Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из
расчета 0,65 м на одно место и 60 % от общего количества обучающихся учреждения.
При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10
м2 каждая, кинопроекционная, площадью 27 м2. склад декораций и
бутафории, музыкальных инструментов, площадью Юм2, склад хранения
костюмов, площадью 10м2.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов,
гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры
устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся,
состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 м2 на одно место.
Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и
его вместимости.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов,
гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве
справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств
обучения (далее - ТС О), обеспечивающего условия для индивидуальных
занятий обучающихся.
Площадь библиотеки - информационного центра - необходимо принимать
из расчета не менее 0,6 м2 на одного обучающегося.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны:
читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места
для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения,
зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения
передвижных тележек.
При строительстве и реконструкции современных обще образовательных
учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального
типа.
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает
следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения
остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 м2; кабинет зубного
врача, площадью 12 м2 оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет,
площадью 14 м2; кабинет психолога, площадью 10 м2.
При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.
На каждом этаже должны размещаться
санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без
запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20
девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и I умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для
мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного
обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются
комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью
не менее 3 м2.
Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные
помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные
поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки
уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
В помещениях начальный классов, лабораториях, учебных кабинетах,
мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате
технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее
питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.
Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на
полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной согласно гигиеническим
требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации,
вырабатывающие мягкое мороженое. Столовые предусматриваются в учреждениях с
числом обучающихся более 100 человек.
Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор
оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясорыбный, кондитерский,
овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов
и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо
скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока;
загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов;
санузел для сотрудников столовой. В состав помещений столовой, работающей на
полуфабрикатах, входят: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и
кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для
полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная,
моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.
В состав помещений буфета-раздаточной входят: загрузочная;
помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холодильными шкафами;
раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения;
бытовые помещения для персонала; помещения для мытья тары
При буфетах и столовых общеобразовательных учреждений обязательно
предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на одно место в
зале, исходя из посадки 100 % обучающихся в 3 очереди. При столовых
устанавливаются умывальники из рас чета 1 кран на 20 посадочных мест.
Умывальники размешают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный
зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом._
В сельских общеобразовательных учреждениях (средних, неполных
средних) требования к организации питания те же, что и в городских. В
малокомплектных общеобразовательных учреждениях (до 50 обучающихся) выделяются
помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита
2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.
2.2Помещения и оборудование учреждения
В зависимости
от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные
и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов,
как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной
(сблокированной) расстановкой столов.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой
или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для
подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая
маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в
учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большее - дальше. Для
детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся
первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в
первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры
проходов и расстояния между предметами оборудования (см):
• между рядами двухместных столов - не менее 60;
• между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее
50—70;
• между рядом столов и внутренней продольной стеной
(перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50—70;
• от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, - не менее 70;
• от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при
наличии оборотных классов -120;
• от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
• от первой парты до учебной доски - 240—270;
• наибольшая удаленность последнего, места обучающегося от
учебной доски - 860;
• высота нижнего края учебной доски над полом - 80—90:
• угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины
крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35° для
обучающихся II—III
ступени и не менее
45° для детей 6—7 лет.
Кабинеты физики и химии должны быть -оборудованы специальными
демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной
аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.
Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий
демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические
лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии,
сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными
шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол
преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов;
подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или
пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные
установки.
Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать
гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
В мастерских для трудового обучения размещение оборудования
осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы,
сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма
Столярные мастерские оборудуются
верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда
перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между
ними должно быть не менее 80 см в передне- заднем направлении. В слесарных
мастерских допускается как лево стороннее, так и правостороннее освещение с
перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние
между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски
крепятся к верстакам на расстоянии 0.9 м между их осями. Слесарные верстаки
должны быть оснащены предохрани тельной сеткой, высотой 0.65—0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном
фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным
освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны
соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и
кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.
В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны
быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат,
фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения
глаз, следует использовать защитные очки.
Стены учебных помещений должны быть гладкими, до пускающими их
уборку влажным способом.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или
линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической
или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или
другие аналогичные материалы.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен
помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий,
разрешенных к применению в строительстве.
3 Условия необходимые для организации
учебной деятельности
3.1 Воздушно-тепловой режим
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с
гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ. районных или местных
котельных. Паровое отопление не используется.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы,
трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также
допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы
ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными
проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из
древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности
нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.
При проектировании в здании общеобразовательного учреждения
воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать
автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время
расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах
40—60 %.
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже
15 °С Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в
рабочее время не должна превышать 40 °С.
В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного
отопления не допускается.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для
следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов
(при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов,
тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для
обработки и хранения уборочного инвентаря.
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение
теплоизбытков. выделяемых технологическим оборудованием кухни.
Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.
Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных
сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре.
Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения
воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного
сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не
менее V» площади пола. Фрамуги и форточки должны
функционировать в любое время года.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные
- во время уроков.
До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно
табл. 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах
и форточках. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в
зависимости от температуры наружного воздуха
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна
составлять:
• в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях
18—20 °С при их обычном остеклении и 19—21 °С - при ленточном
остеклении:
• в учебных мастерских - 15—17 °С;
• в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки,
клубной комнате
• - 18—20 °С;
• в кабинетах информатики - оптимальная 19—21 °С, допустимая
18—22 °С;
• в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий -
15—17 °С;
• в раздевалке спортивного зала - 19—23 °С;
• в кабинетах врачей - 21—23 °С;
• в рекреациях - 16—18°С;
• в библиотеке- 17—21 "С,
• в вестибюле и гардеробе - 16—19 °С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для
этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной
стороны при температуре наружного воздуха выше 5 °С и слабом ветре. При более
низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале
проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен
при отсутствии обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15—14 °С
проветривание зала следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относи тельная
влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40— 60 %.
В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется
вытяжная вентиляция.
Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от
пыли.
В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и
механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется
механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее
20 м3 в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать
требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
3.2 Естественное и искусственное освещение
Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь
естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать:
снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и
уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения
легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории;
книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные
и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и
управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для
хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее
освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине
учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета,
высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует
допускать направление основного светового потока впереди и сзади от
обучающихся.
Страницы: 1, 2, 3
|