
3.
Оценить туристские
целевые группы, на которых хотят сконцентрировать внимание. Следует определить,
какие целевые группы хотелось бы преимущественно иметь.
4.
Оценить ситуацию спроса
и специфических требований соответствующих целевых групп: Какое предложение ищет
соответствующая целевая группа? Чему оказывает предпочтение? Какова
покупательная способность? Какие особенности следует учесть?
5.
На основании оценки
предыдущего пункта выделить туристское предложение, которое должно быть
разработано в районе применительно к конкретным целевым группам:
- в сфере культуры;
- возможности для занятия спортом;
- музеев;
- в сфере питания;
- возможности длительного пребывания (ночлег);
- зимнего отдыха;
- транспортных услуг;
- производства сувениров и т. д.
6.
Составить образцы
программ пребывания типичного туриста в районе в течение одного – двух дней, с
учётом рекомендуемых мест ночёвки, питания, размещения.
Туристские учреждения и объекты туристской
инфрастуктуры относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, поэтому
необходимо учесть следующие рекомендации:
-
При строительстве
инфраструктурных объектов ввести систему размещения муниципальных заказов на
конкурентной основе, что даст экономию средств местного бюджета, активизирует
малое и среднее предпринимательство, создаст дополнительные рабочие места;
-
В помощь молодым
предпринимателям, которые готовы начать работать в туристском бизнесе, создать
«бизнес-инкубаторы», которые объединили бы их усилия в сферах строительства,
ремёсел и услуг;
-
Произвести
реформирование местных административных структур с включением в них
организационного комитета по развитию туризма, в котором должны быть
представлены администрация, предприниматели сферы общественного питания,
гостеприимства и транспорта, руководители рекреационных учреждений, работники
культуры и спорта, туристских фирм. Функции комитета должны носить
координационный и консультационный характер.
Роль туризма в экономической, социальной и
культурной жизни страны и регионах трудно переоценить. Для многих стран туризм
превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста
национальной экономики. Например, по данным ВТО в 1991 г. в мире
зарегистрировано 450 млн. прибытий туристов и 278 млрд. долл. США поступлений,
а к 2010, по прогнозам, количество международных туристских поездок удвоится,
составив 937 млн. поездок и поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл.
США!!!
Наличие богатого культурного и природного потенциала
позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых,
завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном
условии – проведении активной государственной политики в области развития
туризма (по данным ВТО, поступления Испании от туризма за 1991 г. достигли 19
млрд. долл. США). {24}
Московская область таит в себе широкие возможности
для развития туризма. Очень высокая плотность и концентрация памятников
культурного наследия (200 объектов показа занесены в реестр памятников ООН),
дающая неограниченные возможности для экскурсионной деятельности; Самый мощный
научный потенциал(многочисленные университеты, академии, учебные,
научно-исследовательские и проектные институты), являющийся основой для
научного конгрессного туризма; Крупнейший центр Русской Православной Церкви,
что обеспечивает развитие религиозного туризма; скопление разнообразных
промышленных предприятий и деловых центров, определяющих широкие возможности
для делового туризма; достаточно благоприятные природные условия для
организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного
туризма; самая плотная рекреационная сеть (свыше 2000 учреждений отдыха и более
4000 туристических фирм); лучшая транспортная обеспеченность в России (11
крупнейших железнодорожных и 15 автомобильных магистралей, 4 гражданских
аэропорта, 3 из которых соответствуют международным стандартам, 2 речных порта),
самым крупным ресторанно-гостиничным хозяйством (2490 мест в гостиницах и
мотелях области); самые большие трудовые ресурсы, которые после соответствующей
профессиональной подготовки могут быть привлечены к работе в туристской сфере.
Одинцовский район Московской области относится к
одним из самых перспективных районов для развития туристской индустрии. Район
располагает богатыми природно – рекреационными и культурно-историческими
ресурсами, что позволяет превратить Одинцовский район в один из самых перспективных
для туристского освоения. В моей работе была проведена оценка рекреационных
ресурсов, которая показала, что Одинцовский район представляет уникальное
сочетание природных ресурсов с богатым культурным наследием. Природные
рекреационные ресурсы района
благоприятны для лечебного, оздоровительного отдыха и некоторых видов
спортивного туризма. Вследствие огромного историко-культурного
потенциала территории, маршрутно-познавательный туризма самый перспективный в
районе. По территории района проложено много туристско-экскурсионных маршрутов
познавательного туризма. Развитая дорожная сеть, наличие агропромышленного
комплекса, а также широкой сети рекреационных учереждений – все это факторы,
способствующие развитию туристской индустрии.
Популярность здравниц и живописных местностей среди
москвичей, жителей Подмосковья и приезжающих туристов; Чрезвычайная
насыщенность историко-культурными и археологическими памятниками;
Географическое положение района, характеризующее его как основные туристские
ворота для западных туристов; Нахождение на территории района одного из самых
красивых и старинных городов Подмосковья – Звенигорода. Окрестности Звенигорода
часто называют русской Швейцарией.
Конечно, следует отметить, что состояние многих туристских
объектов неудовлетворительное - развал СССР и переход к рыночным отношениям
отрицательно отразились на рекреационном хозяйстве России. Сложившаяся ситуация
поставила перед отечественным туризмом задачу научиться работать в новых
социальных, экономических и географических условиях.
Пережив «шоковую терапию», экономика российского туризма к
1995 году стала постепенно стабилизироваться. Изменилась и государственная
политика в отношении туризма. С принятием Указа Российской Федерации (1995г.)
«О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» всемирная поддержка
туризма стала приоритетной задачей государства. Следом за указом были
разработаны федеральные целевые программы развития туризма и
санаторно-курортного дела, принят Закон российской Федерации «О туризме», в
которых была поставлена задача активизации туристской индустрии. При этом
отмечалась необходимость проведения инвентаризации рекреационных ресурсов и
построение региональных программ развития туризма, основанных на
грамотном освоении рекреационного потенциала.
Именно такой программой и является программа
«Одинцовский район-подмосковный центр туризма и отдыха». Программа «Одинцовский район - подмосковный
центр международного туризма» - важный шаг в развитии туристской индустрии в
районе. Программа направлена на решение первых и самых важных задач: создание
правовой, организационной и экономической среды для дальнейшего формирования
туристской структуры, а именно, создание координационной, управленческой и
финансовой структур – фундамента, и распределение полномочий. Далее, уже эти
функциональные единицы должны начать поиск, разработку и внедрение
инновационных программ, направленных на восстановление и развитие ресурсов
района.
В дипломной работе я провела анализ состояния
туристско-рекреационных ресурсов Одинцовского района, выявила основные
проблемы, тормозящие развитие туриндустрии. Рассмотрела существующую программу,
принятую Одинцовской администрацией и составляющую комплекс мер по развитию
туризма в районе. На основании всей проделанной работы я предложила свою
программу по развитию туристского потенциала: система мероприятий по
усовершенствованию сферы бытового обслуживания, торговли и общественного
питания, зрелищной индустрии, направленной на привлечение российских и
зарубежных туристов. Эта программа нисколько не отрицает уже существующую, а
является логичным и гармоничным продолжением первой и представляет из себя ряд
наиболее простых краткосрочных мероприятий, не требующих серьезных
капиталовложений и направленных на развитие туристской индустрии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|