На цену туристского продукта большое влияние оказывают
такие внешние факторы, как климатические, экономические, региональные
конфликты и т. д. Я бы более подробно хотела остановиться на влиянии
межрегиональных конфликтов в продвижении туристского продукта. Если взять
статистические данные за последние несколько лет, то можно увидеть следующую
картину. Всемирная туристская организация (ВТО) подводя итоги, отметила, что в
2001г., как и следовало ожидать, террористические акты в США и кризисная
ситуация во многих отраслях мировой экономики отрицательно сказались на
развитии международного туррынка – в целом число путешествующих снизилось на
1,3%. В абсолютных величинах число путешествующих в 2001г. сократилось до
689млн человек против 697млн в 2000г. Месяцами подлинного бедствия для
индустрии международного туризма стали сентябрь, октябрь и ноябрь, но по
предварительным данным, уже в декабре ситуация начала меняться к лучшему.
Падение интереса к авиационным маршрутам в какой-то степени компенсировалось
увеличением спроса на автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом
многие туристы отказались от международных путешествий и отдали предпочтение
внутренним поездкам. То есть, с другой стороны, такое положение вещей может
вести к развитию внутреннего рынка, а значит и к значительному продвижению
туристского продукта на нем, что немало важно для экономики страны. Изменение в
туристском спросе оказались на руку ряду предприятий туристской индустрии –
увеличился спрос на размещении в сельских гостиницах, кемпингах, горнолыжных
курортах.
Негативное влияние на мировой туристический рынок,
оказали не только сентябрьские террористические акты. Вспышки эпидемии
коровьего бешенства и ящура вызвали снижение спроса на поездки в Соединенное
Королевство, Ирландию и Нидерланды на 5-6% уже в первом полугодии 2001г.
Израильско-палестинский конфликт сказался на туристской индустрии большинства
стран Ближнего Востока, а экономический и политический кризис в Аргентине – на
государствах Южной Америки. Однако это не помешало росту туристских прибытий в
странах Африки (в целом объем за год увеличился на 3%). В первую очередь это
является заслугой Туниса и Марокко, в которых с января по август число
путешествующих возросло на 10% и 8% соответственно.
Страны Европы в 2001г. показали снижение туристского
потока всего на 0,7%. Уменьшение числа туристских прибытий в Соединенное
Королевство на 6,6% в какой-то мере было компенсировано ростом интереса к
странам Восточного Средиземноморья и Южной Европы. В Турции и Хорватии число
гостей выросло на 12%, Словении на- 11%, на Кипре на-1%, в Испании, которая
прочно заняла в мировом рейтинге туристских направлений, - на 3,4%.
Несмотря на серьезность положения, эксперты ВТО не
были склонны драматизировать ситуацию, и перспективы летнего сезона были
достаточно благоприятны.
2002г. прошел более спокойно, а вот в настоящее время,
в связи с войной в Ираке ситуация на мировом рынке очень обострилась. Резко
сократился спрос на путешествия в Юго-Восточную Азию, это связано с эпидемией
атипичной пневмонии, очаг которой зарегистрирован именно в этих странах.
Сейчас большим спросом пользуются туры в Европу. Думаю, что к лету спросом
будут пользоваться спросом туры в Египет, на Кипр, Крит и др.
ФОРМИРОВАНИЕ СБЫТОВОЙ СЕТИ
Следующий этап в продвижении туристского продукта
является формирование сбытовой сети. Профессиональный туроператор по специфике
своего предпринимательства генерирует туристский продукт, издает общий
фирменный генеральный каталог своих туров, ведет оптовую продажу туров и обеспечивает
обслуживание туристов на проданных турах. Генеральные каталоги, предназначенные
большей частью для туристов, - это обычно объемные и красочные издания,
снабженные большим количеством фотоматериалов и рекламной информации, о которой
речь пойдет далее.
Продажа туров непосредственно потребителям, как
правило, не является основной функцией туроператора. Однако каждое предприятие
заинтересовано в конечной реализации своего продукта. Поэтому важнейшим
направлением деятельности туристской фирмы туроператора является продвижение
туристского продукта к его дальнейшей реализации. Эта задача возлагается на
сбытовую сеть, которая проводит туристский продукт от исполнителя до его
потенциального потребителя.
Сбытовая стратегия туристского предприятия разрабатывается
на основе принятой данным предприятием общей стратегии маркетинга с учетом всех
остальных ее компонентов (продукт, цена, коммуникации).
Процесс разработки сбытовой стратегии проходит
следующие этапы:
1.
Определение внешних и
внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети.
2.
Постановка целей сбытовой
стратегии.
3.
Выбор каналов сбыта и
методов управления ими.
4.
Анализ и контроль за
функционированием сбытовой сети.
Определение внешних и внутренних факторов,
влияющих на организацию сбытовой сети, предполагает детальное изучение потребителей, их местонахождение,
оценку сбытовой деятельности конкурентов, определение возможностей и
ограничений по расширению объемов продаж и т. д.
Постановка целей сбытовой стратегии связана с целями маркетинговой деятельности
туристского предприятия. Основная цель в данном случае – доведение продукта до
потребителя в максимально удобной для него форме, в кратчайшие сроки и в
доступном месте.
Важнейшими критериями выбора каналов сбыта туристского продукта являются: управляемость
канала, большая гибкость способность адаптироваться к требованиям потребителя.
Анализ и контроль за функционированием
сбытовой сети предполагает
системную оценку осуществляемых мероприятий с целью накопления информации об
эффективности действующей сбытовой сети, определения путей повышения ее
эффективности, а также разработки корректирующих мероприятий.
Каналы сбыта.
Говоря о продаже туристского продукта, будь то
напрямую потребителю через агентские соглашения, непосредственно в офисе фирмы
или вне его, мы говорим о каналах сбыта.
Канал сбыта – это совокупность фирм или отдельных лиц,
которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право
собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к
потребителю.
Каналы сбыта характеризуются по числу составляющих их
уровней. Под уровнем канала сбыта понимают любого посредника на пути
туристского продукта от предприятия к конечному потребителю. Туристское
предприятие может организовать прямую продажу собственного туристского продукта
потребителям, организовывать продажи через туристские агентства или
использовать совокупность нескольких каналов сбыта.
Организация прямых продаж (традиционно
распространенная форма сбыта в туризме), или канал прямого маркетинга,
подразумевает наличие двух участников: туристского предприятия (его филиалов,
представительств) и потребителя.
Одноуровневый канал подразумевает включение посредника – туристское
агентство.
Туристское агентство – обособленное предприятие, не связанное с основным
предприятием, специализирующееся на продаже туристского продукта, как правило,
на определенной территории на основе договорных обязательств перед
туроператором.
Двухуровневый канал включает двух посредников в виде турагента и туристского
агентства, один из которых выступает в роли розничного, а другой –
оптового продавца.
На российском туристском рынке выделяют две основные формы реализации
туристского продукта: через туроператора и турагента.
Туроператор – туристическое предприятие,
которое занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их
функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с
действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по
этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по
своим лицензиям.
В практике деятельности туристских организаций
выделяются два направления формирования каналов сбыта: внешние каналы
(зарубежные) и внутренние.
Внутренние каналы сбыта – это, как правило, система филиалов и
посреднических организаций, через которые продаются различные туристские услуги
на территории самой станы (независимо от того, кому они продаются – гражданам
страны или иностранцам, находящимся на территории данной страны).
Внешние каналы сбыта – это определенное число зарубежных туристских
фирм-посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя согласно
договору обязательство продавать в своей стране туристские поездки в данную
страну.
Стратегия маркетинга предполагает комплексное
использование и внутреннего и внешнего каналов сбыта. Но их роль, в зависимости
от характера производимых услуг, разная. Если туристская организация
специализируется на продаже комплексного обслуживания, ее сбытовой аппарат
должен в основном ориентироваться на зарубежных посредников. Можно открывать за
рубежом собственные агентства и представительства, как это делают гиганты
туристского бизнеса, но это связано с большими валютными затратами. Средним
фирмам для продажи своих услуг за рубежом гораздо выгоднее использовать
туристские организации, занявшие прочное положение на местном туристском рынке
и имеющие большой опыт такой работы.
Формирование внешнего сбытового аппарата следует
понимать как установление на основе договора или контракта партнерских отношений
с зарубежными туристскими фирмами. Поэтому их изучение (оценка деловых качеств
и заинтересованности в сотрудничестве с нашими фирмами) является важнейшим
условием эффективного функционирования этого аппарата. Если же туристская фирма
производит отдельные туристские услуги в большом объеме, ей предпочтительнее
иметь более развитый внутренний сбытовой аппарат.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА
Следующей
ступенью в продвижении туристского продукта и услуг является создание спроса на
эти товары и услуги. Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными
средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального
развития этой страны. Так, в Российской Федерации только 10% населения может
фактически воспользоваться туристскими услугами за счет семейного бюджета. На
потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы: демографический,
географические и климатические условия станы, политическая и экономическая
стабильность, безопасность в стране пребывания и другие. Кроме этого на туристский
спрос оказывают влияние сезонные колебания, которые также имеют свои
особенности.
Продвижение
товара или услуги – широкое понятие, включающее деятельность по рекламе в
прессе и печати, технику личной продажи, связи с общественностью, деятельность по
стимулированию продаж. Использование средств по стимулированию спроса в области
туризма нацелено не только на конечного потребителя, но и на многочисленных
производителей туристских услуг, посредников и т.д.
Для того,
чтобы продать продукт необходимо: привлечь внимание потенциальных потребителей;
вызвать интерес у потребителей к продукту; вызвать желание у потребителей
купить данный продукт; стимулировать покупателей к данному действию.
Как формы
личной продажи, так и реклама весьма эффективны для этого. Но наиболее
эффективным является использование этих двух форм вместе. Реклама идеально
подходит для привлечения внимания и создания интереса у потенциальных
покупателей к определенному товару или услуге. Техника личной продажи лучше
всего подходит для создания у покупателей желания приобрести тот или иной
туристский продукт.
В туризме
широко используются такие средства стимулирования спроса, как реклама, личная
продажа, стимулирование сбыта и пропаганда.
Личная продажа.
Личная
(персональная) продажа, предполагающая индивидуальное общение работника
туристского предприятия с клиентами, широко распространена в туризме. В контакт
с клиентами в роли продавцов вступают практически все сотрудники фирмы. Они
должны вызывать доверие, умение убеждать и квалифицированно консультировать
потребителей.
Значение
личной продажи трудно переоценить при решении таких задач, как формирование
предпочтения и убеждения клиентуры, побуждение к приобретению туристского
продукта.
Личная
продажа может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, она
используется для налаживания планируемых взаимоотношений с потребителями. С
другой стороны – это непосредственное осуществление сбытовых операций. Если
свести личную продажу к ее простейшему выражению, станет ясно, что речь идет
всегда о ситуации, в которой присутствуют две стороны: тот, кто предлагает
услугу, и тот, кто испытывает в ней потребность.
Процесс личной продажи достаточно сложен, т.е. в ходе ее необходимо:
1.
Вести переговоры (здесь требуется, прежде всего,
умение убеждать, аргументировано отвечать на выдвигаемые возражения и искусно
использовать выразительные средства в устной речи).
2.
Установить отношение (для этого необходимо знать,
как принять клиента, завязать контакт, правильно подойти к делу, внимательно следить
за развитием отношений и завершить продажу именно в тот момент, когда это
потребуется).
3.
Удовлетворить потребность (это означает уловить
момент или найти побудительные мотивы клиента к покупке туристского продукта,
т.е. найти ключевые аспекты интереса клиента, разделить его озабоченность,
внимательно выслушать жалобы или критику).
Сочетание всех этих элементов можно представить как ряд классических
стадий:
1) прием клиента и установление контакта
От расположенности и открытости клиента и способности продавца привлечь
его внимание зависит установление и сохранение взаимоотношений. В своих
профессиональных действиях персонал фирмы должен руководствоваться чувством
нравственности и воодушевления. Это те первостепенные качества, которые им
необходимы.
2) выявление потребностей клиента
Важная часть в процессе личной продажи. Путь к продаже идет через
внимательное исследование потребностей клиента. При этом следует учитывать
существенное с точки зрения маркетинга обстоятельство: люди покупают пользу,
а не свойства продукта. Чтобы этого достичь, необходимо изучать потребности
клиента, что требует наличия у продавца особых психологических качеств.
3) представление продукта
Важнейшая стадия процесса личной продажи. От того, как будет
представлена та или иная туристская продукция, в значительной мере зависят ее
имидж, отношение клиента, заинтересованность в приобретении. Общим условием
успеха является обстоятельство, что клиент произведет покупку туристского
продукта только в том случае, если в ходе личной продажи получит достоверную
информацию о фирме, продукте и сотруднике, их представляющем.
4) преодоление возможных возражений
Попытка повлиять на выбор клиента, оказать на него давление неизбежно
вызывает защитную реакцию с его стороны. Защитная реакция обязательно должна
приниматься во внимание сотрудником фирмы и учитываться в его поведении.
Поэтому преодоление возможных возражений клиента – важный шаг на пути к
достижению целей личной продажи.
5) осуществление продажи
В качестве высшей цели личной продажи выступает непосредственное
осуществление продажи. Однако не всякий контакт с клиентом может доходить до
этой стадии. Исключительное значение при этом имеет умение сотрудника
почувствовать момент готовности клиента к покупке туристского продукта.
6) последующий контакт с клиентами.
Логическим завершением процесса личной продажи является последующий
контакт с клиентом. Туристская фирма всегда заинтересована в том, чтобы клиент
остался удовлетворен услугой, т.к. это обеспечивает последующее взаимодействие.
Последующий контакт с клиентом позволяет выяснить степень удовлетворения его
нужд предложенным продуктом, уточнить запросы и пожелания клиентов, которые
являются исходным пунктом для совершенствования отдельных услуг и развития
продуктовой стратегии туристского предприятия.
Стимулирование
сбыта.
Это использование многообразных средств, стимулирующего воздействия,
призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка. Средства стимулирования
обладают тремя качествами: привлекают внимание и содержат информацию, которая
может вывести потребителя на товар, предполагают уступку, льготу, содействие,
которые представляют ценность для потребителя, содержат четкое предложение
незамедлительно совершить сделку или покупку. Фирмы применяют стимулирование
сбыта, которое включает стимулирование потребителей и посредников.
Страницы: 1, 2, 3
|