В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек.
Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает только сотрудников,
непосредственно занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200
человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта .
Основные ресурсы города-курорта Геленджик для устойчивого
развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических
условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и
оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические
ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц),
профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал
для приема и обслуживания гостей.
Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат,
горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную
растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.
Туристические ресурсы - это объекты культурного,
исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные
памятники природы.
Все это - главные ресурсы развития туризма как базового сектора
экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых
свыше 1 млн. туристов в год.
Проведенный статистический анализ, а также аналитическая
обработка всех документов администрации г. Геленджика за последние 3 года и
полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2002 г. позволяют
сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и
устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество
приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике
(Рисунок 1).
Рисунок 1 – График загрузки туристами курорта Геленджик за
период 1997 – 2002 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек
Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов,
прибывших в Геленджик, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице
5.
Таблица 5 – Основные цели прибытия туристов
Цель прибытия (причина)
|
Сезонный период, %
|
Внесезонный период, %
|
Лечение
|
24,4
|
48,8
|
Оздоровление
|
25,2
|
42,4
|
Отпуск (каникулы)
|
49,5
|
8,1
|
Деловые цели
|
0,3
|
0,2
|
Прочие причины
|
0,6
|
0,5
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Из таблице 5 видно, что в сезонный период основная масса
туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или
каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и
люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне
сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется
специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период
преобладают «социальные» или дотированные туристы.
В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе
размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как
правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников,
имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все
туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы,
проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения.
Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.
Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают
концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных
представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные,
познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров
местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному
населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.
Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора,
который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор.
Наибольшее количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %,
Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8%
.
В Геленджике подведены итоги 2003 года,
курортно-оздоровительного сезона. Как сообщает администрация города-курорта, в
этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного
показателя 2002 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного
комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых нынешним летом было
зарегистрировано на 12% больше, чем в прошлом. Общее количество мест,
предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч.
На курорте Анапа большая часть отдыхающих узнала от турфирм
(35,2%), что свидетельствует о хорошо налаженных связях здравниц с турбизнесом,
и от друзей (26,7%) - Геленджик в основном рекламируют сами отдыхающие (33,5%),
получившие за это в специальной литературе прозвище «маркетологи по
совместительству», и СМИ (журналы и газеты - 24,3%, Интернет - 17,9%) Это
говорит о том, что администрация Геленджика прикладывает много усилий для
формирования положительного имиджа прогрессивно развивающегося курорта.
По итогам сравнительной оценки курортов можно сделать вывод,
что Геленджик во многом выигрывает у Анапы. Экономичные бюджетные программы,
как это уже не раз отмечалось, не способствуют качественному росту курортов,
что и подтверждает пример Анапы в нашем исследовании. Расчет на спрос
платежеспособного потребителя помог администрации и жителям Геленджика
благоустроить город, улучшить его санитарное и экологическое состояние,
разнообразить сферу досуга. Напротив, такие традиционные достоинства Анапы как
роскошные песчаные пляжи, уникальный климат, исторические памятники, местные
вина нивелируются скоплением людей, антисанитарией и высокими ценами.
Особенностью
современного этапа развития туризма является формирование цивилизованных
рыночных отношений в сфере туризма.
Возрождается
внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития
туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский
поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями
государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и
развитие внутреннего и въездного туризма.
На развитие
санаторно-курортного и туристского комплекса края и на аналогичные комплексы
Российской Федерации в ближайшие годы (2003 - 2004 гг.) будут влиять следующие
факторы:
структурные
и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм
собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа
государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения,
изменение законодательной базы;
значительное
снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному
внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными
конфликтами;
снижение
загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного
финансирования социального туризма;
снижение
финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций
санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением
туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;
несоответствие
существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского
комплекса края требованиям платежеспособного клиента.
В
результате комплексного воздействия этих и других факторов на
финансово-хозяйственную деятельность организаций санаторно-курортного и
туристского комплекса края уже сегодня резко снизилась их рентабельность,
многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для
реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.
Прямые
и косвенные доходы от туризма могут резко сократиться, что негативно скажется на
финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса
края, так и на экономике курортных городов и районов края.
Главным
направлением в развитии средств размещения должна стать реконструкция
существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края с
незначительным увеличением его вместимости и доведение его комфортности до
среднеевропейского уровня.
При
этом финансирование строительства новых средств размещения и реконструкция
действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными
инвесторами.
Весь
объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса
края необходимо направить на реконструкцию существующих и строительство новых
инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных
сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной
системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.
Реализация
задач, стоящих перед санаторно-курортным и туристским комплексом края, станет
возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики,
включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского
продукта на внутреннем и международном рынках.
Санаторно-курортный
и туристский комплекс края на сегодняшний день не является отраслью народного
хозяйства. С введением в действие с 1 января 2003 года постановления
Госстандарта России от 6 ноября 2001 года N 454-ст "О принятии и введении
в действие ОКВЭД" (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности)
организации, по своей сути составляющие единый санаторно-курортный комплекс,
отнесены к различным разделам и подраздела ОКВЭД. Так, например, деятельность
туроператоров, турагентов и экскурсионных бюро относится к разделу
"Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность",
деятельность санаториев и пансионатов с лечением - к подразделу
"Деятельность лечебных учреждений" раздела
"Здравоохранение", а деятельность гостиниц и прочих средств
размещения - к разделу "Деятельность гостиниц и ресторанов".
Единого
федерального органа, осуществляющего государственное регулирование в области
туризма и лечебного (рекреационного) туризма как его части, в Российской
Федерации не существует. Курортным делом занимается Министерство
здравоохранения Российской Федерации, а туризмом - Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации. Вследствие отсутствия связи между
Минздравом России и Минэкономразвития России проводится несогласованная и
разновекторная государственная политика, что, безусловно, отрицательно
сказывается на развитии санаторно-курортного комплекса в целом.
Минздрав
России в качестве стратегической цели государственной политики в сфере
восстановительной и курортной медицины рассматривает обеспечение доступной для
всех слоев населения высокоэффективной оздоровительно-реабилитационной и
санаторно-курортной помощи, основанной на крупномасштабном государственном
финансировании. Но реализация стратегии, выдвинутой Минздравом России, возможна
лишь при условии крупномасштабного государственного финансирования
санаторно-курортного комплекса.
Минэкономразвития
России (Департамент туризма), напротив, придерживается рыночной стратегии,
делая основной упор на маркетинговую политику. Сложившаяся разновекторная
государственная политика в области санаторно-курортного дела и туризма
базируется на действующем в этой сфере законодательстве Российской Федерации,
именно поэтому нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность
санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, достаточно
обширно (43 основных акта), но во многом противоречиво.
Вышеуказанная
противоречивость нормативных правовых актов затрудняет, а зачастую делает
невозможным статистическое наблюдение за предприятиями санаторно-курортного и
туристского комплекса края, не позволяет в полной мере использовать имеющийся
арсенал средств, повышающих качество оказываемых услуг, вести учет налоговых и
неналоговых поступлений.
Несмотря
на то, что законодательство Российской Федерации и законодательство
Краснодарского края, регламентирующие деятельность санаторно-курортного и
туристического комплекса Краснодарского края, обширны, существует целый ряд
причин, по которым они должны быть дополнены и переработаны. Среди этих причин
можно назвать следующие:
слабое
отражение в действующем законодательстве реалий рыночной экономики, в условиях
которой функционируют санаторно-курортные и туристские организации;
необходимость устранения существенных противоречий, имеющихся в действующем
законодательстве;
необходимость
научного обоснования и приведения в соответствие с современными требованиями
существующих медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования
медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации
медицинских работников санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края и сертификации оказываемых ими услуг.
С
целью преодоления этих негативных явлений Минздрав России и Минэкономразвития
России подготовили проекты новых нормативных правовых актов.
Так
как проблема законодательно-нормативного обеспечения деятельности
санаторно-курортного и туристского комплекса наиболее актуальна для края,
необходимо воспользоваться правом законодательной инициативы, выйти с
предложениями в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации о
включении в разрабатываемые законодательные акты норм, регулирующих
функционирование хозяйствующих субъектов, оказывающих санаторно-курортные и
туристские услуги.
Основными
направлениями совершенствования законодательства Российской Федерации и
законодательства Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристского
комплекса края должны стать:
1)
включение вопросов развития санаторно-курортного и туристского комплекса края в
долгосрочные программы социально-экономического развития Краснодарского края
как приоритетного направления государственной политики;
2)
унификация понятийного аппарата в сфере санаторно-курортного и туристского
комплекса в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации и
Европейского союза, международными конвенциями и соглашениями, в том числе
совершенствование общероссийских классификаторов в части вопросов, отнесенных к
туризму и туристской деятельности;
3)
дальнейшее совершенствование норм, регламентирующих деятельность
санаторно-курортного и туристского комплекса, а также принятие подзаконных
актов, направленных на конкретизацию таких норм. Разработка и принятие
подзаконных актов, регулирующих предоставление услуг в различных сферах
туристской деятельности (культурно-познавательный туризм,
конгрессно-выставочный туризм, услуги частных гостиниц, а также туристское
обслуживание неорганизованных отдыхающих, экскурсионные услуги), определение
порядка осуществления деятельности по продаже прав на клубный отдых, чартерные
перевозки воздушным транспортом, морские круизы;
4)
разработка и принятие нормативного правового акта о системе
туристских обозначений и знаков;
5)
разработка и принятие нормативных документов о порядке ведения краевого
государственного статистического учета и отчетности в сфере санаторно-курортной
и туристской деятельности;
6)
разработка и принятие подзаконных нормативных актов о создании и мерах
государственной поддержки туристских центров краевого значения, включая вопросы
планирования и регулирования туристских потоков на территории края с учетом
интересов государства и местного населения;
7)
разработка новых стандартов, норм и систем классификации всех сегментов
индустрии туризма, отвечающих требованиям Всемирной торговой организации,
правилам и стандартам Европейского Союза, внедрение международной системы
сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых
частными гостиницами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|