Органы юстиции Российской Федерации
Содержание
Введение
3
1. Организация Министерства юстиции Российской
Федерации и его органов 4
2. Федеральная служба судебных
приставов 10
3.
Федеральная служба исполнения наказаний России 16
4.
Задачи и полномочия
Росрегистрации 17
Заключение
19
Список
литературы
Введение
Деятельность
государства и его органов охватывает многие
сферы государственной и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите
прав и свобод человека, охране прав и
законных интересов государственных и
негосударственных организаций, трудовых
коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь
государства и его органов.
Правоохранительная
деятельность как вид государственной
деятельности обладает рядом существенных признаков. Одним из важных признаков правоохранительной
деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные
государственные органы.
В данной работе мы рассмотрим деятельность Министерства юстиции РФ.
Целью данной работы мы ставим рассмотрение структуры, основных функций и
деятельности этих органов.
Для написания данной работы были использованы учебные пособие видных
российских авторов, данные публикаций периодической печати и нормативные
документы.
1. Организация Министерства юстиции Российской
Федерации и его органов
Центральным органом федеральной
исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики
в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) – федеральный
орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий
управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой
сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство
деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
В систему Министерства юстиции
Российской Федерации, входят его территориальные органы, подчиненные ему
иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их
деятельность.
Министерство юстиции и его органы
выполняют целый ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам,
в первую очередь в сфере правового обеспечения их деятельности. Органы
юстиции осуществляют ряд полномочий правоприменительного характера в
сфере регулирования отношений государства с общественными
организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими
охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.
Возложенные на Министерство юстиции
задачи выполняются как непосредственно самим Министерством, так и
посредством деятельности органов юстиции, входящих в его систему: федеральных
управлений Министерства юстиции РФ по федеральным округам, управлений
уголовно-исполнительной системы по федеральным округам при Главном управлении
исполнения наказаний Минюста РФ, главных управлений Министерства
юстиции РФ по субъектам Российской Федерации, министерств юстиции
республик, управлений юстиции, областей, автономной области, автономных округов. В систему Министерства
юстиции входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых
органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции: адвокатура,
нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия,
Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий.
Таким образом, современное Министерство юстиции – это
многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую
централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.
Правовое положение Министерства юстиции
Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации,
Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Правительстве Российской
Федерации» (1997 г.), иными федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации.
Важнейшее значение для определения
содержания функций и задач Министерства юстиции Российской Федерации имеет постановление
Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 «Об утверждении
Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»,
принятой в целях укрепления системы органов и учреждений юстиции Российской
Федерации, повышения их роли и ответственности при реализации правовой политики
государства.
В соответствии с названным Положением и иными нормативными
актами на Министерство юстиции и его территориальные органы в соответствии с их
компетенцией возлагается выполнение следующих основных задач по реализации
государственной политики в сфере юстиции:
·
участие в
правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации;
·
проведение юридической экспертизы правовых актов,
принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение исполнения уголовных наказаний;
·
осуществление исполнительной деятельности;
·
правовая информатизация;
·
развитие
судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции;
·
участие в международно-правовой охране прав и законных
интересов граждан
и некоторые другие.
Самой значительной из них является участие в правовом
обеспечении нормотворческой деятельности.
В целях реализации этой функции, дальнейшего развития и
совершенствования российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие основные
функции:
·
координирует
нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
·
проводит юридическую экспертизу проектов законодательных
и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными
органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации
и Правительства
Российской Федерации;
·
проводит
юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской
Федерации и федеральным законам;
·
осуществляет государственную регистрацию нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы
и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организации или
имеющих межведомственный характер, а также актов
иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
·
осуществляет
проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной
регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях
их государственной регистрации;
·
представляет в Правительство Российской Федерации
предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых
актов федеральных
органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам Российской
Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента
Российской Федерации, постановлениям и
распоряжениям Правительства Российской Федерации;
·
осуществляет государственный учет нормативных правовых
актов субъектов
Российской Федерации;
·
ведет государственный реестр нормативных правовых актов
федеральных
органов исполнительной власти; участвует в
работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской
Федерации;
·
участвует в подготовке Свода законов Российской
Федерации.
Возложенные на Министерство юстиции
Российской Федерации функции и задачи реализуются аппаратом Министерства, органами и
учреждениями, входящими в его систему. Вся полнота ответственности за выполнение этих функций и задач лежит на Министерстве
юстиции Российской Федерации, в соответствии с чем и построена
организация его центрального аппарата.
Руководит работой Министерства назначаемый в установленном Конституцией
РФ порядке министр.
Министр юстиции назначается на должность и освобождается от
должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и
несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с
проведенным распределением
обязанностей1.
Министр юстиции в порядке выполнения предоставленных
ему полномочий:
·
устанавливает полномочия своих заместителей,
распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других
должностных лиц системы Минюста России;
·
вносит в установленном порядке на рассмотрение
Президента РФ и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и
иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции
Министерства юстиции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции;
·
издает приказы и распоряжения и иные акты, дает
указания, а также организует проверку их исполнения;
·
вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство
РФ представления
о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения ими Конституции
РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и
распоряжений Правительства РФ;
·
подписывает международные договоры Российской Федерации
о правовой
помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
·
утверждает
положения о структурных подразделениях Министерства юстиции России, структуру и
штатное расписание его центрального аппарата, а также смету расходов на
содержание центрального аппарата Министерства.
Министру юстиции принадлежат также
полномочия по нормативному обеспечению уголовно-исполнительной системы Минюста
России.
Значительную роль в организации работы Министерства юстиции и
принятии принципиальных решений по
организации деятельности органов юстиции играет коллегия Министерства. Коллегия
Министерства юстиции образуется в составе министра, заместителей
министра и других руководящих работников
Министерства. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с
деятельностью Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются,
как правило, приказами и распоряжениями министра.
Особое место
в системе Минюста России занимает центральный орган уголовно-исполнительной
системы - Федеральная служба исполнения наказаний. Правовой статус
этого подразделения определяется законом Российской Федерации. Центральный
орган уголовно- исполнительной системы
является структурным подразделением, обеспечивающим организацию исполнения
законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной
системы. Он является юридическим лицом,
создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих
уголовные наказания и предназначенных для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы.
Минюст России в пределах своей компетенции создает свои
территориальные органы, утверждает положения о них, утверждает штатную
численность и фонд оплаты труда; создает учреждения юстиции и иные организации,
реорганизует их и ликвидирует, а также утверждает их уставы.
Федеральное управление Минюста РФ по федеральному округу
является окружным территориальным органом
Министерства юстиции РФ.
В круг его основных задач входит: 1)
обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе
государственной политики в сфере юстиции; 2) организация и осуществление контроля за
соответствием федеральному законодательству актов органов государственной
власти Российской Федерации в федеральном округе; 3) организация и осуществление
контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы
Минюста России и учреждения юстиции, не входящих в уголовно-исполнительную
систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России во взаимодействии с
Управлением уголовно-исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний Минюста России; 4) координация
деятельности территориальных органов и учреждений Министерства юстиции РФ,
осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в
федеральный округ.
К основным задачам главного управления относятся: обеспечение
единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта РФ;
обеспечение прав и законных интересов личности, общества и государства;
координация по вопросам совместной компетенции деятельности органов и
учреждений Министерства юстиции по реализации государственной политики в сфере
юстиции на территории субъекта РФ; обеспечение установленного порядка
деятельности судов и исполнения судебных актов и актов иных органов; осуществление
дознания по уголовным делам о преступлениях, отнесенных УПК РФ к подследственности
судебных приставов территориальных органов Минюста России; обеспечение
деятельности по делам об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ
к компетенции органов Минюста России.
При Министерстве юстиции РФ состоят
научные учреждения: Российский федеральный центр судебной экспертизы; Научный центр
правовой информации, Российская правовая
академия - как центральное научное и учебное учреждение Министерства юстиции
РФ.
2. Федеральная
служба судебных приставов
Деятельность по исполнению судебных
решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в
части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны.
Создание службы судебных приставов в системе Министерства
юстиции РФ, органе исполнительной власти, имеет принципиальное значение для развития структуры судебной власти. Эта
служба призвана обеспечить соблюдение процессуального порядка в судебных
заседаниях, повысить эффективность исполнения судебных решений,
позволить освободить судебную власть от осуществления судами несвойственных им
распорядительных функций по выполнению собственных решений, наделить судебного
пристава правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и
иных органов. Таким образом, функция вынесения решения (правосудия) отделяется от функции его выполнения. Последнее возлагается
на структуру исполнительной власти.
Функционирование службы судебных приставов неразрывно связано
с реализацией судебной власти. Поэтому представление об этой службе как обособленной от органов судебной власти,
относящейся всецело к структурам исполнительной ветви власти, не соответствует
реальной действительности.
Организация деятельности службы
судебных приставов предусматривает формирование федеральных органов службы и органов службы в
субъектах Федерации.
Страницы: 1, 2
|