Стимулирование потребителей осуществляется через распространение на
выставке купонов для покупки туристских продуктов фирмы со скидками, а также
через конкурсы и бесплатное распространение рекламно-информационной продукции,
сувениров.
Стимулирование агентств осуществляется посредством высоких комиссий,
премий, совместных маркетинговых предприятий.
Меры стимулирования планируются на основе общей стратегии маркетинга и
выбора наиболее эффективных средств. Как и рекламная деятельность, мероприятия
стимулирования сбыта проводятся в календарные сроки. Этими сроками, как в
национальном, так и в международном туризме могут быть периоды активной продажи
туристских поездок на следующий год, сроки, совпадающие с крупными туристскими
событиями. Наряду с реализацией мероприятий стимулирования сбыта должна
постоянно проводиться оценка их эффективности. Для этого используются методы
опроса туристов, сравнительного анализа объема продажи туристских услуг с
объемом их продаж в предыдущие годы.
Пропаганда
туристского продукта.
Наряду с мерами стимулирования сбыта для активации продажи туристских
поездок может и должна использоваться туристская пропаганда. Общая цель
туристской пропаганды – установление двухстороннего общения для выявления общих
представлений или общих интересов, а также достижение взаимопонимания,
основанного на правде, знании и полной информированности. Кроме того, выделяют
такие частные цели как установление взаимопонимания и доверительных отношений
между туристическим предприятием и общественностью; обеспечение фирме
известности; создание и подтверждение имиджа; популяризация туристского
продукта и туризма в целом и т.д. Пропаганда способна значительно повысить
уровень общественной осведомленности, и обойдется это значительно дешевле, чем
реклама, поскольку фирма не платит ни за место, ни за время в средствах
распространения информации.
Подготовка и проведение пропагандистских мероприятий состоят из четырех
взаимосвязанных этапов:
1.
Анализ, исследование и постановка целей.
2.
Разработка программы и бюджета мероприятий.
3.
Осуществление программы.
4.
Анализ и оценка результатов.
Для организации пропагандистской деятельности туристская фирма может создать
специальный отдел пропаганды и организации общественного мнения. В то же время
фирма может обратиться за услугами в специализированные компании и институты по
организации пропаганды. Однако, к сожалению, большинство туристских предприятий
использует пропаганду недостаточно, а ведь она бывает более эффективной, чем
реклама. Это связано с тем, что потребители нередко с большим доверием
относятся к пропагандистским обращениям.
ОСОБЕННОСТИ
РЕКЛАМЫ В СФЕРЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Современный туризм невозможно представить без рекламы.
Реклама – самый действенный инструмент в попытках
туристского предприятия донести информацию до своих клиентов, модифицировать их
поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный
имидж самого предприятия, показать его общественную значимость. Как
свидетельствует мировая практика, сфера туризма является одним из крупнейших
рекламодателей. Практически все фирмы туроператорской направленности
обязательно занимаются рекламой и информированием потребителей о своей
продукции. Это – один из необходимых элементов продвижения туристского
продукта.
Реклама – это форма непрямой связи между туристским
продуктом и потребителем. Для рекламы используются средства массовой информации
(пресса, радио) и особенно печатный материал, такой, такой как каталоги,
брошюры и т.д.
Отличительная особенность рекламы как одного из
главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяется
спецификой, как самой рекламы, так и особенностями отрасли и ее товара –
туристского продукта. Заключается эта особенность в том, что:
Туристская реклама несет большую ответственность за
истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений;
.услуги, которые, в отличие от нетрадиционных товаров,
не имеют постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приоритетном
развитии таких функций рекламы, как информирование и пропаганда;
специфика туристских услуг предполагает необходимость
использования зрительных, наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского
интереса, поэтому в рекламе часто используются фотоматериалы, картины,
красочная изопродукция;
реклама является постоянным спутником туризма и
обслуживает людей не только до, но и во время, и после путешествия, что
накладывает на нее определенную ответственность и придает ей характерные черты,
не свойственные рекламе других товаров и услуг.
Цель рекламы – привлечь внимание, возбудить интерес,
передать информацию потребителю, заставить действовать его определенным образом
(например, связаться с турагентом, запросить дальнейшую информацию и т. д.),
Сделать турпродукт еще недостаточно, нужно, чтобы он нашел своего клиента. И в
этом очень большую роль играет реклама, которая разнообразна.
Типичными целями рекламы в туризме являются:
Информативная: она заключается в предоставлении информации о
продукте, формировании имиджа продукта, формировании имиджа фирмы,
корректировке представлений о деятельности фирмы.
Следующая цель – убеждающая. Она заключается в
побуждении к приобретению продукта, увеличении продаж, изменении отношения к
продукту, а также в противодействии конкуренции.
И последняя цель напоминающая. Ее задачи
заключаются в поддержании осведомленности и спроса и в подтверждении имиджа.
При этом рекламная деятельность должна быть корректной
строго соответствовать законодательным требованиям. Существует нормативная
основа деятельности туроператора, которую составляют Федеральный закон от
18. 07. 95 г. №108-ФЗ «О рекламе». Данный закон регулирует отношения,
возникающие в процессе, размещения и распространения рекламы на рынках товаров,
работ и услуг.
Уголовный кодекс РФ, ст.182 «Заведомо ложная
реклама»
В нем говорится, что использование в рекламе заведомо
ложной информации относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей
совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб,
наказывается соответствующим штрафом, предусмотренным данным законом.
Закон РФ от 27. 12. 91 г. №2124-1 «О средствах
массовой информации», ст.36 говорится:
«Распространение рекламы в СМИ, не зарегистрированных в качестве
специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не
должна превышать соответствующего объема печатного издания и радио и
телепрограмм».
Закон РФ от10.06.93 г. №5151-1 «О
сертификации продукции и услуг», ст.7, п.4. Данный закон запрещает рекламировать продукцию,
подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.
Действуя в системе маркетинга, реклама превращается в
мощное средство борьбы туристского агентства за влияние на
партнеров-потребителей. В процессе развития маркетинга появляются новые
возможности для рекламы. Рекламная деятельность становится все более сложной,
многоструктурной. Существует один из вариантов классификации рекламы, который я
приведу ниже.
В зависимости от объекта рекламирования можно
говорить о двух основных видах рекламы – товарная и престижная. Основная задача
товарной рекламы – формирование и стимулирование спроса на туристский продукт.
Такая реклама информирует потенциальных клиентов о его достоинствах, побуждает
интерес и содействует продаже. Престижная, или имидж-реклама, представляет
собой рекламу достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Цель
подобной рекламы – создание среди общественности и, прежде всего среди активных
и потенциальных клиентов привлекательного имиджа, который вызывал бы доверие к
самому туристскому предприятию и всем предлагаемым им услугам.
По направленности различают рекламу
возможностей туристской фирмы и рекламу ее потребностей. Реклама возможностей
это реклама, информирующая целевые аудитории, о возможностях туристского
предприятия в области предоставления туристских услуг. А реклама потребностей
это чисто информационный вид рекламы, предназначенный для информирования
деловых партнеров о существовании фирмы и ее потребностях в чем-либо.
В зависимости от характера и особенностей
рекламного обращения различают информативную, убеждающую и
напоминающую рекламу. Основной задачей информативной рекламы является доведение
до потенциальных клиентов информации о фирме, услугах, их характеристиках и
т.д. Убеждающая реклама – наиболее агрессивный вид рекламы, основными задачами
которой являются последовательное убеждение потенциальных клиентов в
преимуществах рекламируемого продукта, формирование желания приобрести именно
его. Напоминающая реклама предназначена для поддержания осведомленности
клиентов о существовании определенного продукта на рынке и о его
характеристиках.
Кроме того, реклама делится по способу воздействия
на целевую аудиторию, здесь различают рациональную и эмоциональную рекламу;
по признаку сконцентрированности на определенный сегмент различают
избирательную и массовую; в зависимости от средств распространения
различают: реклама в прессе, печатная реклама, аудиовизуальная, телереклама и
другая.
Сложность рекламы туристского продукта заключается в
том, что она должна одновременно отразить ряд моментов: разнообразие
предложения по рыночным сегментам спроса, различие мест путешествий и поездок,
различные виды туризма. Важной задачей является выбор наиболее эффективных и
экономичных средств рекламы. При этом необходимо тщательно изучить информации,
т.е. откуда получают информацию о стране, туристском центре или курорте
предлагаемые потребители. Средства рекламы могут быть весьма разнообразными,
о которых я говорила выше (реклама по средствам распространения).
Эффективность размещения рекламы необходимо строго
контролировать. Это достигается путем опроса клиентов и посетителей офиса
туристской фирмы о том, откуда у них информация о фирме и ее туристском
продукте. Данные по затратам на рекламу сравниваются с данными по выручке от
реализации тура по рекламоносителям. На основании этого выявляются наиболее
эффективные средства рекламы. Одним из важных видов рекламирования туристского
продукта является выставка.
Участие в выставках.
Важным
направлением в продвижении туристского продукта туроператора является участие
на туристических биржах, выставках, ярмарках, предназначенных для поиска
партнеров по сбыту. С помощью выставочных мероприятий невозможно решить все
проблемы фирмы, но эти мероприятия являются незаменимым средством маркетинговых
мероприятий, которым туристское предприятие не должно пренебрегать.
Наиболее эффективно участие в выставках,
предназначенных для специалистов, т.к. оно дает возможность не только
рекламировать свой продукт, но и заключать сделки, устанавливать новые деловые
контакты.
В настоящее время в мире проводится огромное
количество различных выставок, ярмарок, бирж, в рамках которых проводятся
семинары, презентации и другие мероприятия, дающие широкие возможности
представить свою фирму и свой продукт, заключить контракты, распространить
информацию через широкий круг посетителей и журналистов, обменяться опытом
работы.
Участие в специализированных выставках является одним
из видов продвижения туристского продукта. Основная цель выставочной
деятельности – с одной стороны, помочь потребителю и фирме, - продавцам услуг
сориентироваться в огромном количестве туристских предложений, а с другой
стороны, помочь туроператору найти партнеров по сбыту в других странах и
регионах, способных качественно и количественно удовлетворить требования
туроператора по продажам. Поэтому реклама, представляемая здесь, по форме и
содержанию несет большую коммерческую нагрузку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев данную тему и проанализировав некоторые
данные, я могу сказать, что Российская туристская индустрия переживает в
настоящее время период своего становления. В условиях быстроразвивающегося
рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия:
исследования, стратегия и планирование. Требуется глубокое изучение
маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими
туристскими предприятиями. Все это играет значительную роль в продвижении
туристского продукта.
Из всего выше сказанного я могу сделать следующие
выводы.
Первый и основной вывод можно сделать, что для
осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная
и хорошо продуманная продуктовая стратегия. Стратегические решения по продукту
являются главенствующими в рамках общей стратегии туристского предприятия.
Связано это с тем, что туристский продукт – эффективное средство воздействия на
рынок, главная забота предприятия и источник прибыли. Цена, сбыт, коммуникации
основываются на особенностях продукта.
Второй вывод я могу сделать, что новые или улучшенные
продукты, положительно воспринимаемые потребителями, обеспечивают предприятию
на время преимущество перед конкурентами. Это позволяет уменьшить интенсивность
ценовой конкуренции, с которой связан сбыт традиционных продуктов, отсутствие
же продуктовой стратегии ведет к неустойчивости структуры предложения из-за
воздействия случайных или преходящих текущих факторов, к потере контроля над
конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью продукта.
Кроме этого я могу сказать, туристский продукт
представляет собой сочетание вещественных товаров и невещественных услуг,
особенностями которых являются неосязаемость, неспособность к хранению,
подверженность сезонным колебаниям, несовпадение во времени факта покупки и
потребления, а также зависимость качества этого продукта от исполнителя. Под
товаром понимается деятельность по его разработке, планированию, принятию
решений относительно его ассортимента, присвоения товарных марок.
Планирование и разработка продукта должны
осуществляться в соответствии с интересами потребителя. Несмотря на повышение
неценовых факторов в процессе современного маркетинга, цена остается не менее
важным показателем. При установлении цен на продукт должны быть учтены
следующие факторы: его качество, методы распространения, стоимость товара,
сезонность его реализации.
Необходимым условием продвижения туристского продукта
является подходящий выбор каналов распространения. Туроператоры должны
анализировать не только виды каналов, но и количество, эффективность их работы
по сбыту туристского продукта.
Кроме этого, важным условием в продвижении продукта
является стимулирование спроса. Основными средствами стимулирования спроса
являются реклама в печати, телевидении, индивидуальная продажа, связи с
общественностью. Здесь необходимо определить бюджет стимулирования и
распределить его, обращая внимание на тип товара и рынка, стратегию привлечения
потребителей, степень готовности покупателя, а также на этап жизненного цикла
продукта.
В заключении, я хочу добавить, что в настоящее время
производители переходят к методам целевого маркетинга, который в большей мере
помогает выявлять рыночные возможности и создавать более эффективные продукты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник-М.:
Финансы и статистика, 2000.-256.: ил.
2. Дурович А.П., Маркетинг в туризме: Учеб. пособие/ А.П. Дурович-3-е
изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2003.- 496с.
3. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика,
2002.-320с.: ил.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов.- М.:
Аспект Пресс, 2001.-464с.
5. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика,
1999.-312с.
6. Долматов Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы
Р\Д: Феникс, 2001.-320с.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 4-е, переработанное и
дополненное.-СПб.: «Издательский дом Герда», 2002.-320с.
8. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.-М.: Финансы и
статистика, 2002.-320с.
9. Журнал «Турбизнес» №3 2001г.
10. Журнал «Турбизнес» №4 2001г.
Страницы: 1, 2, 3
|