И все-таки самба
постепенно утверждалась как наиболее яркая форма самовыражения черного
населения, пережившего три с половиной столетия рабства. Она быстро завоевала
фавелы Рио, обитатели которых начали устраивать свои собственные шествия. В
1935г. власти Рио-де-Жанейро официально разрешили проводить карнавал в его
народной форме.
Школам самбы
стали предоставлять государственные субсидии. Не имевшие до этого времени
определенной структуры, они теперь обрели свой статус, получили собственные
помещения, создали комитеты управления, собиравшие ежемесячные взносы. Возникла
федерация школ самбы. Отныне в шествиях могли участвовать лишь ее члены. Эта
'бюрократизация' ускорялась по мере возрастания интереса к карнавалу со сторону
государства, а также публики, жаждавшей незабываемых зрелищ.
Начиная с 70-х
годов школы превращаются в настоящие 'фабрики карнавала', работающие круглый
год и располагающие всей необходимой инфраструктурой. Фантасмагория шествий -
итог долгих усилий, о которых зритель не подозревает. Ушли в далекое прошлое те
времена, когда школы самбы подключались к организации карнавала лишь перед
самым его началом. Балы и репетиции, на которые за определенную плату
допускается публика (они привлекают до 150 тыс. зрителей), коммерциализация
культурной продукции (танцевальные группы), помощь банкиров в проведении бичо
(разновидность лотереи) приносят гораздо больше доходов, чем месячные взносы
членов ассоциации самбы.
Создание
этого особого института потребовало и соответствующего персонала, -
бухгалтеров, юристов, администраторов, - представляющего в большинстве своем
совсем иные социальные круги, чем его основатели. Школам пришлось
приспосабливаться к их вкусам. Самые крупные из них стремятся, подобно клубам
для среднего класса, расположиться в более престижных местах. Но каждый год
совершается чудо: несмотря на всю свою эволюцию и организованную подготовку,
карнавал, выплеснувшийся когда-то из глубин народной души, всякий раз заново
обретает свое волшебное очарование.
Шествия
Вот
так описывают праздник бразильские писатели Амаури Жориу и Иром Араужу:
'Впереди всех едет колесница (abre-alas), символизирующая школу. За ней следуют
повозки, оформленные в виде различных аллегорий. А между ними идут танцоры.
Члены комиссии отдают распоряжения. Ведущие участники не спеша занимают свои
позиции. Дирижеры настраивают оркестры. Вот по сигналу главный певец, стоящий
на колеснице, запевает тему самбы - samba-enredo. Следуя старой традиции,
участники слушают ее, затем, подхватывая мелодию, вступает оркестр - и все
начинают петь, повторяя основную тему два или три раза, не двигаясь, поджидая
отставших. И вдруг, словно по волшебству, все приходит в движение. Начинается
самый прекрасный в мире фестиваль народного искусства. Неторопливо, с пением и
танцами проходит кортеж, вызывая вокруг радость и восхищение'. Для
многочисленных зрителей, готовых оплатить этот спектакль, приготовлены
расположенные амфитеатром места. Их отгораживают передвижными загородками, чтобы
насладиться зрелищем могла только публика, заплатившая за вход. Правда, это
неизменно вызывает протесты тех, кто не может позволить себе такой роскоши.
С
1984г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее.
Она построена на авениде Маркиза Сапукаи по проекту знаменитого бразильского
архитектора Оскара Нимейра и рассчитана на 850 тыс. зрителей (длина аллеи 700
м, ширина - 13 м). Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник,
когда проходят школы самбы первой категории. Шествие каждой из них занимает
полтора часа.
Все подчинено
четкому регламенту: система оценки, которой следует жюри, время прохода каждой
школы, число участников, размеры повозок, представляющих различные аллегории,
тема самбы samba-enredo, ее исполнители, порядок элементов в выступлениях школ.
Сегодня каждая школа сама выбирает себе тему. Но так было не всегда. Правда,
первоначально свобода выбора существовала. Но с 1939г. и до конца 60-х гг.
последовательно сменявшие друг друга диктаторы навязывали темы,
иллюстрировавшие национальную историю. Затем под нажимом публики школы вновь
обрели свободу. Постепенно тема самбы завоевывает все музыкальное пространство
карнавала (помимо шествий, она звучит на балах, во время танцев на улицах, по
радио, по телевидению), становясь продуктом индустрии массовой культуры.
Популярности
карнавала больше всего способствует телевидение. Оно не только транслирует из
Рио-де-Жанейро на всю страну шествие школ самбы первой категории, но и знакомит
с региональными балами и шествиями по местным и национальным телеканалам. В
1995г. эти передачи посмотрели 65 млн. телезрителей. Другое важное новшество -
появление carnavalesco, специалиста по организации шествий. Он предлагает тему,
создает манекены и персонажи аллегорий, продумывает аксессуары, подбирает
необходимые ткани, находит цветовое решение, руководит монтажом композиции,
организует репетиции, а с недавних пор вмешивается и в выбор текста для самбы.
Своего
апогея танцевальная феерия достигает в феврале, когда на улицы Рио выплескивается
неукротимо празднество, всемирно известный карнавал. В течение недели в
'великолепном городе', как называют Рио его жители, не работают промышленные
предприятия и учреждения. Даже парламент страны берет праздничный 'тайм-аут'.
Конкурсы на лучшее исполнение самбы проходят во всех городах и поселках
Бразилии, однако коренные жители Рио, кариоки, говорят, что кто не видел
карнавала в Рио, тот не видел настоящий тропический карнавал. Четыре ночи с
заката солнца и до его восхода на 'самбодроме' (специально построенном
комплексе с трибунами по обе стороны дороги, по которой проходят карнавальные
шествия) непрерывно гремят барабаны, движутся тысячи танцующих людей в масках.
Одна школа самбы сменяет другую, лучшая из них по решению жюри получает приз. В
эти дни в Рио приезжают не менее 1 млн. иностранцев и гостей из других городов
страны (входные билеты на карнавальное шествие - 190$).
Карнавал
воскрешает древние языческие обряды, существовавшие задолго до появления
португальцев в Бразилии. Хотя официально около 90 % бразильцев считаются
католиками, у жителей Рио большой популярностью пользуется макумба
(разновидность вуду - черной магии) и кандомбле (белая магия). Некоторые
исповедуют язычество совершенно открыто. Накануне Нового года почитатели морской
богини Йменьи устраивают торжественную церемонию в честь своего кумира.
Облачившись в белые одежды, они отправляют в плавание небольшую, украшенную
цветами лодочку, в которой лежат дары для богини, губная помада и французское
шампанское.
Период
после наступления Нового года, по прошествии рождественских и новогодних
каникул, для всех жителей планеты не столь примечателен, как для населения
Бразилии. Здесь как раз все только начинается, и начинается с предвкушения
карнавала. Для кого-то это время важных решений, кто-то пускается в большие
траты, а кто-то просто хочет отвлечься от будней. Еще очень важно - в Бразилии
сейчас лето. И карнавал проходит в самый его разгар. В феврале этого года
Рио-де-Жанейро ожидает принять более трехсот тысяч туристов со всего мира.
Самые важные дни - с 10 по 12 февраля. Вообще ежегодно карнавал проходит в
течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается
в субботу, заканчивается в среду. Карнавал продлится с 8 по 15 февраля, но
неофициально страна будет продолжать праздновать до 17 числа. После него
наступает Великий пост. Можно сказать, что карнавал - это та же Масленица, со
своей широкой масленицей (знаменующей конец праздника в среду).
Иногда
платформы теряют часть своих декораций еще до появления здесь. Шествие каждой
платформы имеет свою структуру. Мужчины в белых майках толкают повозки, женщины
в красочных дорогих костюмах идут перед платформой, группа мужчин изображает
традиционных кариокас (жителей) в белых майках и панамах. Впереди процессии
шествует женщина, несущая флаг школы. Рядом с ней танцует мужчина, привлекающий
внимание к этой 'принцессе' и призывающий зрителей аплодировать. Группа
барабанщиков также своя у каждой школы. Перед ними следует королева -
телезвезда, специально приглашенная знаменитость или просто красавица. Помимо
Самбодрома на улицах и даже на пляжах разворачивается народное гулянье.
Основные улицы закрыты для проезда. Повсюду танцуют самбу, пьют веселящие
напитки и распевают песни.
Во время
карнавала Католическая церковь проводит мессы за прощение грехов, совершаемых в
эти дни. Архиепископ Рио-де-Жанейро предписывает пастве двухсот сорока двух
приходов города замаливать грехи участников карнавала. Церковь не противится
этим ежегодным дням веселья, но просит верных католиков молиться за прощение
излишеств в то время, как большая часть населения идет не в соборы, а на улицу,
чтобы влиться в мир праздника самбы, спиртного и секса.
На
период карнавала бразильские города коронуют короля Момо, которого выбирают из
самых толстых мужчин (они должны весить более 140кг!). В этом году вот уже
шестой раз подряд королем Момо в Рио стал тридцатилетний архитектор Алекс де
Оливейра. Он обязан присутствовать на 200 дефиле, балах и конкурсах, и конечно,
на Самбодроме, где будут соревноваться 14 школ. Билеты на Самбодром не дешевы.
Во время церемонии открытия карнавала мэр города вручает королю Момо ключи от
Рио-де-Жанейро. Во время карнавала проходит около двухсот балов в разных
районах города, самый знаменательный - бал во дворце Копакабана, на который
съезжаются актеры, политические деятели, футбольные звезды, модели. В феерии
карнавала участвуют все. Несколько лет назад президент Бразилии решил
поучаствовать в карнавале в Рио и показать, как он любит этот город.
Закончилось все заголовками во всех газетах Бразилии, кричащими о том, как
глава государства потерял контроль над собой. Нужно знать, что с декабря по
февраль в Рио-де-Жанейро - пик сезона, поэтому просто необходимо заранее
забронировать отель. В остальное время гостиницы обычно снижают цены.
Cостоится парад
победителей, показательные выступления лучших школ самбы. На самом деле
соревнования танцоров называются 'ранчос', и представляют собой торжественные и
романтические любовные истории, которые воплощались исполнителями с помощью
танцев под совершенно другие, нежели самба, ритмы. От ранчос со временем
исполнители перешли к самбе, которая гораздо более ярко и интересно показывала
эмоциональный настрой танцующих и рассказывала об их любовных переживаниях.
Специалисты считают, что современные школы самбы произошли именно от
исполнителей ранчос.
Что
можно считать символом Бразилии ? Государственный гимн, флаг, герб? Да,
конечно. Все это так, но уж слишком официально. Может быть сказочно красивая
природа, футбол, криминал, самба, красочные карнавалы? В какой – то мере тоже.
Но эти символы сами по себе не столь однородны для всей страны и, в зависимости
от штата, имеют свою, местную, специфику
5. Транспорт
Любимый
транспорт - автомобиль. В шестидесятых годах все были уверены, что завтра
каждая бразильская семья будет иметь машину, и не особенно заботились о
пешеходных дорожках и подземных переходах. В итоге дом может быть без крыши, но
рядом с ним непременно стоит машина. Любимица нации Фуска, классический
фольксваген-жук. Неприхотливый автомобильчик, заполнивший улицы городов и сел,
первая машина местной сборки и первая для многих бразильцев. Порой потрепанную
фуску держат в гараже рядом с престижными лимузинами - как памятник эпохи и
сентиментальное воспоминание.
В
конце недели бразильские города пустеют. Из столицы, расчерченой сетью
автотрасс, дороги уведут куда угодно. На выходные принято уезжать за город - к
хрустальному сорокаметровому водопаду Итикира, в заповедник Пиренополис, где
растет знаменитое дерево жатоба, ровесник Бразилии (в 2000 году здесь отметят
пятисотлетие открытия страны португальцами). Дальние поездки приурочивают к
отпуску. Две тысячи километров на север от столипы, и вы в гостях у крокодилов
- в Амазонии. Правда, знающие люди от таких поездок предостерегают. В этом
зеленому аду (из самолета кажется, что летишь над бескрайним бильярдным сукном)
человеку раствориться так же легко, как капле воды в Амазонке. Тем более что вы
можете чем-то не понравиться выходящим из сельвы индейцам. Могут, как
поговаривают, и съесть...
Водители
очень часто ездят на красный свет светофора.
Очень
много девушек ездят на мотоциклах.
Очень
мало дорожной полиции на дороге, однако, на дорогах очень много камер и радаров
скорости. В Бразилии две полиции на дорогах – дорожная, федеральная. Дорожная
полиция любит ко всему цепляться и требовать деньги. Федералы проверяют
документы через компьютер и если все в порядке отпускают.
Водители
грузовиков часто ездят со скоростью более 100 км/час и очень часто обгоняют
друг друга по встречной полосе (при этом легковые машины на встречной полосе, в
расчет не берут). Почти у всех грузовиков автоматическая подкачка колес. С
логистикой в Бразилии плохо - 50% грузовиков едут пустые. Как правило,
грузовики поворотниками показывают можно ли их обгонять или нет.
Во
время сильного дождя или плохой видимости, лучше не обгонять т.к. многие
водители не включают габаритных огней.
6. Праздники
1
января - День всеобщего содружества / Новый год
20
января - основание города Рио-де-Жанейро
апрель
- Святая суббота
21
апреля - Тирадентис
1 мая
- День труда
7
сентября - День независимости
12
октября - Праздник Явления Богородицы
2
ноября - День поминовения усопших
15
ноября - День провозглашения Республики
25
декабря - Рождество
А также:
Февраль-март:
гонки Формула-1 в Сан-Паулу
Вторая половина
февраля: праздники в Манаусе (Manaus)
Апрель, с 16-го по 21-е: праздник Независимости в Ору-Прету (Ouro Preto)
20 апреля: День индейца в Ресифи
В июне с 28-го по 30-е: карнавал в Амазонии
С 10-го по 25 июня: фольклорный фестиваль в Белене, Манаусе и Сан-Луисе
Конец июня: марафон в Рио-де-Жанейро
Июль: фестиваль артистов в Ору-Прету
Июль: кинематографический фестиваль в Грамаду, на юге страны
В 20-х числах августа: фольклорный фестиваль в Сан-Луисе и Белу-Оризонти
Конец августа: фольклорный фестиваль в Парати
В 10-х числах сентября: сражение Guarapes в Ресифи
В октябре по воскресеньям: фольклорный фестиваль в Сан-Луисе.
Заключение
По
идее здесь все должно быть наоборот. Когда у нас зима, в Бразилии - лето, когда
у нас день, у них - раннее утро. Мы ходим одетыми, даже слишком, они - почти
голыми. У нас в лесах много грибов, у них - диких обезьян
На
самом деле различия между нами вовсе не такие разительные. Но, чтобы убедиться
в этом, надо увидеть Бразилию собственными глазами!
Список
литературы
1.
Померанц
Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах / Сост. С.Я.Левит; Редкол.
1-го тома: И. Л.Галинская ( отв. ред.) и др.-М.: Юристъ, 1995.Т.
1,1995.-С.445-455.
2.
Гачев
Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и
славянством.-М.:Раритет,1997.-676,[2] с.
3.
Гачев
Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций – М.: Academia, 1998. – 429c.
4.
По
материалам сайта "reports.travel.ru"
5.
По
материалам сайта "Туринфо"
6.
По
материалам сайта "www.nalogi.net"
Страницы: 1, 2, 3
|