Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах вообще не связывает
государства — участников Пакта целями возможных законодательных ограничений, за
исключение наиболее общей из них — «исключительно с целью способствовать
общему благосостоянию в демократическом обществе». Возможные же ограничения
государства — участники Пакта вправе законодательно вводить в отношении
общепризнанных и перечисленных в Пакте прав и свобод «только постольку, поскольку
это совместимо с природой указанных прав». Совершенно очевидно, что
употребляемый Пактом критерий совместимости ограничений с природой прав
достаточно иной, нежели используемый в аналогичном случае Конституцией РФ
критерий ограничения прав — «в той мере, в какой это необходимо в целях...».
Международный
пакт о гражданских и политических правах в ст. 4 допускает право
государств-участников во время чрезвычайного положения в государстве, при
котором «жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально
объявляется», допускать меры в отступление от взятых по Пакту обязательств,
причем только в такой степени, в какой это требуется остротой положения и при
условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими
обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации
исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального
происхождения. Исключение из этого права государства вводить ограничение прав
во время чрезвычайного положения делается для права на жизнь, на недопущение
пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека
обращения или наказания, рабства и подневольного состояния, лишения свободы на
основании невыполнения договорного обязательства, признания виновным в
совершении преступления, не являющегося на момент совершения таковым по внутригосударственному
законодательству или международному праву; права на признание правосубъектности
человека, права на свободу мысли, совести и религии. Корреспондирующая ст. 4
Пакта ст. 56 Конституции РФ устанавливает, что в условиях чрезвычайного
положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя
могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом
отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Простое сравнение международно-правового и конституционного положений о
возможном ограничении прав человека и основных свобод в случае введения чрезвычайного
положения также обнаруживает значительные различия, комментировать которые в
отдельности было бы излишним. Во многом не соответствуют и перечни прав
человека, не подлежащих ограничению.
Итак,
государство — гарант основных прав и свобод лишь отправляется в данном случае
от основных положений общепризнанных принципов и норм международного права,
однако законодательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкретизирует
их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное
соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это
определенным образом характеризует положение и роль государства как гаранта во
взаимодействии с системой международно-правовых гарантий основных прав и
свобод.
Государство
выступает основным и главным гарантом осуществления такого сущностного
свойства прав и свобод, как их способность определять смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и
свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в
современном международном праве, хотя общий смысл и содержательная
направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.
Между
тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные
свободы, обладающие огромным потенциалом демократического, гуманистического,
всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего
последовательного и полного воплощения участия государства, его понимания,
согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного
закрепления, организационного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное
право формирует сущностно содержательное государство с его законодательством, органами и др.
Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих
ему формах и процедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демократических
процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные
свободы — главное, наиболее действенное средство такого воздействия.
Сущностно-содержательное
государство формирует общество, но демократическое государство — орган
общества, его официальный представитель.
Посредством
государства общество «вживляет» (если они не сформировались в системе
общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в
передовых западноевропейских и североамериканских странах) права человека и
основные свободы в общественную ткань, в систему многообразных общественных
отношений, предотвращает процессы «отторжения» и пр.
Права
и свободы, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и
занимая одно из значимых мест в общей в масштабах всего общества системе
общественных отношений, определяющим образом воздействуют на смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления. Но все это определяющее воздействие прав человека и
основных свобод на содержание государства, его законодательной и иной
деятельности невозможно без самого государства как, повторяем, органа
общества. Именно в таком качестве государство в данном случае выступает и как
гарант прав и свобод.
Самостоятельный аспект гарантирования государством
основных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно
обусловлены правовым статусом таких структурных подразделений общества, как
социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей
называет прямо семью, характеризуя ее как естественную основную ячейку
общества, имеющую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3
ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совершеннолетия
мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших
в брак сторон и основывать семью без всяких ограничений по признаку рас,
национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. Указанные положения Всеобщей
декларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов
универсального уровня: Конвенции и Рекомендации о согласии на вступление в
брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Декларации и
Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин 2. Более
обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регламентированы
в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.
10).
Основные
права и свободы связаны с существованием и жизнедеятельностью такой масштабной
социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и
к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и
гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и системном единстве
представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея
в виду под «плотью» в данном случае многообразие общественных отношений,
связей, взаимодействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно
выделить и значительно более узкий круг отношений, соответственно и прав,
которые в наиболее обобщенном виде выражают самую суть этой наиболее
масштабной социальной общности людей.
Не определяя правовой статус
народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала
существеннейшее его свойство — быть носителем суверенитета и единственным
источником власти — через такие права человека, как право принимать участие в
управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно
избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в
своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля народа, — говорится во Всеобщей
декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить
свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны
проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования
или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу
голосования»7.
Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет уже такое
основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу
которого народ свободно устанавливает свой политический статус и свободно
обеспечивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст.
1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для
достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба
для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического
сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного
права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему
средств существования (ч. 2 ст. I)8.
Указанные
основные права народа нашли адекватное выражение и в Международном пакте о
гражданских и политических правах (ст. 1). Свое дальнейшее развитие и
конкретизацию основные права народа получили в таких международно-правовых
актах, как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и
народам», Резолюция 1803 (XVII)
Национальной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»,
Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве народов на мир»,
Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве на развитие» и
др.1. Непосредственная связь прав народа, отдельных его частей с
правами человека подтверждается общепризнанными нормами международного права,
например, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или
этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (Резолюция 47/135 Генеральной
Ассамблеи ООН).
Государственное
гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно
обусловленных их принадлежностью к социальным общностям — семья, народ, нация,
народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общепризнанных и,
следовательно, обязательных для него прав этих социальных общностей и прав,
обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и
законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других
прав в их полноте и взаимосвязанности.
Полнота
как критерий состояния государственного гарантирования необходима, поскольку
лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии
обеспечить необходимую полноту правового положения каждого человека, принадлежащего
к этой общности. С другой же стороны, лишь полноценный правовой статус каждого
члена социальной общности способен обеспечить полноту соответствующего статуса
социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и
отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом своем значении и к тому
же включающий в себя каждый статус в отдельности, права совершенно различного
типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга.
Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система государственного
гарантирования в данном случае двухплановая. Гарантируя осуществление
неотъемлемых прав социальных общностей, она гарантирует одновременно
осуществление прав принадлежащих к этой общности лиц и наоборот.
Одной
из разновидностей общепризнанных прав человека являются права, связанные со спецификой
отдельных групп населения.
Эти
права, хотя и связаны с особенностями социального и правового статуса этих
групп, но обуславливаются, в основном, международно-правовой и
внутригосударственной политикой демократизма и гуманизма. Международное
Сообщество, демократическое общество и государство, руководствуясь такой
политикой, проявляют особое внимание и заботу об этих слоях общества, о каждом
человеке персонально, требующем особого внимания и заботы. Речь идет о таких
категориях людей, как женщины, дети, инвалиды, умственно-отсталые люди,
заключенные, приговоренные к смертной казни и др. Международный пакт о
гражданских и политических правах, например, устанавливает определенные права
лиц, лишенных свободы (ст. 10), приговоренных к смертной казни (ч. 4 и 5 ст.
6), права ребенка (ст. 24) . Правам женщин посвящены акты ООН «Декларация о
защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных
конфликтов», «Декларация и Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении
женщин», «Конвенция о политических правах женщины», «Конвенция и Рекомендация
о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации
браков», «Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной
ценности»'. Для прав ребенка особенно значимы принятые органами ООН «Декларация
о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей,
особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и
международном уровнях», а также «Конвенция о правах ребенка»2. Права
лиц, подвергшихся задержанию или тюремному заключению, нашли закрепление в
Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений, «Минимальных
стандартных правилах обращения с заключенными», «Основных принципах обращения
с заключенными», «Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не
связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» и др.
Подробной регламентации нормами международного права
статуса указанных групп лиц во внутригосударственном праве соответствуют, как
правило, нормы отраслевого законодательства. Конституция закрепляет лишь
ключевые, наиболее значимые принципы, не возводя указанные права человека,
принадлежащего к одной из этих групп, на уровень прав основных, конституционных.
Конституция РФ закрепляет принцип равноправия, согласно которому мужчина и
женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации
(ч. 3 ст. 19). Не упоминая конкретно об основных правах детей, Конституция РФ
устанавливает два принципа. Согласно одному, материнство и детство находятся
под защитой государства (ч. 1 ст. 38), а в соответствии с другим — забота о
детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). На
трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается конституционная обязанность
заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституционные права
лиц, содержащихся под стражей, наряду с задержанными и обвиняемыми в
совершении преступления, сводятся к праву пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или
предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Относятся ли права ребенка и женщины,
права лиц, лишенных свободы или приговоренных к смертной казни, закрепленных,
по крайней мере, в Пактах, к числу общепризнанных прав человека? Очевидно, что
да. Государство, являясь основным исполнителем и гарантом этих прав, конкретно
регламентирует эти права в своем текущем законодательстве. При этом
обязательными стандартами и критериями соответствующих законодательных и иных
внутригосударственных правовых норм являются обязательные для государства
общеобязательные нормы международного права. Это не означает, разумеется, что
законодательство, обеспечивающее государственное гарантирование данных прав,
обречено лишь воспроизводить общепризнанные права. Но социально-правовая
заданность и сущностно-содержательный смысл их для государства обязательны, что
и означает, что оно законодательно не вправе противоречить общепризнанным
правам человека. Именно такое соотношение определяет структуру гарантирования
прав отдельных специфических прав человека и гражданина.
Определенное
своеобразие государственного гарантирования возникает при взаимоусловленности
прав общественного или политического образования (профессиональные союзы,
организации, объединения, партии и др.) с правами образующих их лиц — членов
данных образований. Будучи самостоятельным субъектом права и обладая,
соответственно, собственными правами, указанные объединения с необходимостью
предполагают наличие коллективных прав и обязанностей, принадлежащих только
лицам-членам. Определение права в качестве «коллективного», следовательно,
означает, что правами этими обладает как коллектив в целом, юридически
представленный общественной организацией или объединением, так и члены коллектива,
каждый в отдельности.
О
правах профсоюзов говорит, например, ст. 8 Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах. Государство обязуется
предоставить право профессиональным союзам функционировать беспрепятственно
без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и
которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
безопасности или общественного порядка, или для ограждения прав и свобод
других. К правам профсоюзов относится также возможность образовывать
национальные федерации или конфедерации, право последних основывать
международные профессиональные организации или присоединяться к таковым.
Вместе с тем, Пакт в одной и той же статье закрепляет наряду с правами профсоюзов
также и коллективные права членов этой организации. (Понятие «коллективное
право» Пакт не употребляет.) Правда, Пакт говорит о праве «каждого человека»
создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных
интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору «при
единственном условии соблюдения правил соответствующей организации»1.
Но данное право не может не быть коллективным, т.к. человек в единственном
числе, вне коллективного членства реализовать право создавать профессиональные
союзы не в состоянии, а персональное вступление в соответствии с принадлежащим
ему правом на это в профессиональный союз имеет своим
назначением стать одним из членов коллектива, в рамках которого осуществляются
и защищаются экономические и социальные интересы личности. Даже подчеркнутое
условие Пакта о «единственном условии» соблюдать правила соответствующей
организации дополнительным образом характеризует данное право индивида как
право, принадлежащее ему как члену коллектива. Не может быть индивидуальным и
закрепляемое Пактом право на забастовки (п. «с!» ч. 1 ст. 8), поскольку сама
забастовка — понятие коллективное, и человек в состоянии реализовать это право
лишь в рамках определенного трудового коллектива в порядке разрешения коллективного
трудового спора, что, впрочем, не препятствует ему разрешать конфликт и
посредством индивидуального трудового спора (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Демократическое
правовое государство гарантирует как права общественных и политических
образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов —
членов этих образований. При этом гарантией осуществления прав индивидов —
членов общественных и политических образований также выступают гарантированные
государством права этих образований.
Гарантирование
государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как
собственные граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы
граждан можно подразделить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и
на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принадлежат
исключительно гражданам. Конституция РФ в формулировании статей, посвященных
правам и свободам человека и гражданина, применяет часто выражения «каждый»,
«все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на
каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации безотносительно
к тому, является ли он гражданином РФ, иностранным гражданином или апатридом.
Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е.
относящиеся к первой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч.
1ст. 17). Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и
свобод человека и гражданина являются именно принципы и нормы международного
права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нормам,
не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых
принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с
Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и
гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гарантируются в
основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на
той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и
государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и
постоянная сопричастность гражданина и его государства с широкими правовыми
возможностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах
(выборах) формирования органов государства, в контроле над деятельностью
государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание
гражданином теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни
иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование государством прав
гражданина основывается на гражданстве — устойчивой правовой связи, существующей
между гражданином и государством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не
употребляется, как правило, в универсальных международных правовых актах, и
это обстоятельство служит доказательством отнесения прав гражданства к
внутренним делам государства, к тем его суверенным прерогативам, преступать
границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права,
свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву
вовсе. Отметим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав
человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной
непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, так и
право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к
«каждому человеку», совершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно
гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной
службе может иметь место в своей стране. О содержании ст. 25 Международного
пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных
политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что
группа прав и свобод, применимых исключительно к гражданам и не распространяющихся
в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического
гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем
массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам
правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового
статуса личности (ст. 64 Конституции РФ).
Представляется,
что важнейшей составляющей понятия государственного гарантирования прав и
свобод является, помимо гарантирования каждого права в отдельности, также и
создание правовых условий, исключающих противопоставление их друг другу,
конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное относится и к
конституционным обязанностям. В связи с этим заслуживает быть отмеченной
необходимость гарантирования государством осуществления принципов правового
статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные
принципы в обобщенной, концентрированной форме характеризуют и закрепляют
отношения, лежащие в основе правового статуса личности. К ним, по-нашему
мнению, следует отнести:
принцип
равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ);
принцип
равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ);
принцип
соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека
и гражданина с правами и свободами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ);
принцип
публичности нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и
обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
принцип
свободы доступа каждого к документам и материалам, непосредственно
затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст.
24 Конституции РФ).
Назначению
государственного гарантирования отвечает и система конституционных принципов,
относящихся к области прав и свобод гражданина:
принцип
полноты прав и свобод граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции
РФ);
принцип
равенства обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции
РФ);
принцип
единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст.
6 Конституции РФ);
принцип
невыдачи и невыссылки государством граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 61
Конституции РФ);
принцип
защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее
пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).
.С
точки зрения характеристики механизма осуществления государственного
гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые
непосредственно влекут конституционные обязательства государства. В данном
случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования
конкретного права. Ими являются:
права
потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их
посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и
компенсировать причиненный ущерб (ст. 52 Конституции РФ);
права
каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями(
или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.
53 Конституции РФ);
права
каждого и соответствующая ответственность государства, связанные с
обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной
власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Итак,
все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и
свобод человека и гражданина — это гарантирование в строгих рамках права и
посредством права — международного и внутригосударственного. Понимание системы
государственного гарантирования как гарантирования правового позволяет сделать
выводы о том, что:
данное
обстоятельство служит существеннейшей характеристикой государства как
правового;
эта
система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и
подзаконных актов, их норм;
обеспечение,
защита (государственная и судебная) и реализация основных прав и свобод
человека и гражданина носят правовой характер;
система
выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством
основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения,
неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, организационно-правовыми
и др. ресурсами.
Институционально
функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина
выражена, согласно Конституции РФ, полномочиями органов государственной власти
и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80
Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге
Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при
осуществлении полномочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы человека
и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать
действие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае
нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
При
Президенте РФ образуется Комиссия по правам человека.
Полномочия
законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных
прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в
«ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных
меньшинств), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (п. «б» ст.
72 Конституции РФ: защита прав и свобод человека и гражданина).
Осуществление
мер по обеспечению прав и свобод граждан — важнейшая составляющая компетенции
Правительства РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина является главным, назначением судебной системы.
Смысл
конституционной гарантии государственного признания, обеспечения и защиты прав
и свобод состоит в том, что и признание, и обеспечение, и защита составляют
обязанности всего государственного механизма, всех органов государства и
должностных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих
конституционных обязанностей означает нарушение Конституции.
Список нормативно-правовых
актов:
1.Международные акты о правах
человека, с. 117.
2. Международные акты о
правах человека, с. 33.
3. Международные акты о
правах человека, с. 81.
4. Международные акты о
правах человека, с.81.
5. Международные акты о
правах человека, с. 39.
6. Международные акты о
правах человека, с.39.
7. Международные акты о
правах человека, с. 42.
8. Международные акты о
правах человека, с. 44.
Список литературы:
1. Обеспечение реализации
конституционных прав и обязанностей в условиях перестройки: Сб. науч. тр. / Под
ред. В.Н. Скобелкина; Омск ун-т. Омск, 1990-159 с.
2. Обеспечение прав и свобод граждан
в СССР. Сб. 0-13 статей. / Под ред. д-ра юрид. Наук Е.Г. Мартынчика. – Кишинёв:
Картя Молдовенякэ, 1988-194 с.
3. Шевцов В.С. Права человека и
государство в Российской Федерации. Москва, 2002-440 с.
4. Кожевников С.Н., Агеев Ю.И.
Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности
личности.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989-192 с.
5. Специальный доклад
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: О выполнении Россией
обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.- М.: Юриспруденция,
2002-72 с.
Страницы: 1, 2
|