В 80-х годах Х1Х века на углу Невского и
Владимирского проспектов, в доме,перестроенном выдающимся петербургским
архитектором П.Ю.Сюзором была открыта гостиница «Москва». При гостинице, как и
положено, был ресторан. Позже гостиницу закрыли, перепланировав всю ее площадь
под ресторан. На первом этаже под рестораном «Москва» открылось кафе, не
имевшее официального названия. Пустоту тут же заполнил фольклор, наделивший
кафе безошибочно точным именем «Подмосковье». В 60-х годах ХХ века это кафе
получило широчайшую известность под новым фольклорным названием «Сайгон». Ныне
«Сайгон», давно уже ставший своеобразным памятником шестидесятникам, не
существует. В его помещениях расположился модный магазин иностранной бытовой
техники. Попытки реанимировать «Сайгон» на других территориях серьезного успеха
не имели. На Большой Мещанской улице недавно появилось кафе с таким же именем,
но это название - официальное и к легендарному «Сайгону» имеет довольно
отдаленное отношение.
Демократический характер «маленьких ресторанов» в
значительной степени определил их социальную функцию. Кафе объединяли людей по
интересам, по их формальному или неформальному социальному статусу. У всех на
памяти кафе литературные и театральные, студенческие или поэтические. Такую же
объединяющую функцию играли и многие рестораны. Например, ресторан «Крыша» в
гостинице «Европейская» долгое время был постоянным местом встреч актеров после
окончания вечерних спектаклей. По аналогии с Большим и Малым залами филармонии
ресторан «Крыша» в театральных кругах назывался «Средним залом филармонии».
Такое же название в городском фольклоре 60-х годов прошлого века получил
ресторан «Восточный» на Невском проспекте.
В кругах рафинированных петербургских гурманов
рестораны ценились своими петербургскими традиционными яствами. В отличие от
купеческой Москвы, славящейся, скажем, выпечными изделиями, Петербург не без
основания гордился морскими продуктами. «На Фонтанке треснул лед, в гости
корюшка плывет». «Рыбацкий куркуль, вместо корюшки омуль». «Славна Москва
калачами, Петербург - сигами». В названиях многих изысканных кушаний навсегда
сохранились имена известных петербуржцев. Так, блюдо из мелко нарезанных
кусочков мяса, тушеных в сметане, носит имя его создателя графа Строганова -
бефстроганов. Имя министра финансов в Александровскую эпоху Д.А.Гурьева осталось
в названии «гурьевской каши», которая представляла собой манную кашу, изготовленную
на сливочных пенках, вместе с грецкими орехами, персиками, ананасами и другими
фруктами.
Ленинградцы помнят плавучие рестораны «Парус», и
«Корюшка». В народе их называли «Поплавками».
Сегодняшнее возрождение ресторанного дела в
Петербурге, стремительный количественный и качественный рост ресторанов,
заметное увеличение их роли в общественной жизни города вселяет уверенность в
появлении новых легенд и мифов, пословиц и поговорок, связанных с яркой жизнью
петер-бургских кафе и ресторанов.
В 2000 году в Санкт-Петербургском
экономико-технологическом колледже питания открылся Музей истории развития
общественного питания Петербурга[26].
Таких музеев в мире единицы. В нашей стране до
сих пор был только один - в Москве. В петербургском музее представлена
уникальная коллекция меню известных ресторанов, кулинарных книг и журналов,
образцы кухонной утвари. Многие из экспонатов - подлинники.
Здесь и меню из стандартной советской столовой
под названием «Правильный путь», где за 1 рубль 25 копеек можно было плотно
пообедать, и фото ресторанов периода НЭП «Ампир» и «Красный борец». Под стеклом
пожелтевшие книги с потрясающими заголовками: «Товарищеское харчевание» (о
домовых кухнях-столовых двадцатых годов), «Техника коммунального питания»,
трактат «Как еда питает наше тело» и учебники по «Основам питания».
Идея создания музея принадлежит сотрудникам Петербургского
экономико-технологического колледжа питания. По замыслу создателей музея,
экспозиция должна не только удовлетворить «кулинарное» любопытство
петербуржцев, но прежде всего стать учебной базой для студентов колледжа и
других вузов, готовящих специалистов этой отрасли.
По официальным данным, в 2002 году сеть
предприятий торговли города увеличилась по сравнению с 2001 годом на 4,1%,
общественного питания - на 4,9%, бытового обслуживания - на 9%. За прошлый год
было открыто более 900 предприятий, из них: 376 - торговых, 204 - общественного
питания, 328 - бытового обслуживания, 12 - комплексов мелкорозничной торговли.
Согласно проведенного Госкомстатом РФ в
2001 году выборочного обследования предприятий малого и среднего бизнеса в
Санкт-Петербурге, доля общей численности предприятий торговли и общественного
питания в общей структуре предприятий составляла примерно в малом бизнесе –
10,3%; в среднем – 18,4% (таблица 2.3.).
Таблица
2.3.
Отраслевая принадлежность предприятий малого
и
среднего бизнеса (%%)
Отрасли
|
Малые предприятия
|
Средние предприятия
|
Доля в
общей численности
|
Доля в выборочной совокупности
|
Доля в
общей численности
|
Доля в выборочной совокупности
|
Машиностроение
|
3,5
|
6,1
|
8,9
|
5,7
|
Другие
отрасли промышленности
|
8,1
|
9,1
|
9,9
|
12,8
|
Транспорт
и связь
|
1,1
|
4,5
|
3,7
|
2,8
|
Строительство
|
12,0
|
11,4
|
7,0
|
5,7
|
Розничная
торговля и общественное питание
|
10,3
|
12,2
|
18,4
|
11,4
|
Оптовая
торговля и МТС
|
32,1
|
26,0
|
7,4
|
11,4
|
Отрасли
рыночной инфраструктуры*
|
5,5
|
9,1
|
8,0
|
8,5
|
Сфера
услуг**
|
6,2
|
12,2
|
22,3
|
28,6
|
Наука и
научное обслуживание
|
5,2
|
1,5
|
12
|
7,1
|
Прочие
|
13,2
|
7,6
|
2,7
|
5,7
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
* информационно-вычислительное
обслуживание, финансы, страхование, операции с недвижимостью, общая
коммерческая деятельность по обеспечению рынка
** бытовое обслуживание, ЖКХ, здравоохранение, образование, культура.
На рис.2.1. представлена оценка
положения предприятий розничной торговли и общественного питания по пятибалльной
шкале.
Рис.2.1. Оценка положения предприятий розничной
торговли и
общественного питания (по пятибалльной шкале)
Как показывает рисунок наиболее
проблемные области: инвестиции, уровень маркетинга продукции и уровень оснащения
и оборудования, экспортно-импортная деятельность, то есть то, что требует наибольших
финансовых затрат.
Среди проблем, с которыми сталкиваются
предприниматели в сфере общественного питания в современных условиях, можно
выделить пять основных. Во-первых, это существующий налоговый режим,
во-вторых, нестабильность нормативно - правового регулирования,
в-третьих, нехватка оборотных средств, в-четвертых, проблемы подбора
необходимых кадров и в-пятых, поиск источников инвестиций.
Вплотную к последней проблеме деятельности
предприятий малого и среднего бизнеса в данной сфере примыкают чрезмерная
конкуренция и сложность прохождения процедур административного
регулирования.
Если говорить о предприятиях «быстрого питания»,
то этот рынок, несмотря на имеющиеся трудности, свойственные малому и среднему
бизнесу, в городе стремительно развивается. Сейчас руководители предприятий
общественного питания в основном ориентируются на так называемый «средний
класс». С 2002 года появилась новая быстро развивающаяся сеть ресторанов
быстрого питания «Блин-Дональтс». Она стала оснащать свои предприятия
пончиковыми автоматами «СИКОМ» модели ПРФ-11/900. Организатор сети закусочных
«Блин-Дональтс» фирма «Конкорд» имеет серьезные намерения потеснить на рынке
быстрого питания такую знаменитую марку как McDonald’s. В отличие от нее в
«Блин-Дональтс» кормят традиционно русской пищей: борщ, солянка, студень,
пельмени, блинчики с начинкой, пышки. Кормят вкусно, сытно и дешево (меню
рассчитано на людей со средним и ниже среднего доходом). Интерьер оформлен в
традиционно русском стиле, не забыты даже куклы - матрешки и петрушки - для
детской части посетителей, так как целевая группа заведения включает семьи с
детьми. Всего в Санкт-Петербурге планируется открыть 30 таких ресторанов.
Каждый ресторан может обслуживать до 5 000 посетителей в день, среднее
количество - 2 000. По данным наблюдений, каждый третий посетитель заказывает
по 4-5 пышек, это означает до 3 000 пышек в день. Несложно посчитать прибыль,
если известно, что себестоимость пышки по продуктам укладывается в 2 цента, а
цена пышки в «Блин-Дональтс» - 3 рубля, то есть около 10 центов.
И еще о развитии «пончикового» бизнеса. Мобильные
кафе, павильоны обслуживают в основном потребителей с низким уровнем дохода.
Сети ресторанов быстрого питания - людей со средним уровнем дохода.
Надо отметить, что солидные предприятия
общественного питания все больше обращают внимание на новые технологии
производства пончиков.
В 2002 году с петербургского рынка ушел
первопроходец рынка быстрого питания компания «Григорьев и Грильмастер»,
представлявшая с 1994 года в России торговую марку Grillmaster.
Владельцем торговой марки GrillМaster является
немецкая компания GrillMaster System, управляющая в Германии 40 ресторанами.
Под маркой GrillMaster в Европе на условиях франчайзинга работают 160
ресторанов. Меню составляют свиные ножки, немецкие колбаски, пицца, хот-доги,
пиво. Входящая в петербургский холдинг «Норд» компания «Григорьев и Грильмастер»
приобрела права на развитие торговой марки GrillМaster в России в 1994 г.
Рестораны сети действуют в Новосибирске, Перми и Самаре.
По мнению руководства компании,[27] основная причина
закрытия закусочных - низкая рентабельность бизнеса, связанная с высокими
арендными ставками в центральной части города. Кроме того, точкам GrillMaster
оказалось непросто конкурировать с петербургскими закусочными McDonald's. Два
из четырех освободившихся помещений переданы принадлежащему «Норду» ресторану
«Метрополь».
GrillMaster не первая сеть быстрого питания под
иностранной вывеской, столкнувшаяся с серьезными проблемами при освоении
петербургского рынка. В 2000 г. свернула работу в Северной столице финская сеть
быстрого питания Carrols, вложившая в свое развитие в городе с 1996 г. $2 млн[28].
С петербургского рынка fast food ушли также сеть
Galeo, российская сеть «Золотой цыпленок» и ряд других. Зато компания
«Макдоналдс» после долгого перерыва вновь приступила к строительству ресторанов
в Петербурге. Новые рестораны появились у станций метро «Черная речка» и
«Озерки». Первый, с залом на 60 персон (302 кв. метра), расположен в
северо-восточном углу сквера у пересечения набережной Черной речки с Торжковской
улицей. Дизайн выполнен в традициях «Макдоналдса», то есть со скатной кровлей
характерной ломаной конфигурации. «Озерковский» вариант выглядит более
современно: здесь навес над главным входом поддерживают две высокие
параболические арки, которые, визуально накладываясь друг на друга, образуют
большую фирменную букву «М». Общая площадь фаст-фуда в Озерках - 352 кв. метра.
Место строительства - треугольный островок на пересечении Выборгского шоссе и
проспекта Энгельса[29].
На протяжении нескольких лет программа открытия
новых ресторанов «Макдоналдс» в Петербурге была заморожена. Осенью 2001 года
президент компании «Макдоналдс» в России Хамзат Хасбулатов заявил[30] о возобновлении
программы застройки города ресторанами этой фирмы. К началу 2002 года в
Петербурге работали восемь фаст-фудов «Макдоналдс». В ближайшие два года
компания планирует увеличить свое присутствие на берегах Невы еще на десяток
ресторанов. Теперь акцент будет сделан на спальных районах. Помимо «Озерков» и
«Черной речки» фирма проектирует ресторан у станций «Ломоносовская» (новое
строительство), «Ладожская» (аренда в строящемся торговом комплексе «Невский
каскад»), «Горьковская» (аренда), на Комендантской площади (новое строительство),
на Ленинском проспекте, у станций метро «Электросила» и «Проспект Просвещения»,
на перекрестке проспекта Славы и Будапештской улицы, на Балканской площади.
В 1997 году, когда в городе открывался первый
ресторан этой фирмы, ее руководство заявляло, что в течение 1998-1999 годов в
Петербурге будет открыто более 20 ресторанов. Однако после кризиса темпы
замедлились. В 1999 году компания даже отказалась от уже готового проекта и
выделенного ей пятна под строительство на пересечении Ленинского проспекта и
бульвара Новаторов. Причиной отказа было названо наличие под участком тоннелей
метрополитена, что существенно удорожает строительство.
В Петербурге с 1999 года действует Ассоциация
«Петербургское бистро. Ассоциация была создана с целью объединения нескольких
заведений общепита. Во всех бистро, вошедших в нее, были установлены одинаковый
ассортимент, единый уровень цен и стандарты обслуживания.
Сегодня ассоциация включает два предприятия
формата бистро, рестораны «Эллада» и «Дворик», пивной бар «Милитари» и блинную[31]. Несколько
проектов находятся в работе - например, организация целого комплекса заведений
общепита в новом торговом центре на ул. Лебедева. Там будет пышечная,
кафе-мороженое, детское кафе. Помимо заведений общепита, в ассоциацию входят
торговый дом «Русское стекло», небольшой хлебозавод, строительное производство
и предприятия сферы бытовых услуг.
Ресторанный комплекс «Мыши» заслуживает внимания.
Он организован в подвальном помещении жилого дома на Невском проспекте. Под
организацию ресторанного комплекса «Мыши» в аренду у КУГИ были взяты весь
первый и цокольный этажи 5-этажного жилого дома на Московском проспекте
(напротив ст. м. «Парк Победы»), площадь которых составляет 500 кв. м. В итоге
реконструкции на этой территории открылись ресторан «Мыши», кофейня «Мышиная
нора» и бистро «Мышеловка» с единым производством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|