Общество и социальные процессы
Общество и социальные процессы
Содержание
Лекция
1. Природа, культура и общество. 2
Основные
понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1.
Природные предпосылки возникновения общества. 2
1.1.2.
Культура: сущность, основные черты, функции. 3
1.1.3.
Структура и формы культуры.. 7
Лекция
2. Теории общества. 10
Основные
понятия. 10
Словарь. 10
1.2.1.
Основные подходы к изучению сущности общества. 11
1.2.2.
Теории развития общества. 13
Лекция
3. Социальные процессы.. 22
Основные
понятия. 22
Словарь. 22
1.3.1.
Социальные изменения. 22
1.3.2.
Социальные движения. 30
1.3.3.
Социальная мобильность. 34
1.3.4.
Социальные конфликты.. 36
Основная
литература. 46
Дополнительная
литература. 46
Основные понятия
Природа, культура, универсалии, этноцентризм, релятивизм,
ксенофобия, понятия, отношения, ценности, нормы, элитарная культура, народная
культура, массовая культура, субкультура, контркультура.
1. Культура — 1.Среда,
искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Её
часто понимают как совокупность идеалов, ценностей, норм, образцов поведения,
регулирующих отношения между людьми. 2. Система ценностей, представлений о
жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни.
2. Универсалии — общие
черты, присущие культурам всех народов мира.
3. Этноцентризм —
оценка достижений чужих культур с позиций своей собственной; вера в
биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими
группами.
4. Ксенофобия — неприязнь к
иным народам и их культуре.
5. Культурный релятивизм — убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее
собственных ценностей в ее собственном контексте.
6. Субкультура —
система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры
большинства общества.
7. Контркультура —
субкультура, чьи ценности, идеалы, нормы противоречат главным составляющим
господствующей культуры.
1.1.1. Природные предпосылки возникновения общества
Человеческое общество — достаточно древнее образование,
появление которого, по некоторым данным, совпадает со становлением homo
sapiens'a современного вида.
Как связано природное с социальным в человеческом обществе?
Социологи и антропологи выделяют внутренний и внешний аспект изучения проблемы.
Первый фиксирует внимание исследователя на особых природных качествах человека.
Второй — на географических условиях возникновения общества.
В первую очередь, внимание обращается на такие анатомические
особенности человека как прямая походка, освобождающая передние конечности,
руки с противопоставленным большим пальцем, которые могут выполнять сложнейшие
операции и функции. Можно отметить также специфическое стереоскопическое
зрение, позволяющее видеть в трех направлениях и довольно сложный механизм
голосовых связок, гортани, губ, языка, способствующий развитию речи.
На формирование общества положительное влияние оказал
сексуальный фактор. Если животные удовлетворяют инстинкт продолжения рода в
брачный сезон (один-два раза в год), то человек отличается не только устойчивым
сексуальным влечением, но и почти неограниченной способностью удовлетворять
его, что является одной из причин формирования семьи.
Особое значение для общества имеет беспомощность
человеческого младенца. По сравнению с человекообразными обезьяньими детенышами
младенец имеет больший вес и достаточно развитые органы чувств. Но он абсолютно
беспомощен. Животное рождается с уже сложившимися функционально ограниченными
способностями, инстинктами, а человек появляется на свет не вполне развитым,
что ведет к нескольким важнейшим последствиям. Во-первых, на данной основе у
человека формируются высочайшие адаптационные способности, психические
структуры, обеспечивающие избыточные возможности при встрече с новой ситуацией.
Во-вторых, недоразвитость ребенка становится одной из биологических основ
восприимчивости новых поколений людей к опыту предшественников. В-третьих, она
вызывает длительную зависимость от родителей, медленный темп роста и полового
созревания, что способствует созданию и укреплению семьи, половозрастных
социальных ролей, института образования, т. е. социальной организации и
культурной преемственности.
Универсальность биологической основы человека, отсутствие
специализации органов, гибкость, способность приспособиться к любой обстановке
— все это, принципиально отличая биологию человека, дает возможность
социального развития.
Климат, почвы,
рельеф влияют на характер занятий, на то, что производит, чем питается человек,
какие усилия ему необходимы, чтобы обеспечить себя необходимым. Так, жаркий
климат снижает время активности. Холодный климат требует от человека очень
больших усилий для поддержания жизни.
Далее — почва. Плодородные почвы в сочетании с
хорошим климатом способствуют росту экономики, зажиточности, формируют особый
менталитет народа.
Рельеф влияет на
ритм жизни, темперамент народа. Пример — бурные пляски горцев, медленные
хороводы славян. Рельеф может стать естественной оборонительной системой для
того или иного народа. Самые первые демократии Западной Европы развились в
Исландии и Швейцарии. В странах, открытых для набегов воинственных соседей,
возникла сильная абсолютистская власть.
Однако географическая среда не должна быть слишком
благоприятной для человека, иначе население изнежится. Народы, живущие в
неблагоприятных условиях, вынуждены выработать в себе такую культуру
производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и
процветать. Скажем, в XIII в. в Центральной Европе обнаружилось отсутствие
свободных земель, и этот фактор способствовал развитию бережливости,
аккуратности, трудолюбия у немцев.
Географическая среда оказывала решающее влияние на культуру
народов на раннем этапе из развития.
Духовные отпечатки географической среды переплетались с
генетическими. Последние объясняются, в частности, тем, что у различных
народов, рас, подрас по-разному распределяется, например, темперамент. К нему
вырабатываются нормы культуры, образцы поведения. Скажем, народы Южной Европы,
горцы обладают вспыльчивостью, отсюда самый сильный контроль за нею —
сохранение кровной мести.
По мере развития общества влияние географического фактора
ослабляется и сохраняется опосредованно, через культуру, которая существенно
усиливает автономию общества от географической среды. Так, родственные
этнические народы, например, евреи и арабы, живущие в аналогичных условиях,
могут принципиально отличаться в социальном устройстве и в области культуры.
Однако автономия социума от географической среды ограничена. Социум это ниша,
которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушая ее
основных экосвязей.
1.1.2. Культура: сущность, основные черты, функции
Слово культура происходит от латинского слова colere
— культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали
обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство
земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для
обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек
отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали
"культурным". В этот период термин относился главным образом к
аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных
людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня
цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с
оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).
Дефиниции культуры, выработанные социальными науками,
устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер
и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.
Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что
охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор – « культура, или цивилизация, в
широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований,
искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования,
традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом
Э.Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов
деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких
определений – упускается из виду активность человека в развитии и изменении
культуры.
Нормативные определения. Их делят на две группы. Первая из них – определения,
ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «…образ жизни, которому
следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть
совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая
группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях.
Так, социолог У.Томас считает, что «культура – это материальные и социальные
ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие
реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:
1)
либо на процессе адаптации к
среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть
культура, или цивилизация…» -У.Самнер и А.Келлер);
2)
либо на процессе научения
(«Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то
есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его
зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться
каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» -
Р.Бенедикт).
3)
либо на формировании привычек
(«Культура – это формы привычного поведения, общего для группы, общности или
общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» -
К.Янг).
Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации
культуры. Пример: Р.Линтон – «а) … культуры – это в конечном счете не более чем
организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это
сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых
разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
Генетические определения представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти
определения, в свою очередь, разделяются на четыре группы:
1) в которых культура рассматривается как продукт или
артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего,
что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью
двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или
воздействующих на поведение друг друга» (П.Сорокин);
2) в которых упор делается на идеях: «Культура – это
относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе
посредством процессов обобществления»(Г.Беккер).
3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура – это
понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и
явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для
человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л.Уайт);
4) в которых культура определяется как «то, что отличает
человека от животных» (В.Оствальд).
Один из вариантов определения культуры может быть таким:
культура — это убеждения, ценности и выражающие их символы
(включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат
упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и
символы какой-то части людей в группе часто называются субкультурой.
Универсальные элементы культуры
Даже поверхностный контакт с другой культурой позволяет
осознать, что её отличиям от нашей собственной нет числа. Мы и Они ездим по
разным сторонам дороги, говорим на разных языках, различаемся представлениями о
том, какого типа поведение считать умопомешательством, а какое нет, и не
согласны друг с другом в определении добродетельной (нравственной) жизни. В то
же время значительно труднее найти общие черты, свойственные всем культурам — культурные
универсалии.
Джордж Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним
относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы,
образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет
кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные
ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные
формы, которые принимает спорт, украшение тела и т. п., могут, однако, различаться
в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов,
вызывающих эти вариации. Например, обычаи жителей тропиков могут отражать
меньшие сезонные колебания климата, в отличие от обычаев, существующих в
странах с более умеренным климатом. Вдобавок каждая культурная особенность —
это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может
сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма
спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или
иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в
каждой из них.
Этноцентризм и относительность культуры
Люди с кольцами в носах, мужья, имеющие десять жен, блюда из
человечины, насекомых и львиных сердец — все это примеры того, что мы считаем
причудливыми и бесчеловечными обычаями "дикарей". С нашей точки
зрения наш образ жизни представляется "правильным", а чужой —
странным или варварским.
Эта тенденция судить о других культурах с позиций своей
собственной называется этноцентризмом. Этноцентрические взгляды явно
выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки
обратить "язычников" в свою веру. Сопутствующее этноцентризму понятие
ксенофобия — боязнь и неприятие всего иностранного, а шире — всего
чуждого.
Этноцентризм является характерной особенностью деятельности
первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей
собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям
Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в
1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее
собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас
как культурный релятивизм. Самнер шокировал читателей заявлением, что людоедство
и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, которые практиковали эти
обычаи.
Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания
тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в
учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном
случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы. В Соединенных
Штатах, наоборот, двери кабинетов обычно оставляют открытыми. Американцы,
которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери создают
атмосферу холодности, формирующую чувство отчужденности. Закрытая дверь для
американцев означает нечто совершенно иное, чем для немцев (Холл, 1966).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|