введения
финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
эффективного
управления государственной собственностью в туристической индустрии;
создания
необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и
иной туристической инфраструктуры;
создания
благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний,
вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
разработки
и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг
средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных
средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
совершенствования
визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной
опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим
из опасных в миграционном отношении государств;
разработки
механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения
правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при
визовой поддержке этих организаций.
Укрепление
и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях
повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно
осуществляться путем:
создания
межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере
туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в
этой области;
создания
межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной
собственности в туристической индустрии;
формирования
региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных
планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ
социально - экономического развития.
Повышение
качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки
новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
разработки
и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом
передового зарубежного опыта;
создания
современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных
стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к
работникам индустрии туризма;
создания
и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих
практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и
внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в
соответствующих бюджетах на образование;
реализации
специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего
управленческого звена туристско - гостиничного бизнеса, в том числе организации
стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
поддержки
перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств,
выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере
туризма.
Для
реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные
расходы на государственную поддержку развития туризма.
Задачи
по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в
Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности
работников центрального аппарата и представительств федерального органа
исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а
расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.
Необходимость
выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении
участия государства в формировании и продвижении национального туристического
продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно -
информационной деятельности, организации и проведении международных
туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного
сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области
развития туристической инфраструктуры и др.
В
условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны
государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих,
информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач
социально - экономического развития страны.
Эффективное
развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в
Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с
одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с
другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, -
развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.[3]
Первые места по развитию туризма в
России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
По данным Российского союза
туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных
туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.
Центральный федеральный округ (ЦФО)
является географическим и финансовым центром России.
Рынок гостиничной недвижимости ЦФО
развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом
Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в
гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам
местной администрации, годовая
емкость туристического рынка Ярославля — $39,6 млн.
Тот факт, что исторический центр
Ярославля недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО,
также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.
Поток туристов по городам Золотого
кольца имеет серьезную тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца,
как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако,
несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический
потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития
остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая
транспортная инфраструктура.
В течение последних двух лет в
крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных
качественных гостиниц, соответствующих категории 3* и 4*. Так, в начале года в
центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4*
гостиница «Арт-Отель» на 56
номеров.
В Ярославле в ноябре 2004 года
открылась первая 4* гостиница на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122
номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская
табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц
Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной
набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель
«Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три
новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая.
В августе 2005 года открылась
гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в
Переславле-Залесском.
Владимирский отель «Золотое кольцо»
вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13
гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального
ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров.
Инициатором реконструкции
выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В
Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель»,
относящиеся к категории 3*, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель
«Дафна» категории 4* в Тверской области.
В 2004 и первой половине 2005 года
было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной
недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще
далеко.
Несмотря на большой туристический
потенциал Пскова, данная сфера в городе развита недостаточно. В городе
действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1 200 мест. Большинство туристических
маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано
с недостаточной комфортностью
гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса.
Например, гостиница «Рижская», лучшая
на сегодняшний день в Пскове, предоставляет номера по цене от $33 до $90.
Другие гостиницы предлагают номера стоимость от $6. В последние годы началось
строительство нескольких современных отелей, однако, они небольшие – до 50
мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая
по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем
на 20 лет. Причина – недостаточное финансирование и несогласованная позиция
собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов,
реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц
в исторической части города, на берегу реки Псковы.
Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в
стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного
дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов
США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка
100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры,
питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность
пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города;
1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые
приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург
ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов
России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов
дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).
Благодаря продуманной политике органов государственной власти
в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма,
однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в
настоящее время в далеко не полной степени.
Процесс формирования, становления и развития туристской
отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее
время не возможен без реальной государственной поддержки, и, прежде всего, в
области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы.
Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах,
которые пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты
стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно
хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга,
питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом
реальных доходов туристов.
Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на
Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона и учитывая
его важность, главной задачей представляется усиление координации органов
законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных
организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по
обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.
Основная цель СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной
туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей
территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос
потребителей (как российских так и зарубежных) на удовлетворение своих
потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад
в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части
областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа
рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального
использования культурно-исторического и природного наследия.
Санкт-Петербург занимает 8-е место в
рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых
привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет
остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55%
иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный
туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится
на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в
последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного
потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим
слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых
туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.
Нехватка гостиничных мест касается
только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены.
В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия
новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень
комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких
отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на
высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года
довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно
до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году
150 гостиниц на 15 тысяч номеров.[4]
Южный федеральный округ характеризуется высоким развитием
рынка туризма.
Крупные города ЮФО в силу
индивидуальных особенностей являются точками ростами различных сегментов рынка
коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство
офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и
городах Кавказских Минеральных Вод – гостиничная, рекреационная и
санаторно-курортная отрасль.
В ЮФО основными городами, где
развивается туризм и гостиничное дело, являются Сочи и города Кавказских
Минеральных Вод. Сочи – город-курорт федерального значения, сравнимый по своим
уникальным характеристикам с лучшими курортами юга Франции, а Красная Поляна за
последние 2 года превратилась в фешенебельный горнолыжный курорт.
Число гостиниц в Сочи и Красной
Поляне достигает 240 (включая мини-тели), среди которых - отеля под управлением
международного гостиничного оператора Radisson SAS:
«Лазурная» – 4*, 300 номеров;
«Парк-тель» – 4*, 447 номеров; «Пик-тель», на горнолыжном курорте «Красная Поляна»,
– 4*, 116 номеров.
Средняя стоимость проживания в
гостинице высокого уровня в сезон – 200–400 долларов США в день. Стабильно
высокий спрос наблюдается на номера повышенной комфортности. В сезон уровень
загрузки гостиничных предприятий Сочи достигает 100%. Огромный туристический
потенциал Сочи и Красной Поляны сделал их особенно привлекательными для
инвестиций со стороны российских и зарубежных компаний. Компания «Юмако»
разработала 58 перспективных проектов на территории города Сочи и прилегающих курортов
емкостью 37 тыс. мест, в числе которых – многофункциональные центры «Сочи-лаза»
и «Чайка-плаза) (реконструкция гостиниц «Москва» и «Чайка»), «Сочи Гольф» и
«Кантри Клаб».
Единый проект развития курорта
Геленджика курируется южноафриканской компанией «Виктория и Альфред Уотерфрант»
и британской «Дейли Тест Энтерпрайсиз Лимитед». Объем предполагаемых инвестиций
составит более 100 млн. долларов США.На федеральном уровне курируется развитие
горнолыжного курорта «Красная Поляна» на 20 тыс. мест с 57 горнолыжными
трассами.
Основными инвесторами курорта
выступили «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные
инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд.
долларов США за 15 лет.
Гостиничный сектор будет одним из
самых быстро развивающихся секторов коммерческой недвижимости в Южном
федеральном округе.
Помимо курортов Краснодарского края,
внимание инвесторов привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод, но активное
освоение этой территории еще не началось.
По
оценкам специалистов Министерства по физической культуре, спорту
и туризму Ростовской области за последние четыре года туристический
рынок увеличился в два раза. Подавляющее большинство турфирм работают
сезонно и по конкретным программам. Серьезных компаний наберется
не более десятка, среди них традиционно ЗАО «Спутник»,
ООО «Интурист» (г. Ростов-на-Дону), «Донинтурфлот», «Рейна
Тур НТВ», ООО «Розовый слон», ООО туристский центр
«Ростов-турист». В этой группе лидерские позиции прочно удерживает «Розовый
слон», компания номинирована в числе 250 самых успешных туристических
компаний России, за семь лет работы на туристическом
рынке, по различным оценкам, ее годовой финансовый оборот достиг
3,78 млн долларов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|