q
единство измерений.
В Российской Федерации действуют
общие и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента
обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями
специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности
отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Порядок разработки технического регламента изложен в законе «О техническом
регулировании» и принимается федеральным законом после публичного обсуждения. В
исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его
публичного обсуждения. До вступления в силу федерального закона Правительство РФ
вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте при положительном
решении соответствующей экспертной комиссии Госстандарта России.
1.3.5. Виды
стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации
и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих
видов: основополагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля
(испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические
положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования,
нормы и правила, обеспечивающие:
общие требования в процессах создания и использования продукции,
охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья,
имущества;
взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности
(науке, технике, производстве);
информационную совместимость и однозначность понимания объекта
стандартизации;
установление общих методов проектирования, подготовки производства,
хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.
Основополагающие стандарты, как правило, образуют
определенные системы (комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных,
международных) стандартов и отраслевых, дополняющих государственные с учетом специфики
отраслей. К таким стандартам относятся: основные (общие) положения, порядок (правила),
термины и определения, общие требования или нормы, методы, допуски, типовые технологические
методы.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают
требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
В этих стандартах устанавливаются:
всесторонние требования к разработке и производству
продукции;
типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие
унификацию и взаимозаменяемость продукции;
условия обеспечения сохранности свойств продукции
при ее транспортировании и обращении.
Стандарты и технические условия на продукцию
должны формироваться в совокупности взаимоувязанных стандартов и технических условий,
регламентирующих информационную, конструктивную, метрологическую, эргономическую,
технологическую, эксплуатационную и надежностную совместимость и обеспечивающих
высокий научно-технический уровень продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Технические условия должны, как правило, разрабатываться
на конкретную продукцию на основе и в строгом соответствии (взаимодействии) со стандартами,
разработанными на группу однородной продукции, в которую входит эта конкретная продукция.
К таким стандартам относятся: основные параметры
и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкция и размеры, общие технические
требования, маркировка, упаковка, транспортирование, хранение, эксплуатация, ремонт,
общие технические условия, технические условия.
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные
требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного
рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования,
эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Большую роль в оперативном
освоении новой продукции играют стандарты системы автоматического проектирования
(САПР), модульного конструирования и по принципиальным схемам технологического процесса
изготовления изделий. Типичным объектом стандартов на работы являются типовые технологические
процессы.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать
требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной
среды при проведении технологических операций. Эти воздействия могут иметь химический
(выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение
микроорганизмами) и механический характер.
На современном этапе большое значение приобретают
стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции
(услуг).
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают
методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа
продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны
в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов
оценки обязательных требований к качеству продукции (услуги). Выполнение этих условий
в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.
Несмотря на многообразие методик, приемов и способов
контроля можно выделить и общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся:
средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения
контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимая погрешность испытания.
Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы,
в стандартах даются рекомендации относительно способа и места отбора пробы от партии
товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами,
определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.
Возможны и смешанные стандарты, например,
в стандартах на продукцию (услуги) оговариваются и методы контроля.
1.3.6. Порядок
разработки государственных стандартов
По ГОСТу Р 1.2 разработку государственных стандартов
Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а
также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной
стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами
на разработку стандартов или в инициативном порядке.
При разработке стандартов
используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
опытно-тех-нологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные,
региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные
национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях
отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Предусмотрен следующий порядок разработки
стандарта:
1-я стадия — организация разработки
стандарта;
2-я стадия — разработка проекта
стандарта (первая редакция);
3-я стадия — разработка проекта
стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;
4-я стадия — принятие и государственная
регистрация стандарта;
5-я стадия — издание стандарта.
Построение, изложение, оформление, содержание
и обозначение стандартов — по ГОСТу Р 1.5.
Организация разработки стандарта заключается
в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет
(ТК), которую могут подавать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие
общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации,
предприятия и предприниматели.
На разработку стандарта с разработчиком заключается
договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа
разрабатывается техническое задание.
Технический комитет (ТК) определяет подкомитет
(ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ)
или определяет предприятие для разработки стандарта.
Разработка проекта стандарта (первой редакции)
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными,
региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации,
а также прогрессивными национальными стандартами других стран.
Подготовленный проект стандарта проверяет
секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем
подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую
научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России). Кроме
того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.
Разработку проекта (окончательной редакции)
и представление его для принятия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов.
Заключение по этому проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля
и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта России (Госстроя России).
Согласование и принятие решения по проекту
стандарта проводится по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.2.
Принятие и государственная регистрация стандарта,
а также введение в действие производится Госстандартом России (Госстроем России)
после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации,
требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой
терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.
Издание стандарта и распространение его осуществляет
Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке.
Обновление (изменение, пересмотр) стандарта
производится по инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных
объединений, государственных органов управления.
Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают
при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за
собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией,
изготовляемой по действующему стандарту.
Такого характера изменение включают в изменение,
обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции
(услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных)
стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных
стандартов других стран.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый
стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом
указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение
старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.
Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют
при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению
взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту,
и (или) изменению основных показателей качества продукции.
Отмена стандарта производится
Госстандартом России (Госстроем России):
в связи с прекращением выпуска продукции или проведения
работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;
при разработке взамен данного
стандарта другого нормативного документа;
в других обоснованных случаях.
Информация о принятых стандартах, изменениях,
пересмотре и отмене стандартов публикуется в ежемесячном информационном указателе
“Государственные стандарты Российской Федерации”
1.3.7. Государственный
контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов
Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления
и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения
соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ
и услуг.
Государственный контроль и надзор проводится:
q
у юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку,
продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию
продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;
q
в органах по сертификации,
осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;
q
в испытательных лабораториях
(центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения
соответствия.
По содержанию
контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях
субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется
в отношении объектов, не находящихся
в ведомственном подчинении
органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта
могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на
любом промышленном предприятии
или предприятии сферы услуг. Это
же касается других государственных органов, которым дано право
административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности,
охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, горного дела и промышленности,
воздушных, морских и речных судов,
архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.
В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия
направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных
норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя,
защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.
Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов,
правил обязательной сертификации.
Правовой основой
Государственного контроля и надзора за соблюдением
требований государственных стандартов
(далее — госнадзор) являются законы Российской
Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».
Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства
измерений и обязательной сертификации включает в себя:
а) государственный контроль и надзор за соблюдением
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам;
б) государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами
правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;
в) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации
при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных
процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;
г) государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением
средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц
величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых
при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого
вида при их расфасовке и продаже;
д) государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств
измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности
по изготовлению и ремонту средств измерений.
При проведении государственного
контроля и надзора проверке подлежат:
q
продукция или товары (далее
- продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;
q
техническая (конструкторская,
технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы
и услуги;
q
системы управления качеством;
q
работы по подтверждению соответствия
(сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными
лабораториями (центрами).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|