-
офисные учреждения и бизнес-центры;
-
транспорт;
-
парковки;
-
пешеходные потоки.
В
результате анализа этих характеристик по каждому варианту возможного
использования рассчитываются:
-
максимально-возможное количество потенциальных
потребителей Проекта (рассчитывается в случаях, когда присутствует функция,
нацеленная на обслуживание населения);
-
агрегированный оценочный показатель Проекта.
Данный
показатель позволяет судить о целесообразности размещения той или иной
функциональной нагрузки в составе проекта.
3 Исследования потенциального спроса
Для
наиболее полного представления о величине и структуре потенциального спроса
исследуются:
-
в случаях если в составе проекта предусматривается
функция, нацеленная на обслуживание населения:
-
население, проживающее в зоне обслуживания ;
-
основные типы потребителей, существующие в зоне
обслуживания;
-
состав расходов различных типов потребителей;
-
спрос на различные виды товаров или услуг.
-
в случаях если в составе проекта не
предусматривается функция, нацеленная на обслуживание населения:
-
характеристики спроса целевых групп потребителей.
4 Исследования конкурентной среды
Для
понимания конкурентной среды, изучению подвергаются:
-
существующие конкурентные объекты и их влияние на
Проект (оцениваются тип, характеристики и степень конкурентного влияния);
-
уровни арендных ставок в конкурентных объектах,
расположенных в зоне обслуживания Проекта или имеющих одни целевые группы
потребителей.
5 Анализ наилучшего использования
По
завершению исследований (этапы 2-4) производится анализ данных с учетом их
взаимного влияния, и рассчитываются качественные и финансовые показатели по
каждому варианту возможного использования. На основе этих показателей по
описанным выше критериям Девелопер совместно с заказчиком / инвестором,
консультантами и, возможно, прочими участниками Проекта определяет вариант
наилучшего использования.
III. Стадия разработки Проекта
Цель: разработка архитектурного проекта, предпроектная проработка и
определение финансовых характеристик Проекта.
На
этой стадии ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, арендаторами и
прочими участниками Проекта, собираются письма о намерениях, заключаются
предварительные соглашения или предварительные договоры.
Разработка
проекта включает в себя следующие этапы:
1 Окончательная формулировка главной темы проекта
Описываются
основные функциональные компоненты Проекта, решаются вопросы позиционирования и
дальнейшей маркетинговой стратегии. (Краткий ответ на вопрос "Что
представляет собой Проект и каковы его перспективы").
2 Разработка концептуального плана
На
данном этапе формируются:
-
функциональная композиция участка и отдельных
объектов;
-
схема внутренних потоков (вертикальных и
горизонтальных коммуникаций);
-
планировка участка;
-
примерные поэтажные планы;
-
основные требования и рекомендации, касающиеся
архитектурных решений.
При
этом, кроме функциональных компонентов принимаются во внимание следующие
факторы:
-
физические и прочие ограничения по размеру и форме
архитектурных элементов;
-
необходимое инженерное и техническое обеспечение;
-
ограничения по циркуляции потоков;
-
качество использования пространства;
-
требования по общей комфортности Объекта и линии
видимости.
3 Разработка функционального плана
На
этом этапе уточняются функциональная композиция и схема внутренних потоков, разрабатывается
окончательные варианты плана участка и поэтажных планов, составляется
техническое задание для архитектурного проекта и для проектировщика. При этом
учитываются / задаются такие особенности как достопримечательности, отделка,
интерьер.
4 Разработка архитектурного проекта
Выполняется
при участии лицензированной организации, выполняющей архитектурные работы.
5 Подготовка плана аренды
На
этом этапе, в процессе переговоров достигаются договоренности с главными
арендаторами о сроках и условиях их участия в Проекте. На основе этих
договоренностей (писем или протоколов о намерениях; предварительных договоров
аренды) и функционального плана разрабатывается план аренды. План аренды
отражает: конфигурацию арендуемых помещений; состав и расположение будущих
арендаторов; ставки аренды на арендуемые помещения; условия участия арендаторов
в проекте; условия окончательной отделки помещений; форму договоров аренды.
6 Расчет финансовых потоков
Расчет
финансовых потоков производится на основе плана аренды с учетом возможного
изменения состава арендаторов. Расчет выполняется в трех вариантах:
пессимистический, реалистический и оптимистический, - и может быть дополнен
соответствующими комментариями и оценкой рисков.
7 Разработка бизнес-плана
Бизнес-план
может быть разработан как SMT Developments, так и девелопером, или
специализированной консультационной компанией. Его разработка основывается на
проведенных на предыдущих этапах маркетинговых исследованиях, и должен включать
в себя данные по:
-
разработанной на предыдущих этапах концепции,
-
анализу спроса и конкуренции (в т.ч. Прогнозам на
среднесрочную и долгосрочную перспективу),
-
архитектурным проработкам,
-
плану аренды,
-
участникам Проекта,
-
экономике Проекта,
-
оценке рисков,
-
страхованию,
-
юридическому обоснованию.
При
этом, чем крупнее Проект и, чем известнее желаемые для Проекта инвесторы, тем
выше требования к участникам Проекта, списку его арендаторов, консультационной
и юридической фирмам.
В
случае необходимости, на этом же этапе подбирается финансовый посредник,
который, используя бизнес-план и юридическое заключение, за счет своего имени и
связей осуществляет подбор инвесторов, согласование финансовой схемы и
инвестиционных соглашений.
8 Составление и утверждение бюджета на IV стадию развития Проекта
IV. Стадия реализация проекта
Цель: строительство / реконструкция Объекта, подготовка и сдача его в
эксплуатацию.
Данная
стадия разделяется на следующие этапы:
1 Проектирование и Согласования
На
этом этапе выполняется разработка проектной документации и согласования проекта
в комитете по архитектуре и градостроительству, земельном комитете, СЭС,
органах пожарного надзора и других.
Проектирование
может выполняться как специализированными проектными бюро (институтами), так и
строительными организациями.
2 Согласование условий инвестирования
Согласовываются
и утверждаются условия всех инвесторов - участников Проекта: доли, порядок
внесения инвестиций, права в участии и управлении, разделение доходов и т.д. В
случае необходимости вносятся изменения в функциональные и финансовые
характеристики проекта. Подписываются инвестиционные договоры.
3 Организация тендера на строительство
На
этом этапе работы имеют следующую последовательность:
Учитываются
требования всех участников Проекта. На основе этих требования разрабатываются
условия строительного тендера. Подготавливается ТЗ на строительство.
Анализируются сметы, предоставленные участниками тендера, производиться отбор
строительной компании (компаний). Согласовываются условия финансирования и
заключаются договоры на строительство.
4 Строительство
5 Регистрация прав собственности
После
приемки Объекта в эксплуатацию в уполномоченном органе Минюста регистрируются
долевые права собственности в соответствии с условиями инвестиционных
соглашений.
6 Заключение договоров аренды
В
соответствии с планом аренды производится заключение договоров аренды на
оставшиеся пустующими к настоящему моменту арендные площади, по мере
необходимости производится корректировка существующих договоров.
7 Формирование или подбор управляющей компании
С
учетом возможных требований и пожеланий инвесторов девелопер подбирает
управляющую компанию. Выбор управляющей компании может быть произведен и до
начала работы с инвесторами, но в этом случае она заведомо должна отвечать их
возможным (предполагаемым) требованиям.
2.3.4.
Основные принципы
планировки торгового центра
Нельзя
сказать, что существует некая "волшебная формула", по которой можно
спланировать внутреннее пространство любого торгового центра, и обеспечить ему
успех. Планировка каждого центра должна быть настолько индивидуальна, насколько
индивидуальные признаки проявляют его предполагаемая торговая зона,
характеристики целевой группы потребителей, ближайшее окружение и т.п. Кроме
того, весьма проблематично будет спланировать "идеальный торговый
центр" на практике: реальные физические параметры (ограничения) участка,
транспортной доступности, архитектурные, административные, финансовые и прочие
ограничения, наряду с реальными возможностями и потребностями торговых операторов,
действующих на определенном рынке, в каждом конкретном случае, накладывают свой
отпечаток на "идеальную" картину торгового центра, созданную в голове
Девелопера.
Однако,
учитывая длительный опыт развития торговых центров в мире, можно констатировать
несколько основополагающих принципов, которые верны во всех случаях и для всех
типов торговых центров:
Внутреннее
пространство торгового центра должно быть спланировано таким образом, чтобы не
вызывать у посетителя отторжения на физическом и на подсознательном уровнях
восприятия (сюда можно отнести такие параметры как: восприятие элементов
архитектуры и дизайна, этажности, площади этажа, ширины, глубины и конфигурации
проходов, так же как и торговых помещений, температура, влажность, уровень
освещения, основные цвета, использованные в процессе отделки внутреннего
пространства и т.п.).
Торговый
центр и прилегающая территория должны соответствовать представлениям покупателя
о безопасности, доступности, ценности и комфортности.
Состав
арендаторов должен максимально соответствовать формируемому торговой зоной
объему спроса по группам товаров и услуг.
Арендаторы
торгового центра должны сочетаться между собой по признакам сочетаемости групп
товаров и услуг и ценовых категорий.
Размещение
арендаторов в торговом центре должно способствовать тому, чтобы покупатель
прошел вдоль максимально-возможного количества витрин магазинов, прежде чем
попадет в помещение якорного арендатора, либо к желаемому конечному пункту
своего посещения.
Размещение
арендаторов (в случае, если центр не является специализированным) так же должно
способствовать процессам перекрестного и импульсного совершения покупок.
В
случае с многоуровневой структурой здания торгового центра, размещение
арендаторов в сочетании с элементами вертикальных коммуникаций должны
способствовать тому, чтобы покупатель не замечал сложностей при переходе с
одного уровня на другой и был мотивирован пройти все уровни торгового центра.
Расположение
входов и выходов в здание торгового центра наряду с элементами внутренних коммуникаций
должно способствовать как можно более длительному нахождению покупателя на
территории торгового центра.
Торговый
центр должен предоставлять покупателям возможности для отдыха, спокойного и
приятного времяпрепровождения на своей территории.
Поскольку
ни один (даже самый крупный) центр не способен охватить все сферы розничной
торговли и услуг, - он должен быть ориентирован на определенный сегмент рынка и
обладать целевыми группами потребителей.
Это
основные принципы формирования пространства торгового центра, которые в каждом
конкретном случае выражаются в определенных решениях. Так, например, торговые
центры в Америке часто могут иметь очень непритязательный дизайн внутреннего
пространства и использовать дешевые отделочные материалы, тогда как в России
потребитель, чаще всего ожидает "более дорогостоящих" решений так же,
если в России покупатели, чаще всего, "не доходят" до четвертого
уровня торгового центра, в странах Азии вполне успешны четырнадцати-уровневые
торговые центры и т. д.
Глава 3. Направления эффективности
розничной торговли
3.1. Мероприятия по стимулированию продаж - эффективность системного
подхода
Конкурентная борьба на российском рынке розничной торговли становится
все более острой. Объем продаж по многим категориям товаров быстро достигает
насыщения. Все труднее рассчитывать на рост продаж за счет увеличения
количества магазинов - рынок торговой недвижимости в крупных городах
"перегрет" до предела, за каждый хоть сколько-нибудь пригодный объект
разворачивается настоящая битва.
Предприятия новых для российского рынка форматов (в первую очередь -
гипермаркеты и дискаунты, как продовольственные, так и непродовольственные)
предлагают цены, значительно более низкие, чем супермаркеты и другие магазины.
Владельцам магазинов и сетей приходится идти на снижение цен для сохранения
своих позиций на рынке.
С другой стороны, покупатель становится все более разборчивым и
капризным. Уже недостаточно просто открыть магазин и считать, что покупатель в
любом случае придет. Вполне возможно, что он придет к конкуренту, который
предлагает лучший ассортимент, более низкие цены, и лучший сервис.
Путь, давно и успешно опробованный на насыщенном западном рынке -
увеличение продаж за счет проведения специальных маркетинговых мероприятий по
стимулированию сбыта. На Западе проведение таких мероприятий практикуется
настолько широко, что иногда достигается обратный эффект - переизбыток
информации о специальных предложениях раздражает покупателей. В России до
последнего времени мероприятия по стимулированию продаж проводились почти
исключительно компаниями-владельцами брэндов (производителями и крупными
дистрибьюторами).
Владелец брэнда разрабатывал план мероприятий, выделяя необходимые
ресурсы из собственного бюджета. Ритейлер при этом играет пассивную роль - предоставляет
необходимую площадь, размещает POS-материалы, выделяет сотрудников и т.д. Опыт
российских розничных предприятий (в первую очередь - торговых сетей) по
разработке собственных программ стимулирования продаж показывает, что такие
программы часто оказываются недостаточно эффективными.
Рис. 9. Мероприятия по стимулированию спроса
Первое и самое важное - при разработке мероприятия четко определить
цель его проведения. Причем необходимо формулировать цель в реальных единицах
измерения - процентах, рублях, количестве покупателей и т.д. Возникает вопрос -
как определить цель, если нет истории проведения подобных мероприятий? Один из
возможных вариантов - целеполагание на основе расчета минимального
экономического эффекта. Для этого определяют издержки на проведение
мероприятия, включая недополученную прибыль при снижении цен (если таковое
планируется) и рассчитывается уровень безубыточности мероприятия - при каком
изменении показателей, на которые влияет мероприятие, прибыль останется
неизменной. Хотя такой путь имеет ряд недостатков (не учитывается внешняя
среда, то есть конкурентное окружение, увеличение/снижение продаж в зависимости
от сезона и т.д.), можно рекомендовать его в качестве "первого шага"
по проведению мероприятий по стимулированию продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|