Меню
Поиск



рефераты скачать Общегосударственные налоги

для 1-го года — 15 %, 2-го — 30, 3-го — 20, 4-го — 15, 5-го — ТО, 6-го — 5, 7-го — 5 %.

Учет основных фондов, по которым предприятие принимает реше­ние об ускоренной амортизации, ведется отдельно для каждого объ­екта. Амортизационные отчисления начисляются на их первоначаль­ную стоимость, увеличенную на сумму затрат по улучшению этих фондов.

3. Вопрос о дате возникновения обязательств по уплате налога на прибыль решается аналогично тому, как это принято для НДС, т. е. датой увеличения валового дохода считается дата события, кото­рое наступило раньше: или дата зачисления денег на банковский счет предприятия (дата оприходования в кассе при реализации за налич­ные деньги), или дата отгрузки товаров (работ, услуг).

Датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата события, которое наступило раньше: или дата списа­ния денежных средств с банковских счетов предприятия на оплату то­варов (работ, услуг) (при расчетах наличными деньгами — день выда­чи из кассы), или дата оприходования товаров либо фактического по­лучения работ (услуг).

4. Вместо учета затрат на производство реализованной продук­ции предприятия (кроме производителей сельскохозяйственной про­дукции) для целей налогообложения должны вести учет прироста (убыли) балансовой стоимости материальных оборотных активов (за­пасов на складе, в незавершенном производстве и в остатках готовой продукции). Прирост балансовой стоимости этих запасов за отчетный квартал вычитается из суммы валовых расходов, а ее убыль прибав­ляется к валовым расходам плательщика налога в этом квартале.

5. Вместо нескольких ставок налога на прибыль, дифференциро­ванных по видам деятельности, которые действовали ранее, применя­ется единая ставка (30 %) для всех плательщиков. В Законе осталось очень мало льгот по налогу на прибыль. Освобождается от налого­обложения только прибыль предприятий, которые учреждены всеукраинскими общественными организациями инвалидов (если количе­ство инвалидов составляет не менее 50 % общей численности рабо­тающих, а их фонд оплаты труда — не менее 25 % суммы общих затрат на оплату труда), и прибыль, полученная от реализации в Укра­ине специальных продуктов детского питания собственного произ­водства (в соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Мини­стров Украины).

Освобождаются от налогообложения также доходы неприбыль­ных организаций (к ним относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, которые содержатся за счет бюджета, благотвори­тельные фонды, пенсионные фонды, кредитные союзы, ассоциации, ре­лигиозные организации, указанные в Законе), которые получены из ис­точников, перечисленных в Законе (доходы от основной деятельности, безвозвратная финансовая помощь, добровольные пожертвования,

пассивные доходы).     Несмотря на то, что в Законе Украины "О системе налогообложения" первым принципом построения налоговой системы страны названо стимулирование предпринимательской производственной активно­сти путем предоставления льгот по налогообложению прибыли, на­правляемой на развитие производства, законом о налогообложении прибыли такие льготы не предусмотрены. Есть только норма, предусматривающая обложение прибыли от реализации инновацион­ных проектов (продуктов), заявленных при регистрации в инновацион­ных центрах, в размере 50 % действующей ставки налога.

Отмена дифференциации ставок налога и расширение базы нало­гообложения за счет сокращения льгот — это признак либерализа­ции налогообложения прибыли.

Плательщики налога самостоятельно определяют сумму налога, подлежащего уплате, и уплачивают его не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация о прибыли за от­четный квартал подается плательщиками государственным налого­вым органам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Предприятия-производители сельскохозяйственной продукции по­дают декларацию о прибыли и расчет налога на прибыль вместе с го­довым бухгалтерским отчетом и платят этот налог раз в год. Осталь­ные плательщики, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, уплачивают авансовые взносы нало­га за 1 и II месяцы квартала нарастающим итогом с начала года соот­ветственно до 20 числа II и III месяца квартала.

Нерезиденты, которые осуществляют деятельность на территории Украины через постоянное представительство, должны рассчитывать сумму налога на прибыль и уплачивать его по результатам отчетно­го квартала.

Дивиденды, выплачиваемые эмитентами корпоративных прав, выде­лены в отдельный объект налогообложения. Независимо от того, яв­ляется ли источником выплаты дивидендов прибыль или принято ре­шение об их выплате за счет других собственных источников, пла­тельщик начисляет и удерживает из выплат налог на дивиденды в размере 30 % начисленной суммы выплат. Плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных прав — уменьшает сумму начис­ленного налога на прибыль на сумму уплаченного налога на диви­денды. Налог на дивиденды не уплачивается при выплате дивидендов акциями (долями, паями), эмитированными предприятием, которое на­числяет дивиденды, если такая выплата не меняет пропорций участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде предприятия-эмитента. Устранение двойного налогообложения прибыли предус­мотрено следующим образом: суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами предпри­нимательской деятельности за границей, зачисляются во время упла­ты ими налога на прибыль в Украине при наличии договора Украи­ны с данной страной об устранении двойного налогообложения.

2.4 Подоходный налог с физических лиц

Это основной прямой налог с граждан в Украине Его удельный  вес в доходах сводного бюджета в последнее время увеличивается:. если в 1993 г. он составлял только 5,7 %, то в 1998 — уже 12,5 %. Подоходный налог относится к числу личных налогов, учитывающих индивидуальные жизненные обстоятельства налогоплательщиков: их платежеспособность и семейное- положение.

Объектом обложения этим налогом для граждан, имеющих посто­янное местожительство в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (состоящий из ежемесячных налогооблагаемых доходов), полученный из разных источников как на тер­ритории Украины, так и за ее пределами, а для граждан, не имеющих постоянного местожительства в Украине, — доход, полученный из ис­точников в Украине. Совокупный налогооблагаемый доход физичес­кого лица определяется путем его уменьшения на суммы предусмот­ренных законом налоговых льгот:

Доход плательщика подоходного налога в денежной и натуральной формах



Суммы выплат, которые не включаются в совокупно налогооблагаемый доход (пенсии, доходы от выращенной в своем подсобном хозяйстве продукции растениеводства и животноводства проценты по вкладам в банки и т.д.)


Совокупный доход

 

            Доходы, получаемые по месту основной работы



            Доходы, получаемые не по месту основной работы



   Доходы от занятий предпринимательской деятельностью и другие доходы


 

    Льготы по налогу (налогонеоблагаемый минимум, уменьшение одному из родителей налогооблагаемого дохода на сумму минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте до 16 лет и т.д.)




Совокупный налогооблагаемый доход


 



Доходы физических лиц, которые подлежат обложению подоход­ным налогом, для удобства расчетов объединяют в три группы:

• получаемые гражданами по месту основной работы (там, где хранится трудовая книжка) и приравненные к ним доходы (за­работная плата, премии, дивиденды, другие денежные и нату­ральные выплаты, доходы от работы по совместительству, дого­ворам гражданско-правового характера, авторские вознаграж­дения, доходы от выполнения разовых и других работ);

• получаемые гражданами не по месту основной работы (по со­вместительству, за выполнение разовых и иных работ по дого­ворам подряда и другим договорам гражданско-правового ха­рактера, доходы от предпринимательской деятельности, которой физические лица занимаются наряду с основной работой);

• от занятий предпринимательской деятельностью и другие (на­пример, от сдачи помещений и имущества в аренду).

Налоговые льготы уменьшают размер облагаемого дохода физи­ческих лиц. В Украине применяется система налоговых скидок, кото­рая включает в себя налогонеоблагаемый минимум доходов, скидки на детей, для инвалидов, граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий плательщиков.

Налогонеоблагаемый минимум — основной и наиболее важный вид налоговой скидки, предоставляемой всем налогоплательщикам. Для удобства расчетов он введен в шкалу налогообложения, т. е. ус­тановленные ставки налога применяются относительно доходов, из которых уже исключен необлагаемый минимум. Размер налогонеоблагаемого минимума должен периодически повышаться по мере повышения цен и номинальных доходов налогоплательщиков, чтобы защищать доходы физических лиц от повышенного налогообложения в условиях инфляции. В противном случае все большая часть реаль­ных доходов населения будет изыматься в бюджет.

К налоговым скидкам относится также льгота, учитывающая се­мейный статус налогоплательщика. В соответствии с украинским за­конодательством совокупный налогооблагаемый доход одного из родителей дополнительно к необлагаемому минимуму уменьшается на сумму, которая не превышает установленного действующим зако­нодательством размера налогонеоблагаемого минимума на каждого ребенка в возрасте до 16 лет в том случае, если месячный налого­облагаемый доход не превышает размера десяти минимальных ме­сячных заработных плат. Кроме того, одному из родителей много­детных семей исчисленный подоходный налог уменьшается также на 50 %.

Налоговые скидки в установленных размерах применяются и для иных категорий плательщиков: граждан, пострадавших от Чернобыль­ской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и других боевых операций.                                      

 Ставки налога на доходы граждан в Украине неоднократно меня­лись. Так, с января по май 1993 г. было четыре ставки основной шка­лы, а максимальная ставка налога на доходы свыше 30 минимальных заработных плат составляла 50 %. Начиная с июня 1993 г. была вве­дена дополнительная максимальная ставка 90 % на сумму совокупно­го дохода более 100 минимальных зарплат, уменьшенную на размер необлагаемого минимума. Таким образом, "ступенчатость" и прогрес­сивность налоговой шкалы были существенно повышены. Подобная практика противоречила тенденции расширения базы налогообложе­ния и снижения предельных ставок подоходного налога в развитых странах, провоцировала укрывательство от налогообложения и вызы­вала недовольство плательщиков. Поэтому уже в октябре 1994 г. чис­ло ступеней и уровень максимальной ставки были уменьшены. Мак­симальная ставка подоходного налога была снижена до 40 %, число ставок составило 5. Ставки прогрессивного налогообложения дохо­дов граждан представлены в табл. 3.5.

Начисление, удержание и перечисление в бюджет налога на дохо­ды, получаемые гражданами по месту основной работы, осуществля­ются юридическими и физическими лицами-предпринимателями, кото­рые проводят выплату доходов. По истечении календарного года ими же определяется сумма совокупного годового налогооблагаемого


Таблица 3.5   Шкала прогрессивного налогообложения доходов граждан




Месячный совокупный налогооблагаемый доход (в налогонеоблагаемых минимумах)

Ставка налога

Налогооблагаемый доход, грн.

Сумма налога, грн.

 

1

Не облагается

17

-

 

1-5

10 % суммы, превышаю­щей доход в 1 НМДГ

17-85

6,8

 

6-10

Налог с дохода в разме­ре 5 НМДГ+ 15% суммы, превышающей доход в 5 НМДГ

85-170


6,8 +  15 %

 

11-60

Налог с дохода в разме­ре 10 НМДГ + 20 % суммы, превышающей доход в 10 НМДГ

170-1020

19,55 + 20%

 

61-100


Налог с дохода в разме­ре 60 НМДГ + 30 % суммы, превышающей доход в 60 НМДГ

1020-1700

189,5 + 30 %

 

Более 100

Налог с дохода в разме­ре 100 НМДГ + 40 % суммы, превышающей доход в 100 НМДГ

Более 1700

393,55 +  40 %

 


дохода и проводится перерасчет налога с учетом удержанного на протяжении года налога из месячных доходов. Информация о ре­зультатах исчисления и перерасчета налога подается в налоговую ин­спекцию по месту проживания плательщика в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным. Сами граждане-налогоплательщики, получающие доходы только по месту основной работы, декларацию о совокупном налогооблагаемом доходе за прошедший год в нало­говые органы не подают.

Граждане, получавшие в течение года доходы не по месту основ­ной работы, обязаны в срок до 1 марта следующего года подать в налоговые органы по месту проживания декларацию о сумме

совокупного дохода. Налоговый орган исчисляет годовую сумму на­лога и определяет сумму недоплаченного налога или излишне упла­ченного.

Налогооблагаемым доходом от предпринимательской деятельнос­ти считается разница между выручкой в денежной и натуральной формах и документально подтвержденными затратами, непосред­ственно связанными с получением дохода. Разрешенные к вычету затраты включают в себя такие традиционные при исчислении себес­тоимости продукции (работ, услуг) элементы, как сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия, амортизация и ремонт основных производственных фондов, затраты на оплату труда наемных работ­ников, отчисления на государственное социальное страхование, про­центы за пользование краткосрочными банковскими кредитами и не­которые другие расходы. К расходам приравниваются также налоги и сборы, отчисленные с объектов налогообложения, которые непос­редственно связаны с предпринимательской деятельностью: акциз­ный сбор, налог на добавленную стоимость, плата за землю и воду, налог с владельцев транспортных средств, таможенные пошлины и др.

Если затраты предпринимателя не могут быть подтверждены до­кументально, то они рассчитываются на основании норм, утвержден­ных ГНА Украины. Например, установленная норма затрат при изго­товлении столярных изделий составляет 60 %, а в случае оказания посреднических услуг — только 5 % суммы валового дохода.

Налогообложение доходов граждан от предпринимательской дея­тельности и других доходов осуществляется налоговыми органами на основании их декларации об ожидаемых или фактически полученных доходах.


3.  Направления усовершенствования налогообложения.


Сегодня реформирование налоговой системы на практике продолжается отдельными, разобщенными и несогласованными методами, которые нисколько не стимулируют процесс производства и         реализации продукции. Это основной недостаток          действующего порядка взимания налогов и формирования доходов бюджета. Система налогообложения в соответствии с действующим законодательством требует радикальных перемен в направлении поиска новых подходов и принципов построения,  научно обоснованных форм налогов, эффективных методов влияния на экономические процессы. Принятие отдельных законодательных актов не сможет реализовать стратегические замыслы и направления финансовой политики с целью стабилизации экономического положения в стране. Поэтому постоянно изменяющиеся экономические условия,

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.