Неофициальная
инкорпорация осуществляется любыми ведомствами, организациями, учреждениями
либо частными лицами по их собственной инициативе без специального поручения и
контроля правотворческих органов.
Это
могут быть сборники нормативно-правовых актов, составленные группой ученых,
специалистов-практиков по определенным отраслям права (например, сборник
законов о труде, сборник постатейных материалов к уголовно-процессуальному
законодательству).
Несмотря
на то, что это неофициальные сборники, они имеют очень важное информационное
значение, способствуют доступности нормативного материала, расширяют
возможность его использования.
Инкорпорация
законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого
материала. Различают генеральную (полную) - когда в собрание включается все
законодательство страны и частичную, когда составляются сборники нормативных
актов по определенным вопросам, определенным отраслям законодательства.
По
характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить
на хронологические и систематические.
Высшей
формой инкорпорации является Свод законов – это полное систематизированное
собрание, включающее законы и важнейшие подзаконные нормативно-правовые акты
национальной правовой системы.
Свод законов – документ для практики чрезвычайно
важный и полезный, однако работу над его созданием следует начинать лишь при
стабильных общественных отношениях и, соответственно, при стабильном
законодательстве.
Важное
место в решении множества проблем систематизации принадлежит Своду законов
Республики Беларусь. Основанием для проведения работ по формированию Свода
законов Республики Беларусь стал Указ Президента Республики Беларусь от 19 января
1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь».
Структура Свода построена на основе Единого правового классификатора Республики
Беларусь.
Кодификация (от лат. codex – собрание законов и facio
– делаю)
– это вид систематизации, при которой обеспечивается системное нормативное
регламентирование отдельного вида общественных отношений путем издания единого
нормативного акта.
При
кодификации изменяется содержание нормативных актов: отменяются устаревшие
нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются; устраняются
повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т.д. Именно этим данная форма
систематизации отличается от инкорпорации.
Кодифицированный
нормативно-правовой акт может именоваться по-разному: и кодексом, и положением,
и уставом, и правилами.
В
соответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий
полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Вследствие
многочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимости
большой степени детализации предписаний кодифицированные акты отличаются
значительным объемом. В отличие от инкорпорации кодификация всегда проводится
компетентным государственным органом, она обязательно носит официальный
характер.
В
зависимости от объема кодификационных работ кодификация может быть общей,
отраслевой и специальной. При общей кодификации обработке подвергается все
законодательство, при отраслевой – систематизируется законодательство одной
отрасли права, а при специальной упорядочивается определенный вид правовых
норм, охватывающих ряд правовых институтов какой-либо отрасли права.
С
течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное
число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет
регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат
явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность
ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания
своеобразных блоков законодательства. Один из путей преодоления такой
множественности – консолидация законодательства.
Консолидация законодательства – это форма систематизации,
при которой несколько нормативно-правовых актов, регулирующих наиболее общие
вопросы, объединяются в единый нормативно-правовой акт, изменяя только
отдельные нормы права.
В
процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов
располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается
общая структура акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто
внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы использовалась
унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения,
неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого
содержания объединяются в одну статью (пункт).
Консолидация
представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпораций, когда
несколько законов объединяются в один, а повторы и противоречия устраняются.
Сближение
консолидации с инкорпорацией дало основание некоторым авторам рассматривать
консолидацию как разновидность инкорпорации. Однако, это все-таки
самостоятельный вид систематизации.
Учет нормативных актов как вид систематизации выделяют
не все авторы.
Четко
налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для
квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической
деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в
работе фирм, объединений и т.д.
Выделяют
различные виды учета.
Журнальный учет – это фиксация реквизитов
нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по
хронологическому, алфавитному или системно-предметному принципам.
Наилучшая
форма журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала
определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на
определенные отрасли, подотрасли, институты.
Но
следует отметить, что возможности журнального учета очень ограничены. Он
используется там, где объем информации невелик, эта форма оказывается
бесполезной при большом объеме правовой информации.
Другая,
более совершенная форма учета законодательства – карточный учет. Это создание разного
ряда картотек, то есть системы карточек, расположенных по определенной системе.
Преимущества
картотечного учета проявляются в том, что он обеспечивает возможность
оперативно вносить информацию об изменениях и дополнениях.
Карточки
могут располагаться по хронологическому, алфавитному или предметно-отраслевому
принципам.
Ныне
все более активно используются так называемый автоматизированный учет
законодательства – это учет на базе применения современной компьютерной техники
и новейших достижений информатики.
Этот
вид учета имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами учета.
В
настоящее время для совершенствования законодательства Национальным центром
правовой информации РБ (НЦПИ) практически создана государственная
межведомственная автоматизированная система управления и работы с правовой
информацией (ГАСПИ), которая постоянно развивается и совершенствуется.
Существуют
и такие поисковые системы, как ЮрИнформ, Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др.
И в
заключении можно сказать, что автоматизированный учет законодательства заменяет
собой все остальные виды учета.
4.
Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ.
Источник права – это способ выражения, закрепления
правовых норм.
Наряду
с понятием «источник права» в теоретической науке как равнозначное используется
и понятие «форма права», под которой имеются в виду способ выражения, внешнего
оформления правовых норм, формы их существования.
Термин
«источник» в юридической науке употребляется в разных значениях. Как об
источнике права в материальном смысле говорят о социальной жизни, об
общественных отношениях вообще: ведь именно развитие последних порождает
потребность в их правовом регулировании, в издании правовых норм. Источник
права может выступать также в качестве исторического памятника права. Здесь
имеются в виду те основополагающие принципы и начала, которые легли в основу
современных законодательных актов. Но чаще всего в формально-юридическом
значении под источником права понимают внешнюю форму существования правовых
норм. Это далеко не единственные варианты понимания категории «источник права».
В
теории выделяют следующие виды источников (форм) права: правовой обычай,
судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания,
юридическая доктрина.
Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся
вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в
официальных документах не записанное, но признаваемое государством.
Обычай
– основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях
родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних
государствах и при феодализме. С развитием правотворческой деятельности
государства обычное право в значительной части поглощается писаным,
положительным правом.
Можно
выделить такие черты обычая как источника права, как продолжительность
существования, непрерывность применения, локальный характер, санкционирование
государством.
Продолжительность
существования заключается в том, что обычай очень консервативен и сообразуется
не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым.
Непрерывность применения заключается в том, что для того, чтобы обычай как
модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется
только в сознании народа и нигде не записан. Локальный характер обычая
выражается в том, что он применяется в рамках сравнительно небольших групп
людей или на сравнительно небольшой территории. Обычай санкционируется
(признается) государством путем восприятия его судебной или административной
практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в
нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай,
а нормативный акт.
Судебный (административный) прецедент – основной источник права
англосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение юрисдикционных
и административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем
становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в
будущем, т.е. индивидуальное решение становится нормой права со всеми
вытекающими признаками. К основному достоинству судебного прецедента относится
то, что он гибок и динамичен, поскольку правоприменитель способен быстрее
уловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в решении конкретного дела.
Недостатками судебного прецедента являются определенный субъективизм при
возникновении, невозможность привести в систему, сложность в поиске при
применении.
Договор нормативного содержания – это соглашение двух или
более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются
нормы права.
Основная
характеристика нормативного договора как источника права заключается в том он
представляет собой добровольное волеизъявление сторон.
В
отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего
волеизъявления (согласны вы или не согласны с его содержанием, но выполнять
придется), в нормативном договоре обязателен элемент добровольности в принятии
на себя обязанности следовать установленным правовым нормам (т.е. при
заключении договора стороны сами создают нормы права, определяют условия, в
соответствии с которыми будут регулироваться их отношения). Но после того, как
стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым
нормам. Одностороннее невыполнение условий договора влечет соответствующее
наказание. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный
договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного
поведения.
Специфика
нормативного договора как источника права выражается в том, что он
предусматривает правила поведения, не содержащиеся в нормативных актах. В то же
время эти новые правила не должны противоречить действующему законодательству.
Нормативные
договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообще
основной источник права), в гражданском, трудовом и некоторых других отраслях
права.
Юридические доктрины на определенных исторических этапах
также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее
авторитетных римских юристов имели силу источников права. Их тексты, даваемые
разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских
судах судьи также нередко использовали труды известных юристов в качестве
источников права. Юридические доктрины как источники права известны индусскому
и мусульманскому праву и др.
В
настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в
большинстве стран не выступают как непосредственные источники права, но
являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют
большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль
юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании
модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, совершенствовании
законодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и
оказывают помощь в процессе реализации правовых норм.
В
современном мире в качестве непосредственного источника права юридическая
доктрина используется иногда в государствах с религиозными правовыми системами,
в частности, в мусульманских странах. Поэтому некоторые авторы эти религиозные
писания рассматривают в качестве отдельного, самостоятельного источника права.
В настоящее время в ряде мусульманских стран по-прежнему достаточно
распространенными являются тексты священных религиозных книг – Корана, Сунны,
Кияса.
Нормативный правовой акт – основной источник права
романо-германской правовой системе. Это юридический акт, принятый субъектами
правотворчества, направленный на урегулирование общественных отношений и
содержащий нормы права[3].
Достоинства
этого источника права состоят в том, что он, более других приспособлен
оперативному обновлению действующего права, позволяет осуществлять единую
правовую политику в рамках всего государства, сам внутренне организован и легко
приводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданина
непосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт в
максимальной степени выражает формальную определенность права. Система
нормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты как
конституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства,
министерств и ведомств, местных органов управления и другие. Нормативный акт
принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и
реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется
на определенный круг лиц, может быть довольно быстро изменен.
Нормативный
правовой акт является источником права во всех правовых системах мира в виду
его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в
виду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германской
правовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, который
оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе
Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики
Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ
установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным
государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением
установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные
правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное
применение.
В
данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:
•
Нормативно-правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами. Государственные
органы принимают акты строго определенного вида;
•
Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющие
более или менее общий характер;
•
Нормативно-правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определенную
форму;
•
Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг
лиц;
•
Нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений
определенного вида;
•
Нормативно-правовые акты обладают юридической силой, под которой понимается
свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические
последствия;
•
Нормативно-правовые акты носят государственно-властный характер, их исполнение
обеспечивается принудительной силой государства.
В
законодательстве Республики Беларусь определяются различные виды нормативных
правовых актов.
В
зависимости от субъектов принятия:
-
нормативные акты, принятые Президентом,
-
нормативные акты, принятые законодательными органами власти,
-
нормативные акты, принятые исполнительными органами власти,
-
нормативные акты, принятые местными органами государственного управления и
самоуправления,
-
нормативные акты, принятые судебными органами (Конституционный Суд, Пленум
Верховного Суда, Пленум Высшего Хозяйственного Суда),
-
референдум,
Можно
подразделять нормативные правовые акты по отраслям права: гражданские,
уголовные, административные, конституционные и др. нормативные акты.
Но
одной из наиболее важных классификаций является подразделение нормативных
правовых актов по юридической силе. По данному основанию выделяют законы и
подзаконные нормативные акты, причем и те и другие имеют свою иерархию. По
этому же критерию можно подразделять акты на Конституцию и подконституционные
акты.
В
Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики
Беларусь" выделены такие нормативно-правовые акты, как:
•
Конституция Республики Беларусь
•
Решение референдума
•
Программный закон;
•
Кодекс Республики Беларусь;
•
Закон Республики Беларусь;
•
Декрет Президента Республики Беларусь;
•
Указ Президента Республики Беларусь;
•
Постановления палат Парламента;
•
Постановление Совета Министров Республики;
•
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь;
•
Постановления республиканского органа государственного управления и
Национального банка Республики Беларусь;
•
Регламент;
•
Инструкция;
•
Правила;
•
Устав;
•
Приказ;
•
Решения органов местного управления и самоуправления;
•
Правовые акты.
К ненормативным правовым актам относятся:
- распоряжения
Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом
Республики Беларусь;
- распоряжения
председателей палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь;
- распоряжения
Премьер-министра Республики Беларусь;
- акты
прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов
Генерального прокурора Республики Беларусь;
- акты
органов записи актов гражданского состояния;
- иные
правовые акты.
Закон – это особый вид нормативно-правовых актов,
принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем
референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные
общественные отношения.
В
Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное
определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт,
закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных
отношений».
По
юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные,
программные и обычные.
Основные
законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя,
закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина,
определяют принципы формирования и деятельности государственных
(преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они
служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому
они обладают верховенством.
Под
конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию,
или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным
вопросам. В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь к
программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и
внешней политики РБ и о военной доктрине. Обычные (текущие) законы – это все остальные
законодательные акты, принимаемые парламентом.
Законы
можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта
законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем
референдума, и принимаемые законодательными органами.
Конституцией
Республики Беларусь предусмотрены следующие виды актов Президента – декреты,
указы, распоряжения.
В
соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь 1994 г.
Президент может издавать декреты, имеющие силу закона (ст. 85, 101, 137
Конституции Республики Беларусь).
В
соответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
декрет – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона,
издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании
делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой
необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных
отношений.
Таким
образом, декреты Президента могут быть двух видов – делегированные (издаваемые
на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий) и
временные декреты (издаваемые Главой государства в силу особой необходимости).
Согласно
ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет
Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по
предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на
издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет
регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
В
силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению
Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие
декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью
Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены
для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом
Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не
менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут
регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.
В
соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа
с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание
декрета или указа были предоставлены законом.
Кроме
декретов Президент имеет также право на издание указов. Указ – акт Главы
государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий,
отменяющий определенные правовые нормы. Следует иметь в виду, что указы
Президента могут носить и ненормативный характер (о награждении, о назначении
на должность). Это будут акты индивидуального характера.
5.
Выявить в тексте нормативного акта 3 нормы права, которые нуждаются в
расширенном толковании и 3 нормы права, которые нуждаются в ограниченном
толковании.
В
учебной и научной литературе дается множество определений понятия «правовая
норма». При изучении основ права достаточно знать одно или два определения,
которые содержат наиболее существенные признаки правовой нормы
Норма
права – это общеобязательное формально–определенное правило поведения,
установленное или санкционированное государством, закрепленное и опубликованное
в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем
определения прав и обязанностей их участников.
Норма
права – признаваемое и обеспеченное государством общеобязательное правило, из
которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений.
В
этих определениях перечислены такие признаки правовой нормы, как
общеобязательность, формальная определенность, государственно–властный
характер, закрепление в них прав и обязанностей участников правовых отношений.
Толкование права по объему – это есть толкование по результату.
В зависимости от полученных результатов толкования бывает 3 видов: буквальное, ограниченное,
расширенное (расширительное).
Буквальное (адекватное) толкование точно
соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования.
При чем действительное содержание нормы права, установленное в ходе
использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает
с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква
закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.
Расширительное толкование шире текста правовой
нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных
выражений. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно
сопровождается использованием выражений «и другие», « и прочее», « и так
далее».
Например, согласно ч. 5 ст. 18 Гражданского
кодекса РБ «вред,
причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени,
подлежит возмещению в соответствии с законом». Если
толковать содержание данной статьи буквально, то лица без гражданства,
иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так,
поскольку понятие «гражданин» интерпритируется здесь расширительно как
физическое лицо.
Ограничительное толкование права выражается в
таком результате интерпритации, когда подлинный смысл нормы права следует
понимать ограничено уже, чем это выражено в словестном тексте.
Например, согласно ст.32 Конституции РБ «дети обязаны заботиться о
родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь». В результате толкования выясняется, что такая
обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.
Необходимость в распространительном или
ограничительном толковании возникает в случаях несоответствия действительного
смысла нормы права ее словесной формулировке либо при наличие других уточняющих
или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют
понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.
Список использованных источников.
1.
Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и
дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в
редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.) // Консультант
Плюс Беларусь / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой информации
Республики Беларусь. - Мн., 2005
2.
Гражданский
кодекс Республики Беларусь 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями) в
ред. от 08.01.2004 г. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики
Беларусь, 2004
3.
Василевич
Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2003
4.
Колбасин
Д.А. Гражданское право. Особ. часть. Изд-е 2-е, доп. и перераб.: – Мн.: МНО,
2001
5.
Кунцевич
К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2000
6.
Общая
теория права. Учебник для вузов. / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 1996
7.
Осмоловский
В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1. Мн.: Академия управления при
Президенте РБ, 1998
8.
Паращенко
В.Н. Хозяйственное право РБ. Мн.: МНО, 2002
9.
Шишко
Г.Б. Основы права. – Мн.: «Амалфея», 1998
[1] Василевич Г. А. Конституционное право Республики
Беларусь. – Мн., 2003, стр. 94
[2] Шишко Г.Б. Основы права. – Мн.: «Амалфея», 1998, стр. 212
[3] Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2000,
стр. 56
Страницы: 1, 2, 3
|