Меню
Поиск



рефераты скачать Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...

Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...

Министерство образования и науки Российской Федерации


Омский государственный технический университет


Кафедра философии и социальных коммуникаций





Доклад

на тему: «Государство как гарант осуществления основных прав и свобод»





Выполнил: студент группы СО-324

Задорина Марина Сергеевна

Проверил: Марченко Ольга

 Владимировна

 








Омск – 2007г.


Оглавление

 

1.Оглавление 

2.Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина 

3.Список литературы 

4.Список нормативно-правовых актов

Основные формы осуществления правовым государством

функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина


К числу основных назначений и функций правового государст­ва относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установ­кой международного права, согласно которой государство, в пер­вую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людь­ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах'. Государство га­рантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, — говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст. 12), — необходима государственная си­ла, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2.

Государственное гарантирование, как представляется, функци­онирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно вза­имодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Един­ство этой системы объективно обусловлено тем, что все права че­ловека универсальны, неделимы, взаимосвязаны3,

При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественного полити­ческого строя, вследствие чего и само правовое государство кон­ституционно характеризуется как демократическое. Демократия — главная, наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод чело­века и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в ограничениях (прямых или ко­свенных) прав и свобод.

Отметив, что демократия, развитие и уважение к правам челове­ка и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоук­репляющими, Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается на сво­бодно выраженной воле народа определять свои собственные поли­тическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом выше­сказанного, процесс поощрения и защиты, прав человека и основ­ных свобод на национальном и международном уровнях должен но­сить универсальный характер и осуществляться без каких-либо ус­ловий». Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреп­лению и созданию учреждений, связанных с правами человека, об­ратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. «В этом кон­тексте особое значение имеет содействие, оказываемое по просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, отно­сящихся к выборам и информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие, которое должно оказывать­ся укреплению законности, поощрению свободы выражения мне­ний, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию народа в процессе принятия решений»4.

О том, что соблюдение прав человека и основных свобод, глав­ным образом, зависит, с одной стороны, от подлинно демократи­ческой системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и Европей­ская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Весьма значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирова­ние демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенстве права, разделения властей, народного представительства (парла­ментаризма) и др. — магистральный путь создания прочной систе­мы гарантий основных прав и свобод.

Демократизм — главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого свойства может быть осуществ­лена лишь адекватной им демократической международно-право­вой и конституционной системами.

Но основные права и свободы обладают и другими сущностны­ми свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных гарантирующих факто­ров, в системе которых государство выполняет ключевую роль. На­зовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:

признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);

признание прав и свобод человека и гражданина согласно об­щепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ);

неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их пере­числением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и ума­ления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);

неотчуждаемость основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Консти­туции РФ);

неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);

неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ;

возможность ограничения прав и свобод человека и гражда­нина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти­туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

непосредственность действия прав и свобод человека и граж­данина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

государственная и личная защищенность прав и свобод чело­века и гражданина (ст. 45 Конституции РФ);

судебная внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Кон­ституции РФ);

способность прав и свобод человека и гражданина опреде­лять смысл, содержание и применение законов, деятельность за­конодательной и исполнительной власти, местного самоуправле­ния (ст. 18 Конституции РФ).

Весь вышеприведенный перечень конституционно-признан­ных свойств и сущностных особенностей основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них, которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности (общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к человеку и гражданину («каждому» в кон­ституционном смысле). К первым, безусловно, относятся обще­признанность прав и свобод, их неисчерпаемость, неотчуждае­мость, неограниченность и непосредственность действия, способ­ность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии ви­димой зависимости их проявлений от государства, прерогатив вла­стных государственных органов. В самом деле, как, например, мо­жет зависеть от государства способность указанных прав опреде­лять смысл, содержание и применение законов, деятельность ор­ганов власти, если содержательно правовое государство определя­емо правами человека и основными свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от госу­дарства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и неотчужда­емость, и неограниченность действия прав и свобод человека пря­мо свидетельствуют о независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.

Однако, подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории, прав человека, выра­жает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единст­венную сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в кон­кретных проявлениях этих прав от государства нет. Но и абсолю­тизировать данную независимость ни в коем случае нельзя. В дей­ствительности эти конкретно выраженные свойства прав человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на уровне самого этого Сообщества государств в це­лом. В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена достаточно полно и чет­ко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и со­блюдению прав человека и основных свобод.

Форма признания — это участие государств — членов Сообще­ства в договорах, пактах, протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г., Всеобщая декларация прав человека отражает общую дого­воренность народов мира в отношении неотъемлемых и неруши­мых прав каждого человека и является обязательством для членов международного Сообщества5.

Добавим от себя, что Всеобщая декларация прав человека отра­зила также договоренность представляемых государствами — члена­ми ООН народов мирового Содружества и по поводу признания ос­новных прав человека общепризнанными, врожденными (неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том, что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств, относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, имеет огромное значение «всеоб­щее понимание характера этих прав и свобод»6.

Международные пакты об экономических, социальных и куль­турных правах, а также о гражданских и политических правах на­ряду с конкретными обязательствами государств постоянно под­черкивают и момент признания государством того или иного пра­ва человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых документов универсального характера означает обязанность государства обеспечивать, соблюдать, гаран­тировать и защищать данное право, но, вместе с тем, в них подчер­кивается и первопричина такого обязательства, а именно призна­ние государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без признания государством — членом Сообщест­ва определенного комплекса основных прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и целями, структурированных Организацией Объединенных На­ций, организованных добровольно взятыми на себя обязательства­ми. А признание мировым Сообществом указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойст­во прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей основы признание этих прав человека и основ­ных свобод государством — членом Сообщества. Но общеприз­нанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство ос­новных прав человека для каждого государства должна быть в каж­дом отдельном случае подтверждена признанием данных основ­ных прав этим государством, признанием им общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с основными правами обязательств. Признание каждым государст­вом в отдельности и всеми государствами — членами международ­ного Сообщества в целом всего комплекса прав человека и основ­ных свобод придает им юридическое свойство общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.

Общепризнанность определяет, например, непосредственность действия основных прав человека, которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном санкциони­ровании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными органами государства. В равной степени общепризнан­ностью определяется неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало международное Сообщест­во, возведя данную качественную характеристику прав человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия, неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др. качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой общепризнанности, которая делает их обязательными для государств — членов Сообщества. Для обще­признанных прав человека и основных свобод основной междуна­родно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Од­нако поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предпо­лагает участие государства, ее роль в качестве гаранта прав челове­ка требует активной роли государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него правовыми последст­виями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве, преж­де всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом, конституционно гарантируя выполнение общепризнан­ных и одновременно конституционных прав и свобод человека, от­давая приоритет в правовой системе общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не закреплены конституционно.

Можно прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные свободы имеют в качестве главных га­рантий проявления их сущностных свойств общепризнанность как действенный принцип международного права и признание го­сударством этих прав и свобод как общепризнанных, его обязан­ность закреплять их в качестве таковых законодательно (конститу­ционно), следовать им и защищать их. Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством. Возможность ограничения есть об­щепризнанное правило. Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гаранти­рующей одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их неограниченность действия, а также крите­рии возможного, в порядке исключения из общего правила, огра­ничения, а именно:

·                    ограничение только законом;

·                    ограничение исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и об­щего благосостояния.

В соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономичес­ких, социальных и культурных правах государства — участники Пакта признают, что в отношении пользования теми правами, ко­торые то или иное государство обеспечивает в соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие ограниче­ния этих прав, которые определяются законом, поскольку это сов­местимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обще­стве. Государства — члены общества обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая основным гарантом осуществления данного сущностно­го свойства общепризнанных прав и свобод.

Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное кон­ституционное положение основано на общепризнанных междуна­родно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достига­емых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ цели введения возможных ограничений, как защита кон­ституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограни­чения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ ориентирует больше на ме­ру возможных ограничений («могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях...»).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.