Я думаю, этот платоновский дуализм коренился в его сильнейшей
потребности объяснить противоположность между мечтой об идеальном обществе и
ненавистным ему действительным положением дел в общественной жизни –
противоположность между стабильным обществом и обществом, находящимся в
процессе революционных преобразований. (стр 121)
Политическая программа Платона
5.Тоталитаристическая
справедливость
Проанализировав
платоновскую социологию, нетрудно представить его политическую программу.
Основные требования Платона можно выразить одной из следующих формул, первая из
которых соответствует его идеалистической теории изменения и покоя, вторая —
его натурализму. Идеалистическая формула такова: «Задержите все политические
перемены!» Перемены — зло, покой божественен1. Задержать все
перемены можно в том случае, если государство создано как точная копия его
оригинала, т. е. формы или идеи города-государства. Если бы нас спросили, как
этого достичь, мы могли бы ответить натуралистической формулой: «Назад к
природе!» Назад к подлинному государству наших праотцов, самому древнему
государству, построенному в соответствии с человеческой природой и потому
стабильному. Назад к родовой патриархии времен, предшествовавших упадку, назад
к естественному классовому господству немногих мудрых над многими
невежественными.
Я полагаю, что из
этих требований можно вывести все элементы политической программы Платона. Эти
требования основаны на историцизме Платона и их следует соединить с его
социологическими учениями, касающимися условий стабильности правящего класса. Я
имею в виду следующие основные элементы политической программы Платона:
(A) Строгое разделение на
классы, т. е. правящий класс, состоящий из пастухов и сторожевых псов, следует
строго отделить от человеческого стада.
(B) Отождествление судьбы
государства с судьбой правящего класса. Исключительный интерес к этому классу и
его единству. Содействие этому единству, жесткие правила взращивания этого класса
и получения им образования. Надзор за интересами членов правящего класса,
коллективизация, обобществление этих интересов.
Из этих основных
элементов могут быть выведены остальные, например, такие, как:
(C) Правящий
класс обладает монополией на такие вещи как военная доблесть и выучка, право на
ношение оружия и получение любого рода образования. Однако он совершенно
устранен из экономической деятельности и, тем более, не должен зарабатывать
деньги.
(D) Вся интеллектуальная деятельность
правящего класса должна подвергаться цензуре. Непрерывно должна вестись
пропаганда, формирующая сознание представителей этого класса по единому
образцу. Все нововведения в образовании, законодательстве и религии следует
предотвращать или подавлять.
(Е) Государство должно быть
самодостаточным. Его целью должна быть экономическая автаркия: ведь иначе
правители или будут зависеть от торговцев, или сами станут торговцами. Первая
альтернатива подорвала бы их власть, вторая — их единство и стабильность
государства.
По-моему, эту программу
вполне можно назвать тоталитаристской. И конечно же, она основывается на
историцистской социологии.
Однако разве этим
все сказано о политической программе Платона? Разве нет в его программе черт
или элементов не тоталитаристских, не основанных на историцизме? А как же
присущее Платону страстное желание блага и красоты? А как же его любовь к
мудрости и истине? Разве он не требовал, чтобы правили мудрецы, философы? Разве
он не надеялся наделить граждан своего государства добродетелью и сделать их счастливыми?
И разве он не требовал, чтобы государство основывалось на справедливости? Даже
те, кто критикует Платона, верят, что его политическое учение, чем-то
напоминающее современный тоталитаризм, явно отличается от него по своим целям:
ведь Платон стремился к счастью граждан и к власти справедливости. Например, Р.
Кроссман, критическая установка которого видна в замечании о том, что
«философия Платона — наиболее яростная и основательная из всех известных в
истории нападок на либеральные идеи»2, по-видимому, все еще верит,
что план Платона состоял в «построении совершенного государства, каждый
гражданин которого был бы действительно счастлив». Другой пример — это Ч.
Джоуд, который довольно глубоко анализирует сходство платоновской программы и
фашизма, однако при этом утверждает, что между ними имеются и фундаментальные
отличия: ведь в платоновском наилучшем государстве «обычный человек...
достигает того счастья, которое соответствует его природе», а, кроме того, это
государство построено на идеях «абсолютного блага и абсолютной справедливости».
(стр 123-124)
Что Платон
подразумевал под «справедливостью»? Я утверждаю, что в «Государстве» он
использует термин «справедливо» как синоним слов «то, что в интересах лучшего
государства». Что же в интересах этого лучшего государства?
Задержать все перемены путем сохранения власти правящего
класса и жесткого деления на классы. Если эта интерпретация верна, то мы должны
будем согласиться с тем, что платоновское понимание справедливости обусловило
тоталитарный характер его политической программы. Кроме того, мы должны будем
также сделать вывод о том, как опасно полагаться на впечатление от одних только
слов. (стр 126-127)
Гуманистическая теория справедливости выдвигает три
основных требования или предложения (proposals), а именно:
(а) собственно принцип эгалитаризма, т. е. предложение устранить
«естественные» привилегии, (б) общий принцип индивидуализма и (в)
принцип, в соответствии, с которым задача и цель государства — защитить свободу
своих граждан. Каждому из этих политических требований, или предложений,
соответствует прямо противоположный принцип платонизма, а именно: (а1)
принцип естественных привилегий, (б1) общий принцип холизма
или коллективизма и (в1) принцип, в соответствии с которым
задача и цель индивида — сохранить и усилить стабильность государства.
Я рассмотрю эти требования и соответствующие им
платоновские принципы по очереди… (стр 132)
(а1) Платон
быстро понял, что натурализм — слабое место в эгалитаристском учении, и извлек
из этой слабости максимальную выгоду. Сказать людям, что они равны — значит
затронуть их чувства. Однако это обращение к чувству — ничто по сравнению с
тем, что человек испытывает, когда пропаганда внушает ему, что он превосходит
других, а другие ему подчинены. Верно ли, что вы по природе равны вашим слугам,
рабам, чернорабочему, который ничуть не лучше животного? Какой смешной вопрос!
По-видимому, Платон первым оценил возможности такой реакции и к утверждению о
естественном равенстве стал относиться с презрением и насмешкой. (стр 139)
Почему Платон
пытался нападать на индивидуализм? Я думаю, он хорошо знал, что делал, когда
ополчился против индивидуализма, так как этот подход, вероятно, даже в большей
степени, чем эгалитаризм, был оплотом защитников нового гуманистического кредо.
В действительности, освобождение личности было великой духовной революцией,
приведшей к разрушению родового строя и возникновению демократии.
Сверхъестественная социологическая интуиция Платона проявляется в том, как
безошибочно он распознает врага, где бы тот ни встретился. (стр 140)
(б1) «…никто
и никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в
серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по
собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне и в мирное время — надо жить
с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых
незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например, по первому его
приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям,
умываться, питаться34... Словом, пусть человеческая душа приобретет
навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не
понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более
сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего, более полезного
и искусного в деле достижения удачи и победы на войне. Упражняться в этом надо
с самых ранних лет, и не только в военное, но и в мирное время. Надо
начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно
быть изъято из жизни всех людей и даже животных, подвластных людям».
Сильно сказано. Никто никогда не выражал более честно свою враждебность
по отношению к личности. Эта ненависть глубоко укоренена в фундаментальном
дуализме философии Платона. Личность и ее свободу он ненавидит так же сильно,
как смену отдельных впечатлений, разнообразие меняющегося мира чувственных
вещей. В сфере политики личность для Платона — сам сатана. (стр 142)
(в1)
«Ну, а согласишься ли ты со мной вот в чем, — говорит Сократ, — если плотник
попробует выполнять работу сапожника, а сапожник — плотника... считаешь ли ты,
что государство потерпит большой ущерб?» — «Не очень большой». — «Но право,
когда ремесленник или кто-либо другой, делец по своим природным задаткам...
попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-нибудь из воинов
постарается проникнуть в число членов совета или в стражи, будучи этого
недостоин,... тогда... такая замена и вмешательство не в свое дело — гибель для
государства». — «Полнейшая гибель». — «Значит, вмешательство этих трех сословий
в чужие дела и переход из одного сословия в другое — величайший вред для
государства и с полным правом может считаться высшим преступлением». —
«Совершенно верно». — «А высшее преступление против своего же государства не назовешь
ли ты несправедливостью?» — «Конечно». — «Значит, вот это и есть
несправедливость. И давай скажем еще раз: в противоположность ей
справедливостью будет — и сделает справедливым государство — преданность своему
делу у всех сословий — дельцов, помощников и стражей, причем каждое из них
будет выполнять то, что ему свойственно».40: (стр 145)
Таким образом,
для Платона существует лишь один окончательный критерий — интерес государства.
Все, что ему содействует — благо, добродетель и справедливость. Все, что ему
угрожает — зло, порок и несправедливость. Служащие ему действия нравственны,
ставящие его под угрозу — безнравственны. Другими словами, моральный кодекс
Платона строго утилитаристский. Это — кодекс коллективистского и политического
утилитаризма. Критерий нравственности — интерес государства.
Нравственность есть не что иное, как политическая гигиена.
Это
коллективистская, родовая, тоталитаристская теория морали: «Благо — это то, что
в интересах моей группы, или моего рода, или моего государства». (стр 146)
Подведем итоги. Платоновская теория справедливости, представленная в
«Государстве» и других более поздних работах, - это сознательная попытка взять
верх над эгалитаризмом, индивидуализмом и протекционизмом его времени и
возродить принципы родового строя с помощью тоталитаристской теории морали. В
то же время новая гуманистическая мораль произвела на Платона огромное
впечатление. Однако вместо того, чтобы бороться с эгалитаризмом посредством
рациональных доводов, он даже не желает его обсуждать. Он сумел лишь заручиться
поддержкой гуманистических чувств, сила которых была ему хорошо известна, и
использовать их в интересах тоталитарного классового правления господствующей
расы, обладающей естественным превосходством.
Платон заявлял,
что эти классовые прерогативы необходимы для поддержания стабильности
государства и поэтому составляют сущность справедливости. В конечном счете это
утверждение основано на аргументе, в соответствии с которым справедливость
полезна для могущества, здоровья и стабильности государства. А этот аргумент
очень напоминает современное тоталитаристское определение: право — это все, что
полезно для могущества моей нации, моего класса или моей партии.
Это, однако, еще
не все. Подчеркивая исключительную важность классовых интересов, платоновская
теория справедливости помещает в центр политической теории следующую проблему:
«Кто должен править?» Платон отвечает, что править должен мудрейший и лучший.
Разве этот превосходный ответ не меняет на самом деле его теорию? (стр 158-159)
6.Принцип руководства
Несведущий
должен следовать за руководством разумного и быть под его властью.
Платон
Мы уже видели, что в основе платоновской идеи Справедливости лежит
требование, чтобы правители по присущей им природе правили, а рабы по
свойственной им природе оставались рабами. Это требование — составная часть
историцистской концепции, согласно которой для задержки всех перемен в
государстве необходимо, чтобы государство было копией своей идеи или
соответствовало своей подлинной «природе». Эта теория справедливости ясно
показывает, что основной политической проблемой для Платона был вопрос:
«Кто
будет править государством?» (стр 160)
Что касается Платона, то его особое внимание к проблеме «кто
должен править» говорит о том, что он неявно принимал общую теорию
суверенитета. Таким образом, вопросы институционального контроля за правителями
и создания институционального противовеса их власти были им устранены, не
будучи даже сформулированы. Акцент Платон ставит на личности, а не на
институтах, и самой настоятельной проблемой оказывается для него проблема
выбора естественных лидеров и обучения их руководству. (стр 166)
Во что превратил
это учение Платон? На первый взгляд может показаться, что он его нисколько не
изменил, потребовав, чтобы суверенитет государства обеспечивали философы, тем
более, что философов он определял как любящих истину, в точности повторяя
Сократа. Однако в действительности внесенные Платоном изменения огромны.
Любящий — уже не просто скромный искатель истины, а гордый ее обладатель. Он —
вышколенный диалектик, способный на интеллектуальную интуицию, т. е.
постигающий вечные небесные формы или идеи и общающийся с ними. «Богоподобный,
если не божественный»16, он высоко вознесен над обычными людьми, как
по своей мудрости, так и по своей власти. Идеальный философ Платона
приближается к всезнанию, к всемогуществу. Он — философ-правитель. По-моему,
вряд ли существует более разительный контраст, чем контраст между сократовским
и платоновским идеалами философа. Это контраст между двумя мирами — миром
скромного, рационального индивидуалиста и миром тоталитарного полубога.
Требование
Платона, чтобы правили мудрецы, обладатели истины, философы17,
проистекает, разумеется, из проблемы выбора и обучения правителей. В чисто
персоналистской, противоположной институциональной теории эту проблему можно
было бы решить, просто провозгласив, что правитель должен быть настолько
мудрым, чтобы уметь выбрать наилучшего преемника. Однако этот подход к проблеме
не очень удачен. Слишком многое зависело бы от неподконтрольных обстоятельств,
случайность могла бы разрушить будущую стабильность государства. Поэтому
попытка контролировать обстоятельства, предвидеть, что может произойти, и
подготовиться к этому, — такая попытка должна в данном случае, как и во всех остальных,
привести к отказу от чисто персоналистского решения и к его замене
институциональным. Как уже говорилось, попытка планировать будущее неизбежно
приводит к институционализму.
Что же требует
Платон от этой высшей степени образования? Его требования замечательны. Он
требует, чтобы принимались лишь те, чей расцвет уже миновал. «Когда же их сила
иссякнет и не по плечу будут им гражданские и воинские обязанности, тогда
наконец наступит для них приволье...»18, а именно — им будет
разрешено вступить в священную область высшего диалектического обучения.
Причина, по которой Платон вводит это удивительное правило, достаточно ясна. Он
боится власти мышления. «Все великое неустойчиво»19 — в этом
замечании Платон признается, что его страшит влияние, которое может оказать
философское мышление на человека, не стоящего на пороге старости. (Все это он
вкладывает в уста Сократа, погибшего, защищая свое право на свободные беседы с
молодежью.) Однако именно этого нам и следовало ожидать, учитывая, что основная
цель Платона — задержать политические перемены. В молодости представители
высшего класса должны воевать. Когда же они состарятся для самостоятельного
мышления, они станут догматическими учениками и в них вдохнут мудрость и
авторитет, так что сами они станут мудрецами и передадут будущим поколениям
свою мудрость — учение о коллективизме и авторитарности. (стр 173-174)
… То, что я
действительно критикую, — это тенденцию обременять институты, особенно
воспитательные учреждения, невыполнимой задачей выбора лучших. Это никогда не
должно быть их задачей. Такая тенденция превращает нашу систему образования в
беговую дорожку, а курс обучения — в бег с препятствиями. Вместо того, чтобы
поощрять учащегося посвятить себя учению ради учения, вместо того, чтобы
поддерживать его подлинную любовь к изучаемому предмету и исследованию23,
его поощряют учиться ради личной карьеры, его вынуждают приобретать только те
знания, которые помогут ему преодолеть препятствия на пути к продвижению.
Другими словами, даже в сфере науки наши методы отбора основаны на обращении к
личным амбициям в самой грубой форме. (Когда коллеги взирают на усердного
учащегося с подозрением, то это лишь естественная реакция на такое обращение.)
Невыполнимое требование институционального выбора интеллектуальных лидеров
ставит под угрозу саму жизнь не только науки, но и интеллекта. (стр 176-177)
Итак,
политическая программа Платона была в гораздо большей степени
институциональной, чем персоналистской. Он надеялся задержать политические
перемены с помощью институционального контроля за передачей власти. Платон
предполагал, что такой контроль может осуществляться с помощью системы
образования, в основе которой лежит авторитаристский подход к обучению, т. е.
признание авторитета ученого эксперта и человека «бесспорной честности». Вот во
что превратил Платон сократовское требование к ответственному политику,
состоявшее в том, чтобы любить истину, не стремясь стать экспертом, и быть
настолько мудрым, чтобы знать свою ограниченность26.(стр 178)
7.Философ как правитель
Государство
на общественный счет соорудит им памятники и будет приносить жертвы, как
божествам, если это подтвердит Пифия, а если нет, то как счастливым и
божественным людям.
Платон
Контраст между учениями Платона и
Сократа еще более отчетлив, чем мне удалось показать ранее. Платон, как уже
было сказано, следовал Сократу в определении философа. «А кого же ты считаешь
подлинными философами? — Тех, кто любит усматривать истину», — читаем в
«Государстве»1. Однако, утверждая это, Платон не совсем искренен. В
действительности он в это не верит, так как в других местах он открыто
заявляет, что лгать и вводить в заблуждение — одна из царских привилегий
правителя: «Уж кому-кому, а правителям государства надлежит применять ложь как
против неприятеля, так и ради своих граждан — для пользы своего государства, но
всем остальным к ней нельзя прибегать»2.
«Для пользы своего государства», —
говорит Платон. Вновь мы видим, что принцип коллективной пользы выдвигается в
качестве основополагающего этического критерия. Тоталитаристская мораль
подчиняет себе все, даже определение идеи Философа. Едва ли нужно упоминать,
что согласно тому же принципу политической целесообразности, подданные обязаны
говорить правду: «Если правитель уличит во лжи какого-нибудь гражданина… он
подвергнет его наказанию за то, что тот вводит гибельный обычай,
переворачивающий государство, как корабль» 3. Только в
этом несколько неожиданном смысле платоновские правители — правители-философы
любят истину.(стр 179)
Первая и
важнейшая функция философа-правителя — образовать государство и выработать для
него законы. Понятно, почему для этой цели Платону необходим философ. Чтобы
государство было неизменным, оно должно быть точной копией божественной формы
или идеи Государства. Однако только философ, знаток высшей из наук — диалектики
— способен видеть небесный подлинник и подражать ему. Особенно энергично Платон
подчеркивает это в той части «Государства», где он приводит доводы в пользу
верховной власти философов24. Философы «любят усматривать истину», а
настоящий влюбленный всегда любит видеть целое, а не просто части. Поэтому в
отличие от обычных людей, которые любят чувственные вещи и «радуются прекрасным
звукам, краскам и очертаниям», философ хочет «видеть природу красоты самой по
себе» — форму или идею Красоты. Таким образом, Платон придает новое значение
термину «философ»: это тот, кто любит и видит божественный мир форм и идей.
Поэтому философ – это человек, который может стать основателем добродетельного
государства25. (стр 186-187)
Лучший способ
выяснить, почему философ необходим в качестве постоянного правителя, — это
задать следующий вопрос: «Что, согласно Платону, произойдет с государством,
которым не правит постоянно философ?» Платон ясно ответил на этот вопрос. Если
стражи государства, даже очень совершенного, не ведают о пифагорейской мудрости
и о платоновском Числе, то сословие стражей, а вместе с ним и все государство,
выродится.
Итак, забота о
чистоте сословия (т. е. расизм) занимает гораздо более важное место в
платоновской программе, чем могло показаться на первый взгляд. (стр 190)
…никто,
кроме Платона, не знал секрета воспитания истинного класса стражей, не имел к
нему ключа. Это может означать только одно: правитель-философ — это сам Платон,
«Государство» — это стремление самого Платона к царской власти, которую он
заслуживает, так как в нем соединились философ и законный наследник
Кодра-мученика, последнего афинского царя, который, согласно Платону,
пожертвовал собой «ради сохранения царства для своих детей».(стр 195)
Вооружившись
порцией иронии, мы, возможно, увидим, что история Платона имеет печальное
сходство с невинной и бессознательной сатирой на платонизм — с историей
«Безобразной таксы» по имени Тоно, создавшей по своему образу царственную идею
«Великой собаки» (однако впоследствии, к счастью, обнаружившей, что она и есть
на самом деле Великая собака)62.
Каким памятником человеческому ничтожеству является идея
правителя-философа! Какой контраст она составляет с простотой и человечностью
Сократа, предостерегавшего политика против опасности ослепления собственной
властью, совершенством и мудростью и пытавшегося научить его самому важному, а
именно тому, что все мы — хрупкие люди. Какое падение — от сократовского мира
иронии, разума и честности к платоновскому царству вождей, магическими силами возвышаемых
над обычными людьми, хотя и не настолько высоко, чтобы уберечь их от
использования лжи или от постыдной сделки шамана — в обмен на власть над своими
товарищами поведать им магические рецепты приумножения скота.
8. Эстетизм, утопизм и идея
совершенства
Платон
был художником, и, как многие из хороших художников, он пытался мысленно
увидеть модель, «божественный образец» своей работы и точно его «скопировать».
Множество приведенных в предыдущей главе цитат иллюстрируют это его стремление.
То, что Платон называет диалектикой, — это по сути интеллектуальная интуиция
мира чистой красоты. Для него обученные философы — это люди, которые «лицезрели
правду относительно всего прекрасного, справедливого и доброго»10 и
которые могут перенести ее с небес на землю Политика, по Платону, — царское
искусство, искусство не в метафорическом смысле, как если бы мы говорили об
искусстве управления людьми или об искусстве воплощения чего-то в жизнь, а
искусство в буквальном смысле этого слова. Это искусство композиции — вроде
музыки, живописи или архитектуры. Платоновский политик создает города во имя
красоты.
Однако для меня
все это неприемлемо. Я не верю, что человеческие жизни можно использовать как
средство удовлетворения потребности художника в самовыражении. Напротив,
следует требовать, чтобы каждый человек, если oн того пожелает, был вправе сам моделировать свою жизнь в той
степени, в какой это не затрагивает интересов других людей. Как бы я ни
сочувствовал такому эстетическому импульсу, я полагаю, художник должен поискать
другой материал для самовыражения. Я требую, чтобы политики защищали принципы
эгалитаризма и индивидуализма. Мечты о красоте должны подчиняться необходимости
помощи людям, которые несчастны или страдают от несправедливости, а также
необходимости создания институтов, служащих таким целям11.(стр
207-208)
Так мы приходим к
более важной второй точке зрения, на основе которой мы можем критиковать
платоновский эстетический радикализм, а именно — к скрытому в радикализме
иррационализму. Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок,
впадая в заблуждения и исправляясь. Мы никогда не можем полагаться на
вдохновение, хотя именно вдохновение может оказаться особенно ценным, если мы
можем проверить его на опыте. У нас нет оснований полагать, что полная
перестройка нашего социального мира незамедлительно приведет к хорошо
работающей социальной системе. Напротив, следует ожидать, что при
недостатке опыта будет сделано много ошибок, которые можно устранить лишь путем
долгого и трудного процесса мелких исправлений, другими словами, тем
рациональным методом постепенной инженерии, который мы здесь отстаиваем. Те,
кому этот метод не нравится, потому что он недостаточно радикален, должны будут
«смыть» свое вновь созданное общество с тем, чтобы начать писать заново на
чистом холсте. Поскольку новое начало по тем же самым, что и прежде, причинам
также не приведет к совершенству, они должны будут повторять этот процесс, не
получая никаких результатов. Те же, кто согласен с этим и готов принять наш
более скромный метод частных улучшений, но лишь после первой радикальной
очистки холста, вряд ли избегнут критики в том, что эти их первые
широкомасштабные и насильственные меры вовсе не были необходимы.
Эстетизм и
радикализм должны привести нас к отказу от разума и к замене его безрассудной
надеждой на политические чудеса. Источником этой иррациональной установки
является отравление мечтами о прекрасном мире. Именно такую установку я называю
романтизмом14. Можно искать небесный град в прошлом или в
будущем, можно звать «назад к природе» или «вперед к миру любви и красоты», но
это всегда — призыв к нашим эмоциям, а не к разуму. Даже лучшие намерения
создать на земле рай могут превратить ее только в ад — в ад, который человек —
и только он — может создать своим собратьям. (стр 210-211)
Мотивы Платоновской борьбы
9. Открытое общество и его враги
У
Сократа был только один достойный последователь — его старый друг
Антисфен, последний представитель Великого поколения. Платон, самый одаренный
из его учеников, оказался и самым неверным из них. Он предал Сократа точно так
же, как предали его и дяди Платона. Эти не только предали его, но еще и
пытались сделать соучастником своей политики террора. Однако не преуспели в
этом, поскольку он оказал им сопротивление. Платон попытался вовлечь Сократа в
свою грандиозную попытку построения теории задержанного общества. И ему это
удалось без труда, поскольку Сократ был уже мертв.
Я, конечно, знаю,
что это суждение покажется чересчур резким даже тем, кто критически относится к
Платону55. Однако трудно вынести другой приговор, если посмотреть на
«Апологию Сократа» и «Критона» как на последнюю волю Сократа и если сравнить
это его завещание с завещанием Платона — «Законами».
То, что нам
следует извлечь из Платона, в точности противоположно тому, что он пытался
преподать нам. И этот урок не следует забывать. Бесспорно, платоновский
социологический диагноз превосходен, но предложенная им теория еще хуже, чем то
зло, с которым он пытался бороться. Остановка политических изменений не даст
средства лечения болезни. Она не может принести счастья. Мы никогда не сможем
вернуться к мнимой невинности и красоте закрытого общества70. Нашу
мечту о небе нельзя воплотить на земле. Случилось так, что мы однажды стали
полагаться на разум и использовать способность к критике, и как только мы
почувствовали голос личной ответственности, а вместе с ней и ответственности за
содействие прогрессу знания, мы уже не можем вернуться к государству,
основанному на бессознательном подчинении племенной магии. Для вкусивших от
древа познания рай потерян. Чем старательнее мы пытаемся вернуться к
героическому веку племенного духа, тем вернее мы в действительности придем к
инквизиции, секретной полиции и романтизированному гангстеризму. Начав с
подавления разума и истины, нам придется закончить жестоким и насильственным
разрушением всего человеческого.71 Нет пути назад к
гармоническому государству природы. Если мы повернем назад, то нам придется
пройти весь путь — мы будем вынуждены вернуться в животное состояние.
Мы должны
серьезно исследовать эту проблему, как бы трудно ни было это сделать.
Если мы мечтаем о возвращении к своему детству, если мы испытываем искушение
опереться на других и таким образом быть счастливыми, если мы стремимся
уклониться от задачи нести свой крест гуманности, разума и ответственности,
если мы потеряли мужество и хотим избавиться от напряжения, — то нам следует
найти опору в ясном понимании того простого выбора, перед которым мы стоим. Мы
можем вернуться в животное состояние. Однако, если мы хотим остаться людьми, то
перед нами только один путь — путь в открытое общество. Мы должны продолжать
двигаться в неизвестность, неопределенность и опасность, используя имеющийся у
нас разум, чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность и
одновременно нашу свободу.
Страницы: 1, 2, 3
|