Меню
Поиск



рефераты скачать Органы юстиции Российской Федерации

Органы юстиции Российской Федерации

Содержание


Введение                                                                                                                     3

1. Организация Министерства юстиции Российской Федерации и его органов                  4

2. Федеральная служба судебных приставов                                                           10

3. Федеральная служба исполнения наказаний России                                       16

4. Задачи и полномочия Росрегистрации                                                              17

Заключение                                                                                                               19

Список литературы
























Введение

Деятельность государства и его органов охватывает мно­гие сферы государственной и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, тру­довых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в пер­вую очередь государства и его органов.

Правоохранительная деятельность как вид государствен­ной деятельности обладает рядом существенных признаков. Одним из важных признаков правоохранитель­ной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные го­сударственные органы.

В данной работе мы рассмотрим деятельность Министерства юстиции РФ. Целью данной работы мы ставим рассмотрение структуры, основных функций и деятельности этих органов.

Для написания данной работы были использованы учебные пособие видных российских авторов, данные публикаций периодической печати и нормативные документы.







1. Организация Министерства юстиции Российской Федерации и его органов

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечи­вающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) – федеральный орган исполни­тельной власти, проводящий государственную политику и осуществляю­щий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руково­дство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Россий­ской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

В систему Министерства юстиции Российской Федерации, входят его территориальные органы, подчиненные ему иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Министерство юстиции и его органы выполняют целый ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам, в первую очередь в сфере правового обеспечения их деятельности. Органы юстиции осуще­ствляют ряд полномочий правоприменительного характера в сфере регу­лирования отношений государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствую­щими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь насе­лению.

Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно самим Министерством, так и посредством деятельности орга­нов юстиции, входящих в его систему: федеральных управлений Мини­стерства юстиции РФ по федеральным округам, управлений уголовно-исполнительной системы по федеральным округам при Главном управле­нии исполнения наказаний Минюста РФ, главных управлений Министерст­ва юстиции РФ по субъектам Российской Федерации, мини­стерств юстиции республик, управлений юстиции, областей, автономной области, автономных округов. В систему Министерства юстиции входят также некоторые учрежде­ния и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Науч­ный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий.

Таким образом, современное Министерство юстиции – это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную систему органов и учреждений юстиции Россий­ской Федерации.

Правовое положение Министерства юстиции Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.), иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Прези­дента Российской Федерации.

Важнейшее значение для определения содержания функций и задач Министерства юстиции Российской Федерации имеет постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации», принятой в целях укрепления систе­мы органов и учреждений юстиции Российской Федерации, повышения их роли и ответственности при реализации правовой политики государ­ства.

В соответствии с названным Положением и иными нормативными актами на Министерство юстиции и его территориальные органы в соответствии с их компетенцией возлагается выполнение следующих основных задач по реализации государственной политики в сфере юсти­ции:

·       участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

·        проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение исполнения уголовных наказаний;

·        осуществление исполнительной деятельности;

·        правовая информатизация;

·        развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учрежде­ний юстиции;

·        участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан и некоторые другие.

Самой значительной из них является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

В целях реализации этой функции, дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства Министерство юстиции Россий­ской Федерации осуществляет следующие основные функции:

·           координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

·           проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

·           проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

·           осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организации или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

·           осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих госу­дарственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;

·           представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;

·             осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

·           ведет государственный реестр нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти; участвует в работе по ведению общеправового классификатора отрас­лей законодательства Российской Федерации;

·           участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации.

Возложенные на Министерство юстиции Российской Федерации функции и задачи реализуются аппаратом Министерства, органами и учрежде­ниями, входящими в его систему. Вся полнота ответственности за выпол­нение этих функций и задач лежит на Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с чем и построена организация его центрально­го аппарата. Руководит работой Министерства назначаемый в установлен­ном Конституцией РФ порядке министр.

Министр юстиции назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председате­ля Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и несущих ответст­венность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным рас­пределением обязанностей1.

Министр юстиции в порядке выполнения предоставленных ему полномочий:

·        устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанно­сти между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц сис­темы Минюста России;

·        вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции;

·        издает приказы и распоряжения и иные акты, дает указания, а также ор­ганизует проверку их исполнения;

·        вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ пред­ставления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения ими Консти­туции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

·        подписывает международные договоры Российской Федерации о право­вой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

·        утверждает положения о структурных подразделениях Министерства юстиции России, структуру и штатное расписание его центрального аппарата, а также смету расходов на содержание центрального аппарата Мини­стерства.

Министру юстиции принадлежат также полномочия по нормативному обеспечению уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Значительную роль в организации работы Министерства юстиции и принятии принципиальных решений по организации деятельности органов юстиции играет коллегия Министерства. Коллегия Министерства юстиции образуется в составе министра, заместителей министра и других руководящих работников Министерства. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министер­ства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами и распоряжениями министра.

Особое место в системе Минюста России занимает центральный орган уголовно-исполнительной системы - Федеральная служба исполнения наказаний. Правовой статус этого подразделения оп­ределяется законом Российской Федерации. Центральный орган уголовно- исполнительной системы является структурным подразделением, обеспе­чивающим организацию исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Он является юридиче­ским лицом, создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания и предназначенных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Минюст России в пределах своей компетенции создает свои территориальные органы, утверждает положения о них, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда; создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует их и ликвидирует, а также утверждает их уставы.

Федеральное управление Минюста РФ по федеральному округу являет­ся окружным территориальным органом Министерства юстиции РФ.

В круг его основных задач входит: 1) обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции; 2) организация и осуществление контроля за соответстви­ем федеральному законодательству актов органов государственной власти Российской Федерации в федеральном округе; 3) организация и осуществ­ление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполне­нию задач, возложенных на территориальные органы Минюста России и учреждения юстиции, не входящих в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреж­дений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России во взаимодействии с Управлением уголовно-исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний Минюста России; 4) координа­ция деятельности территориальных органов и учреждений Министерства юстиции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Фе­дерации, входящих в федеральный округ.

К основным задачам главного управления относятся: обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта РФ; обеспечение прав и законных интересов личности, обще­ства и государства; координация по вопросам совместной компетенции деятельности органов и учреждений Министерства юстиции по реализа­ции государственной политики в сфере юстиции на территории субъек­та РФ; обеспечение установленного порядка деятельности судов и ис­полнения судебных актов и актов иных органов; осуществление дозна­ния по уголовным делам о преступлениях, отнесенных УПК РФ к под­следственности судебных приставов территориальных органов Минюста России; обеспечение деятельности по делам об административных пра­вонарушениях, отнесенных КоАП РФ к компетенции органов Минюста России.

При Министерстве юстиции РФ состоят научные учреждения: Российский федеральный центр судебной экспертизы; Научный центр правовой информации, Российская правовая академия - как центральное научное и учебное учреждение Министерства юстиции РФ.

2. Федеральная служба судебных приставов

Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны.

Создание службы судебных приставов в системе Министерства юсти­ции РФ, органе исполнительной власти, имеет принципиальное значение для развития структуры судебной власти. Эта служба призвана обеспечить соблюдение процессуального порядка в судебных заседаниях, повысить эффективность исполнения судебных решений, позволить освободить судебную власть от осуществления судами несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений, наделить судеб­ного пристава правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов. Таким образом, функция вынесения реше­ния (правосудия) отделяется от функции его выполнения. Последнее возла­гается на структуру исполнительной власти.

Функционирование службы судебных приставов неразрывно связано с реализацией судебной власти. Поэтому представление об этой службе как обособленной от органов судебной власти, относящейся всецело к структу­рам исполнительной ветви власти, не соответствует реальной действитель­ности.

Организация деятельности службы судебных приставов предусматрива­ет формирование федеральных органов службы и органов службы в субъ­ектах Федерации.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.