В отличие от элитарной культуры народная культура
создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы
народных творений неизвестны. Народная культура - любительская (но не по
уровню, а по происхождению) и коллективная. Она включает мифы, легенды,
сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры
могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца
или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных
вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина
XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение,
грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны
всему населению. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.
Популярная и эстрадная музыка, цирк — вот ее примеры.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей
художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая
широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные
запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы
массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают,
выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не
происходит.
Совокупность ценностей, верований, традиции и обычаев,
которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей
культурой. Поскольку общество распадается на множество групп —
национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у
каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей
и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура — часть общей
культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной
группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей,
субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной
субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами
на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть
очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя
культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов
Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются
поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные
школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной
группы свой культурный мир.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто
отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте
с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой
культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие
американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм,
сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Лекция 2. Теории общества
Основные понятия
Общество, инструментальная концепция, семантическая
концепция, гендерная концепция, сексуальная концепция, кратическая теория,
доиндустриальное общество, вождество, индустриализация, урбанизация,
индустриальное и постиндустриальное общество, социальный прогресс, регресс,
реформа, революция, модернизация.
1. Общество — 1. Вся
сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей,
занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более
или менее отличительной культурой и институтами, либо давно и хорошо известное
национальное государство. 3.Взаимодействие индивидов (Г. Зиммель).
2. Доиндустриальное общество — тип общества, для которого характерно доминирование
аграрного сектора, сельскохозяйственного труда, закрытость, минимальная
мобильность, доминирование военного сословия и духовенства и т. п.
3. Вождество — иерархически
организованный строй людей, в котором отсутствует аппарат управления,
характерный для зрелого государства.
4. Индустриализация — создание крупного машинного производства.
5. Урбанизация — рост
городов и распространение городских ценностей жизни на все население.
6. Индустриальное общество — тип общества, для которого характерно доминирование
промышленного сектора экономики, промышленного труда, открытость, социальная
мобильность, представительная демократия, доминирование собственников на
средства производства и т. п.
7. Постиндустриальное общество — тип, для которого характерно доминирование сферы услуг,
научного знания, образования и профессионализма, открытость, доминирование
профессиональных управленцев — менеджеров и т. д.
8. Социальный прогресс — 1. Продвижение к желаемой цели; благоприятное развитие или
движение вперед. 2. Результат социального развития, предполагающий повышение
научного и технологического знания, экономической производительности и
сложности социальной организации.
9. Реформа — частичное
преобразование, не затрагивающее основ социального порядка.
10.Революция — коренное
изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к изменению характера этого
общества.
11. Модернизация —
переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному
современному обществам.
Вся история социологической мысли есть история поисков
научных подходов и методов построения теории общества.
1) Существует, например, "атомистическая
теория", по которой общество понимается как совокупность
действующих личностей или отношений между ними. Так, Дж. Девис считает, что все
общество можно представить как легкую паутину межличностных чувств или
установок. Крайний случай этой концепции — теория Г. Зиммеля, который
представлял общество как взаимодействие индивидов. В современной социологии
традиции Зиммеля продолжает «сетевая» теория, которая главный упор делает на
действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг
от друга.
2) "Теории социальных групп" объясняет
общество как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые
являются разновидностями одной доминирующей группы. Рассматривая таким образом
общество, авторы этих концепций по сути отождествляют понятие
"общество" с понятием "человечество" (Знанецкий Ф.)
3) "Институциональные теории" рассматривают
общество как большую совокупность людей, осуществляющих совместно
социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Согласно представлениям
Т.Боттомора и С.Липсета именно социальные институты и организации гарантируют
устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую
структуру разных форм коллективной жизни, гарантируют организованный процесс
коллективной жизни, развитие культуры, разрешение конфликтов и т.п.
4) Функционалисты трактуют общество как группу
человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему
действия.
5) Феноменологическая социология видит общество
весьма подвижным образованием. Так, у П. Бергера и Т. Лукмана общество
формирует индивидуумов, непрерывно создающих его путем диалектики. Для
Р.Бхаскара «общество является как постоянно присутствующим условием, так и
непрерывно воспроизводимым результатом человеческой воли» и т.д.
В Большом толковом социологическом словаре «общество»
определяется, во-первых, как вся сумма человеческих отношений, во-вторых, как
самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную
территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и
институтами, либо давно и хорошо известное национальное государство.
Понятие "общество" применимо к любой исторической
эпохе, любому по численности объединению людей, если оно отвечает следующим
признакам (по Э. Шилзу):
— не является частью более крупного общества;
— браки заключаются между представителями данного
объединения;
— оно пополняется главным образом за счет детей тех людей,
которые являются его представителями;
— имеет собственную территорию;
— имеет собственное название и собственную историю;
— обладает собственной системой управления;
— существует дольше средней продолжительности жизни
отдельного индивида;
— имеет специфическую культуру, в том числе и язык.
Теории происхождения общества
Обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой
ассоциации.
В социологии сложился ряд научных теорий, которые, взяв за
основу одну из особых характеристик 6иологии человека, рассматривают вытекающие
из нее этапы социального конструирования общественных объединений.
На этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из
которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой
доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная,
кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.
Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и
сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения
потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия
человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении
продуктов. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их
благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению
системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между
людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная
организация.
Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный
характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание
физиологических характеристик приводит к спонтанному неконтролируемому хаосу
вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее
непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов
общины — женщин и детей — и могут создавать нагрузки, гибeльныe для конкретного
сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием
семей и. возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними
и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося
свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать
хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, даёт социальную
организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.
Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит
возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную
целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум,
присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной
экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в
«монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь,
ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять
позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую
пищу, лучших сексуальных партнеров и т. п. Научаясь повелевать и принимать
знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать
систему правил почитания вождей, передачи власти распределения привилегий среди
остальных членов общества. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения
неравенства (суть порядка), ложатся в основу социальной организации, т. е.
регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и
развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть —
разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего
положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же
заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины
(продуктами которой она кормится).
Гендерная концепция основана на анализе распределения
социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она
отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое
неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на
воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих
младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для
подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей.
Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и
функционально выполняет роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства,
обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей
вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая
гениальность) создали искусственный противовес женской монополии
воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики
феминизма делают вывод, что в тот момент, когда был заключен договор между
мужчинами о распределении женщин, возникла социальная организация, общность, в
которой действовали правила общежития. Несмотря на то, что мужчины испокон века
нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной
круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с
руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть
порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей
жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в
современном мире повышается и существенно видоизменяет сложившиеся отношения,
решения и структуры).
Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического
существа. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает
человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного
«органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач.
Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и
комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует
предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно
только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая
"обозначения" и символы, договариваясь о правилах толкования знаков,
все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации,
которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной
деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договорных)
коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется
общество.
Социологические концепции происхождения общества, как видим,
очень разнообразны. Они обращаются к разным факторам формирования наблюдаемой
сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть,
неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами организации
особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.
1.2.2. Теории развития общества
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших
прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы.
Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями,
составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.
Если в качестве главного признака выбирается письменность,
то все общества делятся на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не
умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в
материальных носителях - клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и
газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад,
до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в
Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Незнающие письменности народы называют доцивилизованными.
Согласно второй типологии, общества также делятся на два
класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления
и степень социального расслоения. В простых обществах нет
руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В
сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев
населения, расположенных сверху — вниз по мере убывания доходов, власти, престижа.
Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется юридически,
экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало
зарождение самого мощного института — государства. А произошло это
примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они
относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст
простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|