Сфера бытового обслуживания, общественного питания и торговли требует
существенного переоснащения и обновления, из-за изношенности материальной базы.
Особенно сказывается недостаточность пунктов питания в малых исторических
центрах.
Крайне слабо развита гостиничная сеть, качество
предоставляемых ими услуг низкое, а цены совершенно не соответствуют
предлагаемому сервису.
Рекреационная сеть района широко развита, на территории Одинцовского
района в среднем расположено 11 санаториев, 15 домов отдыха, 4 базы отдыха, 13
пансионатов, причём локализация рекреационных учреждений отмечается в
Звенигородской части района. Наличие такого количества рекреационных учреждений
позволяет развивать лечебно-оздоровительный, спортивный, деловой, конгрессный и
другие виды туризма. Хотя, следует отметить, что состояние рекреационной сети
неудовлетворительное. Многие дома отдыха и санатории находятся в состоянии
упадка. Номерной фонд нуждается в капитальном ремонте. Оборудование устарело,
ощущается нехватка профессиональных кадров. Для увеличения потока клиентов
следует более тесно сотрудничать с туристическими фирмами, предоставляя им
информацию о все спектре услуг, ценах, наличие мест, планируемых культурных и
развлекательных мероприятиях. Именно отсутствие информации часто отталкивает
потенциального клиента.
Одинцовский район располагает всем необходимым для
развития элитного туризма-отдыха для состоятельных господ, и спрос на такой вид
отдыха велик, но на данный момент остается не удовлетворенным. Сервис,
предлагаемый в домах отдыха, санаториях слишком непритязательный. Хотя на
территории района есть, санатории, относящиеся к числу элитных рекреационных
учреждений и имеющие ультрасовременную лечебную базу и высокий уровень
комфортности, многочисленный врачебный и обслуживающий персонал (Санаторий
«Подмосковье» МВД РФ), но в целом спрос пока значительно превышает
предложения.
Одинцовский район относится к наиболее
ценным природно-историческим территориям области. Высокий рекреационный
потенциал обусловлен многими факторами. Благоприятные природно-рекреационные
ресурсы и экологические условия. Большое количество памятников культуры,
архитектуры и духовно-религиозных центров. Хорошая транспортная обеспеченность
и широко развитая рекреационная сеть.
Туризм может стать доминирующей отраслью в сфере экономики района, т.
к. туристский бизнес стимулирует развитие всех других отраслей хозяйства и
сочетает в себе экономический, гуманитарный, воспитательный и эстетический
факторы. Далее, я провожу оценку рекреационных ресурсов, которая наглядно
показывает, что Одинцовский район представляет уникальное сочетание природных
ресурсов с богатым культурным наследием.
Состав туристских ресурсов Одинцовского района
позволяет реализовать следующие виды туризма:
·
Маршрутно-познавательный
·
Спортивно-оздоровительный
·
Самодеятельный
·
Деловой и конгрессный
·
Курортный, лечебный
·
Фестивальный
·
Охотничий, рыболовный
·
Экологический
·
Религиозный
Из данной схемы видно, что более всего туристов
ожидается в рамках маршрутно-познавательного и спортивно-оздоровительного.
Другие виды туризма, такие как специализированный охотничий, конгресс-туризм,
клубный, фестивальный ярмарочный не носят пока массового характера и, поэтому
составляют в общем, потоке небольшой процент. Следует иметь в виду, что
туристы, приезжающие с экологическими целями, хотя пока и не многочисленны,
представляют собой растущий рыночный сегмент. Их, прежде всего, интересует
природная среда и традиционные формы культуры. Учитывая богатое природное
наследие и климатические данные, которыми славится Одинцовский район, следует
ожидать активного роста этого сегмента на перспективу.
Такие виды туризма как клубный, специализированный,
нуждаются в тщательном планировании и эффективном управлении, даже если речь
идёт о небольших объёмах. По прогнозам ВТО традиционные формы оздоровительного,
зрелищного туризма сохранят свою популярность, но при этом следует учитывать,
что современные туристы рассчитывают на повышение уровня качества окружающей
среды.
Хотя в настоящее время Одинцовский район относится к
экологически благополучным территориям, тем не менее внешнее загрязнение
несанкционированными свалками существенно ухудшает общее впечатление от
территории.
Уже сегодня турцентры, сталкиваясь с экологическими
и социальными проблемами в связи с недостатками, допущенными в области
управления и планирования, игнорируются многими туристами, а предпочтение
отдаётся тем местам, где планирование и управление туризмом на высоте. У нас
есть все возможности ещё на стадии планирования предвидеть и избежать
проявления нежелательных последствий и непродуманных шагов при туристском
освоении территории.
При составлении отдельных туров следует учесть, что
молодёжь предпочитает более дешёвые путешествия с использованием менее
комфортных средств размещения и перевозки. Экскурсионная программа должна
включать активное общение с местным населением, весёлый досуг (дискотеки,
бары).
Можно рассчитывать, что привлекательными также
окажутся различные фестивали и развлекательные программы.
Туристы среднего возраста (30 – 50 лет) больше
претендуют на комфорт, удобства и содержательные экскурсионные программы.
Размещение их будет возможно только в рекреационных учреждениях,
соответствующих мировым стандартам.
Туризм людей «третьего возраста» требует не только
комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала,
возможность получения медицинской помощи, наличия диетического питания,
размещение в тихих местах. Для них как нельзя лучше подойдут лечебно-оздоровительные
учреждения, которыми так богата эта территория.
Анализ структуры пребывания иностранных туристов в
Москве показывает, что наиболее многочисленными являются поездки со служебными
целями. На их долю падает 55 % от всего количества туристов, поэтому поток
деловых людей обязательно должен быть в центре внимания местных турфирм, как
очень выгодное направление в их деятельности. Для этого контингента туристов
актуальным является отдых ''week – end'', который с успехом может быть организован
на берегах Москва реки.
Уже сейчас можно выделить такой сегмент иностранных
туристов как состав дипломатического корпуса, проживающих в Москве. Эта
категория в основном ориентирована на отдых ''week – end''
и уже сегодня можно предложить занятия верховой ездой, большим теннисом (ДО
''Покровское'', пансионат ''Солнечная поляна'').
По мере формирования новой туристской инфраструктуры
объем, и структура туристского потока будет меняться. По прогнозам, в нём всё
больший удельный вес будут занимать клиенты с высокими доходами, любители
верховой езды, яхтинга и прочее.
И в связи с этим следует отметить, что спрос на
элитарные виды отдыха в Подмосковье сегодня весьма далёк от своего
удовлетворения. Наиболее высокий процент загрузки в Подмосковных учреждениях
туризма и отдыха отмечается по категории номеров «люкс». В отдельные периоды
спрос на высококачественное размещение, обслуживание в несколько раз превышает
предложение. Это обязательно нужно учитывать, т. к. акцент на
высокообеспеченную клиентуру представляется вполне оправданным, если учесть,
что в Москве не менее 7 % жителей относятся к категории высокооплачиваемых, а
это составляет более полумиллиона человек.
Современное состояние ресурсной базы туризма в
Подмосковье характеризуется:
Во-первых, качественным и количественным истощением
традиционно использовавшихся ресурсов. Здесь следует обратить внимание не
только на природные и инфраструктурные ресурсы, но и нехватку профессиональных
кадров.
Во-вторых, возникновением возможностей для
вовлечения новых и прежде недоступных ресурсов (частные и ведомственные
коллекции и др.) для развития новых направлений ресурсопользования в таких
сегментах туристского рынка, как сельский, экологический, паломнический.
Основными факторами, затрудняющими эффективное
вовлечение в оборот туристских ресурсов, являются:
·
Часто завышенные
цены, несоответствие услуг с предлагаемыми ценами;
·
Несоответствие
гостиничной базы мировым стандартам;
·
Недостаточное
проявление гостеприимства как основного потребительского свойства;
·
Отсутствие четкой
маркетинговой программы;
·
Слабость
информационного обеспечения;
·
Несовершенство
законодательного и экономического стимулирования развития въездного и
внутреннего туризма на государственном и местном уровнях;
·
Неопределённость в
распределении прав и полномочий владения и и распоряжения ресурсами между
частными, муниципальными, региональными (уровень субъектов федерации) и
федеральными пользователями.
Некоторые из этих проблем уже нашли своё решение в
стратегической программе, разработанной администрацией Одинцовского района - ''Одинцовский район – подмосковный центр международного туризма''.
Эта программа была принята и утверждена в 1998 году
и направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для
формирования современной туристской структуры в Одинцовском районе. Программа
разработана с учётом целевой комплексной программы ''Развитие туризма в
Российской Федерации'', одобренной Указом Президента РФ от 22.12. 95 № 1284
''О реорганизации и развитии туризма в РФ''. Закона Московской области № 6/154
от 26. 11.97 '' О туристической деятельности в Московской области'', а также
''Концепции развития международного туризма в Москве до 2005 г.''.
Назначение, цели и задачи Программы.
Назначение данной Программы является создание на территории
Одинцовского района подмосковного центра международного туризма и отдыха –
высокодоходного и многопрофильного туристско-рекреационного комплекса,
соответствующего общепринятым мировым стандартам.
Основные цели Программы:
1.
Создание условий для удовлетворения
потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристско-рекреационных
условиях.
2.
Решение
социально-культурных проблем Одинцовского района.
3.
Развитие экономики
района, пополнение местного бюджета.
Задачи Программы:
·
Создание системы
организации и управления развитием туризма в районе.
·
Формирование туристской
индустрии района как сети производственных, транспортных, торговых и финансовых
организаций, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского
спроса, а также высокодоходных, взаимодополняющих друг друга по видам и формам
отдыха туристско-рекреационных комплексов
·
Формирование
нормативно-правовой базы развития туризма и системы регулирования туристской
деятельности, в том числе мер по обеспечению безопасности в сфере туризма.
·
Создание экономических
механизмов, стимулирующих развитие базовых отраслей
территориально-рекреационной сферы.
·
Использование
прогрессивных технологий в сфере туристского обслуживания.
·
Восстановление,
сохранение и рациональное использование культурного и природного потенциала
района.
·
Рекламно-информационное
обеспечение продвижения туристских услуг и продуктов на внутреннем и внешнем
рынках.
·
Благоустройство города и
района с учётом перспективы развития туризма.
·
Обучение и подготовка
менеджеров в сфере туристского бизнеса.
·
Обеспечение потребностей
баз отдыха за счёт внутренних ресурсов.
·
Укрепление
материально-технической базы имеющихся туристско-оздоровительных комплексов.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи была
создана система программных мероприятий, состоящая из трех основных блоков:
1. Меры, направленные на создание
современной системы управления туристско-рекреационной сферой и координация
туристской деятельности в районе:
Создание в структуре администрации Одинцовского
района комитета по туризму, главной задачей которого должна была стать
разработка политики в сфере туристско-рекреационной деятельности в масштабах
района, пропаганда района как туристского центра, координация
туристско-рекреационной деятельностью района; создание при главе администрации
района Координационного Совета по туризму. Главные функции: анализ состояния и
динамики развития туристско-рекреационной деятельности, разработка предложений.
Решения Совета носят рекомендательный характер; создание Муниципальной
туристской корпорации. Основные функции: привлечение инвестиций, финансирование
строительства и реконструкции туристских объектов, инвестирование инновационных
проектов; создание при корпорации Фонда развития туризма, финансирующего
пропаганду района, как туристского центра, мероприятия по защите и охране
окружающей среды и культурно-исторических памятников, разработку инновационных
проектов и прочее.
2. Формирование правово - экономического
механизма стимулирования развития туристско-рекреационной сферы в районе:
Принятие соответствующих постановлений, местных
нормативно-правовых актов и соглашений руководства района с заинтересованными
сторонами (в Москве и Московской области, СНГ и ряде зарубежных стран) о
сотрудничестве в этой сфере; организация работ по сертификации и лицензированию
в сфере туризма; создание благоприятных налоговых и кредито-финансовых условий
для стимулирования туристско-рекреационной сферы района; поиск и привлечение
внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций.
3. Меры, направленные на развитие
туристско-рекреационного потенциала Одинцовского района:
Инвентаризация и систематизация имеющихся в
районе туристских ресурсов, определение предельно допустимой нагрузки по
отдельным зонам для экологической защиты и организации воспроизводства
экологических систем; анализ и прогнозирование московского (подмосковного)
туристского рынка с определением ''своих'' ниш; создание специализированных
модулей туризма и отдыха на базе уникальных ресурсов различных зон района
(например, модуль ''Спортивная рыбалка – Нарские острова'') и разработка на
этой основе нестандартных сценариев туристско-рекреационного обслуживания;
разработка и внедрение комплексной компьютерной информационной системы ''Туризм
и отдых'' для организации статистического учёта и анализа показателей
состояния, тенденций развития туристско-рекреационной сферы и повышения её
эффективности.
Ожидаемый результат осуществления данной программы –
формирование высокодоходного и многопрофильного туристско-рекреационного
комплекса, соответствующего мировым стандартам с одной стороны и важный
социально – экономический эффект с другой:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|