-
сохранность заготовок, деталей, узлов и
полуфабрикатов в процессе их движения по стадиям обработки, потребления и
хранения;
-
улучшение организации складского учета деталей,
узлов и сборочных единиц за счет оборудования специальных мест хранения,
обеспечение современными весоизмерительными и аналитическими устройствами;
-
закрепление за должностными лицами отдельных
коллективов (бригад, участков) функций по оформлению учетной документации или
сбору информации с машинных устройств, повышение персональной ответственности
за правильность оформления и полноту сбора информации;
-
достоверность и своевременность информации о
производстве путем использования балансов учета движения деталей,
полуфабрикатов в управленческом и финансовом учете в виде сводных документов;
-
переход к механизированному сбору, передаче и
обработке информации о движении деталей, узлов и полуфабрикатов к получению на
основе первичного учета результирующей информации с помощью персональных ЭВМ на
разных уровнях управления;
-
своевременную и полную в течение определенного
отчетного периода проверку данных оперативного учета в сопоставлении
фактическим состоянием, размерами и комплектностью незавершенного производства
с помощью инвентаризации, что одновременно позволяет улучшить информационную базу
планирования производства и нормирование запасов по местам возникновения и
заделов.
Инвентаризация-
способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации
определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери,
недостачи, хищения. Инвентаризация способствует сохранности материальных
ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности
учетной информации.
Группировка и оценка, использование
контрольных счетов -
способ изучения позволяющий накапливать и систематизировать информацию об
объекте. Главными признаками группировки объектов управленческого учета
считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и
организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции
системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно
ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и
разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.
Контрольный счет – это
итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного
периода.
Планирование, нормирование и лимитирование - входят в
систему управления предприятием.
Планирование -
непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие
возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем
будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на
статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.
Нормирование - процесс
научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленные на
обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей
наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и
нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все
сферы его деятельности.
Лимитирование - первая ступень контроля за
материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит-
установление границ выдачи, исходя из норм. Система лимитирования должна
состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом, но и из учетных
и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию
отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование
материальных затрат.
Анализ - в
процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в
результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие
управленческие решения.
Контроль –
завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность
предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и
устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная
связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для
осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы
и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями
на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.
Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе
организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей
управления.
Принятие решений в
предпринимательской деятельности.
Принятие решений, так же как и обмен
информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость
принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со
всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия
решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи,
сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует
непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса
разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону
управления, так как содержание управления раскрывается в содержании
принимаемых решений. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Понимание характера управленческих
решений зависит прежде всего от точки зрения на место и роль процесса
принятия решений в системе менеджмента. С позиций системного анализа процесс
управления является в сущности процессом решения проблем организации,
возникающих по мере ее функционирования и развития. Цикл управления всегда
начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и
принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его
выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения
поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых
решений, возобновляя таким образом управленческий цикл. (Принципиальная схема
этого процесса представлена на рис. 1.3. Это показывает, что всякое управление
реализует вполне определенную последовательность трех основных этапов:
· определяет состояние управляемого объекта (идентификация проблемы);
· вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка
и принятие решения);
· реализует его (реализация решения).
Иначе говоря, смысл управленческой
деятельности состоит в обеспечении достижения организацией поставленных целей,
содержание же управления заключается в выработке определенных мер,
направленных на реализацию этих целей, осуществляемой в форме принятия и
осуществления решений. Разработка, принятие и реализация решений являются,
таким образом, концентрированным выражением самой сущности управления.
Рис. 1.3. Схема процессов
управления и формирования решения.
Что же такое решение? Попытаемся дать
сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой-либо деятельности
возникают ситуации, когда человек или группа сталкиваются с необходимостью
выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого
выбора и будет являться решением. Таким образом, решение — это выбор
альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки
раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном
опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно
привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из
предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места
проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального
образования, выбор вида банковского вклада и т.д.
Любому поступку индивида или действию
коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются
универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп.
Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером
человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений, их
принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений,
принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие
(организационные) решения?
·
Цели. Субъект
управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих
собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в
целях решения проблем конкретной организации.
·
Последствия.
Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять
на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает
направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее
работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь
многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей
могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов.
Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно
повысить уровень безработицы.
·
Разделение труда.
Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и
выполняет, то в организации существуют определенное разделение труда: одни
работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений,
а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.
·
Профессионализм.
В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего
интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений -- гораздо
более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной
подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий
определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями
самостоятельно принимать определенные решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности
принятия решений в организациях, можно дать следующее определение
управленческого решения.
Управленческое решение – «это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его
должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации».[1]
Одной из характерных черт исследований,
относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим
проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение различных, а
иногда и далеких по своему предмету областей науки. В разработке теории
принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи,
экономисты и юристы. Это вполне естественно, так как управленческое решение —
комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его
основные аспекты.
1.
Психологический. Его особенность заключается в том, что
решение рассматривается прежде всего как логико-мыслительный акт, т.е. под
управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность
субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы.
2.
Информационный. Этот подход подчеркивает информационную
природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается
как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого
решения, а само решение трактуется как информация, специально
собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления.
3.
Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия
решения - его полномочности и юридическим последствиям. Управленческое решение
при этом рассматривается прежде всего как организационно-правовой акт,
принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим
образом оформленный.
4.
Организационный.
Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных
изменений. В этом случае управленческое решение определяется как один из.
Моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и
средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов
управления..
Эти различные подходы концентрируют
внимание на каком-то одном, пусть и важном, аспекте управленческого решения,
но не дают полного представления о нем. И только их объединение позволяет
понять сущность такого сложного процесса, как принятие решений.
Рассмотрев сущность управленческого
решения, перейдем к изучению его характеристик.
Таким образом разработка, принятие и
реализация решений является концентрированным выражением самой сущности
управления.
Решение – это выбор альтернативы.
Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным
характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах управления и
составляет часть любой функции менеджмента.
Процесс принятия решения.
Так как информация, подготовленная
бухгалтерами-аналитиками, должна рассматриваться в свете ее конечного влияния
на принятие решений то необходимым условием для правильного восприятия
управленческого учета в предпринимательской деятельности является понимание
процесса принятия решения.
Процесс принятия решения,
планирования, контроля и регулирования.
1.определите задачи.
ò
2.приступите к поиску альтернативных вариантов.
ò
1 3.соберите данные об альтернативных вариантах действий.
ò
4.выберите альтернативные
варианты действий.
ò
5.осуществите
принятые решения.
ò
6.сравните
фактические запланированные результаты.
2
ò
7.примите меры по устранению отклонений от плана.
1.- процесс планирования
2.- процесс контроля и регулирования
Из представленной модели принятия решения
видно, что первые пять этапов представляют собой процесс принятия решения или
планирования. Планирование, по существу, является осуществлением выбора среди
альтернативных вариантов и действий по принятию решения. Последние два этапа
отражают процесс управления, который складывается из оценки и корректировки
фактических показателей с целью реализовать выбранные альтернативные варианты.
Определение целей и задач.
Прежде чем принять правильные решения,
необходимо определить цель или
руководящее направление, которые помогут
принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед
другим.
Ведется большая полемика о том, какие
цели и задачи должны ставить перед собой фирмы. Обычно, согласно экономической
теории, владельцы фирмы преследуют цель получения максимальной прибыли или,
более точно, увеличения богатства держателей акций. Выдвижение в качестве цели
достижения максимальных прибылей аргументируют по-разному. С юридической точки
зрения владельцы обыкновенных акций являются владельцами фирмы, которая поэтому
для получения ими прибылей должна управляться их достоверными менеджерами. Есть
и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибылей ведет к росту
всеобщего экономического благосостояния, т. е. повышая свое благосостояние, вы
тем самым повышаете благосостояние всего общества. Более того, вполне разумным
представляется мнение о том, что большие прибыли послужат интересам фирмы
больше, чем маленькие. Поэтому максимизация прибылей в данном случае является по
крайней мере полезной аппроксимацией (приближением).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|