Настоящую революцию на нашей кухне произвело
появление нового очага - плиты, при Петре Первом. Вместе с ней появились у нас
и новые блюда, которые невозможно было изготовить в русской печи - бифштекс,
лангет, рыба жареная в тесте. Из Франции и Голландии перешли в русскую кухню
многие соусы, прозрачные бульоны, сложные сладкие блюда, а также и необычные
тогда продукты: картофель, помидоры, цветная капуста. И, конечно, неоспоримую
роль в развитии русской национальной кухни сыграли трактиры и рестораны, в
которых в XIX веке на основе наших народных традиций и блюд - борщей, щей, ухи,
пирогов, расстегаев, каш, запеканок и сформировалась отечественная кулинарная
школа.
В советские времена общественное питание
разнообразием не отличалось, за редкими исключениями. Общественное питание как
отрасль народного хозяйства была представлена такими видами предприятий, как
столовые, закусочные, рестораны, кафе и др. [7]
Большинство столовых предлагали посетителям весьма скромное и чаще всего
невкусное меню. Традиционно это были щи, каша, жареная рыба, компот, пирожки.
Несколько лучше обстояли дела в ведомственных предприятиях общественного
питания, где для приготовления пищи использовались качественные продукты.
Г.Е.Чернов[8]
выделяет три основных фактора, определявших структуру общественного питания в
централизованно управляемой экономике:
-
Во-первых, это место отрасли в статистическом учете;
-
Во-вторых, это вид услуг, которые предоставляли различные
предприятия общественного питания населению;
-
В-третьих, это категория населения, которая обслуживалась
предприятиями общественного питания.
Надо сказать, что до начала 70-х годов ХХ века в научной
литературе вопрос о месте общественного питания в системе народного хозяйства
вообще не ставился. Авторы, как правило, выделяли три основные функции
общественного питания: производство, реализация и потребление готовой пищи и
услуг.[9]
В социальном плане труд работников отрасли
общественного питания всегда был наименее оплачиваемым.
В целом можно констатировать, что отношение к
отрасли было неконструктивным. Вероятно, это обстоятельство послужило условием
формирования на предприятиях общественного питания ростков предпринимательской
культуры в нашей стране.
Начавшаяся в 1992 году приватизация, в том числе
предприятий общественного питания, в 1993 году достигла своего максимума, и
постепенно темпы ее стали снижаться. В 1988 году более 80% предприятий
общественного питания находилось уже в негосударственной собственности[10]. Следует отметить,
что Санкт-Петербург стал лидером приватизации. Уже к 1993 году 77% розничного
товарооборота, в который входит и общественное питание, приходилось на долю
частного сектора[11].
В современной научной трактовке общественное
питание принято относить к третичному сектору, то есть к сектору, который занят
производством услуг, а, с другой стороны, услуги общественного питания,
ориентированные на удовлетворение базовых потребностей конечного потребителя,
следует относить к отраслям социальной сферы[12].
Реформы внесли большие изменения в облик
общественного питания. Сегодня в большинстве своем предприятия общественного
питания несут на себе четкий отпечаток американской унифицированности, особенно
это относится к туристско-экскурсионному комплексу.
Классификация и стандартизация предприятий
общественного питания осуществляется в соответствии с принятым и введенным в
действие Постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 198. 3. Данный
стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие
требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов.
Положения стандарта распространяются на предприятия общественного питания
различных организационно - правовых форм. В данном стандарте использованы
ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность.
Общие требования; ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения;
СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения; СНиП 11-4-79 Естественное и
искусственное освещение; СанПиН 42-123-4117-86 Санитарные правила. Условия,
сроки хранения особо скоропортящихся продуктов; СанПиН 42-123-5777-91
Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские
цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое; МБТ 5061-89 Медико -
биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и
продуктов, утвержденные Минздравом СССР 01.08.89. 3.
Согласно Стандарту, предприятие общественного
питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции,
мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации
потребления (ГОСТ Р 50647). 3.2.
Тип предприятия общественного питания - вид
предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой
кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг. 3.3.
Класс предприятия общественного питания - совокупность
отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая
качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. 3.4.
Ресторан - предприятие
общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления,
включая заказные и фирменные; винно - водочные, табачные и кондитерские
изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
3.5.
Бар - предприятие общественного питания с
барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и
безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные
изделия, покупные товары. 3.6.
Кафе - предприятие по организации питания и
отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном
ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
3.7.
Столовая - общедоступное или
обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного
питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по
дням недели меню. 3.8.
Закусочная - предприятие
общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного
приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого
обслуживания потребителей. 4. Классификация предприятий общественного питания
4.1.
Стандарт предусматривает следующие типы
предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
При определении типа предприятия учитывают следующие факторы: - ассортимент
реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; - техническую
оснащенность (материальную базу, инженерно - техническое оснащение и
оборудование, состав помещений, архитектурно - планировочное решение и т.д.); -
методы обслуживания; - квалификацию персонала; - качество обслуживания (комфортность,
этику общения, эстетику и т.д.); - номенклатуру предоставляемых потребителям
услуг. 4.2.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и
номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший
и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям: - «люкс» -
изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг,
ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для
ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
- «высший» - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный
ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для
ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для
баров; - «первый» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент
фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов,
набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных
- для баров. 4.3.
Кафе, столовые и закусочные на классы не
подразделяют. 4.4.
Рестораны различают: - по ассортименту
реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней
зарубежных стран; - по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в
зоне отдыха, вагон - ресторан и др. 4.5.
Бары различают: - по ассортименту реализуемой
продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный,
коктейль - бар, гриль - бар; - по специфике обслуживания потребителей -
видеобар, варьете - бар и др. 4.6.
Кафе различают: - по ассортименту реализуемой
продукции - кафе - мороженое, кафе - кондитерская, кафе - молочная; - по
контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др. 4.7.
Столовые различают: - по ассортименту реализуемой
продукции - общего типа и диетическая; - по обслуживаемому контингенту
потребителей - школьная, студенческая и др.; - по месту расположения -
общедоступная, по месту учебы, работы. 4.8.
Закусочные разделяют: - по ассортименту
реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная,
пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия,
гамбургерная и т.д.). 4.9.
Рестораны, кафе и бары сочетают производство,
реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и
развлечений потребителей. 5. Общие требования к предприятиям общественного
питания 5.1.
На предприятиях общественного питания любого типа
и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и
сохранность их имущества при условии соблюдения «Правил производства и
реализации продукции общественного питания», утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил,
а также требований пожарной и электробезопасности. 5.2.
Предприятия общественного питания любого типа
должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые
справочно - информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория
должна иметь искусственное освещение в вечернее время.
На территории, прилегающей к предприятию и
доступной для потребителей, не допускается: - проведение погрузочно -
разгрузочных работ; - складирование тары; - размещение контейнеров с мусором; -
сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны
быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.
На предприятии должны быть предусмотрены
аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации,
система оповещения и средства защиты от пожара.
Предприятия всех типов и классов должны быть
оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый
уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация,
отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь. Вход в предприятие должен
обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход
и выход.
Предприятие должно иметь вывеску с указанием его
типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия,
юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы,
об оказываемых услугах.
Учитывая большое разнообразие современного рынка
общественного питания, сосредоточим свое внимание, прежде всего на сегменте
предприятий «быстрого питания».
Изначально фаст фуд в России ориентировался на средний класс,
способный тратить на легкий обед от $5 до $10. Кризис 1998 г. заставил
предприятия фаст фуд пересмотреть свою целевую группу и ценовую политику.
Большинство заведений по-прежнему ориентируется на сумму разовой покупки около
$5, но их меню расширено за счет ассортимента, рассчитанного на потребителей с
небольшими доходами. Дополнительными привлекающими факторами стали наглядность
процесса приготовления (доказано, что все любят наблюдать за действиями повара,
а еще лучше участвовать в них), использование одноразовой посуды и приборов,
что дает экономию места и наглядное свидетельство высокой гигиены,
промоушен-акции (купите два- и тогда третий получите бесплатно) и т.п.
Социальными факторами, способствовавшими развитию
фаст фуда, стало появление большого числа мобильных, активно работающих людей.
И обвинение в однообразии сетям быстрого питания теперь не грозит, так как в
последнее время более заметной становится разница в сервировке «быстрой пищи».
Основные концептуальные бренды, которые сгруппированы по реализуемым товарным
группам: гамбургеры, пицца, цыпленок, бифштексы, дары моря, национальные блюда.
Наконец, немало помогли фаст фудам такие мировые гиганты, как «Кока» и «Пепси»,
начавшие осуществлять с ними сбытовую политику.
Что касается менеджмента на предприятиях
общепита, то все участники процесса осознали: отрасль будет работать и
развиваться по сетевому принципу. Начинать создание сети нельзя с 1-2 точек:
чем сеть больше, тем она эффективнее. На российском рынке имеется более
тридцати концепций «быстрого питания». Однако лишь незначительное их количество
имеет более 2-3 заведений, считанные единицы образуют сети[13].
Возрастные и социальные параметры клиентов этих
заведений заметно отличаются. Это особенно заметно с наступлением вечера и в
выходные дни, когда публика в разных сетях быстрого обслуживания становится
совершенно различной, и начинается борьба за «своего» клиента. В обеденное
время посетитель обычно проводит за едой около 20 минут. После шести часов
вечера посетители сидят дольше и проводят около получаса, а после семи вечера,
когда офисы пустеют, люди обычно проводят за столиком около часа.
Наиболее динамично на нашем рынке развиваются
сегодня два игрока, первый - иностранный - McDonald's, второй - отечественный -
«Ростик`с». Эти сети появились в начале 90-х годов ХХ века, а сегодня лидируют
по числу ресторанов и работают в самых лучших местах. Следует отметить, что
сегодня ресторанный бизнес занимает четвертое место по вероятности банкротства
и второе по рентабельности. Вероятно, поэтому ресторанов, баров, кафе в России
достаточно много, и процесс их открытия идет непрерывно. Специалисты считают,
что потребность в точках питания пока еще не удовлетворена, и выйти на этот
рынок не так сложно. Два похожих кафе, расположенные в 200 м друг от друга,
могут спокойно сосуществовать и приносить прибыль. Сроки окупаемости дорогих
кафе составляют 2-3 года, недорогих - около года[14].
Однако продажи сети McDonald's в мире с каждым
месяцем становятся ниже (за исключением России). В четвертом квартале 2002 года
компания впервые понесла убытки в размере $350 млн. После публикации этих цифр
акции компании упали до самого низкого за 10 лет уровня. А после войны в Ираке
эти показатели еще снизились. В конце марта 2003 г. заговорили, что McDonald's
собирается продать свое подразделение Partner Brands. Сегодня в него входят
несколько сетей быстрого обслуживания, работающих преимущественно в США и не
связанных с основным брендом компании. Это рестораны Donato Pizzeria, Boston
Market и
Chipotle Mexican Grill. Аналитики полагают, что для McDonald's скорее
всего содержание этих сетей не так выгодно. Для их поддержания и дальнейшей
раскрутки требуются миллионы долларов. По оценкам Merrill Lynch, ежегодные
вложения в эти сети должны составлять не менее $30-40 млн. А $1 млрд, который
называется как примерная стоимость подразделения Partner Brand, позволит
McDonald's погасить часть долгов[15].
Если транснациональный гигант развивается за счет
больших инвестиций, то быстрый рост ресторанов «Ростик`с» происходит из-за
активного использования франчайзинга. В 2002 году компания «Макдональдс»
открыла в России 21 ресторан (их общее число достигло 94), в этом году
планируется открыть еще 20 ресторанов. «Ростик Групп» сегодня насчитывает около
70 ресторанов разных концепций (помимо сети «Ростик`с», объединяющей около 30
ресторанов, компания развивает и другие сети, часть из них тоже относится к
фаст-фуду), а в этом году планируется увеличить их число еще на 40 заведений[16]. Столь бурный рост
этих сетей объясняется технологичными концепциями, созданными по западным принципам
(в основе меню лежит «монопродукт» - гамбургер, жареный цыпленок и проч.),
рестораны работают в схожих форматах - отдельно стоящие заведения, рестораны в
торговых центрах, а также рестораны с концепцией «драйв-ин», ориентированные на
автомобилистов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|