Государственная
политика бизнеса в России осуществляется на основе закона “О
предпринимательстве”.
Данные положения
закона стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий, фирм,
особенно малых форм бизнеса. Так по данным Минфина в России в 1992 году из
созданных предприятий 88,8 % вновь зарегистрированых и только 11,2 % созданых
путём реорганизации действующих. Из общего числа мелких предприятий только 18,8
% являються часными, 0,3 % - выкуплеными трудовыми коллективами. Наибольший
удельный вес занимают предприятия, фирмы по производству товаров народного
потребления – 18 %, строительные и ремонтно – технологические – 17 %, научно –
внедренческие – 10 %, по производству стройматериалов - 15,7 %, по производству
и переработке сельхоз продукции 14,4 %.
Поддержку
производства мелкого и среднего бизнеса осуществляют государственные органы
управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и месного
управления, м также госадминистрации.
Специальным
органом государственной поддержки бизнеса в России являетса Государственный
комитет России по содействию малым предприятиям и предпринимательству,
Госпредпринимательство России, с соответствующими структурами на местах.
Государственное
предпринимательство организует разработку проектов законов и нормативных актов,
призваных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесении
поправок к действующему законодательству; по поручению Верховног Совета и
Кабинета Министров России готовит проекты и реализует программы поддержки
производства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий и
развития конкуренции; фондом госимущества России; министерствами и
ведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку,
регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса.
Существует союз
малых предприятий России. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторское
консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары,
коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методических
пособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт конпьютерно
– информационный банк данных о малых предприятиях РОссии; занимается
редакционно – издательской деятельностью; содействует развитию
внешнеэкономических связей предпринимателей, и, наконец, обеспечивает
социальную защиту работников малых предприятий. Позитивной оценки заслуживает и
деятельность региональной ассоциации малых и средних предприятий, в структуре
которой создан информационно – обслуживающий цент и другие подразделения
инфраструктуры коллективного пользования.
Вместе с тем
сегодня в России отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты
бизнеса. Об этом свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся в
процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством
,заинтересоваными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом
синхронно следует развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так
и иннициативу предпринимателей, малых, средних предприятий по объединению
усилий в сфере государственно – финансовой деятельности.
1.3.1 Фонды
поддержки малого предпринимательства
Фондом поддержки
малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в
целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку
и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств,
поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества,
доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и
юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения
ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов,
выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки
малого предпринимательства являются юридическим лицом. Основными направлениями
деятельности фондов поддержки малого предпринимательства являются:
- содействие в
формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого
предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного
использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и
мероприятий в области малого предпринимательства;
- участие в
разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации
федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и
муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства,
демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка,
создания новых рабочих мест;
- участие в
формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности
для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
- поддержка
инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование
разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в
освоении новых технологий и изобретений;
- содействие в
привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных
направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого
предпринимательства;
организация
консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
На сегодняшний
день за фондами поддержки малого бизнеса законодательно закреплено право
заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малого бизнеса осуществляет
Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). ФПМП в 1998г., через
банки- партнеры предоставил малым фирмам около 8 тыс. кредитов на сумму около
120 млн. долл. В 1999г. – примерно столько же, но на сумму в два раза меньше. В
2000г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере
связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых
предприятий. Конечно, объемы кредитования малым предприятиям в рамках ФПМП с
учетом общего числа , трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится
на региональные фонды поддержки.
Но абсолютное
большинство российских региональных фондов поддержки малых фирм, привыкших к
постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеют средств на
организацию кредитования в экономически значимых масштабах.
1.4 Финансы
предприятий малого бизнеса и их особенности
1.4.1
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре
Главным
преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является
намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся
спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать
немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность
вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано
обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не
обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не
отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов
от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как
только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продукцию;
перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных
работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень
заработной платы.
Кроме того,
малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по
сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания
нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в
2—2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти
предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и
производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на
административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости
процедуры управления.
Преимущества
маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие
достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые
предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в таком качестве
полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый
компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.
Почему же именно
теперь все эти свойства малого бизнеса оказались столь широко востребованными?
Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный статус малого
предприятия, послужили компьютерная революция 70-х гг. и мировой
энергетический кризис. Они вызвали переход производственных систем ведущих
промышленных стран на новую технологическую базу.
С появлением
качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стало
возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования перейти к выпуску
продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для крупных
предприятий становится более выгодным передавать малым часть заказов на
мелкосерийную продукцию, специальные модули или завершающие операции по
сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро
обзавелись современным оборудованием. На основе субконтрактов многие из них
получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производственным
ресурсам крупного предприятия. Будучи заинтересованными в "привязке"
зарекомендовавших себя субпоставщиков, крупные предприятия конструируют и
проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства,
совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т. п.
Перестраиваться
стали и сами крупные предприятия. Мотив "экономии на масштабах", т.
е. укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий,
отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов
экономической целесообразности и стала давать обратный эффект — усиление
неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание от требований рынка и
технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость
крупного производства обернулась огромным ростом издержек, убытками и
задолженностью. Поэтому с 70-х гг. крупное производство в ведущих странах
Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации — выделения
специализированных звеньев и участков в небольшие фирмы, самостоятельные в
коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и
риск), но так или иначе ассоциированные с головным предприятием.
Многосторонняя
кооперация небольших и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих
самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала
доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более
широкий масштаб и разнообразные формы — субподряда в промышленности,
франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые
и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.),
совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря
возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на
основе детального знания своей клиентуры, близости к дифференцированным
рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты
рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес.
К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе
новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология производства
еще не отработана, что создает для МП многочисленные рыночные
"ниши".
Малый бизнес
чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний
моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы
покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими
изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько
десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие
рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика.
Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется
качеством и разнообразием сервиса.
Развитию малого
бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления.
Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья,
имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а
также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.
1.4.2
Инновационная роль малого предпринимательства
Инновационная
роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с крупным предприятием.
Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существует
аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно
осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями — венчурными малыми
предприятиями, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и
процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на
себя доработку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих
крупных и капитальных затрат.
Кооперация в
сфере НИОКР позволяет крупным предприятиям значительно сократить период
разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10—15 до 4 лет) и
увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она
высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится в
четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных
предприятиях, а затраты на одного инженера или исследователя — вдвое ниже.
Поэтому венчурное предпринимательство получает широкое распространение.
Концерн "Дженерал электрикс", например, связан с более чем 200
независимыми исследовательскими фирмами, фактически целиком работающими на его
потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятия
огромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США
оценивается в 3—4 млрд долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Великобритании,
ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.
Однако
определенная часть малых фирм пытается вести самостоятельную инвестиционную
деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал
занимается поиском и стимулированием отдельных перспективных в коммерческом
отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную
деятельность сектора малых предприятий как такового. В США федеральное
правительство финансирует 35% расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых
льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного
самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных малых
предприятий с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число малых
предприятий осуществляет инновации в форме обновления технологии, менеджмента,
организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь
также играет большую роль. Она выражается в содействии различным способам
передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей
инфраструктуры — бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных
участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "выращивание"
технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить
диффузию новейших технологий во все сферы национальной экономики. Тем самым
удается частично компенсировать характерную для малых фирм нехватку финансовых
средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.
1.4.3.
Особенности целеполагания
В рыночных
условиях различия между крупными и малыми предприятиями в вопросах
целеполагания определяются тем, что первые формируют рыночную конъюнктуру, а
вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стратегические
планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных
параметров деятельности, поэтому даже важнейшие решения зачастую принимаются
ситуативно.
Неразвитость
стратегического мышления наиболее болезненно сказывается в первые годы
существования малого предприятия, когда на деле проверяется необходимость
предлагаемых им товаров и услуг. Если малое предприятие нашло свою нишу, в
дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационарный режим
функционирования на основе стандартных оперативных решений. Потребность в
стратегическом плане появляется, если малый бизнес решил перешагнуть порог, отделяющий
его от среднего.
Ограниченный
временной горизонт управленческих решений малого предприятия в ситуации
неустойчивой рыночной конъюнктуры переходного периода имеет определенные
преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия.
Когда успех бизнеса в большей мере обусловлен регулирующим воздействием
государства (или отсутствием такового воздействия), чем внутрифирменными факторами,
стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий
средне- и краткосрочные программы, может оказаться неэффективным в силу своей
неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагностировать, контролировать
конъюнктуру в условиях стабильности, такой порядок управления, присущий
большому бизнесу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адаптации в
случае постоянно меняющейся внешней среды. Напротив, оперативный режим
управления малым предприятием, указывающий возможность существования, развития
фирмы, главным образом с благоприятной внешней обстановкой, существенно
повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в переходной экономике
управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент
создает малой фирме определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром
приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в
неустойчивой, переходной ситуации. Выделение управленческих функций происходит
на малом предприятии за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается,
с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью
официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную.
Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие налоги,
имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской
работы и желания, объединившись, нанять профессионального бухгалтера.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|