Обеспечение жизненной сферы в общеобразовательных учереждениях
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1
Размещение общеобразовательного учреждения………………………5
1.1
Условия размещения общеобразовательной средней школы……….5
1.2
Земельный участок при учреждении………………………………….6
2 Санитарно-гигиенические
требования к зданию и оборудованию помещений…………………………………………………………………...…....8
2.1
Здание общеобразовательного учреждения………………………….8
2.2 Помещения
и оборудование учреждения…………………………...13
3
Условия необходимые для организации учебной деятельности…….16
3.1
Воздушно-тепловой режим…………………………………………..16
3.2 Естественное
и искусственное освещение…………………………..18
3.3
Водоснабжение канализация…………………………………………21
4 Санитарное
состояние и содержание общеобразовательной средней школы…………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Для организации нормального функционирования и жизнеобеспечения
общеобразовательного учреждения необходимо соблюдение всех
санитарно-эпидемиологических правил и норм. Для предотвращения неблагоприятного
воздействия на организм учащихся вредных факторов и условий, сопровождающих
учебную деятельность определены различные требования к:
•размещению общеобразовательного учреждения
Расстояния от здания общеобразовательного учреждения до различных
видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии
с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке
городских и сельских поселений.
Общеобразовательное учреждение не размещаются на внутриквартальных
и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта,
•участку общеобразовательного учреждения
На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная,
физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная Площадь земельных участков
зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими
требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
•зданию общеобразовательного учреждения
Определены требования к количество обучающихся, высоте здания.
Правильный набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных
дисциплин, площадь и соответствующее использование кабинетов. Требования к
спортивным залам, столовым, буфетам и т д.
•оборудованию помещений общеобразовательного учреждения
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться
столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или
лабораторные Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом
•воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с
гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
•естественному искусственному освещению
Определенные нормы освещенности аудиторий, мастерских, актовых и
спортивных залов, складских и других специализированных помещений
• водоснабжению и канализации
В соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и
застройке городских и сельских поселений здания общеобразовательных учреждений
должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего
водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии помещениям и
оборудованию в приспособленных зданиях
• режиму образовательного процесса •организации медицинского
обслуживания
•санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения
Уборка классов и других учебных и вспомогательных помещений, мест
общего пользования. Плановая дезинфекция Уборка в столовых, мытье посуды
•организации питания обучающихся
•организации пожарной безопасности
Соблюдение всех этих норм и правил
необходимо для организации безопасного для жизни и здоровья обучающихся,
учебного процесса.
1.Размещение общеобразовательного
учреждения
1.1 Условия размещения общеобразовательной
средней школы
Здание общеобразовательного учреждения размещено на внутриквартальных
территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным
движением транспорта на расстояние 100—170 м.
Расположение общеобразовательного учреждения на внутриквартальных
проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо
только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка
учреждения до проезда с 15 до 25 м.
Общеобразовательное учреждение не размещаются на внутриквартальных
и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.
Расстояние от сооружений для
хранения легковых автомобилей до общеобразовательного учреждения определяется
санитарными правилами, устанавливающими размеры санитарно- защитных зон и
санитарную классификацию объектов.
Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений,
расположенных во II и II
строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0.5 км пешеходной
доступности; в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I
и II ступени обучения - 0,3 км. для
обучающихся III ступени - 0,4 км; в климатическом
районе (И подзона) для обучающихся I и II ступени обучения - 0,4 км. для обучающихся III ступени - 0,5 км. Допускается размещение
общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для
обучающихся I ступени обучения - 15 мин (в одну
сторону), для обучающихся II и III ступени - не более 50 мин (в одну сторону).
В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений
должно предусматривать для обучающихся I
ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в
одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус
пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном
обслуживании - не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания обучающихся II- III ступеней не должен превышать 15
км.
Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских
общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от
учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для
перевозки детей.
Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на
остановке должен быть не более 500 м.
Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3-х
сторон, защищается барьером от проезжей части дороги, должна иметь твердое покрытие
и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно
допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности
в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный
интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
1.2Требования к участку
общеобразовательных учреждений
Для общеобразовательного учреждения предусматривается
самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной
линии не менее 25 м.
Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и
принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и
застройке городских и сельских поселений.
Территория участка ограждается
забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50 %
площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при
озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная,
физкультурное спортивная, отдыха, хозяйственная.
Учебно-опытная зона составляет не более 25 % площади
участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства
на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом
кабинетов биологии и химии.
Физкультурно-спортивная зона, размещается на расстоянии не менее
25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует
располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны
должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а
также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле
- травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не
проводятся.
Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в
отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных
игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов
из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены
для обучающихся каждой ступени обучения.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в
производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии
от здания общеобразовательного учреждения не ме нее 35 м, ограждается зелеными
насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на
территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с
водонапорным баком.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их
следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м
от окон и входа в столовую (буфет).
Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным
постройкам, площадкам для мусоросборников, а в сельских учрежденьях без
канализации - дворовым уборным покрываются асфальтобетоном и другим твердым
покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют
твердое покрытие.
Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности
на земле - 10 лк.
Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут
расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для
хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного
инвентаря и др.
2 Санитарно-гигиенические требования к
зданию и оборудованию помещений
2.1 Здание общеобразовательного учреждения
Количество обучающихся не должно превышать вмести мости
общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому
построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских
общеобразовательных учреждений не должна превышать ] 000 человек, сельских
малокомплектных учреждений для I ступени обучения - 80 человек. I и И ступеней - 250 человек, I.
II и Ш ступеней - 500 человек.
Наполняемость каждого класса не
должна превышать 25 человек.
Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах
здания. Высота здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3
этажей. Допускается в условиях плотной за стройки городов строительство
учреждений высотой в 4 этажа
При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных
4—5-этажных зданиях, четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко
посещаемые обучающимися кабинеты.
При размещении учреждения в приспособленном здании набор
помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами
Госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида
общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества
классов и прочего.
Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием
ячеек для каждого класса.
Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не
следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
Для правильной организации карантинных мероприятий при
возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все
имеющиеся в здании входы.
Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных
дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также
дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами
и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех
предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся
источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока)
Учащихся I ступени обучают в закрепленных за
каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
Для обучающихся II—III
ступени допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной
системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости
классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.
Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов:
химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география,
литература - иностранный язык
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных
столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для
размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону
для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м на одного
обучающегося при фронтальных формах занятий. 3,5 м2 - при групповых формах
работы и индивидуальных занятиях.
Площадь и использование, кабинетов информатики должны
соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным
терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации
работы.
Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла
видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт).
Он должен составлять не менее 35° для обучающихся II—III ступени и не менее 45° для
обучающихся 6—7 лет.
При каждом кабинете или группе из 2—3 кабинетов организуется
лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики,
биологии, информатики).
При наличии в здании учреждения учебных мастерских, они должны
использоваться по назначению. По согласованию с территориальным центром
Госсанэпиднадзора, они могут быть переоборудованы соответственно профилю
общеобразовательного учреждения, а также допускается их использование для
внеклассных занятий по техническому творчеству и для работы обучающихся во
внеурочное время.
При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных
на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности
обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии
(универсальные залы) с габаритами 12 х 12 м,
а также подсобные помещения для
отделения по художественному воспитанию и искусству:кабинет эстетики с
полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии,
классы пения и музыки (70—108 м2) в зависимости от назначения нового
образовательного учреждения.
В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть
универсальное помещение площадью 108 м2 (90 + 18) для технического творчества.
Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной
живописи, масляной живописи и рисунка.
Исходя из позы при работе различными видами живописи (по
акварелькой живописи и рисунку - сидя, по масляной живописи стоя), площадь на
одно рабочее место составляет для масляной живописи - 3,5 м2,
акварельной живописи и рисунка - 2,0 м2.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его
размеры предусматривают выполнение полной программы по физ.воспитанию и
возможность внеурочных спортивных занятий.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости
от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Площади спортивных залов приняты 9 x18 м, 12x24 м, 18 х 30 м при
высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью
16—-32 м2 в зависимости от площади спортзала; раздевальные для
мальчиков и девочек, площадью 10,5 м каждая; душевые, площадью 9 м2 каждая;
уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м2 каждая; комната для
инструктора, площадью 9 м2.
В состав помещений фнзкультурно-спортивного назначения необходимо
включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по
возможности, бассейн.
Страницы: 1, 2, 3
|