| Основы микроэкономики |
Основы микроэкономики
Содержание:
1. Рыночное предложение: понятие,
факторы, функция. Закон предложения .3
2. Законы потребления Госсена.
Правило максимизации полезности......... .5
3. Понятие средних и предельных
издержек в краткосрочном периоде. Исчисление и графическая интерпретация........................................................................... .8
4. Условия равновесия фирмы
«совершенный конкурент» в краткосрочном периоде: аналитическая и графическая
интерпретация................................................ 11
5. Основные формы и системы
заработной платы....................................... 15
6. Понятие Парето-предпочтения и
Парето-эффективности......................... 18
Задача 4.......................................................................................................... 20
Задача 19......................................................................................................... 22
Список использованной литературы............................................................. 23
1. Рыночное
предложение: понятие, факторы, функция. Закон предложения.
Предложение – это количество товара, которое может
быть произведено фирмами за определённый период времени при существующей цене.
Предложение можно рассмотреть как минимальную цену, по которой фирмы согласны
продавать свою продукцию, что бы компенсировать затраты на её производство.
Существует
прямая зависимость между ценой и объёмом предложения, это объясняется законом
увеличения альтернативных издержек. Из данного правила есть исключение:
предложение может быть фиксированным на краткосрочных отрезках времени. Это
связано с тем, что производство товара требует времени, усилий, и невозможно
мгновенно увеличить объём производства.
Рис. 1 -
Предложение товара
Предложение может изменяться под
воздействием неценовых
факторов, которые приводят к параллельному сдвигу кривой. К ним
относят: а) изменение издержек производства в результате технических
нововведений, изменения цен на ресурсы (С ); б) цены товаров-заменителей (Ps);
в) цены дополняющих товаров (Рс); г) налоги и субсидии (Т); д) ожидания
производителей (Е); е) внешние объективные условия производства (N).
Если учесть, что денежные средства у
предпринимателей неизменны, то рост цен на факторы производства сокращает
возможности их покупки и, следовательно, производства товаров и услуг.
Следовательно, предложение товара сократится даже, если цена его останется
неизменной. Совершенствование технологии позволяет произвести большее
количество товаров из тех же ресурсов, что означает рост предложения.
Ресурсы могут использоваться на
производство товаров, удовлетворяющих разные потребности. Например, молоко
может использоваться для изготовления творога и для производства масла. Если
цена масла на рынке возрастает, то очевидно, молокозаводу будет выгодно
направить молоко на производство масла и предложение творога на рынке при
неизменной цене сократится.
В условиях безотходного производства или
комплексного использования сырья рост производства одного товара вызывает
увеличение предложения дополняющих товаров. Если, например, растет цена на
мясо, то это приведет к необходимости убить большее количество скота и увеличит
предложение шкур для производства кожи.
Каждое предприятие платит налоги, которые
рассматриваются как издержки производства. Поэтому, если налоги растут, то это
вызывает сокращение производства и предложения товаров. Субсидии
рассматриваются как уменьшение издержек предприятия. Поэтому, если субсидии
растут, то издержки снижаются и при неизменных средствах можно увеличить
предложение.
Ожидания изменения цен на товары в будущем
могут повлиять на желание производителей поставить товар на рынок в настоящем
или придержать его на складе. Обычно ожидание роста цен приводит к сокращению
предложения.
Объективные условия в виде обычаев,
традиций, климатических особенностей складывается на производстве и
предложении. Так, если лето оказывается дождливым, то спрос на солнцезащитные
очки сократится, и производство целесообразно снизить. А производство и
предложение зонтов увеличится.
С учётом этого функция
предложения принимает вид:
Совокупность кривых индивидуального
предложения в рамках данного рынка дает кривую рыночного предложения, которая
отражает ту минимальную цену, на которую согласны все производители при каждом данном
объеме производства.
2. Законы
потребления Госсена. Правило максимизации полезности.
Спрос
на товар и услуги предъявляет потребитель и поэтому для изучения спроса
необходимо разобраться, чем руководствуются потребители. Решение этой проблемы
посвящается теория потребительского выбора. Она пытается
выяснить: а) систему предпочтений потребителя; б) описать множество доступных
потребителю товаров; в) описать механизм выбора потребителя и свойство лучшего набора товаров;
г) выяснить, как изменяется набор товаров при
изменении внешних условий.
Теория
потребительского выбора опирается на две аксиомы:
1.
суверенитет потребителя (каждый человек самостоятельно принимает
решение о покупке товара и никто не может заставить покупать его другие
товары).
2.
рациональность потребителя (каждый человек покупает такие товары и
в таком объеме, чтобы получить максимальную пользу, выгоду)
Основные понятия
теории являются потребность и полезность.
Потребность – это чувство
удовлетворённости, которое человек желает продлить или состояние
неудовольствия, от которого желает избавиться.
Полезность – это свойство товаров
удовлетворять потребность человека. Полезность является субъективной оценкой
каждого отдельного человека. Одно и то же благо может разными субъектами оцениваться
прямо противоположно (например, сигареты курящими и некурящими; футбол
мужчинами и женщинами).
Выделяют общую и
предельную полезность.
Общая
полезность – это та выгода, которую получает человек при потреблении определённого
количества товара за определенный период времени:
Предельная
полезность – это та выгода, удовлетворение, которые получает субъект при
потреблении дополнительной единицы блага (дополнительный глоток воды).
Предельную полезность можно описать производной от общей полезности:
Общая полезность
увеличивается при увеличении количества потребляемого блага. Так как организму
человека свойственно насыщение, то, достигнув определенного максимума, общая
полезность начинает падать. При этом максимальное значение общей полезности
достигается в том случае, если предельная полезность равна 0. В этом случае
можно говорить о полном насыщении потребности человека.
Дальнейшее потребление блага будет приносить ему ущерб (например, большое
количество сладкого может вызвать сахарный диабет и ожирение).
Рис. 2 -
Взаимосвязь общей и предельной полезности
В теории
существует два подхода к анализу поведения потребителя:
1) количественная
теория
2) порядковая
теория
В соответствии с количественной
теории каждый субъект может определять общую и предельную полезность
каждого потребляемого блага и руководствуется двумя положениями, которые
получили название законы Госсена.
I закон: Предельная полезность каждой
дополнительной единицы блага убывает, достигая нуля в точке полного насыщения.
Данный закон объясняется насыщением потребности человека и уменьшением степени
остроты желания.
II закон: Если человек потребляет
несколько благ и не может достигнуть по каждому точки насыщения, то
максимальной выгоды он достигнет в том случае, если потребляется такое
количество каждого блага, что получит одинаковую предельную полезность по
каждому из них:
MU1=MU2 = … = MUn
Данное положение
получило интерпретацию в работе австрийского экономиста К. Менгера и известно в
экономической литературе как таблица Менгера.
Таблица 1 -
Таблица Менгера
|
Количество
товара
|
MUa
|
MUb
|
MUc
|
MUd
|
1
2
3
4
5
6
7
|
10
9
8
7
6
5
4
|
9
8
7
6
5
4
3
|
7
6
5
4
3
2
1
|
6
5
4
3
2
1
0
|
Из таблицы видно,
что равновесие достигается, если потребляется, например, 6 единиц товара a, 5 единиц товара b, три единицы товара c, две единицы товара d, так как предельная полезность всех
товаров равна 5.
Менгер и Госсен в
своём анализе не учитывает цен на товары и услуги. Если учесть фактор цены, то
второй закон примет вид:
Человек достигает
максимального удовлетворения, в том случае, если он получил одинаковую
предельную полезность на единицу денег, затраченную на покупку товара.
Общая полезность принимает вид функции полезности от объема благ U1=f(X1).
С учетом многообразия товаров и их взаимосвязи в
потреблении функция полезности принимает вид:
U=f(X),
где X=(х1,х 2,...хn), где Х - набор товаров
1,2,... n.
Необходимо
учитывать взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров, приносящих субъекту
больше удовольствия (чай с сахаром), чем обособленное потребление каждого
отдельного блага (чай, вода и сахар). Следует также учитывать, что экономическое
благо может удовлетворять несколько разных потребностей человека. Все эти
обстоятельства приводят к тому, что в реальной жизни количественную теорию
полезности трудно реализовать на практике.
3. Понятие средних
и предельных издержек в краткосрочном периоде. Исчисление и графическая
интерпретация.
Под издержками
понимаются затраты фирмы на производство и реализацию продукции[1].
При этом издержки трактуются с позиции альтернативных издержек. Что связано с
проблемой выбора. Производя какую-то продукцию, мы тем самым отказываемся от
производства другой продукции. Проблема альтернативного выбора стоит перед
любым субъектом. Издержки различаются на явные и неявные с точки зрения фирмы.
Явные издержки – затраты фирмы в денежной
форме, которые она несёт на покупку факторов производства у других субъектов. Они
отражаются в бухгалтерском учёте и называются поэтому бухгалтерскими
издержками.
Неявные издержки – это затраты, которые несёт предприниматель в связи
с использованием принадлежащих ему факторов производства. Неявными они
называются в силу того, что не учитываются в бухгалтерской отчётности. Фирма
оценивает эти издержки с точки зрения упущенной выгоды, то есть того дохода,
который можно было бы получить, продавая эти факторы другим субъектам.
Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих предпринимателю,
- это стоимость используемых ресурсов в лучшем из других вариантов их
применения. Альтернативная стоимость рабочего времени предпринимателя –
зарплата, которую он мог бы получить, работая по найму. Альтернативная
стоимость вложенного капитала – наибольшая прибыль, которую можно было бы
получить, вложив эти деньги в другой проект и т.д.
Неявные издержки
в совокупности с бухгалтерскими издержками образуют экономические издержки.
Можно утверждать, что бухгалтерские издержки показывают, во что обходится
производство и реализация продукции фирмы с точки зрения использования покупных
факторов. А экономические издержки показывают, во что обходится производство и
реализация продукции обществу, с точки зрения использования всех факторов
производства. В дальнейшем анализе мы будем использовать понятие экономические
издержки.
Рассматривая
экономические издержки, необходимо ввести понятие нормальная прибыль.
Под ней понимается минимальное вознаграждение, ради которого предприниматель
согласен вести бизнес. Нормальная прибыль должна быть равна неявным издержкам,
так как только в этом случае предпринимателю целесообразно использовать
принадлежащие ему факторы производства в собственном производстве, а не
продавать другим фирмам.
Экономические
издержки в краткосрочном периоде делятся на постоянные (FC), и переменные (VC).
Постоянные издержки – это издержки, величина
которых не зависят от объёма производства и они существуют даже в том случае,
когда прекращается производство (например, арендная плата).
Переменные
издержки –
это издержки, величина которых изменяется одновременно с изменением объёма
производства (например, затраты на электроэнергию, идущую на работу станков).
В долгосрочном
периоде все издержки являются переменными. В зависимости от объёма производства,
издержки бывают:
1. Общие (ТС) - показывает затраты фирмы
на производство и реализацию всей произведённой продукции. Они распадаются на общие
постоянные (TFC) и общие переменные (TVC).
2. Средние (AC), которые показывает затраты на
производство и реализацию единицы продукции. Распадаются средние издержки на
средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC). Рассчитываются средние издержки по
формулам:
Средние издержки
,
Средние постоянные издержки
.
Средние переменные издержки
.
3. Предельные издержки (МС) – это дополнительные
затраты на производство и реализацию дополнительной единицы продукции.
Для анализа
поведения фирмы необходимо выявить, как ведут себя издержки при изменении
объёма производства. Это требует исследования функции издержек, которая
описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами,
необходимыми для его обеспечения. Функция издержек связана с производственной
функцией.
В краткосрочном
периоде общие постоянные издержки не меняются, поэтому графически выглядят как
прямая горизонтальная линия.
Рис. 3 Поведение
общих издержек
Общие переменные
издержки при изменении объема производства увеличиваются. При этом в силу
действия закона убывающей предельной производительности, чем больше объем
производства, тем выше скорость роста общих переменных издержек.
Так как общие
издержки рассчитывается как сумма TFC и AVC, то графически они будут
выглядеть как прямая, параллельная TVC, удалённая от неё на величину TFC (рис. 3).
Средние издержки в краткосрочном периоде ведёт себя следующим образом:
Средние постоянные издержки (AFC) по
мере роста объема производства убывают. Средние переменные издержки (AVC) первоначально убывают, а затем
растут, что связывает с действием закона убывающей предельности
производительности. АС первоначально убывает, так как сокращаются AFC и AVC, достигнув минимального размера начинают расти и чем больше
объем производства, тем ближе значение АС и AVC (рис. 4).
Предельные
издержки (MC) первоначально убывают, а
затем начинают возрастать, при этом они пересекают кривые AVC и AC в точках их минимальных значений. Такое поведение связывает
с действием закона убывающей предельности производительности.
Рис. 4 Поведение
средних и предельных издержек
4. Условия
равновесия фирмы «совершенный конкурент» в краткосрочном периоде: аналитическая
и графическая интерпретация.
Совершенная
конкуренция — это рыночная структура,
которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают
однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью
свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной
для всех участников рынка доступностью информации.
В краткосрочном
периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и
поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя
объем производства. Для определения его оптимального значения используются два
подхода (метода)[2]:
Страницы: 1, 2
|