Организация деятельности многопрофильного турагенства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТУРАГЕНТСТВА
1.1 Сущность туристической фирмы
1.2 Законодательное регулирование
деятельности турагентств
1.3
Классификация видов туризма
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТУРАГЕНТСТВА
2.1 Краткая характеристика
турагентства «Гулливер»
2.2
Характеристика тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая туризм как систему
взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые
свойства, отсутствующие у ее элементов, можно сделать вывод, что элементы
системы связаны между собой и определенным образом управляются. Однако
отдельные элементы системы индустрии туризма могут быть описаны лишь
вероятностными характеристиками. Таковы, например, спрос на отдельные туристские
услуги, направления и регионы путешествий, предпочтения и т. д.
Готовые
туристские услуги, как правило, предлагаются и проводятся специальными
компаниями, называемыми турагентами и туроператорами. Такие компании организуют
техническую сторону тура - бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и
экскурсионное обслуживание в метах отдыха и т.д. - а также занимаются
самостоятельной рекламой и маркетингом предлагаемых туров. При организации
перевозки туристов крупные турагентства могут пользоваться как регулярными
авиарейсами, осуществляя предварительное блоковое бронирование мест, так и при
необходимости заказывать специальные чартерные авиарейсы для больших групп
туристов. В США достаточно распространена практика, при которой большие
многопрофильные тур агентства частично выступают и в роли тур-операторов. Так,
например, агентства, специализирующиеся на одном географическом регионе,
например, Восточной Европе или Ближнем Востоке, могут самостоятельно
организовывать и предлагать групповые туры - особенно специальные (например,
для любителей отдельных видов спорта, национальной кухни или напитков - чего угодно)
- в страны этих регионов. Одновременно с этим, они могут выполнять чисто
агентские функции, продавая готовые туры других тур-операторов в другие страны,
на курорты и т.д.
Независимый тур
предоставляет клиенту максимальную гибкость в выборе сроков и продолжительности
поездки и набора желаемых услуг, в то же время, позволяя снизить стоимость
поездки за счет приобретения услуг в комплексе.
Для агента
организация независимого тура представляет весьма трудоемкое дело, поскольку
поиск и бронирование всех билетов, мест и т.п. должен производиться напрямую в
авиакомпаниях, гостиницах, компаниях по аренде автомобилей и экскурсионному
обслуживанию. Тур агент также должен оформить и выдать на руки клиенту все
авиабилеты, ваучеры, и прочие путевые документы для предъявления на месте в
качестве подтверждения платежа. Для сравнения - при заказе группового тура с
сопровождением у тур-оператора агенту необходимо лишь позвонить последнему и
сделать заказ.
Целью моей работы
является рассмотрение деятельности многопрофильного турагентства.
Основная задача
данной работы – раскрыть роль и место туристических агентств на мировом рынке,
т.е. структура мирового туристского рынка, туристические агентства их
классификации и основные виды деятельности.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТУРАГЕНТСТВА
1.1 Сущность
туристической фирмы
В секторе туризма ключевым звеном в цепи посредников, доводящих
туристский продукт до конечного потребителя, является турагент. Через него
производится продажа подавляющей части туристских поездок, прежде всего за
рубеж. Практика свидетельствует, что придумать и разработать интересный
маршрут путешествия очень просто, гораздо сложнее найти потребителя. В условиях
высокой насыщенности рынка сходными предложениями, острой конкурентной борьбы и
ограниченной покупательной способности населения на турагентов ложится самая
трудная задача – привлечь клиента и уговорить его поехать именно в данный тур,
а уже затем заключить с ним договор, получить деньги, оформить паспорт, визы,
билет, выдать ваучер, отправить в поездку и вернуть домой в целости и
невредимости, а на заключительном этапе, может быть, получить от него благодарность.
П П П
П
Т
К К К К К К К К
К К К К К К К К К К
А. Прямой сбыт Б.
Косвенный сбыт
Рисунок 1 - Сокращение общего числа сделок с помощью посредника:
П – производитель (туроператор), К – клиент (турист), Т – торговец
(турагент).
По характеру совершаемых операций турагент является розничным продавцом.
Классический турагент не создает свои собственные туристские продукты, а
занимается их перепродажей. Он реализует услуги конечным потребителям —
туристам — для их личного некоммерческого использования.
Турагенты выполняют две главные функции. Согласно определению ВТО,
основное направление их деятельности состоит в предоставлении информационных
услуг. Только 48% клиентов знают, куда они хотели бы отправиться в поездку, 35%
имеют смутное представление об этом, а 17%* не имеют его совсем.
Турагенты информируют потенциальных покупателей о туристских районах,
расписании движения транспорта, вариантах размещения, действующих расценках и
помогают сделать примерную смету расходов на путешествие. Работа в прямом
контакте с клиентами, беседы и консультации, а также подборка и отработка
справочных материалов очень трудоемки и занимают половину всех затрат времени
и более. Эта доля особенно возрастает при продаже турагентами дорогих туров на
отдых.
Вторая функция турагента — сбыт туристских услуг, оказываемых
перевозчиками, объектами общественного питания, средствами размещения и другими
предприятиями индустрии туризма. Она включает разные посреднические операции.
Турагент реализует билеты на все виды транспорта, бронирует места в отелях и
иной базе размещения, сдает автомобили в аренду, заказывает экскурсии,
оформляет выездные документы, осуществляет страхование туристов, производит
обмен валюты, выдает дисконтные карточки, продает туристскую литературу и
сувениры, производит обработку фотопленок и т.д. Кроме отдельных туристских услуг,
турагент реализует полные, комплексные их пакеты – туры. Среди перечисленных
операций особо следует выделить продажу авиабилетов.
Рынок турагентов имеет ряд характерных черт. Он отличается большим количеством
участников торговых сделок и являет собой пример острой конкурентной борьбы.
Турагенты столь многочисленны в силу открытого доступа к рынку. Эту
деятельность сравнительно просто начать. Она не требует крупных инвестиций и
высокой квалификации. Вместе с тем легкость, с которой происходит выход на
рынок, часто оказывается обманчивой, и турагенты терпят крах из-за плохих
управленческих навыков и недостаточных ресурсов.
По разным оценкам, в мире насчитывается от 20—30 до 70 тыс. турагентств*.
Точно установить их количество очень трудно, поскольку дефиниции и
терминология различаются по странам. Отсутствуют общепринятые критерии их
отбора и в статистике. В одних случаях, как в большинстве американских штатов,
учитываются все действующие турагентства, в других — лишь прошедшие лицензирование.
Например, во Франции согласно закону о туризме 1992 г. туристские операции
могут совершаться только при наличии специального разрешения на турагентскую
деятельность. Лицензия выдается физическим и юридическим лицам, которые
подтвердили свою профессиональную пригодность, в состоянии предоставить
клиентам необходимые финансовые гарантии, имеют страховой полис с достаточным
покрытием, позволяющим нести финансовую ответственность по взятым
обязательствам, и располагают собственным офисом.
Осложняет и без того непростую ситуацию со статистикой турагентов тот
факт, что различные фонды, клубы, общества, ассоциации, не говоря уже о
посредниках из числа физических лиц, занимаются туристским бизнесом нелегально.
Не имея прямого отношения к туризму, они предлагают турагентские услуги. У предпринимательских
структур подобного рода отсутствуют опыт работы, технические возможности,
необходимые деловые связи в сфере туризма, а также лицензия. Они часто нарушают
национальное законодательство. Сотрудничество с такими партнерами оканчивается,
как правило, неудачно.
В основной массе турагентства представляют собой небольшие компании с
незначительным капиталом и ограниченным рынком. Они не в силах оказать
сколько-нибудь заметное влияние ни на поставщиков, ни на поведение покупателей.
Подавляющая их часть имеют одинаковые структуру и размер, предлагают сходные
туристские продукты по примерно равным ценам.
Турагенты приближают туристский продукт к потребителям. Они делают его
более доступным, а саму покупку менее обременительной для клиента. Достаточно
обратиться в расположенную рядом туристскую фирму, чтобы отправиться в
путешествие. Близость к потребителю, вытекающая из розничного характера
посреднических операций, определяет географию турагентской сети. Подавляющая
часть пунктов реализации туристских услуг сосредоточена в густонаселенных
районах.
Сеть розничных посреднических туристских организаций
получила развитие во всех штатах страны. Но на этом фоне выделяется
Северо-Восточный макрорайон, где находится около трети общего количества
турагентств. Они сконцентрированы в самом крупном американском мегалополисе с
населением 45 млн человек — «главной улице» страны, как его часто называют. В
нем расположены экономическая столица США Нью-Йорк и политическая столица
государства Вашингтон.
Взаимоотношения оптовых и
розничных туристских фирм часто опосредуются мелкооптовыми торговцами.
Последние обычно действуют в пределах одного региона. Они централизованно
закупают туры у нескольких отечественных и зарубежных туроператоров и
перепродают их малым местным турагентствам, которых крупные оптовики, как
правило, не обслуживают.
Традиционно мелкооптовые туристские фирмы и турагентства создают
собственные сети мелких дилеров-агентов по продаже. Они работают вне офисов,
персонально с индивидуумами и группами населения, находя клиентов среди своих
родственников и знакомых, по рекомендациям, на службе, на дому, в общественных
учреждениях и пр. Психологи давно установили, что человек более склонен верить
друзьям, близким и вообще конкретным лицам, побывавшим в туристской поездке,
чем рекламе, в частности вывескам в витринах турагентств, хотя последние также
немаловажны и играют свою, отведенную им роль.
Хороший и толковый агент — залог успеха всей цепи участников реализации
туристского продукта. Не случайно туристские фирмы уделяют особое внимание
отбору кандидатов и их обучению. Сложная система тестов позволяет им оценить
профессиональную пригодность претендента.
Агент должен
обладать рядом обязательных качеств. Важнейшими среди них являются
решительность, отсутствие боязни обратиться к незнакомому человеку,
изобретательность, общительность и коммуникабельность, личное обаяние, способность
создавать доверительную атмосферу беседы, надежность и честность.
Туризм является открытой системой, на которую оказывают существенное
влияние природные факторы, климатические, экономические и социальные
катаклизмы, национальные и региональные конфликты и т.п. Некоторые из этих
внешних воздействий на систему проявляются регулярно, появление других предсказать
невозможно. Ситуация осложняется и тем, что во многих случаях некоторые виды
коммерческой деятельности, например транспортная, организация размещения и
питания, направлены на обслуживание не только организованных туристов, но и
обычных клиентов. Кроме того, не все туристы пользуются услугами, предлагаемыми
туроператорами или турагентами, предпочитая действовать напрямую,
самостоятельно связываясь с транспортными компаниями и гостиницами. Другие
потребители туристских услуг предпочитают иметь дело не с турагентами, а
непосредственно с операторами туров. Схема формирования и продажи комплексной
туристской услуги-тура представлена ниже. Здесь в качестве контрагентов и исполнителей
отдельных услуг, входящих в турпакет, представлены: гостиницы, рестораны,
транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры),
спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные
предприятия. Они выступают в качестве внутренних и иностранных контрагентов и
исполнителей услуг, поставляющих отдельные услуги, туроператорам для
формирования тура.
Предприятия
Размещения
Предприятия
Оптовая продажа, розничная продажа.
питания
Транспортные
Туроператоры Турагенты Туристы
компании-
перевозчики
Предприятия
экскурсионные,
культуры,
спортивно-
Отдельные туристские услуги
оздоровительные,
лечебные и
т.д. (альтернативный туризм)
Прочие
предприятия
и исполнители
услуг (агенты
по
приёму, страховые
агенты и т.д.)
Рисунок 2 - Формирования и продажи комплексной туристской услуги
В формировании и продаже турпродукта принимают участие:
-туроператоры – юридические и физические лица, занимающиеся
изготовлением, продвижением и реализацией туристского продукта (иногда
называемые в международной практике турорганизаторами);
-исполнители туристских услуг (контрагенты) - юридические или физические
лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные,
экскурсионные и другие услуги, входящие в турпакет, - это гостиницы, рестораны,
транспортные компании (компании-перевозчики), предприятия культуры (парки,
музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и
экскурсионные предприятия и т. д. Они выступают в качестве внутренних и
иностранных контрагентов, поставляющих услуги, входящие в тур, туроператорам;
·
турагенты
- юридические или физические лица, занимающиеся продвижением и реализацией
туристского продукта, - посредники;
·
потребители
туристского продукта - любые физические лица, использующие, приобретающие либо
имеющие намерение приобрести туристские услуги (турпродукт) для личных нужд.
Различается
оптовая и розничная реализация турпродукта. Оптовая реализация осуществляется
по посредническому договору, имеющему формы договора-поручения, договора комиссии
или агентского соглашения. Туроператор в зависимости от вида договора
выступает в роли доверителя, комитента или принципала. Розничная продажа
турпродукта конечному потребителю - туристу осуществляется по договору
купли-продажи, иначе говоря, по договору возмездного оказания туристских услуг.
Сделки с контрагентами - транспортными предприятиями, в частности с авиаперевозчиками,
могут быть оформлены договорами фрахтования (чартер, субчартер), определяющими
арендные обязательства в отношении всей или части вместимости транспортного
средства, совершающего чартерный рейс, или договорами на приобретение блока
мест в транспортном средстве (блок-чартер), определяющими отношения
купли-продажи прав на услуги по перевозке пассажиров и их багажа чартерным или
регулярным рейсом.
Страницы: 1, 2, 3
|