Основные решения
почти всегда руководитель малого предприятия принимает единолично.
Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время
на их обсуждение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что
задумано, решения не искажаются при их "трансляции". В случае удачи
авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руководство.
Вместе с тем
сосредоточение всей полноты власти в одних руках может обернуться барьером для
развития бизнеса. При таком порядке управления значительно возрастает роль
предпринимателя, его врожденных качеств, профессиональных знаний, субъективных
установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функционирующих
малых предприятий не может превышать, число людей, способных к самостоятельной
предпринимательской деятельности.
Единоначалие
имеет и негативные последствия, причем даже в режиме оперативного управления
предприятием. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибочные решения.
Совершенные промахи, подрывая его авторитет, снижают "управляемость"
работников, а в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса. Еще
опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических
решений. Именно поэтому с увеличением масштабов бизнеса, горизонтов
внутрифирменного планирования происходит усложнение структуры управления
предприятием, размежевание прав собственности и контроля. В целом российские
малые фирмы в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за
неразвитости рыночных отношений, нестабильности внешней среды под этот
стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У малых, средних и крупных
предприятий сегодня есть общие проблемы, "разведенные" в ситуации
благоприятной экономической и политической конъюнктуры. Это сказывается на
структуре, порядке разработки и реализации целей предприятия. Подчас
возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не
масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже небольшие торговые
фирмы могут успешнее планировать деятельность на перспективу, чем средние, а
то и крупные производственные предприятия.
1.4.4
Особенности менеджмента
Простота
организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во
всех делах фирмы — одни из наиболее ярких отличий российского малого
предприятия от крупного.
Специфика менеджмента
малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на
себя решение большинства проблем.
Возможность
концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны,
номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров ограничено,
небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим
малому предприятию не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные
управленческие решения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее.
Следовательно, и
нет потребности в управленцах — специалистах высокого класса. Для руководства
малой фирмой достаточно средней квалификации в сочетании с доступностью
информации, консультационных услуг.
Руководитель
малого предприятия должен принять на себя всю полноту ответственности, так как
услуги, профессионалов-управленцев стоят дорого. Выгода, которую может дать
постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его
содержание.
Лишь когда фирма
ориентирована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий,
более крупного бизнеса, требования к управлению возрастают, появляется
необходимость усилить руководство за счет создания более сложной структуры.
1.4.5
Особенности финансирования деятельности
Одно из, главных
отличий малого предприятия от крупного предприятия — порядок финансирования,
предполагающий использование в первую
очередь и главным
образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя,
средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малого предприятия
существует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый как
непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением
специализированных программ, специализированных финансовых структур, при
поддержке государства.
В сегодняшних
российских условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов
предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне
ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше.
Кризисная ситуация, типичная для значительной части малых предприятий, носит
застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование малых фирм сведено
к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь
краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая
величина запрашиваемых ссуд и - отсутствие гарантий их возврата.
Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования,
требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается
рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность,
привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его
относительно меньшей ликвидностью.
Рассматривая
особенность малых предприятий, заключающуюся в преимущественном использовании
внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные
последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого
бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления,
трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже
наиболее успешным малым предприятиям попасть в разряд средних.
Недостаток собственных
средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в
сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают
масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на
рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен,
когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно
типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их
прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в
силах "содержать себя" за счет оставшихся прибыльных и, как правило,
закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес,
который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос
из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики,
но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки,
пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного
пространства.
Другой пример.
Малое предприятие освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на
внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование
технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют
поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес,
потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно
серьезное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое вливание,
отдача от которого в будущем возместит все затраты.
И еще один
случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если малая фирма
опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет
прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства — сбыт.
Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необходимо соответствующее
стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется
исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки,
требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого
предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные
малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и контрольных
испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая
возможность — привлечение венчурного капитала.
Предприниматели
пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования,
перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На
малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве
случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант —
ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому
предприятию непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм
"размывают" профильную деятельность, занимаясь торговлей,
посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия
оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара.
Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве,
поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.
Ослабить, а тем
более снять финансовые ограничения для малых предприятий без вмешательства
государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных
средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с
народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло
малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых
стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов
малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию
перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики,
эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача
как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания
механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на
финансирование малых предприятий.
1.4.6
Особенности трудовых отношений
В рыночной экономике
для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат
живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой
работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы
поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной
стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицировать труд
работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при
наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для
развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности
работников в дела предприятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных
взаимоотношений — отношений членов большой семьи.
Рыночная
специфика решения кадровых вопросов присуща и российским малым фирмам
переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя
дефицит трудовых ресурсов руководители малых предприятий отмечают значительно
чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина—не более низкая
зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению
предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и
добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное
наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея
ограниченные источники финансирования, малое предприятие не в состоянии
содержать "лишних людей".
Руководители
малой фирмы четко сознают, что успех дела во многом определяется
взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель—работник, так и между
работниками. От Степени мотивированности работников к труду зависит
возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия.
Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы —
установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним
в представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения.
Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой,
появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фактор роста
бизнеса.
Тесные
личностные отношения, руководителя малого предприятия и работников возможны,
так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить
индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого
работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка
до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее
те малые фирмы, где материальная заинтересованность сочетается с
профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.
Дружеские
отношения между работниками также необходимы для малого предприятия с их
спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них
те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные
внутренние отношения — реальность большинства малых фирм: коллективы
небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом
общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не
брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное
дело.
В целом в
представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения
ассоциируются со стереотипом "большой семьи", где глава —
руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму.
Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания
СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или неформальные,
есть лишь на тех предприятиях, руководители которых сумели использовать их в
своих интересах. Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению
проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего
коллектива, поднимая уровень его мотивированное. Или отдавая на откуп СТК
принятие непопулярных решений — перевод на другую работу, сокращение
заработка, увольнение.
Реализовать
принцип "большой семьи" несложно, так как дореформенный стереотип
работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал
коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке.
Проблема
заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась
комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не
трудовая деятельность.
Уровень
мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на малом
предприятии дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть
отношение к работе, прийти к выводу: "никто мне не должен".
Оптимальная
ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с
ростом престижа фирмы.
Тесные отношения
руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их
интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.
1.4.7
Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого
предприятия
Важнейший
инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике
— налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную,
связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных
бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер
деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике
государство прежде всего реализует фискальную функцию.
С 1992г. во всех
опросах представителей малого бизнеса в целом и его различных групп проблема
налогообложения прочно занимает первое место. Налоги, сужающие финансовые
возможности фирмы, — это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных
экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что
проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым
бременем. Для российских предпринимателей налоги — это "государственный
рэкет", поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет
ряд своих функций. Руководители малых предприятий также подвергают критике
налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и
работу налоговых ведомств и их персонала.
Так, в
результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный
налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных
актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных
документов, а особенно порочная практика введения их "задним
числом". Обращалось внимание на зависимое положение малых фирм во
взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют
имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу
бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предприниматели
обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|