Основными принципами деятельности Конституционного Суда
являются конституционность, независимость, коллегиальность, гласность,
устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при
исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на
Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по
осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность
по закону.
Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом
не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой
юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или
в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.
Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных
актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи
основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При
этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция,
организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются
специальным законом.
В связи с тем что Конституционным Судом проводится проверка
акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим
более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка
конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность
оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении
(заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более
высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке
которого поступило предложение.
Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный
характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы
страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную
деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения
международных правовых актов.
Основываясь
на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно
направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии
конституционной законности в республике.
3.
Система права и система законодательства РБ.
Система
права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из
объединений правовых норм.
Традиционно
структура или система современного права представлена такими элементами: норма
права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь,
объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное,
национальное и международное. Такая система права исходит из его
позитивистского понимания и фактически создается государством.
Норма
права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней
фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или
юридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в их
множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет
правового регулирования, который включает в себя определенную сферу
общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод
правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия
права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных
метода правового регулирования: императивный (категорический, властный,
административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный).
Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию
поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное),
отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых
предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения
сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их
способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Таким
образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые
регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым
методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право,
семейное право, гражданское право и т.д.
Отрасль
права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из
норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и
подотрасли права.
Правовой институт – совокупность правовых норм,
регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в
конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства,
президентства, в трудовом праве – охраны труда, заработной платы, времени
отдыха, рабочего времени и т.д.
Подотрасль
права регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих
в сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяют
подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного и
горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в
некоторых отраслях подотраслей не выделяют.
Все
отрасли права объединяются в подсистемы материального и процессуального права.
Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и
включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли
права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно
управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное
право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе
осуществления и защиты норм материального права и охватывает
гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное,
административно-процессуальное право и т.д.
В
систему права включается также две подсистемы публичного и частного права.
Публичное
право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и
подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют
императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополнены
участникам правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят
конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное
публичное право, процессуальные отрасли и т.д.
Частное
право опосредствует отношения “горизонтального” типа, отношения между
равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы,
действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их
участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое,
международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые
другие отрасли и институты права.
Публичное
право охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти,
где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных
органов. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое,
арбитражное, муниципальное право. Предметом этого комплекса отраслей являются
общественные отношения выражающие общие (публичные) интересы.
Частное
право регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы,
автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в
их имущественной деятельности и в личных отношениях. В состав частного права
входит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.
Разделение
права на публичное и частное носит условный характер. Государство все активнее
вторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования,
квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономный
характер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивается
и публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складывается
из частных интересов свободных, автономных собственников, все более
ориентируется на них.
Система
права затрагивает также проблемы соотношения национального и международного
права. Международное право – это правовая система, регулирующая отношения между
государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между
гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм
международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры государства входят в
систему его национального права, причем приоритет отдается нормам
международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство
признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает
соответствие им законодательства, не допускается заключение международных
договоров, которые противоречат Конституции этого государства (Республика
Беларусь).
Отрасли права Республики Беларусь[2].
Конституционное
(государственное) право определяет:
•
основы государственного и общественного строя;
•
правовое положение личности;
•
систему органов государственной власти;
•
государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие
положения.
Административное
право содержит нормы, которые регулируют:
•
деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента,
правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);
•
правовое положение государственной службы;
•
административную ответственность.
Финансовое
право регулирует:
•
отношения по сбору налогов;
•
формированию государственного бюджета;
•
расходованию государственных средств, их распределению и т.п.
Гражданское
право регулирует:
•
имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и
т.п.);
•
некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и
достоинства, право на имя и т.п.).
Семейное
право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в
сфере брачно-семейных отношений.
Земельное
право регулирует владение, пользование распоряжение землей.
Экологическое
право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и
животный мир, недра) и природопользование.
Трудовое
право определяет:
•
условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;
•
устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
•
регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
Уголовное
право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и,
соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.
Правотворческий
орган с учетом потребностей практики, целями и удобством государственного
управления в той или иной сфере общественной жизни может по своему усмотрению
объединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в один
акт и т.д. На основе всего этого законодатель формирует систему
законодательства, которую можно определить как совокупность нормативно-правовых
актов (внешний форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с
системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или
иной сфере общественной жизни.
Система
права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они
соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления.
Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе
права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом
смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном
совпадают.
Однако
между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма
права, а первичным элементом системы законодательства является статья
нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая
отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается
отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового
регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных
отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе
законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые
не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда
соответствуют отраслям права.
Систематизация законодательства – это постоянная форма
развития и упорядочения действующей правовой системы.
В
соответствии со ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных
правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.
Законодательство
состоит из огромного количества актов, принятых различными государственными
органами и в различные исторические периоды. Правотворчество не может
остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении и
развитии. Постоянно меняющиеся общественные отношения, принятие новых
нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных
решений обуславливают упорядочивание всего комплекса действующих нормативных
актов. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую,
упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
В
разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства
бывает различна. Когда в течение многих лет накапливается большой объем
нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов,
принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга или попросту
устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства
особенно необходима.
Ныне
в Беларуси темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности
как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов.
Поэтому,
если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая
увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в
нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в
законодательстве.
Различают следующие формы (или виды) систематизации:
1.
Инкорпорация законодательства
2.
Кодификация
3.
Консолидация
4.
Учет нормативных актов
Инкорпорация (от лат. – in corpore – включаю) – это такой вид
систематизации, при котором происходит объединение отдельных нормативных
правовых актов в различных сборниках или иных изданиях без изменения их
нормативного содержания.
Особенность
инкорпорации состоит в том, что какие либо изменения в содержание помещаемых в
сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по
существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации (сохранение неизменным
содержания нормативных актов) отличает ее от других видов систематизации –
кодификации и консолидации.
Вся
работа систематизации осуществляется здесь в плоскости внешней обработки
правового материала.
Обычно
в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом
последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из
текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), абзацы и
иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу
потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и
дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены эти
коррективы.
Систематизировать
законодательство в инкорпоративных сборниках можно по различным основаниям.
Поэтому
можно выделить следующие виды инкорпорации:
По
субъекту принятия инкорпорация делится на официальную, официозную
(полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация предполагает издание унифицированных
сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. Такие сборники носят
официальный характер.
В
качестве примера официальной хронологической инкорпорации можно привести
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, Собрание декретов, указов
Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.
Официозная инкорпорация – это издание собраний и сборников
законодательства по поручению правотворческого органа специально
уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции).
Причем
правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание
(сборник), и поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официального
характера.
Страницы: 1, 2, 3
|