В систему службы судебных приставов
включаются:
·
Федеральная
служба судебных приставов, возглавляемая руководителем федеральной службы;
·
служба судебных приставов Управления военных судов
Министерства юстиции
Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника Управления военных
судов - главным военным судебным приставом;
·
службы
судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации;
·
районные,
межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному
делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов,
состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности
судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Таким образом, служба судебных
приставов как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы приобрела
статус органа исполнительной власти федерального значения, централизованную
структуру с вертикальной системой подчинения со значительной организационной и процессуальной самостоятельностью. По мере
реализации концептуальных положений судебной реформы служба судебных приставов
трансформируется в правоохранительный орган, обладающий организационной
структурой, надлежащим объемом прав и обязанностей, содержание которых позволяет
обеспечить беспрепятственное осуществление правосудия и эффективное исполнение
судебных решений и иных правоохранительных функций, отнесенных к ее
компетенции.
Учитывая, что судебные приставы призваны обслуживать сферу
правосудия, законодатель счел необходимым нормативно закрепить требования к
кандидатам на должности судебных приставов.
Судебным приставом согласно закону может быть гражданин
Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее
(полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим
деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять
возлагаемые на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначено лицо, имеющее
судимость.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы
подразделяются на две категории: 1)
обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и 2) судебных
приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. С
учетом различий в исполняемых функциях судебные приставы проходят
профессиональную подготовку.
При этом судебные приставы по обеспечению установленного
порядка деятельности судов проходят особую физическую и специальную подготовку,
по завершении которой получают право на хранение и ношение огнестрельного
оружия и специальных средств.
Судебный пристав является должностным
лицом, состоящим на государственной службе. При исполнении служебных обязанностей он
носит форменную одежду, имеет знаки
различия и эмблему. Судебным приставам присваиваются классные чины работников
органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.
Закон предусматривает централизованный порядок назначения на
должность и освобождения от должности судебных приставов. Руководитель Федеральной службы судебных приставов
назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Главные судебные приставы субъектов Федерации назначаются на
должность и освобождаются от должности руководителем Федеральной службы
судебных приставов. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются
на должности и освобождаются от должности главными
судебными приставами субъектов Российской Федерации.
Старшие судебные приставы и судебные
приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в
порядке, определяемом
начальником Управления военных судов.
Федеральный закон «О судебных приставах» указывает исчерпывающий
перечень обязанностей и прав судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов. Обязанности этих судебных приставов состоят: в
обеспечении в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного
процесса и свидетелей; в выполнении распоряжений председателя суда, а также
судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением
порядка в суде; в исполнении решения суда и судьи о применении к подсудимому и
другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечении охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в
рабочее время; в предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений,
выявлении нарушителей, задержании их в случае необходимости; в осуществлении
привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
поддержании общественного порядка в судебных помещениях и в выполнении иных
обязанностей.
Судебный пристав по обеспечению
установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей вправе:
обращаться за помощью к сотрудникам милиции,
органов безопасности, военнослужащим внутренних
войск; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное
оружие в случаях, предусмотренных законом.
Функции и полномочия судебных
приставов-исполнителей имеют свои особенности. Судебный пристав-исполнитель принимает меры по
своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с
материалами исполнительного производства; рассматривает заявления сторон по
поводу исполнительного производства и их ходатайства; обязан взять самоотвод,
если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные
обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебные приставы наделены полномочиями
для выполнения задач правосудия в части усиления защиты прав и интересов
граждан и организаций: они получили право самостоятельно определять
порядок проведения исполнительного производства, использования объема
мер принудительного исполнения актов судебных органов.
Судебный пристав-исполнитель имеет
право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку
исполнения исполнительных документов на работающих у них должников; входить в
помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, и
производить осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывать, изымать, передавать
на хранение и реализовывать арестованное имущество; налагать арест на денежные
средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на
хранении в банках и иных кредитных организациях.
Пристав-исполнитель также вправе объявлять розыск должника,
его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в его
производстве. На приставов-исполнителей возлагается также обязанность
исполнения постановления судьи, принятого по ходатайству потерпевшего, гражданского
истца или их представителя либо прокурора
по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо
возможной конфискации имущества.
Требования судебного пристава обязательны для всех органов,
организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.
Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания
обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
Федеральный закон «О судебных приставах» определяет
полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов.
Возглавляется эта деятельность Министерством юстиции РФ, которое осуществляет организационное и методическое
руководство деятельностью службы судебных приставов через главного
судебного пристава Российской Федерации.
Аналогично главные судебные приставы субъектов Российской
Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью подведомственных им служб судебных
приставов субъектов Российской Федерации.
Главный судебный пристав Российской
Федерации издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации
деятельности службы судебных приставов,
рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке
подчиненности.
Главный судебный пристав субъекта
Российской Федерации наделяется следующими полномочиями: осуществляя руководство
соответствующей службой судебных приставов, образует подразделения судебных
приставов, координирует и контролирует их деятельность; назначает на должность
и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и
проводит их аттестацию; устанавливает штаты и структуру подразделений судебных
приставов; перемещает судебных приставов из одних подразделений в другие;
организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства
юстиции РФ.
Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных
приставов. Он организует и контролирует
работу возглавляемого им подразделения; обеспечивает правильное и
своевременное выполнение распоряжений
председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном
заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и
специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению
безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, судебных
приставов-исполнителей.
Организация деятельности приставов-исполнителей
устанавливается Федеральным законом «Об
исполнительном производстве». Закон определяет порядок возбуждения
исполнительного производства, место и время совершения исполнительных действий,
сроки предъявления исполнительных
документов к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения, приостановления
исполнительного производства, порядок розыска должника, применения мер
принудительного исполнения, обращения взыскания на имущество должника,
реализации арестованного имущества и других действий.
Контроль за деятельностью руководителей территориальных
органов юстиции в субъектах Российской
Федерации, входящих в состав федерального
округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов, исполнению ими актов судебных
и других органов, обеспечению установленного порядка в их деятельности
возлагается на федеральные управления Минюста РФ.
3. Федеральная служба исполнения
наказаний России
Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится
обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет
уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции
РФ.
В состав уголовно-исполнительной системы
входят: учреждения, исполняющие уголовные наказания
(исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы,
предприятия, специально создаваемые для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы и др.); территориальные органы
управления уголовно-исполнительной системы; центральный орган
управления уголовно-исполнительной системы.
Задачами уголовно-исполнительной
системы являются исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а
также исключительной меры наказания; обеспечение
правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала,
должностных лиц и граждан, находящихся на территориях
этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их
общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение
охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи могут быть
возложены на уголовно-исполнительную систему только специально изданным законом.
Министерство юстиции РФ проводит большую работу по совершенствованию
системы управления и контроля за деятельностью органов и учреждений,
исполняющих уголовные наказания. Созданы структуры уголовно-исполнительной
системы в федеральных округах. В центральном аппарате Министерства образовано
Управление по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, а в
федеральных управлениях - отделы с аналогичными функциями.
4. Задачи и полномочия Росрегистрации
Государственная регистрация недвижимого имущества и
сделок с ним
имеет целью обеспечение интересов государства, а также охрану прав и законных
интересов граждан в сфере отношений собственности. Регистрация гарантирует
легитимное использование недвижимого имущества и обеспечивает систему контроля
за расходами на приобретение собственности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и
сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения, перехода или прекращения права собственности.
Государственная регистрация проводится на всей территории Российской
Федерации, по системе записи в Едином государственном реестре осуществляется
по месту нахождения недвижимого имущества и
может быть оспорена только в судебном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в
редакции от 5 марта 2001 г., порядок создания и структуру учреждений по
регистрации прав, а также принципы их размещения определяют субъекты Российской
Федерации по согласованию с Министерством юстиции РФ.
В соответствии с упомянутым Законом, а также Положением об
учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, утвержденному постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998
г., на Министерство юстиции возлагаются:
- координация работ по созданию
учреждений юстиции по регистрации недвижимости и правовой контроль за их
деятельностью;
- назначение и освобождение от
должности регистраторов прав на недвижимое имущество по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов РФ;
- разработка методических
материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации и
соблюдению прав ведения Единого государственного реестра прав на недвижимость;
- контроль за реализацией
субъектами Российской Федерации федеральной программы создания единой системы
государственной регистрации;
- обучение и повышение
профессионального уровня сотрудников, занятых на этом участке деятельности.
Соответствующие
учреждения юстиции осуществляют проверку поданных заявителем документов о
наличии права собственности, проводят регистрацию и выдают свидетельства,
подтверждающие проведенную регистрацию.
Государственная регистрация носит открытый характер. Орган,
занимающийся регистрацией, обязан в течение пяти дней предоставить информацию
о любом объекте недвижимости, любому лицу, предъявившему удостоверение личности
и заявление в письменной форме.
Учреждения юстиции по регистрации прав несут ответственность
за своевременность и точность записей о праве на недвижимость, за полноту и
подлинность выдаваемой информации. Лица, виновные в умышленном и неосторожном
искажении либо утрате информации, несут ответственность за материальный ущерб,
нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, согласно законодательству
Российской Федерации.
Заключение
Раскрыв
теоретическую основу вопроса, в заключении кратко резюмируем основные
положения:
·
Министерство
юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной
сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры
и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения
судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и
политических партий. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет
Президент РФ.
·
Федеральная
служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
ФССП России подведомственна Минюсту России.
·
Федеральная
регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и
политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю
и надзору в сфере адвокатуры и нотариата. Росрегистрация подведомственна
Минюсту России.
·
Федеральная
служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по
контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении
осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в
совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и
конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и
осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН
России подведомственна Минюсту России.
Список литературы
1.
Закон РФ
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы» от 21 июля 1993 г.
2. Федеральный
закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним» от 21 июля 1997 г.
3. Воронцов
С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации история и современность под общ. ред.
С. В. Степашина.- М.: ACT, 1999.
4.
Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы учебник для
вузов под ред. К. Ф. Гуценко.- М.: БЕК, 1995.
5. Дмитриев
Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы: учеб. пособие для студентов
сред. проф. учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002.
6. Звягинцев
А. Г. В эпоху потрясений и реформ. Российские прокуроры, 1906-1917.- М.:
Россмэн, 1996,
7.
Котов Б. А. Юридический справочник Прокуратура и суды.-
М.: Приор, 1999.
8.
Правоохранительные
органы (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
9. Правоохранительные
органы Российской Федерации учебник для юридич. вузов под ред. В. П. Божьева.-М.:Спарк, 2004.
10.
Правоохранительные органы России учебник для вузов под
ред. В. П. Божьева.- М.: Высш. образование, 2006.
11. Савюк Л. К. Правоохранительные
органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
12. Семенцова И. А.
Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для юридических
факультетов колледжей и средних специальных учебных заведений. – Ростов н/Д:
Феникс, 2001.
13.
Судоустройство Судебная власть. Адвокатура. Нотариат.
Прокуратура: [Сб. законодат. актов по суд. системе] сост. С. А. Подзоров.- М:
Экзамен, 2001.
14.
Чайка Ю.
За единое правовое пространство //Рос. юстиция.- 2004.- № 2.-С.2-7
15.
Чайка Ю.
Министерство юстиции в системе российской государственности //Рос. юстиция.- 2002.- № 9.-С.2-7
16.
Чайка Ю. Министерство юстиции и укрепление
вертикали власти: Статья министра юстиции о деятельности министерства //Рос.
юстиция.- 2002.- N 4.-С.2-5
Страницы: 1, 2
|