Соответствующий вид товаров переднего ряда. Количество товаров переднего ряда зависит от
объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения
стеллажного запаса. Установленное для переднего ряда количество должно
поддерживаться для контроля этого запаса и ускорения товарооборота. Хотя
считается, что выгоднее всего отдавать больше места ходовым товарам, другие
варианты тоже могут оказаться эффективными. Эта эффективность выявляется в
крупных магазинах с большим товарооборотом, а вариации должны применяться с
осторожностью, поскольку их могут принять за манипуляции, что может привести к
утрате ожидаемого эффекта, а также к потере лица магазина. Вариации следует
применять сменой одной-двух этикеток на ходовом товаре в пользу более
прибыльного товара с фирменным знаком - как правило, маркой торгового дома.
Надо следить, чтобы запас не истощался. Исследования показали, что такие
изменения сказываются на распродажах ассортимента продуктов.
Заполненность полок. Базовый принцип торговли по системе самообслуживания
состоит в следующем - максимальные обороты можно делать только при полностью
заполненных полках. Если товар основного ассортимента распродан, можно временно
заполнить опустевшие полки товаром импульсивного спроса. В утешение покупателю
на освободившемся месте можно оставить написанную от руки записку покупателю,
например, такого содержания: Извините, наш запас плавленого сыра марки в
упаковках по 200 граммов временно закончился. Мы надеемся получить их со склада
в достаточном количестве такого-то числа.
Привлекательность упаковки. В магазинах самообслуживания упаковка - это
больше, чем пакет или коробка, предназначенная для сохранения содержащегося в
ней продукта. В каком-то смысле она служит инструментом продаж. Посетители
тратят на покупку в среднем 25 минут. Это значит, что выбор нескольких
продуктов из тысяч выставленных на стеллажах товаров происходит в быстром
темпе. Поэтому необходимо учитывать привлекательность упаковки и общее
зрительное впечатление от товара. Супермаркет заинтересован в продаже
фасованных товаров, привлекательность знакомой обертки которых и привычное
место на полке требуют внимания к себе при пополнении полочного запаса. Также
важно, чтобы упаковка затрудняла хищение содержащегося в ней продукта. К
примеру, крышки не должны быть взаимозаменяемыми, чтобы воры не могли закрыть
дешевой крышкой более дорогостоящую бутылку или банку.
Маркировка цен. Маркировка цен непосредственно на товаре постепенно уходит
в прошлое: общепринятыми становятся сканер и универсальный код цен
определителями цены. Однако там, где все еще используется маркировка, цены
должны проставляться правильно, чтобы сохранить доверие покупателя. При
изменении данных на ценнике необходимо обновлять маркировку на продаваемом
товаре.
Определенное место на полке. Покупатели привыкают к тому, что нужный им товар
всегда на определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться
в рамках отдела и производиться по веским причинам. Местоположение продуктов
должно соответствовать указателям и вывескам в проходах.
Постоянное восполнение запасов. Передвижение продукта с заднего ряда на передний
план при восполнении запасов на полках должно происходить по испытанному и
оправдавшему себя принципу: пришедший первым уходит первым. Ротация товара при
заполненных полках сведет к минимуму скопление лежалого товара и его порчу.
3.4.1. Организация размещения и выкладки товаров
как составная часть управления торговым предприятием
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными
средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые
предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным
аспектам своей деятельности.
Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать
потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели
знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его
находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в
процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей
движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с
расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом
оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке
выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин,
приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
Для разработки рекомендаций по размещению и выкладке товаров в торговых
предприятиях был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы и
практики размещения товаров в торговом зале [1—4]. Полученные рекомендации
можно разделить по нескольким направлениям:
-
определение места расположения секции (комплекса) в
торговом зале;
-
определение площади торгового зала под секцию
(комплекс);
-
определение способа и места выкладки товара на
оборудовании;
-
оформление полок.
Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале
Товары в магазине группируются по секциям (комплексам). Специализация
последних может строиться по товарно-отраслевому принципу (секции «Одежда»,
«Обувь») или по принципу комплексности спроса (комплекс «Товары для женщин»).
Определение места расположения секций — это прежде всего продуманная
последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии
покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского
спроса.
Закрепление за секциями зон размещения в торговом зале проводится с
учетом следующих основных требований:
зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине,
должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться подготовка к
продаже;
-
зона товарных групп, требующих длительного
ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового зала;
-
зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые
товары, должна находиться около узла расчета или выхода из торгового зала;
-
затраты труда торгового персонала, связанные с
пополнением и перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;
-
к товарам должен быть обеспечен свободный доступ
покупателей;
-
соблюдение принципа товарного соседства с учетом
специфических особенностей каждой товарной группы;
-
последовательность расположения секций
целесообразно сохранять неизменной. Так как покупатели привыкают к местам
расположения товаров, им не приходится затрачивать время на поиски нужной
секции.
В отечественной и зарубежной практике существуют противоречивые мнения
и решения по поводу размещения товаров в торговом зале. Некоторые менеджеры
предлагают размещать товары наиболее частого спроса (хлеб, молоко, овощи,
галантерея, парфюмерия, моющие средства и т.п.) вблизи от входа в торговый зал,
объясняя это тем, что не следует заставлять покупателей, пришедших за этими
товарами, проходить через весь торговый зал. Другие, наоборот, размещают эти
товары в глубине торгового зала, чтобы покупатель, проходя к ним, делал так
называемые импульсивные, т.е. заранее не предусмотренные, покупки. Факторами,
влияющими на размещение секций в зале, являются традиции, характер и
привлекательность внешнего вида товара, удобство работы для торгового
персонала, рентабельность, удобство для покупателей и личные предпочтения
менеджера.
Для определения мест расположения секций следует проанализировать,
какие из них наиболее предпочтительны для тех или иных ассортиментных групп,
какие зоны в магазине являются ценообразующими, какие — приносят наибольшую
прибыль. Так, недорогие товары «работают» на то, чтобы создать у покупателя
благоприятное впечатление об уровне цен магазина. Если разместить их в начале
торгового зала, покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет товары
уже «автоматически», обращая на цены меньше внимания. Известен принцип
«чересполосицы», при котором товары с низкими ценами, приносящие магазину
наибольшую прибыль, чередуются по ходу покупателей в торговом зале. Принцип
«чересполосицы» используется и тогда, когда отдельные группы товаров
повседневного спроса выкладывают на некотором расстоянии друг от друга. В этом
случае покупатели попутно осматривают другие товары.
При расположении секций в больших магазинах следует учитывать, что
покупатели начинают обход торгового зала с правого угла фасада и движутся по
залу против часовой стрелки. Кроме того, покупатели обычно проходят первую
треть магазина быстрее, чем остальную его часть. Эти особенности необходимо
учитывать при определении мест размещения товаров, нуждающихся в активизации
продажи, а также модных и новых товаров. Их следует располагать в местах,
наилучшим образом обозреваемых покупателями. С правой стороны движения
покупательского потока следует размещать товары, реализацию которых желательно
увеличить, а с левой, в направлении к выходу, — товары повседневного спроса.
В супермаркетах, универсамах и других универсальных продовольственных
магазинах правая (от входа) стена торгового зала считается наиболее выигрышным
участком в зале. Это начало маршрута почти всех покупателей, которые входят в
магазин; именно правая стена создает первое и самое яркое впечатление о
магазине. Правая стена — идеальное место для выкладки товаров, которые
приобретаются импульсивно. Многие специалисты считают, что мясо, мясопродукты,
фрукты и овощи выглядят привлекательнее других товаров и поэтому создают более
благоприятное первое впечатление. Прежде у правой стены выкладывали только
овощи и фрукты, а позже стали выкладывать и другие вышеуказанные товары.
На втором месте по значимости находится участок, примыкающий к задней
(длинной) стене торгового зала. Если у правой стены выложены овощи и фрукты, у
задней размещают мясо и наоборот. Специалисты считают, что мясной отдел
используется как стимул, заставляющий покупателей пройти через весь торговый
зал и по пути сделать дополнительные покупки, в том числе и импульсивные.
Отдел бакалейно-гастрономических товаров следует размещать в центре
зала, где покупательские потоки не отличаются интенсивностью. Считается, что
это происходит из-за расположения мясного отдела (овощей-фруктов) около задней
стены. Дело в том, что покупатели сначала осматривают и покупают товар,
расположенный у правой торцевой стены, затем проходят по торговым проходам
бакалейно-гастрономического отдела к мясному (овощам-фруктам), расположенному у
задней стены, и в этом отделе осуществляют покупки. Пройдя весь мясной отдел,
они возвращаются в бакалейно-гастрономический, но не в его центр, а осматривают
лишь несколько крайних его прилавков.
Третьим по выгодности и значимости участком торгового зала крупного
магазина обычно является левая торцевая стена. Здесь покупатели оказываются
почти в конце пути своего следования по торговому залу, и здесь же
заканчивается та примерная сумма, которую покупатель предполагал истратить на
покупки. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо тщательно
продумать размещение отделов у левой стены. Здесь целесообразно размещать
товары повседневного или импульсивного спроса (молоко и молочные продукты,
выпечку, замороженные полуфабрикаты).
Наиболее сложной задачей для мерчандайзеров является привлечь
покупателей в углы торгового зала. Покупатели всегда стремятся спрямить углы и не
заходить в них, если там не продаются особо притягательные товары. Замечено,
что покупатели обычно огибают углы быстрым шагом. Одним из решений проблемы
эффективного использования угловой площади является размещение там мелких
отделов, которые покупатель сразу видит и узнает; винного отдела, отдела
деликатесных товаров. Эффективно размещать в углах отделы, где приготовляются
продукты питания (куры-гриль, шашлыки, выпечка и др.), аппетитные запахи
которых завлекают покупателей. Кроме того, когда мелкие отделы размещаются в
углах торгового зала, достигается и некоторая защита от хищений.
Отделы непродовольственных товаров, которые необходимы как
сопутствующие в универсальных продовольственных магазинах, должны размещаться
совместно с соответствующими продовольственными товарами. Так, кофейные чашки
продаются рядом с кофе, стаканы и кувшины — рядом с фруктовым соком, детские
игрушки и книги — рядом с продуктами детского питания. Такая выкладка получила
название «перекрестной». Но непродовольственные товары, которые не являются
сопутствующими — чулочно-носочные изделия, хозяйственные, предметы домашнего
обихода и другие — размещают отдельной секцией.
В универмагах и других универсальных непродовольственных магазинах —
иной подход к размещению товаров. Особенно это касается многоэтажных зданий. В
них целесообразно группировать товары по комплексам. Размещать товары по
ассортиментным комплексам в универмаге рекомендуется следующим образом: на
нижних этажах — продовольственные товары и «Товары для дома», выше следует
располагать комплексы «Культура в быту», «Товары для спорта и туризма», «Товары
для детей». Комплекс «Товары для мужчин», учитывая мужскую психологию, не
следует располагать выше второго или третьего этажей, а «Товары для женщин»
можно располагать и выше. На последнем этаже располагают товары с сезонными
скидками.
Большое внимание в торговом предприятии следует уделять размещению
товаров импульсивного спроса. Наиболее правильным считается размещение их в
самых «проходных» местах зала: у входа и выхода, в прикассовой зоне, на так
называемых гондолах — специальных стеллажах в торцовой части торгового ряда.
Способен увеличить объем продаж и такой прием, как дублирование товара.
Например, организовав фирменный уголок товара, его же можно разместить у кассы.
Определение площади торгового зала под секцию (комплекс)
После того, как определили месторасположение для секций (комплексов)
устанавливают, какую часть торгового зала должны занимать те или иные секции.
Для этого следует соотнести объем их продаж с общим объемом продаж по магазину
и полученным значением руководствоваться при планировании использования
торговой площади.
Определение способа и места выкладки товара на оборудовании
Выкладку можно назвать «молчаливым продавцом». Особенно большое
значение имеет выкладка товаров при продаже методом самообслуживания. В
торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладки
товаров:
-
навалом;
-
штабелем;
-
стопками, расположенными в ряд.
Наиболее удобный прием — выкладка товаров навалом. Как показывает
практика, покупатели неохотно отбирают товары, выложенные в пирамидах или
стопками, и смелее берут товары, расположенные навалом. Это удобно и для
продавцов, которым не надо постоянно поправлять товары, уложенные стопками или
пирамидами.
При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют
горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.
При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают
на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию.
Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров.
При этом следует иметь в виду, что с одних полок товар реализуется
лучше, чем с других. Те полки, которые находятся на уровне глаз покупателя — до
третьей пуговицы на сорочке (высота от пола 110—160 см), считаются наиболее
привлекательными. При переносе товара с самой нижней полки на третью снизу —
ту, что на уровне глаз, — объем продаж увеличивается на 30—55%, при переносе со
второй полки на третью — на 10—18%. Учитывая это, на нижних полках должны
размещаться товары, которые покупаются не импульсивно, а осознанно, например
пятилитровые бочонки пива. В непродовольственных магазинах на нижних полках
также выставляются крупногабаритные товары. Так, в секции «Электротовары» на
нижних полках размещают пылесосы, а на верхних — кофеварки, чайники, утюги. Но
в любом случае товары, реализацию которых необходимо увеличить, выкладывают на
уровне глаз покупателя.
При вертикальном способе выкладки («ленточная» выкладка)
одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху
вниз. Преимущество этого способа — хорошая обозримость и более четкое
разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки является
увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот способ широко
применяют в магазинах самообслуживания с торговым залом большой площади.
Наиболее часто на практике применяют комбинированный способ
выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он
позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и
размещать больше товаров в торговом зале.
При выборе места и способа выкладки исходят из характера спроса на
товар. Товары основного ассортимента не нуждаются в броской выкладке.
Сопутствующие товары располагают рядом с товарами основного спроса
«перекрестным» способом. Совместное размещение на одной полке или в
непосредственной близости от основного сопутствующих товаров способно увеличить
продажи и того и другого товара на 150—180%.
Взаимозаменяемые товары (товары, которые могут заменять друг друга по
своим потребительским свойствам: крупа и макаронные изделия, швейные и
трикотажные изделия и др.) следует размещать рядом.
Оформление полок
При оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей.
Основное правило — выкладка должна быть насыщенной. При этом важно определить
количество единиц товара для выкладки. Так, нередко мерчандайзеры совершают
ошибку, выставляя на полке в «затылочек» несколько флаконов духов, одеколонов
или упаковок молочных продуктов. Из мировой практики известно, что человеческий
глаз может воспринять товар, если рядом с ним представлены, как минимум, 3—5
однотипных товаров, выставленных на полке по горизонтали.
Какой бы ни была ширина полки, товар должен располагаться на ней
относительно свободно, иначе он теряется.
Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании
этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей. Ценники
должны быть аккуратно оформлены, надписи на них — разборчивы и легко читаемы.
Выкладка должна обеспечивать демонстрацию наилучших качеств того или иного
товара, той или иной марки продукции.
Существует еще немало других принципов и нюансов эффективного
размещения и выкладки товаров, соблюдение которых создает не только привлекательный
имидж предприятия, но и позволяет управлять объемом его продаж и прибылью.
Заключение
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость
приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная
торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному
потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и
другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в
розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет
свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары
непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои,
специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают
обращение от изготовителя продукции.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота
средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит
превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая
основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные
количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой
технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления,
обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение
культуры торговли.
Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в
ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и
качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект
торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и
национального дохода общества.
В данной курсовой работе были решены следующие задачи:
-
показана специфика и рассмотрены основные формы
организации розничной торговли;
-
составлена типологию предприятий розничной торговли
и рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование проводимой ими
закупочной политики;
-
представлены организационные формы розничной
торговли;
-
рассмотрены направления эффективности розничной
торговли.
Список используемой литературы
1.Бланк И.А. Управление торговым
предприятием. - К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999.
2.Булатов А.С. Экономика. -
Москва, 1999.
3.Германова Л.Ю. Как сделать рекламу
магазина. Учебник - Мн: БЭГУ, 1996.
4.Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К.
Коммерция и технология торговли. - Москва, 2000.
5.Журнал «Современная торговля» №6,
2002.
6.Журнал «Современная торговля» №4,
2001.
7.Журнал «Современная торговля» №8,
2002.
8.Филипп Котлер. Маркетинг. 2000
9.М. Леви, А. Бартон. Основы
розничной торговли. - Москва, 2001.
10. Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К. Коммерческая деятельность. - Москва,
2001.
11. Плиханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2000.
12. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000,- №10.
13. Покровский А.И. Экономика торговли. - Москва, 1995.
14.
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - Москва,
2001.
15. Федько С.А., Федько В.П. Основы маркетинга. - Москва, 2002.
16.
Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под
ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 1997.
17.
Экономика торгового предприятия. Под ред. проф.
А.И. Гребнева,1997.
18.
Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и
перспективы. Ставрополь, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|