для 1-го года — 15 %, 2-го — 30, 3-го
— 20, 4-го — 15, 5-го — ТО, 6-го — 5, 7-го — 5 %.
Учет основных
фондов, по которым предприятие принимает решение об ускоренной амортизации,
ведется отдельно для каждого объекта. Амортизационные отчисления начисляются
на их первоначальную стоимость, увеличенную на сумму затрат по улучшению этих
фондов.
3. Вопрос о дате
возникновения обязательств по уплате налога на прибыль решается аналогично
тому, как это принято для НДС, т. е. датой увеличения валового дохода считается
дата события, которое наступило раньше: или дата зачисления денег на
банковский счет предприятия (дата оприходования в кассе при реализации за
наличные деньги), или дата отгрузки товаров (работ, услуг).
Датой увеличения
валовых расходов производства (обращения) считается дата события, которое
наступило раньше: или дата списания денежных средств с банковских счетов
предприятия на оплату товаров (работ, услуг) (при расчетах наличными деньгами
— день выдачи из кассы), или дата оприходования товаров либо фактического получения
работ (услуг).
4. Вместо учета
затрат на производство реализованной продукции предприятия (кроме
производителей сельскохозяйственной продукции) для целей налогообложения
должны вести учет прироста (убыли) балансовой стоимости материальных оборотных
активов (запасов на складе, в незавершенном производстве и в остатках готовой
продукции). Прирост балансовой стоимости этих запасов за отчетный квартал
вычитается из суммы валовых расходов, а ее убыль прибавляется к валовым
расходам плательщика налога в этом квартале.
5. Вместо нескольких ставок налога на прибыль,
дифференцированных по видам деятельности, которые действовали ранее, применяется
единая ставка (30 %) для всех плательщиков. В Законе осталось очень мало льгот
по налогу на прибыль. Освобождается от налогообложения только прибыль
предприятий, которые учреждены всеукраинскими общественными организациями
инвалидов (если количество инвалидов составляет не менее 50 % общей
численности работающих, а их фонд оплаты труда — не менее 25 % суммы общих
затрат на оплату труда), и прибыль, полученная от реализации в Украине
специальных продуктов детского питания собственного производства (в
соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Министров Украины).
Освобождаются от налогообложения также доходы
неприбыльных организаций (к ним относятся учреждения образования, культуры,
здравоохранения, которые содержатся за счет бюджета, благотворительные фонды,
пенсионные фонды, кредитные союзы, ассоциации, религиозные организации,
указанные в Законе), которые получены из источников, перечисленных в Законе
(доходы от основной деятельности, безвозвратная финансовая помощь, добровольные
пожертвования,
пассивные доходы). Несмотря на то, что в Законе
Украины "О системе налогообложения" первым принципом построения
налоговой системы страны названо стимулирование предпринимательской
производственной активности путем предоставления льгот по налогообложению
прибыли, направляемой на развитие производства, законом о налогообложении
прибыли такие льготы не предусмотрены. Есть только норма, предусматривающая
обложение прибыли от реализации инновационных проектов (продуктов), заявленных
при регистрации в инновационных центрах, в размере 50 % действующей ставки
налога.
Отмена
дифференциации ставок налога и расширение базы налогообложения за счет
сокращения льгот — это признак либерализации налогообложения прибыли.
Плательщики
налога самостоятельно определяют сумму налога, подлежащего уплате, и уплачивают
его не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация о
прибыли за отчетный квартал подается плательщиками государственным налоговым
органам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Предприятия-производители
сельскохозяйственной продукции подают декларацию о прибыли и расчет налога на
прибыль вместе с годовым бухгалтерским отчетом и платят этот налог раз в год.
Остальные плательщики, за исключением нерезидентов и производителей
сельскохозяйственной продукции, уплачивают авансовые взносы налога за 1 и II
месяцы квартала нарастающим итогом с начала года соответственно до 20 числа II
и III месяца квартала.
Нерезиденты,
которые осуществляют деятельность на территории Украины через постоянное
представительство, должны рассчитывать сумму налога на прибыль и уплачивать его
по результатам отчетного квартала.
Дивиденды,
выплачиваемые эмитентами корпоративных прав, выделены в отдельный объект
налогообложения. Независимо от того, является ли источником выплаты дивидендов
прибыль или принято решение об их выплате за счет других собственных источников,
плательщик начисляет и удерживает из выплат налог на дивиденды в размере 30 %
начисленной суммы выплат. Плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных
прав — уменьшает сумму начисленного налога на прибыль на сумму уплаченного
налога на дивиденды. Налог на дивиденды не уплачивается при выплате дивидендов
акциями (долями, паями), эмитированными предприятием, которое начисляет
дивиденды, если такая выплата не меняет пропорций участия всех акционеров
(собственников) в уставном фонде предприятия-эмитента. Устранение двойного
налогообложения прибыли предусмотрено следующим образом: суммы налога на
прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами
предпринимательской деятельности за границей, зачисляются во время уплаты ими
налога на прибыль в Украине при наличии договора Украины с данной страной об
устранении двойного налогообложения.
2.4 Подоходный налог с физических лиц
Это
основной прямой налог с граждан в Украине Его удельный вес в доходах сводного
бюджета в последнее время увеличивается:. если в 1993 г. он составлял только
5,7 %, то в 1998 — уже 12,5 %. Подоходный налог относится к числу личных
налогов, учитывающих индивидуальные жизненные обстоятельства
налогоплательщиков: их платежеспособность и семейное- положение.
Объектом обложения этим налогом для граждан, имеющих постоянное
местожительство в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход за
календарный год (состоящий из ежемесячных налогооблагаемых доходов), полученный
из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами, а для
граждан, не имеющих постоянного местожительства в Украине, — доход, полученный
из источников в Украине. Совокупный налогооблагаемый доход физического лица
определяется путем его уменьшения на суммы предусмотренных законом налоговых
льгот:
Доход
плательщика подоходного налога в денежной и натуральной формах
|
Суммы выплат, которые не включаются в совокупно налогооблагаемый
доход (пенсии, доходы от выращенной в своем подсобном хозяйстве продукции
растениеводства и животноводства проценты по вкладам в банки и т.д.)
|
Совокупный доход
|
|
Доходы, получаемые по месту основной работы
|
|
Доходы, получаемые не по месту основной работы
|
|
Доходы от занятий предпринимательской деятельностью и другие доходы
|
|
Льготы по налогу
(налогонеоблагаемый минимум, уменьшение одному из родителей налогооблагаемого
дохода на сумму минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте до
16 лет и т.д.)
|
|
|
Совокупный
налогооблагаемый доход
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы физических лиц, которые подлежат обложению подоходным налогом,
для удобства расчетов объединяют в три группы:
• получаемые
гражданами по месту основной работы (там, где хранится трудовая книжка) и
приравненные к ним доходы (заработная плата, премии, дивиденды, другие
денежные и натуральные выплаты, доходы от работы по совместительству, договорам
гражданско-правового характера, авторские вознаграждения, доходы от выполнения
разовых и других работ);
• получаемые
гражданами не по месту основной работы (по совместительству, за выполнение
разовых и иных работ по договорам подряда и другим договорам
гражданско-правового характера, доходы от предпринимательской деятельности,
которой физические лица занимаются наряду с основной работой);
• от занятий
предпринимательской деятельностью и другие (например, от сдачи помещений и
имущества в аренду).
Налоговые льготы
уменьшают размер облагаемого дохода физических лиц. В Украине применяется
система налоговых скидок, которая включает в себя налогонеоблагаемый минимум
доходов, скидки на детей, для инвалидов, граждан, пострадавших от Чернобыльской
катастрофы, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий
плательщиков.
Налогонеоблагаемый
минимум — основной и наиболее важный вид налоговой скидки, предоставляемой всем
налогоплательщикам. Для удобства расчетов он введен в шкалу налогообложения, т.
е. установленные ставки налога применяются относительно доходов, из которых
уже исключен необлагаемый минимум. Размер налогонеоблагаемого минимума должен
периодически повышаться по мере повышения цен и номинальных доходов
налогоплательщиков, чтобы защищать доходы физических лиц от повышенного
налогообложения в условиях инфляции. В противном случае все большая часть реальных
доходов населения будет изыматься в бюджет.
К налоговым
скидкам относится также льгота, учитывающая семейный статус налогоплательщика.
В соответствии с украинским законодательством совокупный налогооблагаемый
доход одного из родителей дополнительно к необлагаемому минимуму уменьшается на
сумму, которая не превышает установленного действующим законодательством
размера налогонеоблагаемого минимума на каждого ребенка в возрасте до 16 лет в
том случае, если месячный налогооблагаемый доход не превышает размера десяти
минимальных месячных заработных плат. Кроме того, одному из родителей многодетных
семей исчисленный подоходный налог уменьшается также на 50 %.
Налоговые скидки в установленных размерах применяются и для иных
категорий плательщиков: граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы,
участников Великой Отечественной войны и других боевых
операций.
Ставки налога на
доходы граждан в Украине неоднократно менялись. Так, с января по май 1993 г.
было четыре ставки основной шкалы, а максимальная ставка налога на доходы
свыше 30 минимальных заработных плат составляла 50 %. Начиная с июня 1993 г.
была введена дополнительная максимальная ставка 90 % на сумму совокупного
дохода более 100 минимальных зарплат, уменьшенную на размер необлагаемого
минимума. Таким образом, "ступенчатость" и прогрессивность налоговой
шкалы были существенно повышены. Подобная практика противоречила тенденции
расширения базы налогообложения и снижения предельных ставок подоходного
налога в развитых странах, провоцировала укрывательство от налогообложения и
вызывала недовольство плательщиков. Поэтому уже в октябре 1994 г. число
ступеней и уровень максимальной ставки были уменьшены. Максимальная ставка
подоходного налога была снижена до 40 %, число ставок составило 5. Ставки
прогрессивного налогообложения доходов граждан представлены в табл. 3.5.
Начисление,
удержание и перечисление в бюджет налога на доходы, получаемые гражданами по
месту основной работы, осуществляются юридическими и физическими
лицами-предпринимателями, которые проводят выплату доходов. По истечении
календарного года ими же определяется сумма совокупного годового
налогооблагаемого
Таблица 3.5 Шкала прогрессивного
налогообложения доходов граждан
|
Месячный
совокупный налогооблагаемый доход (в налогонеоблагаемых минимумах)
|
Ставка
налога
|
Налогооблагаемый
доход, грн.
|
Сумма
налога, грн.
|
|
1
|
Не
облагается
|
17
|
-
|
|
1-5
|
10 %
суммы, превышающей доход в 1 НМДГ
|
17-85
|
6,8
|
|
6-10
|
Налог
с дохода в размере 5 НМДГ+ 15% суммы, превышающей доход в 5 НМДГ
|
85-170
|
6,8 +
15 %
|
|
11-60
|
Налог
с дохода в размере 10 НМДГ + 20 % суммы, превышающей доход в 10 НМДГ
|
170-1020
|
19,55
+ 20%
|
|
61-100
|
Налог
с дохода в размере 60 НМДГ + 30 % суммы, превышающей доход в 60 НМДГ
|
1020-1700
|
189,5
+ 30 %
|
|
Более
100
|
Налог
с дохода в размере 100 НМДГ + 40 % суммы, превышающей доход в 100 НМДГ
|
Более
1700
|
393,55
+ 40 %
|
|
дохода и проводится
перерасчет налога с учетом удержанного на протяжении года налога из месячных
доходов. Информация о результатах исчисления и перерасчета налога подается в
налоговую инспекцию по месту проживания плательщика в срок до 15 февраля года,
следующего за отчетным. Сами граждане-налогоплательщики, получающие доходы
только по месту основной работы, декларацию о совокупном налогооблагаемом
доходе за прошедший год в налоговые органы не подают.
Граждане,
получавшие в течение года доходы не по месту основной работы, обязаны в срок
до 1 марта следующего года подать в налоговые органы по месту проживания
декларацию о сумме
совокупного дохода. Налоговый орган
исчисляет годовую сумму налога и определяет сумму недоплаченного налога или
излишне уплаченного.
Налогооблагаемым
доходом от предпринимательской деятельности считается разница между выручкой в
денежной и натуральной формах и документально подтвержденными затратами,
непосредственно связанными с получением дохода. Разрешенные к вычету затраты
включают в себя такие традиционные при исчислении себестоимости продукции
(работ, услуг) элементы, как сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо и
энергия, амортизация и ремонт основных производственных фондов, затраты на
оплату труда наемных работников, отчисления на государственное социальное
страхование, проценты за пользование краткосрочными банковскими кредитами и некоторые
другие расходы. К расходам приравниваются также налоги и сборы, отчисленные с
объектов налогообложения, которые непосредственно связаны с
предпринимательской деятельностью: акцизный сбор, налог на добавленную
стоимость, плата за землю и воду, налог с владельцев транспортных средств,
таможенные пошлины и др.
Если затраты
предпринимателя не могут быть подтверждены документально, то они
рассчитываются на основании норм, утвержденных ГНА Украины. Например,
установленная норма затрат при изготовлении столярных изделий составляет 60 %,
а в случае оказания посреднических услуг — только 5 % суммы валового дохода.
Налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности и
других доходов осуществляется налоговыми органами на основании их декларации об
ожидаемых или фактически полученных доходах.
3. Направления
усовершенствования налогообложения.
Сегодня реформирование налоговой системы на практике продолжается
отдельными, разобщенными и несогласованными методами, которые нисколько не
стимулируют процесс производства и реализации продукции. Это основной
недостаток действующего порядка взимания налогов и формирования
доходов бюджета. Система налогообложения в соответствии с действующим
законодательством требует радикальных перемен в направлении поиска новых
подходов и принципов построения, научно обоснованных форм налогов, эффективных
методов влияния на экономические процессы. Принятие отдельных законодательных
актов не сможет реализовать стратегические замыслы и направления финансовой
политики с целью стабилизации экономического положения в стране. Поэтому
постоянно изменяющиеся экономические условия,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|