Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Омский
государственный технический университет
Кафедра
философии и социальных коммуникаций
Доклад
на
тему: «Государство как гарант
осуществления основных прав и свобод»
Выполнил:
студент группы СО-324
Задорина
Марина Сергеевна
Проверил:
Марченко Ольга
Владимировна
Омск
– 2007г.
Оглавление
1.Оглавление
2.Основные формы
осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод
человека и гражданина
3.Список литературы
4.Список нормативно-правовых
актов
Основные формы осуществления правовым государством
функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина
К
числу основных назначений и функций правового государства относятся
гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это
согласуется и с принципиальной установкой международного права, согласно
которой государство, в первую очередь, несет ответственность за осуществление
всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе
полного равенства в достоинстве и правах'. Государство гарантирует, согласно
ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для
гарантий прав человека и гражданина, — говорилось еще во Французской Декларации
прав человека и гражданина (ст. 12), — необходима государственная сила, она
создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2.
Государственное
гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой
системы, в которой тесно взаимодействуют общепризнанные нормы международного
права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Единство этой
системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы,
взаимосвязаны3,
При
характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод
представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система
государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме
общественного политического строя, вследствие чего и само правовое государство
конституционно характеризуется как демократическое. Демократия — главная,
наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод человека и гражданина.
Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в
ограничениях (прямых или косвенных) прав и свобод.
Отметив,
что демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам
являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими, Всемирная конференция по
правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается
на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую,
экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех
аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного, процесс поощрения и защиты,
прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен
носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий».
Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреплению и созданию
учреждений, связанных с правами человека, обратила внимание мирового
Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского
общества. «В этом контексте особое значение имеет содействие, оказываемое по
просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том
числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, относящихся к выборам и
информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие,
которое должно оказываться укреплению законности, поощрению свободы выражения
мнений, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию
народа в процессе принятия решений»4.
О
том, что соблюдение прав человека и основных свобод, главным образом, зависит,
с одной стороны, от подлинно демократической системы и, с другой стороны, от
общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Весьма
значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирование демократического гражданского
общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека,
верховенстве права, разделения властей,
народного представительства (парламентаризма) и др. — магистральный путь
создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.
Демократизм
— главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого
свойства может быть осуществлена лишь адекватной им демократической
международно-правовой и конституционной системами.
Но
основные права и свободы обладают и другими сущностными свойствами, которые
реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных
гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль.
Назовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод
человека и гражданина:
признание
человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);
признание
прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17
Конституции РФ);
неисчерпаемость
общепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и
недопустимость отрицания и умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в
Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
неотчуждаемость
основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ);
неизменяемость
основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);
неограниченность
действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1),
40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ;
возможность
ограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных
Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55
Конституции РФ);
непосредственность
действия прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19
Конституции РФ);
государственная
и личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции
РФ);
судебная
внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод
человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);
способность
прав и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления (ст. 18 Конституции РФ).
Весь
вышеприведенный перечень конституционно-признанных свойств и сущностных особенностей
основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них,
которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности
(общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к
человеку и гражданину («каждому» в конституционном смысле). К первым,
безусловно, относятся общепризнанность прав и свобод, их неисчерпаемость,
неотчуждаемость, неограниченность и непосредственность действия, способность
прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность
органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав
состоит как раз в отсутствии видимой зависимости их проявлений от государства,
прерогатив властных государственных органов. В самом деле, как, например, может
зависеть от государства способность указанных прав определять смысл,
содержание и применение законов, деятельность органов власти, если
содержательно правовое государство определяемо правами человека и основными
свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от
государства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне
сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что
и общепризнанность, и неотчуждаемость, и
неограниченность действия прав и свобод человека прямо свидетельствуют о
независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.
Однако,
подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам
представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории,
прав человека, выражает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единственную
сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в конкретных проявлениях этих
прав от государства нет. Но и абсолютизировать данную независимость ни в коем
случае нельзя. В действительности эти конкретно выраженные свойства прав
человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на
уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на
уровне самого этого Сообщества государств в целом. В Преамбуле Всеобщей
декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена
достаточно полно и четко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание
характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения
обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных
Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.
Форма
признания — это участие государств — членов Сообщества в договорах, пактах,
протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение
среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в
Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г.,
Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в
отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является
обязательством для членов международного Сообщества5.
Добавим
от себя, что Всеобщая декларация прав человека отразила также договоренность
представляемых государствами — членами ООН народов мирового Содружества и по
поводу признания основных прав человека общепризнанными, врожденными
(неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том,
что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств,
относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,
имеет огромное значение «всеобщее понимание характера этих прав и свобод»6.
Международные
пакты об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских
и политических правах наряду с конкретными обязательствами государств
постоянно подчеркивают и момент признания государством того или иного права
человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых
документов универсального характера означает обязанность государства
обеспечивать, соблюдать, гарантировать и защищать данное право, но, вместе с
тем, в них подчеркивается и первопричина такого обязательства, а именно признание
государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без
признания государством — членом Сообщества определенного комплекса основных
прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав
Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и
целями, структурированных Организацией Объединенных Наций, организованных
добровольно взятыми на себя обязательствами. А признание мировым Сообществом
указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их
общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойство
прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей
основы признание этих прав человека и основных свобод государством — членом Сообщества.
Но общепризнанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство основных
прав человека для каждого государства должна быть в каждом отдельном случае
подтверждена признанием данных основных прав этим государством, признанием им
общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с
основными правами обязательств. Признание каждым государством в отдельности и
всеми государствами — членами международного Сообщества в целом всего
комплекса прав человека и основных свобод придает им юридическое свойство
общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.
Общепризнанность
определяет, например, непосредственность действия основных прав человека,
которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном
санкционировании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными
органами государства. В равной степени общепризнанностью определяется
неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало
международное Сообщество, возведя данную качественную характеристику прав
человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия,
неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др.
качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и
основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой
общепризнанности, которая делает их обязательными для государств — членов
Сообщества. Для общепризнанных прав человека и основных свобод основной
международно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Однако
поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предполагает участие
государства, ее роль в качестве гаранта прав человека требует активной роли
государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него
правовыми последствиями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве,
прежде всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом,
конституционно гарантируя выполнение общепризнанных и одновременно
конституционных прав и свобод человека, отдавая приоритет в правовой системе
общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя
обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не
закреплены конституционно.
Можно
прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные
свободы имеют в качестве главных гарантий проявления их сущностных свойств
общепризнанность как действенный принцип международного права и признание государством
этих прав и свобод как общепризнанных, его обязанность закреплять их в
качестве таковых законодательно (конституционно), следовать им и защищать их.
Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав
может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное
свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством.
Возможность ограничения есть общепризнанное правило. Всеобщая декларация прав
человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гарантирующей
одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их
неограниченность действия, а также критерии возможного, в порядке исключения
из общего правила, ограничения, а именно:
·
ограничение
только законом;
·
ограничение
исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод
других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и
общего благосостояния.
В
соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах государства — участники Пакта признают, что в отношении
пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в
соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие
ограничения этих прав, которые определяются законом, поскольку это совместимо
с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему
благосостоянию в демократическом обществе. Государства — члены общества
обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но
государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая
основным гарантом осуществления данного сущностного свойства общепризнанных
прав и свобод.
Конституция
РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в
ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Безусловно, указанное конституционное положение основано на общепризнанных
международно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне
совпадает, охватывает более широкий круг целей, достигаемых введением
возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Всеобщая декларация
прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей
(«установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей
декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ цели
введения возможных ограничений, как защита конституционного строя, здоровья,
законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности
государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления
конкретных целей, служащих основанием для возможного ограничения прав («каждый
человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ
ориентирует больше на меру возможных ограничений («могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях...»).
Страницы: 1, 2
|