Сравнение
определений "собрание" и "митинг" позволяет выявить
различие в характеристике вопросов, являющихся предметом их обсуждения. Так, на
собрании обсуждаются общественно значимые вопросы, а на митинге -
общественно-политические вопросы. Учитывая, что собрания проводятся
политическими партиями, общественными объединениями, они вполне могут
рассматривать на них вопросы не только общественного, но и
общественно-политического характера. Поэтому различие в характеристике
вопросов, рассматриваемых на собраниях и митингах, представляется не вполне
верным и обоснованным.
Демонстрация
- организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с
использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств
наглядной агитации.
Шествие
- массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях
привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Сопоставление
определений понятий "демонстрация" и "шествие" показывает,
что это очень близкие по содержанию и выражению формы публичных манифестаций.
Они характеризуются организованным массовым движением людей с целью привлечения
внимания к определенным проблемам.
Признаком,
отличающим демонстрацию от шествия, является использование плакатов,
транспарантов и иных наглядных средств.
Пикетирование
- форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и
использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у
пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты,
транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Публичные
мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых
помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги,
шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различие.
Если для собраний и пикетирования одним участником уведомление органов
государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления не нужно, то для митингов, шествий, демонстраций и пикетирования
несколькими участниками оно необходимо. Это объясняется трудностями в
совместимости шествий, митингов, демонстраций с сохранением порядка и
организацией движения транспорта на улицах и площадях. Проведение публичных
мероприятий гражданами, исповедующими разные взгляды в одном месте и в одно
время, способно привести к нежелательным последствиям.
По кругу
субъектов публичные мероприятия являются коллективными. Исключение из общего
правила составляет пикетирование, которое вправе проводить один участник, то
есть оно может быть и индивидуальным[13].
Согласно
ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек имеет
право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая
право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих
интересов.
Поведение
граждан, связанное с прямым или опосредованным (институтами) воздействием на
решения, принимаемые органами власти, в свою очередь, подразделяется на
конвенциональное (находящееся в соответствии с нормами права и традиции,
которые регулируют участие людей в политике при данном режиме) и
неконвенциональное. Традиционно социологи отождествляют неконвенциональное
поведение с протестом и выделяют три основных его вида:
1)
ненасильственное легитимное поведение (демонстрации, митинги, пикеты, бойкоты,
подписания петиций, не связанные с нарушением действующего законодательства);
2)
ненасильственные нелегитимные действия («гражданское неповиновение», когда
граждане по морально-политическим мотивам избегают выполнять законы, но не
применяют по отношению к представителям власти насилие);
3)
насильственные действия (охватывают спектр действий от бунтов до покушений на
жизнь людей)[14].
«К
экстремальным действиям подталкивает людей безысходность и безрезультатность
прежних акций протеста. Блокада транспортных магистралей все большим числом
людей воспринимается как единственный способ снятия проблем. Распространяется
убеждение, что реально защитить свои интересы можно только масштабностью акций,
решительностью действий и категоричностью требований»[15].
Предотвращение
применения общественностью радикальных мер в решении своих проблем должно
стать одним из приоритетных направлений государственной политики. Для этого
органы власти обязаны постоянно отслеживать проявление социального недовольства,
в чем большим подспорьем им служат средства массовой информации.
Общественно-политическим
функциям СМИ посвящено не мало работ и трудов специалистов в сфере
журналистики. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению
Науменко Т.В., «журналистика есть система внедрения в массовое сознание
социальных оценок текущей действительности, то есть оценок актуальных событий,
попадающих в поле зрения массового сознания, оценок актуальных результатов
практической деятельности с точки зрения интересов тех или иных социальных
групп»[16].
Корконосенко
С.Г. предлагает развести понятие «социально-ролевая характеристика
журналистики», под которой он понимает «выполнение ряда социальных обязанностей
в соответствии с общественными запросами и ожиданиями» и понятие «функция
журналистики». При этом «ролевая характеристика строится в зависимости от
количества и качественных особенностей данных сфер (иначе они называются
социетальными системами): экономической, политической, духовно-идеологической и
социальной».
Таким
образом, автор выделяет четыре социальных роли журналистики:
-
производственно-экономическую;
-
информационно-коммуникативную;
-
регулирующую;
-
духовно-идеологическую[17].
Федотова
Л.Н. выделяет такие функции СМИ:
-
информирование;
-
воспитание;
-
организация поведения;
-
снятие напряжения;
-
коммуникация[18].
Огромные возможности воздействия СМИ на власть и то, что они являются одним из наиболее емких и эффективных каналов связи для органов государственной власти и управления с обществом, а так же общества с властью, во многом объясняются широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой. Выделим основные: - функции артикуляции интересов тех или иных общественных групп, страт. Тем самым СМИ способствуют укреплению общества с органами власти; - функция агрегации интересов, вследствие чего разнообразие и многообразие интересов, существующих в обществе, обобщается и в какой-то мере упрощается; - функция распространения, передачи политической и иной информации между властями и подвластными, а также между разными элементами политической системы;
-
функция
политической социализации, способствующая тому, чтобы члены общества
усвоили и признали приемлемыми в той или иной мере для себя те или иные
ценности, ориентиры, позиции в отношении политической системы[19].
Учитывая
указанные выше функции, можно сказать, что общественный протест, как социально
значимое явление и актуальное на всех этапах развития общества, является не
только информационным поводом, но и предметом исследований и глубокого анализа
для средств массовой информации.
Исходя
из обозначенных в работе определений, целесообразно сделать вывод, что
общественный протест – это одна из форм проявления массового недовольства,
находящая свое выражение в различных методах протестного поведения (протестного
движения) и направленная на защиту интересов и прав граждан.
1.2. Развитие протестного движения в России сквозь
призму его освещения в СМИ
В
современной России протестное движение зародилось в 1989 году. В первые
перестроечные годы население страны ожидало быстрых и ощутимых перемен во
многих областях жизни и, прежде всего, самых насущных.
Забастовочная
активность начала принимать значительный размах на рубеже 1980–1990-х годов. Во
главе забастовочной волны выступили горняцкие коллективы. Первые массовые акции
открытого противоборства шахтеров с официальными структурами состоялись в
городе Междуреченске июле 1989 года. К ним примкнули коллективы разрезов,
автобаз, строительных и других предприятий города («Проблемы копились годами»,
«Труд» 13 июня 1989 г.). Согласно данным бывшего ЦК профсоюза работников угольной
промышленности СССР общее число участников стачек в
1989 году составляло 455 тысяч человек, забастовки охватили 671 предприятие
отрасли, в том числе 388 шахт и угольных разрезов.
От
материально-бытовых требований бастующие все чаще переходили к критике
правительства, к политическим требованиям. Это был их ответ на жесткую и
непримиримую позицию партийно-государственных органов и ведомственной
администрации, не желающих идти на компромисс с наемными работниками и
проводить в жизнь достигнутые договоренности, допустить стачкомы к активной
общественно-политической деятельности.
Следующий
всплеск протестной активности был уже полностью связан с выдвижением
политических лозунгов.
В
июле 1990 года под руководством рабочих комитетов и с требованием смены
исполнительной власти, демократизации армии и правоохранительных органов,
вывода парткомов с предприятий и другими подобными лозунгами прошла стачка, в
которой приняли участие коллективы 120 предприятий угольной промышленности («11 июля, жаркий день», «Труд» 12.06.1990 г.). Она прочно
утвердила политическую направленность забастовочного движения. С этого времени
два направления в массовом протестном движении — социально-экономическое и
политическое — развивались параллельно, иногда сменяя друг друга, а порой и
тесно переплетаясь.
Можно
выделить три волны протестного движения, пиками которых стали 1992, 1995 и 1997
годы. Однако между этими этапами, равно как и внутри них, движение развивалось
крайне неравномерно.
Постоянно
возрастала доля участников забастовок по отношению к общему числу работников
предприятий, включившихся в движение протеста. Если в 1990 году их доля
составляла 15 процентов, а в 1993 году — 33 процента, то в 1995 году — уже 53
процента. И хотя затем она несколько снизилась, но уже в 1997–1998 годах
участники забастовок вновь составляли более половины по отношению к общему
числу работников, занятых на предприятиях[20].
Теперь
в акциях протеста участвовали не только наиболее решительные и политически
ангажированные рабочие, но и те, кто раньше и не помышлял об участии в протестном
движении, а также служащие и управленцы.
В
забастовочных акциях 1990-х годов приняли участие коллективы таких крупнейших
российских производственных объединений, как Ростсельмаш, Кировский, Балтийский
заводы в Петербурге, Норильский горно-металлургический комбинат,
судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград), предприятие
нефтеперерабатывающей промышленности «Каминефть» («Нефтяники выдвигают
требования», «Российская газета» 17 февраля 1992 г.) и ряд других.
Акции
протеста стали значительно более продолжительными и напряженными. Так, если в
1993 году средняя продолжительность стачки составляла 2 дня, а в 1995 году —
2,8 дня, то в 1997 году она составила уже 6,8 дня[21].
Вместе
с тем протестные действия разворачивались, в основном, в отдельных отраслях
промышленности, и прежде всего в горнодобывающей и металлургической, бастовали
также докеры, транспортники и т. п.
Во
второй половине 1990-х годов на фоне стабилизации количества забастовок в
топливной промышленности значительно возросла их численность в других отраслях
индустрии: машиностроении и металлургии, химической промышленности и
промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности; в
акциях протеста активное участие приняли строители и транспортные рабочие. Стачечная
борьба наемных работников стала значительно расширяться за счет
непроизводственных отраслей, прежде всего образовательной сферы.
Протестное поведение в 1990-е годы здесь отличалось особенно высокой
активностью, бескомпромиссностью и наступательным порывом[22]. Удельный вес
образовательных учреждений, участвовавших в забастовочных действиях (за
исключением 1990 и 1993 годов), составлял от 54 до 98 процентов. Причем
наивысшую долю коллективы бастующих учебных заведений составили в 1999 году,
когда отмечался общий спад забастовочного движения в стране.
В
ходе этих забастовок наряду с социально-экономическими прозвучали и
политические требования, призывы к акциям гражданского неповиновения; более 65
тысяч преподавателей в середине января 1997 года провели Всероссийскую акцию в
защиту образования («Каникулы продолжаются...», «Комсомольская
правда» 14.01.1997 г.). Напряженная ситуация в учебных заведениях страны
сохранялась и в последующие годы.
Забастовки
(и иные действия протестного характера) в большей или меньшей степени в 1990-е
годы затронули почти все отрасли российской экономики.
В
соответствии с решениями Координационного комитета коллективных действий ФНПР
были организованы четыре всероссийские акции протеста, проведенные профсоюзами
5 ноября 1996 года («Профсоюзы протестуют. Правительство кивает на директоров»,
«Труд» 6-14 ноября 1996 г.), 27 марта 1997 года («Одним акции заводов и фабрик,
другим – акции протеста», «Комсомольская правда» 28 марта-4 апреля 1997 г., «С
зарплатой улица не нужна», «Российская газета» 29 марта 1997 г.), 9 апреля
(«Что после протеста?», «Российская газета» 10 апреля 1998 г.) и 7 октября 1998
года («Митинги проводят, и они проходят. А работать надо – и каждый день!»,
«Российская газета» 8 октября 1998 г.). Они сразу же приняли широкомасштабный
характер, сыграв значительную роль в подъеме профсоюзного движения в стране.
Профсоюзы заявили решительный протест против социально-экономической политики
властей.
Во
второй половине 1990-х к акциям протеста обратились и те, кто ранее не могли и
помышлять об этом. Значительно обострилась ситуация на предприятиях оборонных
отраслей и военно-морского флота. В сентябре 1996 года состоялась
Общероссийская акция протеста профсоюзов оборонного комплекса («Осада белого
дома», «Труд» 20-26 сентября 1996 г.). В ее рамках были организованы пикеты и
шествия в 13 регионах РФ. Многодневная акция протеста работников отрасли прошла
в марте — апреле 1999 года, в ней приняли участие более 120 тысяч человек. Еще
более представительной явилась проведенная 8 июля 1998 года акция протеста
профсоюзов оборонного комплекса и атомной энергетики, состоявшаяся во многих
регионах; в Москве, в частности, в рамках этой акции было проведено
пикетирование Министерства обороны РФ, в котором приняли участие более двух
тысяч представителей «оборонки» из 30 регионов Россииx[23].
Протестные
действия трудящихся были вызваны серьезными социальными проблемами и все
возрастающей рассогласованностью интересов руководителей и рядовых работников,
неверием масс в благие намерения администрации и нежеланием всех участников
трудовых конфликтов преодолеть барьер несовместимости и наладить нормальные
партнерские отношения.
Общая
и главная причина коллективных акций протеста, как свидетельствуют требования
их участников и статистические отчеты Госкомстата РФ, заключалась в
несвоевременной выплате заработной платы, а также в проблемах, связанных с ее
повышением и индексированием. Среди других причин следует отметить условия
труда, не соответствующие общепринятым мировым нормам.
Во
второй половине 1990-х годов в ряде отраслей и регионов социальная
напряженность в трудовых отношениях стала нарастать также из-за проблем,
связанных с сохранением занятости, обеспечением рабочих мест на производстве,
опасением обвальной безработицы в ряде регионов. Причиной выступления рабочих
стала и их неудовлетворенность начавшейся приватизацией, серьезными издержками,
допущенными в ходе ее проведения. Протест был направлен против так называемой
номенклатурной приватизации, существенно осложнившей материально-бытовое
положение рядовых работников и вызвавшей ощутимые сбои в работе целого ряда
предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|